План-конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме "Повторение изученного по лексике в 5 классе"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Цимбалюк Татьяна Михайловна

Урок на тему "Повторение изученного по лексике в 5 классе" позволяет повторить и закрепить известные учащимся понятия о лексикологии как разделе науки о языке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Лексика и фразеология. Повторение изученного в 5 классе.

Цели урока:

  1. Образовательная:  повторить известные сведения о лексике и фразеологии, понятия лексического и грамматического значения слов, однозначные и многозначные слова, переносное значение слова, синонимы и антонимы;
  2. Воспитательная: вызвать стремление к активной практической деятельности на уроке;

воспитывать потребность в правильной и грамотной речи;

  1. Развивающая: развивать познавательные процессы (память, воображение, мышление, внимание, речь).

Ход урока

  1. Сообщение темы и цели урока.

- Известный поэт В. Шефнер писал: «Много слов на земле… Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести…»

- Объясните, как вы понимаете строчки из этого стихотворения?

(Все слова в языке образуют его словарный состав, или лексику.

А раздел науки о языке, в котором изучается слово как основная единица языка и его словарный состав называется лексикология.)

- Что такое лексическое значение слова?

- Чтобы правильно написать слово, нужно учитывать его лексическое значение.

- Выполним упр. 53, по условию

2. Опрос.

- Какие слова называются многозначными? Однозначными?

- Упр. 55 устно

- Слова, кроме прямого значения, могут иметь переносное.

- Задание. Записать П. Подчеркнуть слова, употребленные в переносном значении.

Теплый дождь ворвался в лес, долго топал по тропинке, в густой ельничек пролез,   прошумел в густой осинке.

- Какие слова называются омонимами?

- Задание. Записать  предложение.  Подчеркнуть омонимы.

        1. Сев в такси, спросила такса: «За проезд какая такса

        2. Это кто стрелой из лука прострелил головку лука?

       3. (Устно) Возвращаясь под вечер с поля,

                         Потеряла сережку Поля.

                         Ту сережку нашел Сережка,

                         Прибежал, постучал в окошко:

                         «Отыскалась твоя сережка».

- Будут ли омонимами слова в следующих П? Почему?

              Кто без кисти и белил крыши города белил?

              Растоплю я теплую печь, буду печь в ней пироги.

- Что такое синонимы? Антонимы?

- Упр. 58 (по условию)

Горячий кофе – холодный,             горячий человек – хладнокровный,

Мягкий грунт -  твердый,              мягкий климат – суровый,

Мягкий матрац – жесткий,         легкий камень – тяжелый,

Легкий урок – трудный,                 легкий мороз – крепкий,

Свежий хлеб – чёрствый,                        свежий журнал – старый,

Свежий воротничок – грязный.

- Задание. Подобрать синонимы, в которых признак выражен больше.

  Большой -    (огромный)                               Теплый -     (горячий)

  Противник -     (враг)                                   Влажный -     (мокрый)

  Просить -    (умолять)                                 Прохладный -  (холодный)

  Жара –        (зной)

   

- Задание. Дописать пословицы. Подчеркнуть антонимы.

Мир строит – война (разрушает)

Герой умирает, а слава его (живет)

Ученье свет, а неученье – (тьма)

Не бойся врага умного, бойся друга (глупого).

 3.  Вывод по уроку, выставление оценок.

Д/З § 12, упр. 60.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока по русскому языку 5 класс тема "Однозначные и многозначные слова"

Урок с исполльзованием ЭОР.Объяснение нового материала сопровождается коллекцией интерактивных иллюстраций, на этапе закрепления предлагается тест.В приложении № 2 указана гиперсылка на ресурс ,обеспе...

План-конспект урока по немецкому языку (6 класс) на тему: "Работа с лексикой по теме: «За окнами - листопад»"

Цель урока: Познакомить учащихся с новой лексикой по теме «За окнами – листопад» и тренировать в её употреблении, повторить ранее изученную лексику....

План-конспект урока по русскому языку на тему: "Имена существительные собственные и нарицательные". 5 класс.

Предлагаемый урок является вторым уроком по изучению данной темы в 5 классе. Целью данного урока является проверка ранее изученного материала и ознакомление с новым: правописание имен собственных...

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: «Существительное как часть речи»

Цель урока: создать условия для формирования коммуникативной и языковой компетенций через  организацию деятельности учащихся по выведению общего понятия о существительном как части речи, которая ...

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...