Урок-сочинение 10 класс
план-конспект урока по русскому языку по теме

Русский   язык

10 класс

Урок-практикум

Тема: Написание сочинения по прочитанному тексту.

Цели:

1.Развивать умение анализировать предложенный текст, выявлять и формулировать проблему, авторскую позицию, выражать собственное отношение к прочитанному, аргументировать свою точку зрения.

2. Закреплять знание композиции сочинения-рассуждения по прочитанному тексту.

3. Развивать умение пользоваться речевыми клише при написании сочинения.

4. Воспитывать у учащихся потребность в бережном и внимательном отношении к родному языку, ответственность за его чистоту и правильность; а также воспитывать речевую культуру как неотъемлемую составляющую общей культуры человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-sochinenie.docx299.95 КБ

Предварительный просмотр:

Русский   язык

10 класс

Урок-практикум

Тема: Написание сочинения по прочитанному тексту.

Цели: 

1.Развивать умение анализировать предложенный текст, выявлять и формулировать проблему, авторскую позицию, выражать собственное отношение к прочитанному, аргументировать свою точку зрения.

2. Закреплять знание композиции сочинения-рассуждения по прочитанному тексту.

3. Развивать умение пользоваться речевыми клише при написании сочинения.

4. Воспитывать у учащихся потребность в бережном и внимательном отношении к родному языку, ответственность за его чистоту и правильность; а также воспитывать речевую культуру как неотъемлемую составляющую общей культуры человека.

Ход урока.

I Приветствие. Объявление темы и целей урока.

- Сегодня на уроке-практикуме мы будем учиться писать сочинение-рассуждение по прочитанному тексту, стараясь применить полученные на предыдущих уроках теоретические знания.

II Повторение композиционных частей сочинения и их последовательности.

-У вас на карточках даны названия композиционных частей в произвольном порядке, укажите их номера в нужной последовательности. (С/Р)

Композиционные части

Заключение (итоговый вывод)

Собственное мнение (согласие / несогласие с автором)

Формулировка проблемы

Вступление

Доказательство собственной точки зрения (2 аргумента)

Формулировка позиции автора по данной проблеме

Комментарий к проблеме

- Проверим правильность выполненной вами работы (взаимопроверка + контрольный слайд):

1. Вступление

2. Формулировка проблемы

3. Комментарий к проблеме

4. Формулировка позиции автора по данной проблеме

5. Собственное мнение (согласие / несогласие с автором)

6. Доказательство собственной точки зрения (2 аргумента)

7. Заключение (итоговый вывод)

III Знакомство с текстом.

-Прочитайте внимательно и вдумчиво текст.

- Прочитаем текст вслух.

       Многие из нас испытывают тревожное ощущение катастрофической порчи языка. Дело в том, что мы живём в мире с очень широкой и притом агрессивной языковой средой: телевидение, радио, газеты, Интернет…Кто посещал хоть один чат или телеконференцию, не мог не поразиться вопиющей безграмотности. Происходит стирание границ между разными стилистическими пластами, очевидным стало терпимое отношение к «низкой» лексике.
        Многие считают, что главное — «чтобы тебя понимали».  Но действительно ли этого достаточно? Учёные утверждают, что огромное влияние на межличностные отношения оказывает так называемый речевой портрет личности.  Надо признать: наши фотографии могут быть не такими выразительными, точно нас характеризующими, нежели наш собственный речевой портрет. И, что важно, его не спрячешь в альбоме.  Слово не воробей: вылетит — не поймаешь.
        Не всё ли равно — кофе чёрный или чёрное?  Тем более что вроде бы можно и так и этак. Действительно, если на рынке мы увидим ценник «Чёрное (натуральное, молотое и т. п.) кофе», то можем и не обратить внимания на него. А вот если мы услышим это от человека, которого считаем умным, интеллигентным, много знающим, то наш речевой слух сразу отметит несоответствие наших ожиданий и речи собеседника. И вот ведь «несправедливость»: ошибки оказываются сильнее всей речи, может и правильной, и уместной, и выразительной!  Слушатели особенно запомнят именно ошибку.
          Так что же делать? Как быть с собственным речевым портретом?  Нет другого пути, кроме как бережно выращивать его, избегая примитивизма, избавляясь от слов-сорняков, ошибок и речевой небрежности, обогащая собственный арсенал выразительности.

                                                                                                           Л. Пирожкова

- Какого стиля текст? (публицистического)

IV Информация об авторе текста.

- На мой взгляд, интересно узнать об авторе текста.

      Пирожкова Людмила Фёдоровна закончила философский факультет МГУ им. Ломоносова (1977 г.). Вся её жизнь связана с прессой и издательской работой. Имеет разнообразные публикации. Занимается переводами разной тематики с английского и французского языков. Много лет работала редактором (литературным, научным - философия), поэтому перевод и литературное редактирование практически совмещает. Издано около двух десятков её книг.

Училась также в ДВГУ (Дальневосточный университет) на журналистике.

V Работа над формулировкой проблемы.

- Что такое проблема текста? (Проблема – вопрос, который интересует автора исходного текста и вызывает его раздумья и размышления).

- Попробуйте сформулировать проблему, затронутую автором текста. Используйте в работе известные вам клише.

- Прочитайте, что у вас получилось?

Пример: Достаточно ли при общении с другими только того, чтобы тебя понимали? Насколько важно правильно и красиво говорить? Как речь характеризует человека? Над этими вопросами размышляет в своём тексте Л. Пирожкова. Автора  волнует проблема так называемого речевого портрета личности.

- Ребята, как вы понимаете выражение «речевой портрет»? (Особенности речи человека, одна из важнейших составляющих облика говорящего).

- Вот некоторые определения этого понятия, сформулированные известными в области языкознания специалистами:

 

  • Речевой портрет – это воплощенная в речи языковая личность.

                                                                                                     С.В. Леорда

  • Речевой портрет - совокупность языковых и речевых характеристик коммуникативной личности или определённого социума в отдельно взятый период существования.

Т.П. Тарасенко

  • Речевой портрет - набор речевых предпочтений говорящего в конкретных обстоятельствах для актуализации определенных намерений и стратегий воздействия на слушающего.

Г.Г. Матвеева

- Исследователи этого вопроса отмечают, что речевой портрет бывает индивидуальным и коллективным.

VI  Комментарий к проблеме.

- Что такое комментарий к проблеме? (Комментарий – рассуждения пишущего по поводу выделенной проблемы, анализ постижения авторской логики в раскрытии данной проблемы в тексте).

- Какие два типа комментария выделяют? (Текстуальный и концепционный).

- Каковы особенности текстуального комментария? (инд. сообщение)

Текстуальный - объяснение структуры текста, следование за автором в раскрытии проблемы, которое включает в себя ответы на следующие вопросы:

  • как автору удается привлечь внимание читателей к данной проблеме?
  • как, на каком жизненном материале автор раскрывает проблему (какой случай из жизни им описан)?
  • какие поступки совершает герой и как это его характеризует?
  • какие имена известных людей, факты, события, цитаты и мудрые изречения упоминаются автором в тексте и для чего?
  • какие эмоции вызывают у автора описанные им события и почему?

- Что представляет собой концепционный комментарий? (инд. сообщение)

Концепционный - интерпретация пишущим проблемы исходного текста (рассмотрение ее актуальности и сопоставление различных точек зрения по данному вопросу):

  • как автору удается привлечь внимание читателей к данной проблеме;
  • к какой категории относится затронутая автором текста проблема? (нравственная, экологическая, философская, социальная, психологическая)
  • насколько актуальна в наши дни эта проблема?
  • почему эта проблема относится к разряду вечных?
  • кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой;
  • традиционна ли эта проблема или нова;
  • если традиционна, то какие точки зрения существуют по ее поводу;
  • если нова, то что стало причиной ее появления; жизнеспособна ли она (прогноз на будущее) и что позволяет сделать такие выводы.

- Каких ошибок следует избегать при написании комментария? (Нельзя пускаться в общие рассуждения по проблеме, отрываясь от текста. Нельзя забывать, что комментируем не проблему вообще, а именно то, как автор понимает и раскрывает эту проблему. Следует помнить, что комментарий не пересказ и не цитирование, а анализ постижения авторской логики в раскрытии данной проблемы). 

- Комментируя проблему, поднятую в данном тексте, необходимо назвать те изъяны, которые, по мнению Людмилы Пирожковой, портят речевой портрет многих наших современников. Найдите их в тексте (стирание границ между разными стилистическими пластами, терпимое отношение к «низкой» лексике, слова-сорняки, примитивизм, речевая небрежность, невыразительность речи, нарушение грамматических норм (пример со словом «кофе»).

- Какие ещё недостатки могут подпортить наш речевой портрет и поставить под сомнение уровень нашей общей культуры? (нарушение орфоэпических норм).

- Какие словосочетания употребила Людмила Пирожкова, чтобы подчеркнуть своё отношение к описанной ситуации? («катастрофическая порча языка», «вопиющая безграмотность»).

- Прокомментируйте проблему, выдвинутую на обсуждение автором. Прочитайте, что у вас получилось.

Пример: Автор текста с горечью говорит о стремительном обесценивании культуры речи и поражается распространившейся  вопиющей безграмотности.  Наш язык катастрофически портится под влиянием радио, телевидения, Интернета.  Л. Пирожкова отмечает, что многим кажется, будто нет никакой разницы, как говорит человек, главное – чтобы его слова были понятными для других. Но, по убеждению автора,  каждое произнесенное или написанное слово будет позитивно или негативно характеризовать человека в глазах окружающих. Л. Пирожкова приводит в пример ситуацию, когда после нескольких минут общения с внешне приятными людьми чувствуешь разочарование из-за несоответствия внешнего вида и речевого портрета собеседника.

VII Формулирование позиции автора.

- Что такое позиция автора? (Позиция автора – это отношение автора текста к проблеме, о которой он размышляет).

- Сформулируйте позицию автора. Прочитайте, что у вас получилось.

Пример: По мнению Л. Пирожковой, речевой портрет гораздо более выразителен, нежели наша внешность. Она убеждена в том, что одна досадная ошибка может испортить впечатление от всего сказанного человеком и изменить его образ в глазах окружающих в худшую сторону. Автор призывает бережно относиться к собственному речевому портрету, «выращивать его».

VIII Формулирование собственного мнения.

- Сформулируйте своё мнение по проблеме, выразив согласие или несогласие с точкой зрения автора, и подробно объясните. В чём оно состоит.

Пример: Нельзя не согласиться с мнением автора данного текста в том, что речь человека играет чрезвычайно важную роль в формировании его целостного образа. Действительно, речевая культура является важной составляющей общей культуры человека. Не стоит допускать небрежности в речи. Полностью поддерживаю Людмилу Пирожкову в том, что над собственным речевым портретом следует кропотливо работать, чтобы не выглядеть смешно или нелепо в глазах окружающих.

IX Доказательство собственной точки зрения.

- Каким образом рекомендуется доказывать свою точку зрения? (Привести не менее двух аргументов).

- Что такое аргумент? (Аргумент – суждение-, довод, приводимый пишущим в доказательство высказанной мысли).

- Какие типы аргументов можно использовать в работе? (инд. сообщение)

Слайд:

  • Примеры из читательского опыта (обращение к текстам литературных произведений;
  • Примеры из собственного жизненного опыта и жизни окружающих людей;
  • Поучительные события из жизни выдающихся личностей;
  • Ссылки на мнение известного, уважаемого человека – учёного, философа, общественного деятеля;
  • Цитаты из авторитетного источника;
  • Выводы науки и статистические данные;
  • События из жизни страны;
  • Примеры обсуждения данной проблемы в популярных телевизионных программах.

- Кто из вас читал роман И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев»?

- Речевой портрет какой героини характеризует её как человека ограниченного, пустого и недалёкого?

- Каковы особенности речевого портрета Эллочки Щукиной? (Она обходилась тридцатью словами, словарный запас был ограничен до крайности, примитивен. Примитивность её речи выдаёт примитивность мышления).

- Давайте посмотрим фрагмент фильма, поставленного по этому роману.

- Прочитаем образец того, как можно привести подобный аргумент в сочинении.

Пример: Моя точка зрения находит подтверждение в произведении И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев». Словарный запас Эллочки Щукиной, героини этого романа, составлял всего лишь тридцать слов. И, хотя она не испытывала потребности в использовании каких-либо других слов, ее речевой портрет, несомненно, сильно пострадал.

-Ребята, знаете ли вы, кто такой Демосфен? (Это древнегреческий оратор, долгие годы работавший над своим речевым портретом и благодаря этому оставивший яркий след в истории). 

 Афины — 322 г. до н. э.

Демосфен имел очень слабый голос, говорил невнятно, слегка заикался, картавил (не произносил «р»), - у него была дурная привычка подергивать плечом и, кроме того, он совершенно не умел держаться перед публикой. Две первые попытки выступления окончились неудачно. И тогда Демосфен решил исправить и исправил все свои недостатки. Каждый день по несколько часов подряд он занимался упражнениями, чтобы исправить неясность произношения. Он никогда не говорил без подготовки, но всегда выучивал наизусть заранее написанную речь; по ночам он старательно готовился к выступлению, тщательно обдумывая каждое слово.

- Прочитаем, как можно ввести в текст сочинения аргумент, основанный на примере жизни этого выдающегося человека.

Пример: Еще одним примером может стать древнегреческий оратор Демосфен. Он долгие годы работал над своим речевым портретом, мимикой, жестами, потому что слабый голос, короткое дыхание не позволяли ему осуществить мечту – стать оратором. Демосфен тренировался говорить при шуме волн, с камешками во рту и в итоге смог устранить недостатки своей речи и стать настоящим профессионалом в своем деле, оставившим яркий след в истории. Это произошло именно благодаря его внимательному отношению к своему речевому портрету.

X Работа над написанием вступления.

-Задача вступления подвести читателя к проблеме. Здесь можно воспользоваться вашей копилкой афоризмов. Может ли кто-нибудь из вас прочитать уместный афоризм? Я предлагаю вам воспользоваться и теми   афоризмами, которые подобрала я. (Слайд)

  • Речевая культура человека — это зеркало его духовной культуры… Речевая культура выражает самую сущность культуры человеческой…

В. А. Сухомлинский

  • Наша речь — это наша визитная карточка. Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика — как они думают.

Г. В. Степанов

  • По сути для интеллигентного человека дурно говорить должно считаться так же неприлично, как не уметь читать и писать.

А. П. Чехов

  • Вернейший способ узнать человека — его умственное развитие, его моральный облик, его характер — прислушаться к тому, как он говорит.

Д. С. Лихачёв

- Зачитайте, пожалуйста, какие вступления у вас получились.

Пример: Большинству людей не безразлично, какое мнение складывается о них у окружающих. Многим из нас хочется производить приятное впечатление и располагать к себе тех, с кем мы общаемся. Целостный образ личности складывается из манеры поведения, жизненных принципов, черт характера и многих других элементов, в том числе и речи. Да! Именно речь является той существенной составляющей, которая наиболее полно характеризует нас как личность. Очень интересно выразился по этому поводу Г.В. Степанов: «Наша речь – это наша визитная карточка».

XI Заключение.

- О чём важно помнить, работая над заключением? (Следует помнить о том, что это общий вывод, который обязательно связан с основной проблемой).

 - Поработайте над заключением и прочитайте, что у вас получилось.

Пример: Вероятно, человек всегда будет заинтересован в том, какое впечатление он производит на окружающих. Следя за своей внешностью и поведением, ни в коем случае нельзя забывать следить за одной из важнейших  характеристик личности – речевым портретом.

XII Итог урока.

- Сегодня на уроке мы учились писать сочинение по прочитанному тексту, следуя определённому плану, используя речевые клише, помогающие нам строить собственное высказывание. Мы познакомились с текстом Людмилы Пирожковой, в котором она обращает внимание читателей на проблему важной роли речевого портрета личности, и не могли не согласиться с необходимостью постоянной кропотливой работы над совершенствованием собственного речевого портрета.

Д/З: Завершить работу над сочинением, отредактировать текст.


 (1) Многие из нас испытывают тревожное ощущение катастрофической порчи языка. (2) Дело в том, что мы живём в мире с очень широкой и притом агрессивной языковой средой: телевидение, радио, газеты, Интернет… (3) Кто посещал хоть один чат или телеконференцию, не мог не поразиться вопиющей безграмотности. (4) Происходит стирание границ между разными стилистическими пластами, очевидным стало терпимое отношение к «низкой» лексике.

(5) Многие считают, что главное — «чтобы тебя понимали». (6) Но действительно ли этого достаточно? (7) Учёные утверждают, что огромное влияние на межличностные отношения оказывает так называемый речевой портрет личности. (8) Надо признать: наши фотографии могут быть не такими выразительными, точно нас характеризующими, нежели наш собственный речевой портрет. (9) И, что важно, его не спрячешь в альбоме. (10) Слово не воробей: вылетит — не поймаешь!

(11) Не всё ли равно — кофе чёрный или чёрное? (12) Тем более что вроде бы можно и так и этак. (13) Действительно, если на рынке мы увидим ценник «Чёрное (натуральное, молотое и т. п.) кофе», то можем и не обратить внимания на него. (14) А вот если мы услышим это от человека, которого считаем умным, интеллигентным, много знающим, то наш речевой слух сразу отметит несоответствие наших ожиданий и речи собеседника. (15) И вот ведь «несправедливость»: ошибки оказываются сильнее всей речи, может и правильной, и уместной, и выразительной! (16) Слушатели особенно запомнят именно ошибку.

(17) Так что же делать? (18) Как быть с собственным речевым портретом? (19) Нет другого пути, кроме как бережно выращивать его, избегая примитивизма, избавляясь от слов-сорняков, ошибок и речевой небрежности, обогащая собственный арсенал выразительности.

(По Л. Пирожковой.)


Типы аргументов

  • Примеры из читательского опыта (обращение к текстам литературных произведений;
  • Примеры из собственного жизненного опыта и жизни окружающих людей;
  • Поучительные события из жизни выдающихся личностей;
  • Ссылки на мнение известного, уважаемого человека – учёного, философа, общественного деятеля;
  • Цитаты из авторитетного источника;
  • Выводы науки и статистические данные;
  • События из жизни страны;
  • Примеры обсуждения данной проблемы в популярных телевизионных программах.

Карточки

Композиционные части

Заключение (итоговый вывод)

Собственное мнение (согласие / несогласие с автором)

Формулировка проблемы

Вступление

Доказательство собственной точки зрения (2 аргумента)

Формулировка позиции автора по данной проблеме

Комментарий к проблеме

Композиционные части

Заключение (итоговый вывод)

Собственное мнение (согласие / несогласие с автором)

Формулировка проблемы

Вступление

Доказательство собственной точки зрения (2 аргумента)

Формулировка позиции автора по данной проблеме

Комментарий к проблеме

Композиционные части

Заключение (итоговый вывод)

Собственное мнение (согласие / несогласие с автором)

Формулировка проблемы

Вступление

Доказательство собственной точки зрения (2 аргумента)

Формулировка позиции автора по данной проблеме

Комментарий к проблеме

Композиционные части

Заключение (итоговый вывод)

Собственное мнение (согласие / несогласие с автором)

Формулировка проблемы

Вступление

Доказательство собственной точки зрения (2 аргумента)

Формулировка позиции автора по данной проблеме

Комментарий к проблеме


Речевые клише

    Формулировка проблемы:

  1. В своем тексте публицист (писатель) NN рассматривает (поднимает, выдвигает на всеобщее обсуждение, затрагивает, обращает внимание читателей на) проблему (чего?);
  2. Текст публициста (писателя) NN заставил меня задуматься над проблемой (чего?);

Примечание: можно начать, задав 2-3 вопроса по содержанию исходного текста с последующей формулировкой проблемы, выбранной пишущим для комментария. Переход от серии вопросов к формулировке проблемы можно осуществить, используя следующие фразы: Эти и другие вопросы затрагиваются в тексте известного писателя NN. Однако наиболее детально автором рассматривается проблема (чего?)...

   Введение текстуального комментария:

  • Чтобы привлечь внимание читателей к данному вопросу, NN рассказывает историю о /повествует о ... /приводит факты ... / на примере случая из жизни великого писателя NN показывает, что....

  • Чтобы лучше разобраться в этом злободневном вопросе, NN повествует о ... . Особенно грустно / страшно, по мнению автора, что…

        

   Введение  концепционного комментария:

  • Эта проблема актуальна сегодня, как никогда, и известный публицист (писатель)  не обошел ее вниманием....
  • Действительно, проблема ... очень серьезна и затрагивает каждого из нас. Этот вопрос довольно часто поднимается в средствах массовой информации. Например, мы узнаем из новостей о том, что ... . Все это, к сожалению, является результатом безответственной деятельности человека, его равнодушия к ... .
  • Актуальность этого вопроса не подлежит сомнению. Психологами давно доказано: ...
  • Вот почему обозначенная выше проблема так часто обсуждается в средствах массовой информации. Участники дискуссий уверены в одном:        

    Формулировка  позиции автора исходного текста:

  • Позиция автора данного текста довольно ясна и раскрывается в следующем предложении: «        ». NN убежден: ....
  • Автор текста не выражает прямо свою точку зрения относительно поднятой проблемы, но исподволь подводит читателя к мысли о том, что...
  • Позиция NN относительно поднятой проблемы становится понятной лишь после осмысленного прочтения текста. Автор, рассказывая читателям эту историю, будто говорит…

    Формулировка собственной точки зрения:

  • Нельзя не согласиться с автором текста в том, что …. Действительно, …
  • Я согласен с автором данного текста в том, что… В самом деле, …
  • Я согласен с автором данного текста и тоже считаю: …
  • Я разделяю точку зрения автора и также убеждён в том, что …
  • Я считаю, что автор абсолютно прав, когда пишет….

       

   Введение в текст аргументации собственной точки зрения:

А) первый аргумент

  • В доказательство справедливости всего вышесказанного приведу следующий литературный пример. Вспомним роман/ рассказ /пьесу NN (указывается автор и дается название произведения). В этом произведении... / Главную героиню этого произведения отличает ...
  • Об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские писатели-классики. Вспомним рассказ/ роман / пьесу NN (указывается автор и дается название произведения). В этом произведении ...

Б) второй аргумент

  • Хочу рассказать об одном случае из моей жизни, который, как мне кажется, является дополнительным аргументом в пользу того, что ...
  • Следующий литературный пример, как мне кажется, является еще одним дополнительным аргументом в пользу того, что...
  • Приведу еще один литературный пример, который показывает: ...
  • О том, как важно..., говорит в своем рассказе / романе писатель NN.
  • У каждого из нас, наверное, есть немало примеров из собственного жизненного опыта, которые доказывают необходимость / важность ... (далее идут примеры-аргументы).

Индивидуальное задание:

Напиши вступление к сочинению по тексту Л. Пирожковой о речевом портрете. Помни, что задача вступления – подвести к проблеме. Можно включить уместное высказывание из копилки афоризмов или воспользоваться одним из следующих:

  • Речевая культура человека — это зеркало его духовной культуры… Речевая культура выражает самую сущность культуры человеческой…

В. А. Сухомлинский

  • Наша речь — это наша визитная карточка. Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика — как они думают.

Г. В. Степанов

  • По сути для интеллигентного человека дурно говорить должно считаться так же неприлично, как не уметь читать и писать.

А. П. Чехов

  • Вернейший способ узнать человека — его умственное развитие, его моральный облик, его характер — прислушаться к тому, как он говорит.

Д. С. Лихачёв


Индивидуальное задание:

Напиши вступление к сочинению по тексту Л. Пирожковой о речевом портрете. Помни, что задача вступления – подвести к проблеме. Можно включить уместное высказывание из копилки афоризмов или воспользоваться одним из следующих:

  • Речевая культура человека — это зеркало его духовной культуры… Речевая культура выражает самую сущность культуры человеческой…

В. А. Сухомлинский

  • Наша речь — это наша визитная карточка. Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика — как они думают.

Г. В. Степанов

  • По сути для интеллигентного человека дурно говорить должно считаться так же неприлично, как не уметь читать и писать.

А. П. Чехов

  • Вернейший способ узнать человека — его умственное развитие, его моральный облик, его характер — прислушаться к тому, как он говорит.

Д. С. Лихачёв

Индивидуальное задание:

Напиши заключение к сочинению по тексту Л. Пирожковой о речевом портрете. Помни, что задачи заключения могут быть следующие:

суммировать итоги размышлений, дать оценку сказанному, сделать прогноз, высказать предположение или пожелание, выразить призыв к действию, сделать нравственный вывод.

Речевые клише:

  • В заключение всего вышесказанного ещё раз подчеркну:
  • Всё вышесказанное позволяет сделать вывод:
  • Хочется верить, что читатели задумаются о проблеме, затронутой в тексте.

Можно привести в заключении известный афоризм, или закончить сочинение риторическим восклицанием.

Индивидуальное задание:

Напиши заключение к сочинению по тексту Л. Пирожковой о речевом портрете. Помни, что задачи заключения могут быть следующие:

суммировать итоги размышлений, дать оценку сказанному, сделать прогноз, высказать предположение или пожелание, выразить призыв к действию, сделать нравственный вывод.

Речевые клише:

  • В заключение всего вышесказанного ещё раз подчеркну:
  • Всё вышесказанное позволяет сделать вывод:
  • Хочется верить, что читатели задумаются о проблеме, затронутой в тексте.

Можно привести в заключении известный афоризм, или закончить сочинение риторическим восклицанием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок: сочинение по картине С.А. Григорьева “Вратарь”( 7-й класс)

Большую роль в развитии творческих способностей учащихся играют уроки развития речи. В ходе их проявляется индивидуальность каждого ученика, развиваются их творческие способности.Традиционно на уроках...

Презентация к уроку. Сочинение-описание по картине Герасимова `После дождя`. 6 класс

Презентация может быть исользована при подготовке к написанию сочинения. Содержит материал о художнике, примерный план сочинения и словарный материал. Помогает создать эмоциональный настрой....

Презентация к уроку. Сочинение-описание «Зимнее утро в лесу». 6 класс

Русский язык. 6 класс. Программа Т.А.Ладыженской. Тема урока в учебнике и тематическом планировании "Описание природы". Презентация к уроку может быть использована при подготовке к написанию сочинения...

Конспект урока. Сочинение-рассуждение "Береги природу"! (6 класс)

                        Сочинение – рассуждение «Береги природу»!Цели урока: повторить  основные типы речи, научить их расп...

Презентация к уроку "Сочинение по картине А.Н.Комарова "Наводнение"(5 класс)

Презентация предназначена для использования на уроке  "Сочинение по картине А.Н.Комарова "Наводнение"(5 класс)...

План урока" Сочинение-описание памятника"и презентация к уроку

Данная разработка урока направлена на выявление языковых особенностей текста-описания, умение создавать собственное описание, используя изобразительно-выразительные средства, соответствующие данному т...

Презентация к уроку "Сочинение по картине Шалвы Бедоева " Несение креста " в 10 классе.

Презентация к уроку "Сочинение по картине Шалвы Бедоева " Несение креста " в 10 классе....