Конспект урока русского языка "Повторение изученного по морфемике и словообразованию в 9 классе"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме

Салтыкова Наталья Николаевна

Конспект урока русского языка по теме "Повторение изученного по морфемике и словообразованию в 9 классе" разработан в соответствии с требованиями "Программы" по русскому языку для учащихся общеобразовательной школы и на основе учебника Ладыженской Т.А., Тростенцовой Л.А. К конспекту прилагается презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

Учитель: Салтыкова Наталья Николаевна.

Класс: 9

Тема: «Повторение изученного по морфемике и словообразованию».

Цели: повторить понятия и термины раздела «Морфемика и словообразование», способы образования слов, порядок морфемного и словообразовательного разборов, углубить полученные знания по морфемике и словообразованию, познакомить с новыми понятиями («аффикс», «префикс», «интерфикс»); развивать умение различать морфемы в составе слова и определять их значение, совершенствовать навыки аргументированного изложения своей точки зрения, логическое мышление; воспитывать интерес к  изучаемому предмету.

Оборудование: презентация, интерактивная доска, тестовые задания, «Школьный словарь строения слов русского языка» З.А. Потихи, «Школьный словообразовательный словарь русского языка» А.Н. Тихонова.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности класса к уроку. (Слайд 1)

  1. Вступительное слово учителя.

- С первых дней жизни мы приучаемся соотносить людей и окружающие нас предметы с определенными сочетаниями звуков – словами. Ребенок запоминает, что одна последовательность звуков обозначает маму, другая – кошку, третья – кашу. Слово – начало познания мира. Оно воспринимается как нечто цельное, почти осязаемое, как сами предметы, которые оно называет.

   Малыш, только начинающий говорить, произносит одно и то же слово («мама») в совершенно разных ситуациях. Постепенно он учится использовать разные формы слова:

- Хочу к маме!

- Я пойду с мамой!

   Слово явно одно и то же (ведь мама-то одна!), но на конце его нужно немножко менять, потому что так требуется для предложения.

   Дальнейшие наблюдения:

утром папа уходит на работу, а вечером приходит с работы;

когда мама сердится на кота, называет его Васька, когда гладит - Васенька, а когда зовёт есть - Вася;

если что-то отломилось, откололось, оторвалось, отклеилось, то это надо прибить, приклеить, пришить, приколотить, приделать.

Оказывается, слово не является таким уж цельным и неделимым! Оно состоит из кусочков, которые что-то значат. Открывается простор для словотворчества.

   Например, в книге К. И. Чуковского  мы встречаемся с такими объяснениями: «Наблюдение – то, что на блюде?»; «Судак – это которого судят? Почему ручей? Надо бы журчей. Ведь он не ручит, а журчит».

   Взрослые и умиляются, и смеются над детскими открытиями, над тем, как малыши создают слова. Открытия ученых-лингвистов отличаются от них в одном отношении – ту работу, которую дети осуществляют неосознанно, интуитивно, ученые ведут целенаправленно, на основе строгих методов. Сравнивая и анализируя слова, лингвисты сделали следующие выводы:

- многие слова делятся на фрагменты;

- эти фрагменты общие для ряда слов и привносят в них какое-то значение – всякий раз одно и то же;

- фрагменты эти уже не могут быть разбиты на более мелкие значимые части.

   Эти фрагменты – «кирпичики смысла» -  в лингвистике называют морфемами. Наука, которая изучает, на какие морфемы делятся слова, называется морфемика, а наука, отвечающая на вопрос, как из морфем делаются слова, - словообразование.

  1. Сообщение темы и цели. (Слайд 2)

- Итак, тема сегодняшнего урока – «Повторение изученного по морфемике и словообразованию».

   На уроке мы повторим основные понятия раздела «Морфемика и словообразование», вспомним способы образования слов, порядок морфемного и словообразовательного разборов, познакомимся с новыми понятиями («аффикс», «префикс», «интерфикс»)

  1. Блиц-опрос.

- Что изучает морфемика?

- Что изучает словообразование?

- Какие морфемы вы знаете?

- Что такое корень?

- Что такое суффикс?

- Что такое приставка?

- Что такое окончание?

- В какой части слова заключено лексическое значение?

- Какие части слова выражают грамматическое значение?

- Какие части речи не имеют окончания?

- Приведите примеры слов с нулевым окончанием.

- В чем отличие слов с нулевым окончанием от слов, не имеющих окончания?

V.      Практикум. (Слайд 3)

1.  Распределите приведенные ниже слова по графам таблицы.

Неизменяемые слова

Изменяемые слова

основа

окончание

снова

голов-

Два, скромнее, быстро, земля, знойно, играючи, играя, красив, конечно, лето, мать, навсегда, можно, нарочно, нельзя, шесть, семеро, краснеющий, около, купаный, погасив.

2. Распределите слова на две группы по функции выделенных морфем:

а) слова со словоизменительными морфемами;

б) слова со словообразовательными морфемами.

Читай-те, рас-судить, бел-е-ть, величествен-ее, наи-лучший, велич-ав-ый, крепч-е, шуме-л-а, велич-айш-ий, волч-ий.

VI. «Давайте поразмышляем!» (Слайд 4)

- Ребята, как вы думаете, могут ли морфемы рассказать нам о чем-либо? Например, окончание –ая, суффикс –ну? Свой ответ аргументируйте.

- Что означает эта фраза?

Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка.
- Давайте подумаем: на каком языке эта фраза? Понятна ли она? И насколько? Каждый, наверное, согласится, что это фраза русского языка, но... Эта фраза содержит вымышленные, придуманные, не существующие в русском языке корни и настоящие, реальные суффиксы и окончания. Приставок здесь нет.
Что нам могут дать суффиксы и окончания, если мы не знаем корней? Оказывается, очень много. Присмотримся повнимательнее и постараемся понять как можно больше.
О чем идет речь в этой фразе?
Какое-то существо женского рода
(куздра) с непонятным для нас признаком (глокая) совершило в прошлом однократное действие (будланула), причем указано, как именно (штеко), по отношению к живому существу (бокра), взрослому животному, так как у него есть детеныш (бокренок), и в настоящее время совершает неоднократное действие (кудрячит) по отношению к детенышу этого животного.
Согласитесь, что мы смогли почти полностью обрисовать общую картину.
Эту фантастическую фразу придумал замечательный ученый и педагог Лев Владимирович Щерба. И с тех пор она помогает учить многие поколения студентов и школьников. Для наглядности подставим в эту фразу русские корни. Вот что может получиться:
черная гусыня быстро щипнула кота и гонит котенка. Или: свирепая тигрица быстро толкнула буйвола и тащит буйволенка. Можно сделать и другие «переводы» на русский язык, и все они будут рисовать одну и ту же общую картину.
Мы можем сделать полный грамматический разбор (по частям речи и членам предложения) этой фразы – данных для этого достаточно.                                                        - Итак каждая морфема выполняет свою роль, имеет свое значение.

VII.Практикум.(Слайд5)                                                                                                          Определите значение приставок в данных глаголах:

  1. неполнота;
  2. начало;
  3. повторение;
  4. завершение.

Надломить, наловить, запеть, вскипеть, переписать, недолить, отцвести, приоткрыть, дочитать, побежать, привстать, закрыть, засмеяться, переделать.

VIII. Повторение способов образования слов в русском языке. Упражнения в морфемном и словообразовательном разборе. (Слайды 6,7,8)

1. Работа с таблицей на стр. 148.                                                                                            2. Выполнение упражнения 321 на стр.149.                                                                            3. Знакомство с новыми понятиями. (Слайд 9)

Аффикс (от лат. «affixus» - «прикрепленный»).

Префикс (от лат. «prae» - «впереди» и «fixus» - «прикрепленный»).

Интерфикс (от лат. «inter» - «между» и «fixus» - «прикрепленный»).

4. Выполнение упражнения 322 на стр. 149. (Аббревиатуры). (Слайд 10)

- Подобные слова удобны своей краткостью, но плохи тем, что часто бывают непонятны. В стихотворении «Прозаседавшиеся» В. Маяковский высмеивал увлечение аббревиатурами:

«Пришел товарищ Иван Ваныч? –

«На заседании

А-бэ-вэ-гэ-дэ-е-жэ-зэ-кома.»

5. «Это интересно!» (Слайд11)

- Определим способ образования слов «дояр», «зонт».

Слово дояр более позднее по времени возникновения. Оно возникло на основе слова доярка (вычитанием суффикса -к-) в то время, когда доение коров перестало быть чисто женской профессией, когда в этом деле стали применять специальные доильные аппараты.
Слово
зонтик возникло раньше, чем зонт. Зонтик – измененное заимствованное слово. Оно произведено от голландского слова Sonndeck. Конечный элемент этого слова был похож по звучанию на русский суффикс -ик и стал восприниматься как суффикс со значением уменьшительности, ср.: столик, домик. Слово зонт как неуменьшительное произведено от зонтик усечением суффикса -ик. Такой способ называют обратным словообразованием.

IX. Лингвистическое изложение с элементами сжатия.

 - Запишите рассуждение об этимологии слова действительность в виде словообразовательной цепочки.

   Для многих слов, образованных в древности, теперь иногда и сложно отыскать исходный корень, настолько они разошлись – родители и дети. Часто это старое слово, к которому некогда приставили суффикс, а потом и забыли, что был суффикс, и вот перед нами нечто новое, не связанное с исходным значением корня. Скажем, глагол гореть мы никак не связываем с существительным горе, а они-то и есть «дитя» и «мать».
  Другие же слова веками обрастали все новыми и новыми суффиксами, так что теперь трудно вычленить в них суффиксы и корни. В школьном словообразовательном словаре указаны тысячи слов, которые кажутся самостоятельными, хотя на самом деле по своему происхождению они всего лишь «дети», «родители» которых и сейчас еще живы. Вот слово действительность. Словарь подсказывает: корень
действительн-, суффикс -ость, потому что слово образовано от прилагательного действительный. Похоже на правду. Но мы ведь знаем, что есть и суффикс -тель, – значит, можно выделить и основу действи-; мы знаем и то, что есть суффикс -ств-, – значит, можно выделить корень дей- (действие); и так далее. В наше время действительность действительно не связана с делом, но когда-то, сотни лет назад, и действие, и дело, и действительность образовались от одного корня, который сохранился в наших глаголах де-ть, о-де-ть, раз-де-ть. Нужно заняться специальным исследованием, чтобы обнаружить этот корень, раскрыть его исходное значение и звучание. Теперь же все это разные слова.                       X. Проверка зун.  (Выполнение тестовых заданий) (См. Приложение)                                XI.Итог.                                                                                                                                      XII. Домашнее задание. (Слайд 12)

Стр. 148 (повторить теорию), упр. 323 (часть 1, 2)

Список литературы:

  1. Аванта +. Энциклопедия для детей. Русский язык. Языкознание.
  2. З.А. Потиха. Школьный словарь строения слов русского языка.
  3. А.Н. Тихонов. Школьный словообразовательный словарь русского языка.
  4. Русский язык 9 класс. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др., Москва, «Просвещение».
  5. Л.В. Щерба. Введение в языкознание.
  6. Русский язык. Приложение к газете «1 сентября». № 41, 2002 . / http://rus.1 september.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка с использованием дистанционных технологий в 9 классе

Урок русского языка в 9 классе с использованием дистанционных технологий по теме "Сложноподчинённое предложение с придаточными изъяснительными" .В рамках данного урока решаются следующие це...

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС в 5 классе по теме: «Словообразование. Основные способы образования слов в русском языке».

   Данный конспект урока разработан по программе С. И. Львовой и В. В. Львова. Урок выстроен с учётом системно - деятельностного подхода в преподавании, что отражает суть реализации н...

Конспект урока русского языка "Главные и второстепенные члены предложения" (5 класс)

Цели урока:Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельнос...

Конспект урока русского языка "Чередующиеся гласные в корне слова" 5 класс

Интегрированный урок русского языка и литературы...

План – конспект урока русского языка по развитию речи в 9 – ом классе специальной (коррекционной) школы по теме: "Сочинение - описание по картине И.И. Левитана "Золотая осень"".

Тема урока: «Сочинение - описание по картине И.И.Левитана «Золотая осень».Цели урока:Образовательная:- познакомить с творчеством художника - И.И.Левитана;- формировать   ум...

Конспект урока русского языка "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными", 9 класс

Конспект урока русского языка "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными", 9 класс...