Урок-сочинение 10 класс
план-конспект урока по русскому языку по теме
Русский язык
10 класс
Урок-практикум
Тема: Написание сочинения по прочитанному тексту.
Цели:
1.Развивать умение анализировать предложенный текст, выявлять и формулировать проблему, авторскую позицию, выражать собственное отношение к прочитанному, аргументировать свою точку зрения.
2. Закреплять знание композиции сочинения-рассуждения по прочитанному тексту.
3. Развивать умение пользоваться речевыми клише при написании сочинения.
4. Воспитывать у учащихся потребность в бережном и внимательном отношении к родному языку, ответственность за его чистоту и правильность; а также воспитывать речевую культуру как неотъемлемую составляющую общей культуры человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-sochinenie.docx | 299.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык
10 класс
Тема: Написание сочинения по прочитанному тексту.
Цели:
1.Развивать умение анализировать предложенный текст, выявлять и формулировать проблему, авторскую позицию, выражать собственное отношение к прочитанному, аргументировать свою точку зрения.
2. Закреплять знание композиции сочинения-рассуждения по прочитанному тексту.
3. Развивать умение пользоваться речевыми клише при написании сочинения.
4. Воспитывать у учащихся потребность в бережном и внимательном отношении к родному языку, ответственность за его чистоту и правильность; а также воспитывать речевую культуру как неотъемлемую составляющую общей культуры человека.
Ход урока.
I Приветствие. Объявление темы и целей урока.
- Сегодня на уроке-практикуме мы будем учиться писать сочинение-рассуждение по прочитанному тексту, стараясь применить полученные на предыдущих уроках теоретические знания.
II Повторение композиционных частей сочинения и их последовательности.
-У вас на карточках даны названия композиционных частей в произвольном порядке, укажите их номера в нужной последовательности. (С/Р)
№ | Композиционные части |
Заключение (итоговый вывод) | |
Собственное мнение (согласие / несогласие с автором) | |
Формулировка проблемы | |
Вступление | |
Доказательство собственной точки зрения (2 аргумента) | |
Формулировка позиции автора по данной проблеме | |
Комментарий к проблеме |
- Проверим правильность выполненной вами работы (взаимопроверка + контрольный слайд):
1. Вступление
2. Формулировка проблемы
3. Комментарий к проблеме
4. Формулировка позиции автора по данной проблеме
5. Собственное мнение (согласие / несогласие с автором)
6. Доказательство собственной точки зрения (2 аргумента)
7. Заключение (итоговый вывод)
III Знакомство с текстом.
-Прочитайте внимательно и вдумчиво текст.
- Прочитаем текст вслух.
Многие из нас испытывают тревожное ощущение катастрофической порчи языка. Дело в том, что мы живём в мире с очень широкой и притом агрессивной языковой средой: телевидение, радио, газеты, Интернет…Кто посещал хоть один чат или телеконференцию, не мог не поразиться вопиющей безграмотности. Происходит стирание границ между разными стилистическими пластами, очевидным стало терпимое отношение к «низкой» лексике.
Многие считают, что главное — «чтобы тебя понимали». Но действительно ли этого достаточно? Учёные утверждают, что огромное влияние на межличностные отношения оказывает так называемый речевой портрет личности. Надо признать: наши фотографии могут быть не такими выразительными, точно нас характеризующими, нежели наш собственный речевой портрет. И, что важно, его не спрячешь в альбоме. Слово не воробей: вылетит — не поймаешь.
Не всё ли равно — кофе чёрный или чёрное? Тем более что вроде бы можно и так и этак. Действительно, если на рынке мы увидим ценник «Чёрное (натуральное, молотое и т. п.) кофе», то можем и не обратить внимания на него. А вот если мы услышим это от человека, которого считаем умным, интеллигентным, много знающим, то наш речевой слух сразу отметит несоответствие наших ожиданий и речи собеседника. И вот ведь «несправедливость»: ошибки оказываются сильнее всей речи, может и правильной, и уместной, и выразительной! Слушатели особенно запомнят именно ошибку.
Так что же делать? Как быть с собственным речевым портретом? Нет другого пути, кроме как бережно выращивать его, избегая примитивизма, избавляясь от слов-сорняков, ошибок и речевой небрежности, обогащая собственный арсенал выразительности.
Л. Пирожкова
- Какого стиля текст? (публицистического)
IV Информация об авторе текста.
- На мой взгляд, интересно узнать об авторе текста.
Пирожкова Людмила Фёдоровна закончила философский факультет МГУ им. Ломоносова (1977 г.). Вся её жизнь связана с прессой и издательской работой. Имеет разнообразные публикации. Занимается переводами разной тематики с английского и французского языков. Много лет работала редактором (литературным, научным - философия), поэтому перевод и литературное редактирование практически совмещает. Издано около двух десятков её книг.
Училась также в ДВГУ (Дальневосточный университет) на журналистике.
V Работа над формулировкой проблемы.
- Что такое проблема текста? (Проблема – вопрос, который интересует автора исходного текста и вызывает его раздумья и размышления).
- Попробуйте сформулировать проблему, затронутую автором текста. Используйте в работе известные вам клише.
- Прочитайте, что у вас получилось?
Пример: Достаточно ли при общении с другими только того, чтобы тебя понимали? Насколько важно правильно и красиво говорить? Как речь характеризует человека? Над этими вопросами размышляет в своём тексте Л. Пирожкова. Автора волнует проблема так называемого речевого портрета личности.
- Ребята, как вы понимаете выражение «речевой портрет»? (Особенности речи человека, одна из важнейших составляющих облика говорящего).
- Вот некоторые определения этого понятия, сформулированные известными в области языкознания специалистами:
- Речевой портрет – это воплощенная в речи языковая личность.
С.В. Леорда
- Речевой портрет - совокупность языковых и речевых характеристик коммуникативной личности или определённого социума в отдельно взятый период существования.
Т.П. Тарасенко
- Речевой портрет - набор речевых предпочтений говорящего в конкретных обстоятельствах для актуализации определенных намерений и стратегий воздействия на слушающего.
Г.Г. Матвеева
- Исследователи этого вопроса отмечают, что речевой портрет бывает индивидуальным и коллективным.
VI Комментарий к проблеме.
- Что такое комментарий к проблеме? (Комментарий – рассуждения пишущего по поводу выделенной проблемы, анализ постижения авторской логики в раскрытии данной проблемы в тексте).
- Какие два типа комментария выделяют? (Текстуальный и концепционный).
- Каковы особенности текстуального комментария? (инд. сообщение)
Текстуальный - объяснение структуры текста, следование за автором в раскрытии проблемы, которое включает в себя ответы на следующие вопросы:
- как автору удается привлечь внимание читателей к данной проблеме?
- как, на каком жизненном материале автор раскрывает проблему (какой случай из жизни им описан)?
- какие поступки совершает герой и как это его характеризует?
- какие имена известных людей, факты, события, цитаты и мудрые изречения упоминаются автором в тексте и для чего?
- какие эмоции вызывают у автора описанные им события и почему?
- Что представляет собой концепционный комментарий? (инд. сообщение)
Концепционный - интерпретация пишущим проблемы исходного текста (рассмотрение ее актуальности и сопоставление различных точек зрения по данному вопросу):
- как автору удается привлечь внимание читателей к данной проблеме;
- к какой категории относится затронутая автором текста проблема? (нравственная, экологическая, философская, социальная, психологическая)
- насколько актуальна в наши дни эта проблема?
- почему эта проблема относится к разряду вечных?
- кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой;
- традиционна ли эта проблема или нова;
- если традиционна, то какие точки зрения существуют по ее поводу;
- если нова, то что стало причиной ее появления; жизнеспособна ли она (прогноз на будущее) и что позволяет сделать такие выводы.
- Каких ошибок следует избегать при написании комментария? (Нельзя пускаться в общие рассуждения по проблеме, отрываясь от текста. Нельзя забывать, что комментируем не проблему вообще, а именно то, как автор понимает и раскрывает эту проблему. Следует помнить, что комментарий не пересказ и не цитирование, а анализ постижения авторской логики в раскрытии данной проблемы).
- Комментируя проблему, поднятую в данном тексте, необходимо назвать те изъяны, которые, по мнению Людмилы Пирожковой, портят речевой портрет многих наших современников. Найдите их в тексте (стирание границ между разными стилистическими пластами, терпимое отношение к «низкой» лексике, слова-сорняки, примитивизм, речевая небрежность, невыразительность речи, нарушение грамматических норм (пример со словом «кофе»).
- Какие ещё недостатки могут подпортить наш речевой портрет и поставить под сомнение уровень нашей общей культуры? (нарушение орфоэпических норм).
- Какие словосочетания употребила Людмила Пирожкова, чтобы подчеркнуть своё отношение к описанной ситуации? («катастрофическая порча языка», «вопиющая безграмотность»).
- Прокомментируйте проблему, выдвинутую на обсуждение автором. Прочитайте, что у вас получилось.
Пример: Автор текста с горечью говорит о стремительном обесценивании культуры речи и поражается распространившейся вопиющей безграмотности. Наш язык катастрофически портится под влиянием радио, телевидения, Интернета. Л. Пирожкова отмечает, что многим кажется, будто нет никакой разницы, как говорит человек, главное – чтобы его слова были понятными для других. Но, по убеждению автора, каждое произнесенное или написанное слово будет позитивно или негативно характеризовать человека в глазах окружающих. Л. Пирожкова приводит в пример ситуацию, когда после нескольких минут общения с внешне приятными людьми чувствуешь разочарование из-за несоответствия внешнего вида и речевого портрета собеседника.
VII Формулирование позиции автора.
- Что такое позиция автора? (Позиция автора – это отношение автора текста к проблеме, о которой он размышляет).
- Сформулируйте позицию автора. Прочитайте, что у вас получилось.
Пример: По мнению Л. Пирожковой, речевой портрет гораздо более выразителен, нежели наша внешность. Она убеждена в том, что одна досадная ошибка может испортить впечатление от всего сказанного человеком и изменить его образ в глазах окружающих в худшую сторону. Автор призывает бережно относиться к собственному речевому портрету, «выращивать его».
VIII Формулирование собственного мнения.
- Сформулируйте своё мнение по проблеме, выразив согласие или несогласие с точкой зрения автора, и подробно объясните. В чём оно состоит.
Пример: Нельзя не согласиться с мнением автора данного текста в том, что речь человека играет чрезвычайно важную роль в формировании его целостного образа. Действительно, речевая культура является важной составляющей общей культуры человека. Не стоит допускать небрежности в речи. Полностью поддерживаю Людмилу Пирожкову в том, что над собственным речевым портретом следует кропотливо работать, чтобы не выглядеть смешно или нелепо в глазах окружающих.
IX Доказательство собственной точки зрения.
- Каким образом рекомендуется доказывать свою точку зрения? (Привести не менее двух аргументов).
- Что такое аргумент? (Аргумент – суждение-, довод, приводимый пишущим в доказательство высказанной мысли).
- Какие типы аргументов можно использовать в работе? (инд. сообщение)
Слайд:
- Примеры из читательского опыта (обращение к текстам литературных произведений;
- Примеры из собственного жизненного опыта и жизни окружающих людей;
- Поучительные события из жизни выдающихся личностей;
- Ссылки на мнение известного, уважаемого человека – учёного, философа, общественного деятеля;
- Цитаты из авторитетного источника;
- Выводы науки и статистические данные;
- События из жизни страны;
- Примеры обсуждения данной проблемы в популярных телевизионных программах.
- Кто из вас читал роман И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев»?
- Речевой портрет какой героини характеризует её как человека ограниченного, пустого и недалёкого?
- Каковы особенности речевого портрета Эллочки Щукиной? (Она обходилась тридцатью словами, словарный запас был ограничен до крайности, примитивен. Примитивность её речи выдаёт примитивность мышления).
- Давайте посмотрим фрагмент фильма, поставленного по этому роману.
- Прочитаем образец того, как можно привести подобный аргумент в сочинении.
Пример: Моя точка зрения находит подтверждение в произведении И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев». Словарный запас Эллочки Щукиной, героини этого романа, составлял всего лишь тридцать слов. И, хотя она не испытывала потребности в использовании каких-либо других слов, ее речевой портрет, несомненно, сильно пострадал.
-Ребята, знаете ли вы, кто такой Демосфен? (Это древнегреческий оратор, долгие годы работавший над своим речевым портретом и благодаря этому оставивший яркий след в истории).
Демосфен имел очень слабый голос, говорил невнятно, слегка заикался, картавил (не произносил «р»), - у него была дурная привычка подергивать плечом и, кроме того, он совершенно не умел держаться перед публикой. Две первые попытки выступления окончились неудачно. И тогда Демосфен решил исправить и исправил все свои недостатки. Каждый день по несколько часов подряд он занимался упражнениями, чтобы исправить неясность произношения. Он никогда не говорил без подготовки, но всегда выучивал наизусть заранее написанную речь; по ночам он старательно готовился к выступлению, тщательно обдумывая каждое слово.
- Прочитаем, как можно ввести в текст сочинения аргумент, основанный на примере жизни этого выдающегося человека.
Пример: Еще одним примером может стать древнегреческий оратор Демосфен. Он долгие годы работал над своим речевым портретом, мимикой, жестами, потому что слабый голос, короткое дыхание не позволяли ему осуществить мечту – стать оратором. Демосфен тренировался говорить при шуме волн, с камешками во рту и в итоге смог устранить недостатки своей речи и стать настоящим профессионалом в своем деле, оставившим яркий след в истории. Это произошло именно благодаря его внимательному отношению к своему речевому портрету.
X Работа над написанием вступления.
-Задача вступления подвести читателя к проблеме. Здесь можно воспользоваться вашей копилкой афоризмов. Может ли кто-нибудь из вас прочитать уместный афоризм? Я предлагаю вам воспользоваться и теми афоризмами, которые подобрала я. (Слайд)
- Речевая культура человека — это зеркало его духовной культуры… Речевая культура выражает самую сущность культуры человеческой…
В. А. Сухомлинский
- Наша речь — это наша визитная карточка. Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика — как они думают.
Г. В. Степанов
- По сути для интеллигентного человека дурно говорить должно считаться так же неприлично, как не уметь читать и писать.
А. П. Чехов
- Вернейший способ узнать человека — его умственное развитие, его моральный облик, его характер — прислушаться к тому, как он говорит.
Д. С. Лихачёв
- Зачитайте, пожалуйста, какие вступления у вас получились.
Пример: Большинству людей не безразлично, какое мнение складывается о них у окружающих. Многим из нас хочется производить приятное впечатление и располагать к себе тех, с кем мы общаемся. Целостный образ личности складывается из манеры поведения, жизненных принципов, черт характера и многих других элементов, в том числе и речи. Да! Именно речь является той существенной составляющей, которая наиболее полно характеризует нас как личность. Очень интересно выразился по этому поводу Г.В. Степанов: «Наша речь – это наша визитная карточка».
XI Заключение.
- О чём важно помнить, работая над заключением? (Следует помнить о том, что это общий вывод, который обязательно связан с основной проблемой).
- Поработайте над заключением и прочитайте, что у вас получилось.
Пример: Вероятно, человек всегда будет заинтересован в том, какое впечатление он производит на окружающих. Следя за своей внешностью и поведением, ни в коем случае нельзя забывать следить за одной из важнейших характеристик личности – речевым портретом.
XII Итог урока.
- Сегодня на уроке мы учились писать сочинение по прочитанному тексту, следуя определённому плану, используя речевые клише, помогающие нам строить собственное высказывание. Мы познакомились с текстом Людмилы Пирожковой, в котором она обращает внимание читателей на проблему важной роли речевого портрета личности, и не могли не согласиться с необходимостью постоянной кропотливой работы над совершенствованием собственного речевого портрета.
Д/З: Завершить работу над сочинением, отредактировать текст.
(1) Многие из нас испытывают тревожное ощущение катастрофической порчи языка. (2) Дело в том, что мы живём в мире с очень широкой и притом агрессивной языковой средой: телевидение, радио, газеты, Интернет… (3) Кто посещал хоть один чат или телеконференцию, не мог не поразиться вопиющей безграмотности. (4) Происходит стирание границ между разными стилистическими пластами, очевидным стало терпимое отношение к «низкой» лексике.
(5) Многие считают, что главное — «чтобы тебя понимали». (6) Но действительно ли этого достаточно? (7) Учёные утверждают, что огромное влияние на межличностные отношения оказывает так называемый речевой портрет личности. (8) Надо признать: наши фотографии могут быть не такими выразительными, точно нас характеризующими, нежели наш собственный речевой портрет. (9) И, что важно, его не спрячешь в альбоме. (10) Слово не воробей: вылетит — не поймаешь!
(11) Не всё ли равно — кофе чёрный или чёрное? (12) Тем более что вроде бы можно и так и этак. (13) Действительно, если на рынке мы увидим ценник «Чёрное (натуральное, молотое и т. п.) кофе», то можем и не обратить внимания на него. (14) А вот если мы услышим это от человека, которого считаем умным, интеллигентным, много знающим, то наш речевой слух сразу отметит несоответствие наших ожиданий и речи собеседника. (15) И вот ведь «несправедливость»: ошибки оказываются сильнее всей речи, может и правильной, и уместной, и выразительной! (16) Слушатели особенно запомнят именно ошибку.
(17) Так что же делать? (18) Как быть с собственным речевым портретом? (19) Нет другого пути, кроме как бережно выращивать его, избегая примитивизма, избавляясь от слов-сорняков, ошибок и речевой небрежности, обогащая собственный арсенал выразительности.
(По Л. Пирожковой.)
Типы аргументов
- Примеры из читательского опыта (обращение к текстам литературных произведений;
- Примеры из собственного жизненного опыта и жизни окружающих людей;
- Поучительные события из жизни выдающихся личностей;
- Ссылки на мнение известного, уважаемого человека – учёного, философа, общественного деятеля;
- Цитаты из авторитетного источника;
- Выводы науки и статистические данные;
- События из жизни страны;
- Примеры обсуждения данной проблемы в популярных телевизионных программах.
Карточки
№ | Композиционные части |
Заключение (итоговый вывод) | |
Собственное мнение (согласие / несогласие с автором) | |
Формулировка проблемы | |
Вступление | |
Доказательство собственной точки зрения (2 аргумента) | |
Формулировка позиции автора по данной проблеме | |
Комментарий к проблеме |
№ | Композиционные части |
Заключение (итоговый вывод) | |
Собственное мнение (согласие / несогласие с автором) | |
Формулировка проблемы | |
Вступление | |
Доказательство собственной точки зрения (2 аргумента) | |
Формулировка позиции автора по данной проблеме | |
Комментарий к проблеме |
№ | Композиционные части |
Заключение (итоговый вывод) | |
Собственное мнение (согласие / несогласие с автором) | |
Формулировка проблемы | |
Вступление | |
Доказательство собственной точки зрения (2 аргумента) | |
Формулировка позиции автора по данной проблеме | |
Комментарий к проблеме |
№ | Композиционные части |
Заключение (итоговый вывод) | |
Собственное мнение (согласие / несогласие с автором) | |
Формулировка проблемы | |
Вступление | |
Доказательство собственной точки зрения (2 аргумента) | |
Формулировка позиции автора по данной проблеме | |
Комментарий к проблеме |
Речевые клише
Формулировка проблемы:
- В своем тексте публицист (писатель) NN рассматривает (поднимает, выдвигает на всеобщее обсуждение, затрагивает, обращает внимание читателей на) проблему (чего?);
- Текст публициста (писателя) NN заставил меня задуматься над проблемой (чего?);
Примечание: можно начать, задав 2-3 вопроса по содержанию исходного текста с последующей формулировкой проблемы, выбранной пишущим для комментария. Переход от серии вопросов к формулировке проблемы можно осуществить, используя следующие фразы: Эти и другие вопросы затрагиваются в тексте известного писателя NN. Однако наиболее детально автором рассматривается проблема (чего?)...
Введение текстуального комментария:
- Чтобы привлечь внимание читателей к данному вопросу, NN рассказывает историю о /повествует о ... /приводит факты ... / на примере случая из жизни великого писателя NN показывает, что....
- Чтобы лучше разобраться в этом злободневном вопросе, NN повествует о ... . Особенно грустно / страшно, по мнению автора, что…
Введение концепционного комментария:
- Эта проблема актуальна сегодня, как никогда, и известный публицист (писатель) не обошел ее вниманием....
- Действительно, проблема ... очень серьезна и затрагивает каждого из нас. Этот вопрос довольно часто поднимается в средствах массовой информации. Например, мы узнаем из новостей о том, что ... . Все это, к сожалению, является результатом безответственной деятельности человека, его равнодушия к ... .
- Актуальность этого вопроса не подлежит сомнению. Психологами давно доказано: ...
- Вот почему обозначенная выше проблема так часто обсуждается в средствах массовой информации. Участники дискуссий уверены в одном:
Формулировка позиции автора исходного текста:
- Позиция автора данного текста довольно ясна и раскрывается в следующем предложении: « ». NN убежден: ....
- Автор текста не выражает прямо свою точку зрения относительно поднятой проблемы, но исподволь подводит читателя к мысли о том, что...
- Позиция NN относительно поднятой проблемы становится понятной лишь после осмысленного прочтения текста. Автор, рассказывая читателям эту историю, будто говорит…
Формулировка собственной точки зрения:
- Нельзя не согласиться с автором текста в том, что …. Действительно, …
- Я согласен с автором данного текста в том, что… В самом деле, …
- Я согласен с автором данного текста и тоже считаю: …
- Я разделяю точку зрения автора и также убеждён в том, что …
- Я считаю, что автор абсолютно прав, когда пишет….
Введение в текст аргументации собственной точки зрения:
А) первый аргумент
- В доказательство справедливости всего вышесказанного приведу следующий литературный пример. Вспомним роман/ рассказ /пьесу NN (указывается автор и дается название произведения). В этом произведении... / Главную героиню этого произведения отличает ...
- Об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские писатели-классики. Вспомним рассказ/ роман / пьесу NN (указывается автор и дается название произведения). В этом произведении ...
Б) второй аргумент
- Хочу рассказать об одном случае из моей жизни, который, как мне кажется, является дополнительным аргументом в пользу того, что ...
- Следующий литературный пример, как мне кажется, является еще одним дополнительным аргументом в пользу того, что...
- Приведу еще один литературный пример, который показывает: ...
- О том, как важно..., говорит в своем рассказе / романе писатель NN.
- У каждого из нас, наверное, есть немало примеров из собственного жизненного опыта, которые доказывают необходимость / важность ... (далее идут примеры-аргументы).
Индивидуальное задание:
Напиши вступление к сочинению по тексту Л. Пирожковой о речевом портрете. Помни, что задача вступления – подвести к проблеме. Можно включить уместное высказывание из копилки афоризмов или воспользоваться одним из следующих:
- Речевая культура человека — это зеркало его духовной культуры… Речевая культура выражает самую сущность культуры человеческой…
В. А. Сухомлинский
- Наша речь — это наша визитная карточка. Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика — как они думают.
Г. В. Степанов
- По сути для интеллигентного человека дурно говорить должно считаться так же неприлично, как не уметь читать и писать.
А. П. Чехов
- Вернейший способ узнать человека — его умственное развитие, его моральный облик, его характер — прислушаться к тому, как он говорит.
Д. С. Лихачёв
Индивидуальное задание:
Напиши вступление к сочинению по тексту Л. Пирожковой о речевом портрете. Помни, что задача вступления – подвести к проблеме. Можно включить уместное высказывание из копилки афоризмов или воспользоваться одним из следующих:
- Речевая культура человека — это зеркало его духовной культуры… Речевая культура выражает самую сущность культуры человеческой…
В. А. Сухомлинский
- Наша речь — это наша визитная карточка. Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика — как они думают.
Г. В. Степанов
- По сути для интеллигентного человека дурно говорить должно считаться так же неприлично, как не уметь читать и писать.
А. П. Чехов
- Вернейший способ узнать человека — его умственное развитие, его моральный облик, его характер — прислушаться к тому, как он говорит.
Д. С. Лихачёв
Индивидуальное задание:
Напиши заключение к сочинению по тексту Л. Пирожковой о речевом портрете. Помни, что задачи заключения могут быть следующие:
суммировать итоги размышлений, дать оценку сказанному, сделать прогноз, высказать предположение или пожелание, выразить призыв к действию, сделать нравственный вывод.
Речевые клише:
- В заключение всего вышесказанного ещё раз подчеркну:
- Всё вышесказанное позволяет сделать вывод:
- Хочется верить, что читатели задумаются о проблеме, затронутой в тексте.
Можно привести в заключении известный афоризм, или закончить сочинение риторическим восклицанием.
Индивидуальное задание:
Напиши заключение к сочинению по тексту Л. Пирожковой о речевом портрете. Помни, что задачи заключения могут быть следующие:
суммировать итоги размышлений, дать оценку сказанному, сделать прогноз, высказать предположение или пожелание, выразить призыв к действию, сделать нравственный вывод.
Речевые клише:
- В заключение всего вышесказанного ещё раз подчеркну:
- Всё вышесказанное позволяет сделать вывод:
- Хочется верить, что читатели задумаются о проблеме, затронутой в тексте.
Можно привести в заключении известный афоризм, или закончить сочинение риторическим восклицанием.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок: сочинение по картине С.А. Григорьева “Вратарь”( 7-й класс)
Большую роль в развитии творческих способностей учащихся играют уроки развития речи. В ходе их проявляется индивидуальность каждого ученика, развиваются их творческие способности.Традиционно на уроках...
Презентация к уроку. Сочинение-описание по картине Герасимова `После дождя`. 6 класс
Презентация может быть исользована при подготовке к написанию сочинения. Содержит материал о художнике, примерный план сочинения и словарный материал. Помогает создать эмоциональный настрой....
Презентация к уроку. Сочинение-описание«Зимнее утро в лесу». 6 класс
Русский язык. 6 класс. Программа Т.А.Ладыженской. Тема урока в учебнике и тематическом планировании "Описание природы". Презентация к уроку может быть использована при подготовке к написанию сочинения...
Конспект урока. Сочинение-рассуждение "Береги природу"! (6 класс)
Сочинение – рассуждение «Береги природу»!Цели урока: повторить основные типы речи, научить их расп...
Презентация к уроку "Сочинение по картине А.Н.Комарова "Наводнение"(5 класс)
Презентация предназначена для использования на уроке "Сочинение по картине А.Н.Комарова "Наводнение"(5 класс)...
План урока" Сочинение-описание памятника"и презентация к уроку
Данная разработка урока направлена на выявление языковых особенностей текста-описания, умение создавать собственное описание, используя изобразительно-выразительные средства, соответствующие данному т...
Презентация к уроку "Сочинение по картине Шалвы Бедоева " Несение креста " в 10 классе.
Презентация к уроку "Сочинение по картине Шалвы Бедоева " Несение креста " в 10 классе....