Главные вкладки

    План-конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме "Повторение изученного по лексике в 5 классе"
    план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

    Цимбалюк Татьяна Михайловна

    Урок на тему "Повторение изученного по лексике в 5 классе" позволяет повторить и закрепить известные учащимся понятия о лексикологии как разделе науки о языке.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема: Лексика и фразеология. Повторение изученного в 5 классе.

    Цели урока:

    1. Образовательная:  повторить известные сведения о лексике и фразеологии, понятия лексического и грамматического значения слов, однозначные и многозначные слова, переносное значение слова, синонимы и антонимы;
    2. Воспитательная: вызвать стремление к активной практической деятельности на уроке;

    воспитывать потребность в правильной и грамотной речи;

    1. Развивающая: развивать познавательные процессы (память, воображение, мышление, внимание, речь).

    Ход урока

    1. Сообщение темы и цели урока.

    - Известный поэт В. Шефнер писал: «Много слов на земле… Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести…»

    - Объясните, как вы понимаете строчки из этого стихотворения?

    (Все слова в языке образуют его словарный состав, или лексику.

    А раздел науки о языке, в котором изучается слово как основная единица языка и его словарный состав называется лексикология.)

    - Что такое лексическое значение слова?

    - Чтобы правильно написать слово, нужно учитывать его лексическое значение.

    - Выполним упр. 53, по условию

    2. Опрос.

    - Какие слова называются многозначными? Однозначными?

    - Упр. 55 устно

    - Слова, кроме прямого значения, могут иметь переносное.

    - Задание. Записать П. Подчеркнуть слова, употребленные в переносном значении.

    Теплый дождь ворвался в лес, долго топал по тропинке, в густой ельничек пролез,   прошумел в густой осинке.

    - Какие слова называются омонимами?

    - Задание. Записать  предложение.  Подчеркнуть омонимы.

            1. Сев в такси, спросила такса: «За проезд какая такса

            2. Это кто стрелой из лука прострелил головку лука?

           3. (Устно) Возвращаясь под вечер с поля,

                             Потеряла сережку Поля.

                             Ту сережку нашел Сережка,

                             Прибежал, постучал в окошко:

                             «Отыскалась твоя сережка».

    - Будут ли омонимами слова в следующих П? Почему?

                  Кто без кисти и белил крыши города белил?

                  Растоплю я теплую печь, буду печь в ней пироги.

    - Что такое синонимы? Антонимы?

    - Упр. 58 (по условию)

    Горячий кофе – холодный,             горячий человек – хладнокровный,

    Мягкий грунт -  твердый,              мягкий климат – суровый,

    Мягкий матрац – жесткий,         легкий камень – тяжелый,

    Легкий урок – трудный,                 легкий мороз – крепкий,

    Свежий хлеб – чёрствый,                        свежий журнал – старый,

    Свежий воротничок – грязный.

    - Задание. Подобрать синонимы, в которых признак выражен больше.

      Большой -    (огромный)                               Теплый -     (горячий)

      Противник -     (враг)                                   Влажный -     (мокрый)

      Просить -    (умолять)                                 Прохладный -  (холодный)

      Жара –        (зной)

       

    - Задание. Дописать пословицы. Подчеркнуть антонимы.

    Мир строит – война (разрушает)

    Герой умирает, а слава его (живет)

    Ученье свет, а неученье – (тьма)

    Не бойся врага умного, бойся друга (глупого).

     3.  Вывод по уроку, выставление оценок.

    Д/З § 12, упр. 60.

       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План - конспект урока по русскому языку 5 класс тема "Однозначные и многозначные слова"

    Урок с исполльзованием ЭОР.Объяснение нового материала сопровождается коллекцией интерактивных иллюстраций, на этапе закрепления предлагается тест.В приложении № 2 указана гиперсылка на ресурс ,обеспе...

    План-конспект урока по немецкому языку (6 класс) на тему: "Работа с лексикой по теме: «За окнами - листопад»"

    Цель урока: Познакомить учащихся с новой лексикой по теме «За окнами – листопад» и тренировать в её употреблении, повторить ранее изученную лексику....

    План-конспект урока по русскому языку на тему: "Имена существительные собственные и нарицательные". 5 класс.

    Предлагаемый урок является вторым уроком по изучению данной темы в 5 классе. Целью данного урока является проверка ранее изученного материала и ознакомление с новым: правописание имен собственных...

    План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: «Существительное как часть речи»

    Цель урока: создать условия для формирования коммуникативной и языковой компетенций через  организацию деятельности учащихся по выведению общего понятия о существительном как части речи, которая ...

    План-конспект урока по русскому языку 9 класс

    Разработка урока по русскомы языку  9 кл. На данном уроке используется сингапурская методика обучения...

    План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

    Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...