Урок русского языка. Прилагательное. 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Кучмина Татьяна Владимировна

                                                                                                                              

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУСКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ В СООТВЕТСТВИИ

С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС

 

Учебный предмет: русский язык

Класс: 5

Тема урока: имя прилагательное

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений

Вид урока: урок экскурсия

Цели урока:

Деятельностная цель: обобщить и систематизировать знания по теме «Имя прилагательное», закрепить их на практике; развить умение грамотно выражать мысли в устной и письменной формах; использовать прилагательные в качестве изобразительно-выразительных средств; уметь трансформировать, дополнять и моделировать текст; воспитывать любовь к родному краю.

Развивающая цель: развитие речи – обогащение и усложнение словарного запаса; развить умения анализировать и оценивать собственную деятельность и деятельность своих товарищей.

Воспитательная цель: формировать глубокое уважение к языку и умение грамотно выражать свои мысли; воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей; воспитывать любовь к родному краю.

 

На данном уроке школьники должны:

- совершенствовать навыки по теме «Имя прилагательное»;

- усвоить орфографические правила, связанные с именем прилагательным;

- отработать навыки работы с текстом.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                              Кучмина Татьяна Владимировна,

                                                                                                                              учитель русского языка и литературы

                                                                                                                              ГБОУ школа №297 Пушкинского района

                                                                                                                            г. Санкт-Петербурга

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУСКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ В СООТВЕТСТВИИ

С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС

Учебный предмет: русский язык

Класс: 5

Тема урока: имя прилагательное

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений

Вид урока: урок экскурсия

Цели урока:

Деятельностная цель: обобщить и систематизировать знания по теме «Имя прилагательное», закрепить их на практике; развить умение грамотно выражать мысли в устной и письменной формах; использовать прилагательные в качестве изобразительно-выразительных средств; уметь трансформировать, дополнять и моделировать текст; воспитывать любовь к родному краю.

Развивающая цель: развитие речи – обогащение и усложнение словарного запаса; развить умения анализировать и оценивать собственную деятельность и деятельность своих товарищей.

Воспитательная цель: формировать глубокое уважение к языку и умение грамотно выражать свои мысли; воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей; воспитывать любовь к родному краю.

На данном уроке школьники должны: 

- совершенствовать навыки по теме «Имя прилагательное»;

- усвоить орфографические правила, связанные с именем прилагательным;

- отработать навыки работы с текстом.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент (1 мин.)

Цель этапа: создание благожелательной атмосферы урока, включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне.

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

Учащиеся настраиваются на работу.

2. Постановка целей и задач (2 мин.)

Цель этапа: целеполагание; создание проблемной ситуации.

- Ребята, сегодня я предлагаю вам совершить очень увлекательную прогулку по нашему городу. Я буду вашим экскурсоводом и покажу интереснейшие исторические места «Санкт-Петербурга». В ходе нашей экскурсии вы узнаете, почему этот город так называется, увидите «старый» Санкт – Петербург и современный. Если вы будете внимательны, то узнаете очень много интересного и полезного.

       Моим помощником будет прилагательное, потому что без него невозможно описать всю красоту любимого города. В пути нам понадобится маршрутный лист, в котором вы должны отмечать, какие знания показали на остановках.

       Чтобы правильно заполнить маршрутный лист, вы должны помнить:

*Если вы хорошо знаете учебный материал, не делаете ошибок, значит, экскурсионному автобусу светит зелёный огонёк, который говорит: «Очень хорошо, вперёд!»

       Кружок раскрасьте зелёным цветом.

*Если вы затрудняетесь, делаете ошибки, то светофор, мигая жёлтым глазом, говорит: «Внимание! Внимание!»

       Кружок раскрасьте жёлтым цветом.

        *Вы не знаете правила, допускаете ошибки, тогда тревожно загорается красный сигнал: «Стоп!»

       Кружок раскрасьте зелёным цветом.

Слушают инструкцию, рассматривают маршрутный лист.

(Р) Волевая саморегуляция;

(П) Адекватно воспринимают содержание устного сообщения.

3. Актуализация знаний (8 мин.)

Цель этапа: Организация коммуникативного взаимо-

действия, в ходе которого учащиеся развивают свою речь, учатся ассоциативному мышлению

; повторение пройденного, выполнение заданий ; взаимопроверка и взаимооценивание

  - По обоим берегам Невы, зашитой гранитом, а также омываемый  Финским заливом, в красивейшем месте, среди бескрайних лесов, под неповторимым небом расположился Санкт-Петербург. Посмотрите, ребята, где ещё можно увидеть столько великолепных разводных мостов, множество замечательных парков и скверов, старинные здания с филигранной лепниной, тихую гладь величавой Невы?! Как точно подметил художник красоту нашего родного города. Неповторима в своём многообразии гамма красок, необычайно опущение простора. Эта красота вдохновляла не только мастеров кисти, но и художников слова. Послушайте:

 Эта земля…. … каналы тянутся вдаль. Величественно несёт воды … река. Лучи солнца озаряют … отблесками её … поверхность. В … синеве неба парят … чайки. Здесь дышишь … воздухом … моря. … вода коснётся  … линии, и мы услышим … песню о нашей … стороне.

     - Ребята, смог ли автор передать прелесть этой земли, насколько точно показал её неповторимость?

     - Правильно, автор не смог детально описать красоту и неповторимость нашей  земли, так как в тексте нет эпитетов а они необходимы для точности описания. Итак, ребята, я думаю, что вы убеждены, что имя прилагательное- очень важная часть речи. Давайте вспомним, что такое имя прилагательное.

    - Ребята, неужели наш текст так и останется без прилагательных, словно птица без крыльев? Помогите автору передать красоту и своеобразие нашего края! Вставьте прилагательные и озаглавьте текст.

Учащиеся слушают учителя .

Отвечают на вопросы, дают определение имени прилагательного.

Подготовленные учащиеся самостоятельно трансформируют и дополняют текст.

Для менее сильных учащихся предлагаются слова для справок: бескрайний, спокоен, полноводен, красивый, многочисленные, яркий, золотистый, блестящий, бездонный, белокрылый, крикливый, свежий, холодный, прозрачный, чистый, прибрежный, звучный, задушевный, родимый.

Подведение итогов работы: чтение творческих работ учащихся. Заполнение маршрутного листа.

(П) Адекватно воспринимают содержание устного сообщения  . Свободно и правильно излагают свои мысли .

(К) осуществляют коммуникативное взаимодействие с учителем и одноклассниками в процессе речевого общения.

(Л) Стремятся к речевому самосовершенствованию. Проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

4. Обобщение и систематизация знаний (8 мин.)

Цель этапа: работа по выявлению связи материала урока с изученным ранее материалом

Беседа:

     - Докажите, что перед нами действительно текст.

     - Какова его основная мысль?

     - Какие выразительные средства используются для выражения основной мысли?

     - Какие непостоянные признаки могут иметь прилагательные? Докажите на примерах из текста.

     - Какова синтаксическая роль прилагательных? Докажите на примерах из текста, произведя синтаксический разбор 1 и 2 предложений.      – Вы хорошо справились с заданием, горит зелёный свет, и мы отправляемся дальше, к истокам города Санкт- Петербург.  

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, определяют синтаксическую роль прилагательных, делают синтаксический анализ предложения, производят взаимопроверку.

(К) Умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, умение понимать речь других.

(П) Владеют приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему.

(Л)Умение настроиться на познавательную деятельность.

(Р) Умение определять последовательность действий для решения учебной задачи. Выработка умения адекватно реагировать на трудности.

5. Применение знаний и умений в новой ситуации (10 мин.)

Цель этапа: Организовать коммуникативное взаимо-

действие; научить учиты-

вать разные мнения и координировать разные позиции в сотрудничестве; использовать речевые средства для решения языковых и коммуникатив-

ных задач.

1. Проецирование на экран плана Петропавловской крепости.(Приложение 1)

- Город ведёт свою историю от Петропавловской крепости. Там в граните бастионов застыла история рождения Северной столицы России, центром которой, по замыслу Петра Великого, стала цитадель, символизирующая собой мощь и и неприступность созданной им державы. Из дошедших до нас документов известно, что место для новой крепости выбирал лично Пётр I. С этой целью 8 мая 1703 года он осматривал невские берега вместе с Александром Даниловичем Меншиковым и французским инженером Жозефом Гаспаром Ламбером де Гереном. Выбор государя пал на Заячий остров, находящийся в самой широкой части устья Невы, и имеющий вполне подходящие размеры – 750 м в длину и почти 360 м в ширину. Сегодня день, когда была заложена Петропавловская крепость, принято считать днём рождения Санкт-Петербурга, но мало кто знает, что первоначально её постройка преследовало сугубо военные цели, и основание вокруг неё новой столицы государства не предполагалось. Лишь впоследствии эти два события были связаны между собой, так что пушкинское «здесь будет город заложен» пришло в голову государю несколько позже, чем началось создание мощных крепостных бастионов.

2. Демонстрация слайдов «История Санкт-Петербурга».(Приложение 2)

3. Лексическая работа.

-Каким был наш город на рубеже 19-20 веков?

-Верно, он был очень красивым. Для того, чтобы при создании текста о Санкт-Петербурге вы не допускали такой ошибки, как повтор, поработаем над развитием речи. Подберите синонимы к слову «красивый».

4. Орфоэпическая работа.

- Поставьте ударение в слове «красивейший». Запомните: есть только один вариант – «красИвейший». Не забудьте отметить результаты в маршрутных листах.

5. Рассказ учителя.

 Не правда ли, прекрасен был Санкт-Петербург, и определений у него было много: Северная Пальмира, город белых ночей, Северная столица, Северная Венеция, Петра творенье… Санкт-Петербург стал важным торговым центром на северо-западном направлении. Сюда, подобно мощным лучам, сходились водные, железнодорожные, автотранспортные артерии страны. Отсюда русские купцы увозили свои товары за границу, сюда прибывали заморские гости, промышляющие торговлей, т. к. это столица.

    Итак, наш экскурсионный автобус остановился в Гостином дворе.

   Хотите узнать, что было там? Тогда слушайте.

     В Гостиный двор за покупками приходили люди всех сословий и достатка, от крестьян и до великих княжон. Не спокойный, а бойкий торг шёл здесь. Небольшая цитата из воспоминаний церковного старосты Ивана Андреева, позволяющая перенестись в то время и посмотреть на Гостиный двор своими глазами: «Гостиный двор перед Рождеством просто кишел народом. Магазины в наружных линиях переполнены были всякими соблазнительными вещами. Глаза разбегались от блеска и пестроты; особенно лавки с рождественскими елочными украшениями: все это горело, переливалось тысячами разноцветных огней, стоял какой-то особенный предпраздничный шум, движение, лавки полны были народом…
 В середине Гостиного двора шла торговля мясом, молочными телятами, поросятами, огромные туши висели на крюках; маленькие поросята, с застывшими на рыльцах капельками воды, лежали большими поленницами, как дрова. Разные овощи, крупы, мука, грецкие , миндальные, лесные орехи, медовые, имбирные, шоколадные, мятные  пряники! Чего только не навозили к празднику!

       Слышалось нежное звучание скрипки и весёлая песня русской гармони. Голос ярмарки был певуч».

6. Выборочный диктант, проверка, оформление маршрутных листов.

     - Ребята, чтобы нам отправиться дальше, нужно правильно написать прилагательные, а для этого проведём выборочный диктант.

     Задание: Выпишите словосочетания «Существительное + прилагательное» и выделите графически орфограммы, изученные в разделе «Имя прилагательное» .

7. Подведение промежуточного итога.

-Я думаю, что вы уже заполнили маршрутные листы. Один большой лист оставьте у себя, а маленький передайте мне, чтобы я могла подвести итог этой части нашей экскурсии.

- Я вижу, что на светофоре горит зелёный свет. Мы можем отправляться дальше.

Слушают об истории Петропавловской крепости.

Смотрят слайды.

Отвечают на вопрос, подбирают синонимы к слову.

Ставят ударение в слове. Заполняют маршрутные листы.

Слушают рассказ учителя.

Работают с текстом. Выписывают словосочетания «Существительное + прилагательное» и выделяют  графически орфограммы, изученные в разделе «Имя прилагательное». Производят взаимопроверку. Объясняют орфограммы.

Заполняют маршрутные листы.

(П) Адекватно воспринимают содержание устного сообщения.

(К) Умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, умение понимать речь других.

(П) Умение строить текст.

(П) Умение делать предположения и обосновывать их.

(П) Адекватно воспринимают содержание устного сообщения.

(Р) Умение определять последовательность действий для решения учебной задачи. Умение оценивать, контролировать, корректировать

(П) . Свободно и правильно излагают свои мысли . Умение систематизировать материал.

5. Контроль усвоения: обсуждение допущенных ошибок и их коррекция (8 мин.)

Цель этапа: Тренировать способность к контролю; развивать умение самостоятельной проверки; проверить свое умение применять изученный способ.

1. Просмотр видеофильма и рассказ учителя под звуки мелодии.(Приложение 3)

Прошло совсем немного времени и война обрушилась и на Ленинград: он оказался закован в военную блокаду, начиная с 8 сентября того же года.

Даже на начальный этап блокады в городе не находилось порядочного для долгой изоляции количества продуктов и топлива. Единственный контакт с остальным миром лежал через Ладожское озеро, но и оно оказалось не всегда способным помочь осаждённому городу. Начался повальный голод, который в условиях холодной зимы первых лет блокады превратился в настоящую катастрофу: сотни тысяч мучительных смертей горожан. Блокада длилась более трех лет,  опустошив город и измучив несчастных горожан, но не сломив дух ленинградцев.

День снятия блокады отмечается 27 января. За героизм, который проявили доблестные защитники блокадного Ленинграда, 8 мая 1965 года город торжественно отмечен статусом Города-героя.

Страшный след оставило вражеское нашествие. Разрушение были огромны. Но сражу же после войны стартовало полномасштабное обновление. Только люди, беззаветно любящие город, смогли в короткие сроки сделать город красивым и цветущим.

- Давайте посмотрим на современный город.

2. Демонстрация фильма «Современный Санкт-Петербург» (без цвета) (Приложение 4)

-Ребята, вот и подошла к завершению наша экскурсия и мы снова в привычном нам, современном Санкт-Петербурге. Но разве таким - чёрно-белым – видим мы наш любимый город?

- Раскрасьте его, покажите его красоту и неповторимость. И пусть это волшебное имя прилагательное поможет вам выразить свои чувства, свою любовь к нашему городу. Я предлагаю вам написать небольшое сочинение (миниатюру) на тему «Мой город».

Смотрят фильм, слушают рассказ учителя.

Смотрят фильм. Пишут небольшое сочинение (миниатюру) на тему «Мой город». Читают отдельные творческие работы.

(П) Адекватно воспринимают содержание устного сообщения.

(П) . Свободно и правильно излагают свои мысли .Умение делать предположения.  Умение систематизировать материал.

(К) Умение выражать свои мысли с достаточной полнотой,  умение понимать речь других, учитывать разные мнения.

6. Рефлексия (5 мин.)

Цель этапа: Осознание учащимися своей учебной деятельности; самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

1. Подведение итогов урока.

- Какие знания вам понадобились, чтобы совершить нашу экскурсию?

- Расскажите об орфограммах, которые вы повторили. Приведите примеры.

- Для чего нам необходимо знание имён прилагательных и умение использовать их в речи?

- Внимательно посмотрите сами и покажите мне свои маршрутные листы. Вы смогли оценить свои знания?

- Какой учебный материал вы знаете хорошо?

- Какой учебный материал вам необходимо повторить?

- Вы все смогли оценить свои знания по теме «Имя прилагательное». Работу по устранению выявленных недочётов вы проведёте дома, повторив теоретические сведения и составив орфографический диктант, состоящий из слов, включающих те орфограммы, в знании которых вы сомневаетесь.

2.  Вновь демонстрируется фильм «Современный Санкт-Петербург», в котором кадры приобретают цвет. (Приложение 5)

- Ребята, посмотрите – вам удалось передать своеобразие и красоту нашего края – и город окрасился яркими, сочными красками.

- Я надеюсь, что какие-то страницы истории нашего города открылись для вас по-новому. Он стал вам ближе и роднее. Так давайте будем любить Санкт-Петербург, беречь его прошлое, заботиться о настоящем, думать о будущем и гордиться званием петербуржец!

Ответы на вопросы учителя по анализу урока; самооценка собственной учебной деятельности.

 Строят монологическое высказывание. Рассказывают об орфограммах.

Смотрят фильм. Слушают учителя.  

(Л) Умение оценивать себя.

(П) Умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

(К) Умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

(Р) Умение оценивать, контролировать, корректировать.

(П) Адекватно воспринимают содержание устного сообщения.

(Л) Уважительное отношение к родному языку. Уважительное отношение к городу Санкт – Петербургу.

                                                             7. Объяснение домашнего задания (  3 мин.)

Цель этапа: формирование навыков и умений самостоятельной деятельности и подготовки ученика к самообразованию.

Информация о дифференцированном домашнем задании.

- Повторить изученное о прилагательном.

- Выполнить упр. 601

 - Подобрать как можно больше эпитетов к словам ГОРОД, СТОЛИЦА, УЛИЦА.

- Написать сочинение-миниатюру «Улица моего детства».

Записывают домашнее задание, задают вопросы по домашнему заданию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Имя прилагательное" урок русского языка 5 класс

Урок русского языка по теме: "Имя прилагательное" для 5 класса с учетом требований  ФГОС...

урок русского языка 5 класс полные и краткие прилагательные

Конспект  урока  русского  языка  в 5 классе "Полные  и краткие  прилагательные". Урок - изучение  нового материала, учащиеся самостоятельно выявляют такую группу...

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка. 6 класс. Степени сравнения имён прилагательных.

Конспект урока, презентация, рабочий лист. Урок предполагает самостоятельную работу учащихся....

Урок русского языка 6 класс "Качественные прилагательные"

Тема:Разряды имен прилагательных по значению.Качественные прилагательныеЦель: сформировать понятие «качественные прилагательные».Тип урока: урок обобщения и систематизации изученного.Цели как деятельн...

Технологическая карта урока. Русский язык 6 класс.«Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных»

Класс: 6Предмет: Русский языкТип урока, вид: урок изучения новых знаний и способов действий, комбинированныйДата проведения: 29.01.2018Учитель: Дремова Т.Н.  Цели урока: 1.   Образ...