Повторение изученного по теме "Морфемика и словообразование" в 8 классе.
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Эффективный рабочий урок.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Повторение изученного.  Морфемика и словообразование.

Цели:

  1. Активизировать знания учащихся о членении слова на морфемы, о способах словообразования, о взаимосвязи орфографии и морфемики;
  2. Совершенствовать умение определять способ словообразования и образовывать слова заданным способом, умение вычленять морфемы в слове, определять виды орфограмм и устанавливать их написание в соответствии с правилом.
  3. Воспитывать любовь к русскому языку.

Оборудование: индивидуальные карточки с заданиями.

Тип урока: повторительно - обобщающий

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Тип 3 № 482

Выпишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, предложения, в которых выделенные слова являются предлогами.

1) (Не)смотря на обледенение дороги, он поехал в гости на машине.

2) (В)следстви.. по делу о хищении товара появились новые улики.

3) Я решил узнать всё (на)счёт предстоящей экскурсии.

4) Антон читал стихи выразительно, (не)смотря в текст.

2. Тип 4 № 609

Выпишите, раскрывая скобки, предложения, в которых выделенные слова являются союзами.

1) Что(бы) ни случилось, жизнь прекрасна!

2) Отец похвалил нас за(то), что мы не оставили друга в беде.

3) Бедному псу то(же), очевидно, хотелось есть.

4) Эта дверь была без щеколды, вторая так(же) была без замка́.

3. Тип 5 № 3686

Поставьте знак ударения в следующих словах.

Углубить, досуха, начавший, средства.

4. Тип 6 № 216

Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(-ы) предложения(-й).

1) Выступая перед публикой, его мучила стеснительность.

2) Вопреки старания Рита допустила ошибку.

3) Руководитель действовал согласно инструкции.

4) В течение реки плескалось много рыбы.

III. Повторение изученного.

- Ребята, какие буквы в слове единение обозначают по два звука? Давайте определим состав этого слова. А какие части слова вы знаете? К какому разделу относятся части слова?

- Следовательно, о чём сегодня будем говорить?

Напишем тему урока в тетрадях.

- Скажите, какая связь между «Морфемикой» и «Словообразованием»? (Новые слова образуются путем добавления к производящей основе одной или нескольких морфем.)

- Перечислите способы образования слов, которые таким образом связаны с «Морфемикой». (Приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, переход из одной части речи в другую, сложение)

2. Работа с таблицей в тетрадях.

- перенесите в тетради т а б л и ц у, которую вы видите на доске.

Приставочный способ

Суффиксальный способ

Приставочно-суффиксальный способ

Бессуффиксный

Сложение основ

- А теперь распределите записанные ниже слова по графам таблицы в соответствии со способом словообразования.

Подберезовик, законодатель, писк, бумажник, малышка, самокритика, антициклон, негромкий, безуспешный, выход,межконтинентальный, паровозный, прибежать, приморье, поход.

По окончании работы проводится проверка с комментированием.

- Образуйте от слов: море, ухо, береза – новые слова приставочно-суффиксальным и суффиксальным способами.

│в это время – проверка работ по карточкам.

- Как вы справились с этим заданием? Назовите, какие образовали слова. (Приморский, моряк, наушник, ушная раковина, подберезовик, березняк.)

Физкультминутка.

3.Работа с учебником.

- Откройте «Практику» на с. 11, упр.14. Подумайте над вопросами и ответьте на них.

- Выполните упр.17 на с.12.

4.Распределительный диктант.

│У доски работает учащийся. Упр.15 на с.12

- Запишите в тетрадях заголовки трех столбиков

Безударная гласная непроверяемая гласная чередующаяся гласная.

Лесной, загорелый, батальон, растение, зажигать, затемнить, автомобиль, гармония, блеснуть, затянуть, водяной, измельчить, прикасаться, отклонение, озарение, терпение, дебют.

Проверка работы у доски.

5.Работа со словарем.

- В диктанте встретились слова гармония, дебют. Кто может объяснить лексическое значение этих слов?

- Сравните ваши предположения со словарем на стр.239. Прочитайте.

IV. Подведение итогов урока.

- какие способы словообразования вы знаете?

- почему важно уметь выделять части слова?

- какие виды орфограмм вы можете назвать?

Домашнее задание: повторить правила об орфограммах в корне, приставке, суффиксе, окончании и употребление ь на конце слова; упр. 24, стр.14.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Имя прилагательное. Повторение изученного в начальной школе. 5 класс

Презентация к уроку   "Имя прилагательное. Повторение изученного в начальной школе".  Презентация с анимацией. Дети отправляются в путешествие по осеннему лесу, где находят волшебное де...

Повторение изученного о глаголе в 5 классе

Презентация содержит итоговый тест по теме "Глагол"...

План-конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме "Повторение изученного по лексике в 5 классе"

Урок на тему "Повторение изученного по лексике в 5 классе" позволяет повторить и закрепить известные учащимся понятия о лексикологии как разделе науки о языке....

Конспект урока русского языка "Повторение изученного по морфемике и словообразованию в 9 классе"

Конспект урока русского языка по теме "Повторение изученного по морфемике и словообразованию в 9 классе" разработан в соответствии с требованиями "Программы" по русскому языку для учащихся общеобразов...

Тест по теме "Повторение изученного в 5 и 6 классах"

Тест содержит  обобщающий материал по разделу "Орфография"...

Повторение изученного по теме:"Морфемика. Словообразование"

Повторить основные морфемы русского языка...