урок русского языка 5 класс полные и краткие прилагательные
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Конспект  урока  русского  языка  в 5 классе "Полные  и краткие  прилагательные". Урок - изучение  нового материала, учащиеся самостоятельно выявляют такую группу  прилагательных, как краткие. К уроку имеется  презентация, карточки  для  учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Карточка  к уроку «Полные и краткие прилагательные»

1.

Расскажите о признаках полных и кратких прилагательных, пользуясь данным алгоритмом

1)  Отвечают на вопросы ...

2)  В предложении являются ...

3)  Изменяются ...

3.  Вставьте в данный текст подходящие по смыслу слова из справок.

        О чём сообщили скворцы, вернувшиеся с юга.

     «Весна идёт! Весна идёт! Мы _______________весны гонцы». Зимние дни миновали, ночи ____________ стали. __________ небесная лазурь. Солнышко с неба луч _____________ разливает. Сугробы не так уж ___________  , как зимой. Воздух __________  и  _________.  __________ теплом подувает ветер с полей.

       Утро ещё __________. А всё-таки на душе _________ и __________, потому что «весна  _____ повеяла крылом».

Слова для справок: чиста, короткие, молодой,  влажным, небесная, лёгкою, светло и радостно, душистая, золотой, свеж и прозрачен, прохладно, грозны и горды.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

МАОУ «Моряковская средняя общеобразовательная школа»

Урок русского языка по теме

 «Полные и краткие прилагательные»

5 класс

                                   Выполнила Баздырева Елена  Анатольевна,   учитель русского языка, литературы

2012 год

Цели:

  1. Дать представление о полной и краткой форме прилагательных, о грамматических особенности кратких прилагательных и их синтаксической роли.
  2. Научить различать полные и краткие прилагательные, определять их роль в предложении, правильно ставить ударение в кратких прилагательных.
  3. Воспитать интерес к русскому языку, развить творческие способности учащихся.

Оборудование: мультимедийный  диапроектор,  мультимедийная  презентация урока, карточка к уроку.

Тип урока: изучение нового материала.

     Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы продолжаем изучать имя прилагательное. Вспомним, что уже знаем об этой части речи, познакомимся с полными и краткими прилагательными.  Начнём урок с загадок о временах года:

 Голубые, синие
Небо и ручьи.
В синих лужах плещутся
Стайкой воробьи.
(Весна )(слайд 1)

Лес и поле в зелени,
Синяя река,
Белые, пушистые
В небе облака.
(Лето)(слайд 2)

Золотые, тихие
Рощи и сады,
Нивы урожайные,
Спелые плоды.
(Осень)(слайд 3)

Лес и поле белые,
Белые луга.
У осин заснеженных –
Ветки как рога.
(Зима)(слайд 4)

Какие слова помогли вам отгадать времена года?
Что обозначает имя прилагательное?

На какие вопросы отвечают имена прилагательные?

Как изменяются имена прилагательные?

Чем в предложении являются имена прилагательные?

Давайте сделаем вывод, для чего нужны имена прилагательные в русском языке?

 Послушайте стихотворение( подготовленный ученик читает наизусть стихотворение):

Я слово замечательное,-

Сказало прилагательное,-

Я равного себе не знаю:

Я признаки обозначаю.

Без признаков предмета нет –

Об этом знает целый свет.

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь

Меня вам надо знать, беречь.

Стихотворение подтвердило ваши слова?

Имена прилагательные не всегда отвечают на вопрос какой, есть прилагательные, отвечающие на вопрос каков.

Послушайте строчки из стихотворения Е. Баратынского:

Весна! Весна!

Как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он.

(Демонстрируется слайд 5)

Вопросы к классу:

-Ребята, как вы думаете, почему я прочитала именно это стихотворение? Посмотрите в окно, какое время года сейчас?

Слово учителя:

Правда, погода  весенняя,  солнце светит ярче, воздух становится теплее, настроение наше меняется, мы живём в ожидании чего-то нового. Скоро листочки на деревьях распустятся. Сегодня вы попробуете себя в роли волшебников. Перед вами дерево, на котором ещё нет зелёных листочков. Если вы будете хорошо работать, в конце урока наше дерево будет украшено листочками. Всё зависит от вашах стараний. Я желаю вам, чтобы наше дерево  стало пышным, как  на слайде. (На слайде демонстрируется анимация – на дереве распускаются листочки слайд 6).

I. Актуализация знаний учащихся:

Запишите число и тему урока “Полные и краткие прилагательные”. Итак, начинаем нашу работу ( слайд 7).

Посмотрите на доску, прочитайте это предложение, подумайте, какое прилагательное можно вставить на место пропуска. 

Под лучами ……… солнца быстро тает снег ( слайд 8).

  1. Почему вы выбрали именно это прилагательное? Выделите окончание.
  2.  Как проверить правописание окончания имени прилагательного?

(Окончания прилагательных проверяются вопросом).

  1. Каким членом предложения может быть имя прилагательное?

(Прилагательное может быть определением и сказуемым).

Спишите предложение с доски, выполните  его синтаксический разбор.

Один учащийся у доски, остальные в тетрадях делают разбор предложения.

(Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое)

II. Объяснение нового материала.

И сегодня мы продолжим изучать эту часть речи. (Демонстрируется слайд 9). Посмотрите на словосочетания:

Чистый воздух,  небо ясно, удивительная погода,  день прекрасен, цветы чудесны,  голубое небо, вода прозрачна, яркое солнце. 

 На сколько групп можно разделить следующие словосочетания?  (на 2). Почему?

Посмотрите на таблицу. Имена прилагательные делятся на 2 группы: полные и краткие.          Сегодня у нас на уроке присутствует ещё один ученик - Вася  Ошибкин, у которого к вам накопилось несколько вопросов, давайте поможем ему на них ответить.

  1. Как вы думаете, почему одни прилагательные называются полными, а другие - краткими? Посмотрите внимательно на таблицу и подумайте. ( слайд 10)

(у полных прилагательных окончания состоят из двух букв, у кратких - из одной)

  1. В чём ещё разница между полными и краткими прилагательными?

(полные прилагательные отвечают на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?)

(краткие прилагательные отвечают на вопросы: Каков? Какова? Каково? Каковы?)

3. Каким членом предложения являются полные прилагательные?

4. Какими членами предложения являются краткие прилагательные? 5. Как изменяются полные прилагательные? (по родам, числам, падежам)

6. Посмотрите на краткие прилагательные. Как изменяются они? (только по родам и числам)

5. Сделаем вывод, в чём различие между полными и краткими прилагательными? Воспользуйтесь алгоритмом ответа.

(Алгоритм ответа на карточке)

  1. Отвечают на вопросы ...
  2. В предложении являются ...
  3. Изменяются ...

 Несколько учащихся по алгоритму проговаривают ответ:

А теперь сравните ответы с таблицей.

(Демонстрируется слайд с выводом 11)  Учащиеся работают с таблицей, ещё раз проговаривая ответ.

Слово учителя:

Молодцы, ребята, как хорошо и активно вы работаете, посмотрите, как доволен Вася Ошибкин.

III. Закрепление изученное.

1. Вася пригласил нас поиграть в прятки, а сам расстроился, потому что от него спрятались краткие прилагательные.

Найдите краткие прилагательные и укажите их номера.

(Демонстрируется слайд “Поиграем в прятки” 12). Учащиеся пишут ответы на карточках и показывают правильные ответы.

Правильный ответ: 2, 3, 5, 9.

Как вы это определили? - по короткому окончанию.

  1. А сейчас вспомним басни И.А. Крылова

Назовите героев его басен. Это лисица, ворона, свинья, волк. Подумайте, какими прилагательными можно охарактеризовать  персонажей его басен.  

1.Глупый, тщеславный, высокомерный.  Ворона

2. Хитрый, пронырливый, льстивый. Лисица

3. Невежественный, грубый, неблагодарный. Свинья

4. Жадный, злой, несправедливый. Волк

(На доске фотографии героев из  басен И.А. Крылова и карточки с прилагательными) Учащиеся должны распределить  прилагательные между героями басен (слайд 13).

  Охарактеризуйте героев басен И. А. Крылова: ворону, свинью, лисицу, волка – с помощью кратких прилагательных, у кратких прилагательных м.р. появляется беглая гласная. Запишите в тетрадь по одному словосочетанию.

 

3. “Помогите Васе Ошибкину правильно поставить ударение” ( слайд 14).

Учащиеся выполняют упр. 589 устно. Сначала все вместе проговаривают образец, затем по одному все остальные слова.

Обратите внимание, что в кратких прилагательных  ж. р. ударение всегда падает на последний слог.

4. Творческое списывание. Вставьте в данный текст подходящие по смыслу слова из справок (демонстрируется слайд “Творческое списывание” 15)

Сначала прочитаем текст без прилагательных.

Учащиеся списывают текст и вставляют подходящие по смыслу прилагательные из слов для справок (карточка). В это время играет весенний вальс Шопена.

Прочитаем текст с  прилагательными. Сравним оба текста

Теперь сравните свои тексты с образцом на экране ( слайд 16).

Вопросы к учащимся:

1. Какой текст интереснее? второй,

 2. Что делает его таким? прилагательные.

3. С какой целью используются прилагательные в предложении? чтобы сделать речь более яркой, выразительной.

4. Подчеркните краткие прилагательные как члены предложения.

5.  А сейчас давайте попробуем сделать так, чтобы на нашем дереве появились листочки ( у доски стоит веточка дерева, за ней   к доске прикреплено солнце и облака). Это сделать очень просто.  Я буду читать текст, когда вы услышите краткое прилагательное, поднимайте руку, в случае  правильного ответа берите вот эти листики и вешайте на дерево. Дерево должно стать зелёным и пышным, потому что слова в моём тексте волшебные.

   Медвежата жили в лесу. Лес был дремуч, тропинки все заросли, не видно их. Всё вокруг было зелено. Около берлоги рос большой куст малины. До чего же он пахуч. Плоды этого куста были сладки! По утрам, когда воздух был ещё свеж и бодрящ, медвежата гуляли. Медведица была добра и позволяла своим деткам лакомиться красной сладкой ягодой. Медвежата были очень милы. Ягода была вкусна. Кроме того малина полезна для здоровья. Один из медвежат был слишком уж неуклюж: то он цеплялся за колючие ветки, то проваливался в ямки, то скатывался кубарем с обрыва по песку. Песок-то был сыпуч. А куст малиновый колюч.      Днём же, в жару, когда раскалённый диск солнца был очень уж жгуч, медвежья семья отлёживалась в своём убежище. Вся семья была довольна.

Молодцы, ребята! Вы постарались, и наше дерево зазеленело. Стало красиво, оказывается, легко быть волшебниками.  Благодаря кратким прилагательным текст стал красивее. Они описывают предметы более точно, конкретно, кратко.

 А теперь обратимся к пословице, которую я взял в качестве эпиграфа к нашему уроку.

6.На доске: Корень учения горек, а плод - сладок. (Пословица). Найдите краткие прилагательные. Очень часто их употребляют в пословицах для большей точности.

- Как вы понимаете эти слова?

(Учиться всегда трудно, но, овладев знаниями, можно многого добиться).

-Запишем эту пословицу в тетради!

-Найдите в ней прилагательные.

-Определите, в полной или краткой форме они употреблены?

-Какими членами предложения являются? Подчеркните.

Ответы: (прилагательные горек, сладок, употреблены в краткой форме, в предложении являются сказуемыми).

А самое главное, нужно хорошо учиться,  тогда всё получится. Терпенье и труд всё перетрут!  

IV. Подведение итогов.

1. Что нового узнали сегодня на уроке?

(Узнали, что прилагательные употребляются в краткой форме, что краткие прилагательные в предложении являются сказуемыми, изменяются по родам и числам, не изменяются по падежам).

  1. Чему научились?

(Научились находить краткие прилагательные в предложениях, правильно ставить ударение в кратких прилагательных. Вы хорошо поработали, поэтому получаете хорошие оценки).

Учитель объявляет оценки. Понравился ли вам урок?

Д/з:  упр.592.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

"Географический КВН для учащихся 6-7 классов", "У нас в гостях Япония"для 9-11 классов, разработка урока "Африка" для 11 класса.

Данные методические разработки можно использовать во время проведения предметной недели географии в 6-11 классах. Разработка урока  систематизирует знания учащихся по теме "Африка" в 11 классе....

Урок-игра в 5 классе по курсу « Природоведение, 5 класс» по теме: «Обобщение знаний по курсу «Природоведение, 5 класс»

Урок-игра-одна из современных образовательных технологий.На таких уроках у учащихся расширяется кругозор, развивается познавательная активность, формируются определенные умения и навыки, необходимые в...

Рабочие программы по математике 5 класс, алгебре 7,8 классы, геометрии 7,8 классы

Рабочие программы составлены согласно рекомендациям ЦРО г.Братска....

Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.»

урок "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" предназначен для учащихся 1-4 классов коррекционной школы VIII  вида. Урок "Мозаика из рваной бумаги.Птицы" развивает мелкуюмоторику, мышление,...

Рабочая программа учебного курса по математике для 10 класса под редакций А.Н Колмагорова. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Алгебра и начала анализа 10 класс и Геометрия 10 класс под редакций А.В Погорелова.

Учебник: Колмогоров А. Н. Алгебра и начала анализа. 10-11 классы; учебник /А. Н. Колмогоров. - М.: Просвещение, 2009, Погорелов А.В Геометрия 10-11 классы;/А.В.Погорелов. - М.: Просвещение, 2010...