"Глагольные формы - причастие и деепричастие"
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему

Максимова Любовь Федоровна

"Глагольные формы - причастие и деепричастие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon povtorenie_glagolnye_formy_-_prichastie_i_deeprichastie.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТИП УРОКА: обобщающее повторение.

ТЕМА УРОКА: «Глагольные формы – причастие и деепричастие».  (7-8 классы)

Цель:  Создать условия для самообучения  ребенка понимать и чувствовать слово, осмысленно управлять собственной речью, уметь выразить себя в слове.
1) обобщить знания по темам «Причастие» и «Деепричастие»;

2) изучить роль причастий и деепричастий в художественном тексте.

ХОД УРОКА

I. Слово учителя.

- В соответствии с темой урока поставьте для себя цель.

- Обобщить знания о глагольных формах. Вспомнить об их грамматических особенностях, а также выяснить, какова их роль в художественных текстах.


- М.В. Ломоносов сказал: «Она служит сокращением человеческого слова, заключая имени и глагола силу».Что это за форма? (Причастие.)
- Как вы понимаете выражение М.В. Ломоносова?  (Причастие соединяет в себе качества имени прилагательного и глагола.  От прилагательного оно унаследовало способность определять, обозначать свойства предмета, от глагола – представлять эти свойства в развитии, меняющимися во времени.)
Попробуем доказать это на конкретных примерах.

II. Работа с художественным текстом

- Давайте прочитаем отрывок из стихотворения Б.Л. Пастернака, написанного в 1956 г.

По дому бродит привиденье.
Весь день шаги над головой.
На чердаке мелькают тени.
По дому бродит домовой.

Везде болтается некстати,
Мешается во все дела,
В халате крадется к кровати,
Срывает скатерть со стола.

Ног у порога не обтерши,
Вбегает в вихре сквозняка
И с занавеской, как с танцоршей,
Взвивается до потолка.

Кто этот баловник-невежа

И этот призрак и двойник?
Да это наш жилец приезжий,
Наш летний дачник-отпускник.

На весь его недолгий роздых
Мы целый дом ему сдаем.
Июль с грозой, июльский воздух
Снял комнаты у нас внаем.

Июль, таскающий в одёже
Пух одуванчиков, лопух,
Июль, домой сквозь окна вхожий,
Все громко говорящий вслух.

Степной нечесаный растрепа,
Пропахший липой и травой,
Ботвой и запахом укропа,
Июльский воздух луговой.

- Как бы вы его озаглавили? («Июль», «Июль-проказник».) Да, авторское название этого стихотворения – «Июль».

- Каким предстает перед нами июль? (Июль – нечесаный растрепа, бесцеремонно заходящий в дом через окна, громко говорящий, пропахший ароматами деревьев и трав.)

- Какой художественный прием использует поэт в создании образа июля? (Олицетворение, то есть оживление неодушевленного предмета, явления, наделение его человеческими качествами.)

- Какую загадку представляет собой стихотворение? ( Ощущение лета зашифровано олицетворением: мы мысленно отождествляем задуманный объект с другим, сходным с ним по некоторому признаку.

- Что описывается в первой части стихотворения? Какими словами задаются признаки таинственного персонажа? Что они обозначают?  Как можно заменить эти существительные?

В первой части (собственно загадка) поэт описывает некое живое существо – то ли человека-невидимку, то ли призрак. В этом фрагменте нет ни одного прилагательного и ни одного причастия. Признаки таинственного персонажа задаются либо именами существительными (привиденье, домовой, призрак – эти мифические существа обладают важным свойством: невидимостью; тень – признак наличия невидимого существа, слово двойник всегда подчеркивает неопределенность личности, баловник, невежа – существительные, характеризующие человека по определенному признаку), либо глаголами, которые изображают действия невидимки (бродит, болтается, мешается, вбегает, взвивается и др.). При этом ни одно имя существительное не называет объекта, то есть не выполняет своей номинативной функции, и это подчеркивается как тем, что объекту изначально присваивается имя-«пустышка» (привиденье), так и тем, что даже это имя дублируется тремя другими «пустышками» (домовой, призрак, двойник), из которых только призрак является синонимом первого наименования. Иными словами, загадочный персонаж можно было бы назвать неопределенным местоимением некто, но оно не могло бы создать необходимую атмосферу таинственности.

- Как меняется восприятие во второй части?

Во второй части (она начинается со второй половины четвертой строфы: Да это наш жилец приезжий...) частеречный состав предложений резко меняется. Появляется существительное июль, дающее ответ на прозвучавший в первой части вопрос и тем самым полновесно выполняющее свою номинативную функцию. Появляются имена прилагательные, причастия, личные и притяжательные местоимения: они описывают различные качества объекта (июля) и помещают его в микровселенную, в которой обитает лирический герой (он наш жилец, мы ему сдаем дом, он снял у нас комнаты).

- Каковы же функции прилагательных и причастий в финальной части стихотворения?

Наш жилец приезжий.

Слово приезжий в современном русском языке чаще употребляется как существительное, означающее «нездешний житель, тот, кто приехал». Здесь оно выступает в роли прилагательного. Будучи отглагольным, оно передает признак, обусловленный действием, но – поскольку это не причастие – этот признак не может изменяться во времени.

Наш летний дачник-отпускник.

Прилагательное летний передает постоянный признак («характерный для лета»); это первый намек на отгадку, на июль, который появится в следующей строфе.

Недолгий роздых.

Прилагательное недолгий (обозначает признак, не меняющийся во времени, но зависящий от позиции говорящего, от его оценки) относится к слову роздых, семантически обусловленному предшествующей строфой (дачник-отпускник). Поскольку значение «отдых» является иносказательной характеристикой слова июль, прилагательное недолгий опосредованно характеризует и сам июль, летнюю пору.

Целый дом.

Дом и является той микровселенной, в которой обитает привидение-июль. Поэтому прилагательное целый (по значению оно приближается к определительному местоимению весь) подчеркивает всевластие июля в доме, в мире.

Июль с грозой.

Формально здесь нет прилагательного. Однако с грозой – несогласованное определение – выполняет функции, которые могло бы выполнять прилагательное грозовой. Выбор формы с грозой, по-видимому, диктуется олицетворением, ср.: денди с тросточкой, мужик с косой, июль с грозой... Грозовой, с грозой – типичный признак июля.

Июльский воздух.

 Прилагательное июльский выполняет функции притяжательного прилагательного (особый воздух – неотъемлемая принадлежность июля).

Июль, таскающий в одёже пух одуванчиков, лопух.

Причастие таскающий подчеркивает «очеловеченность» июля. Нарочитая разговорность (таскающий, а не носящий), усиленная синтаксической связью с просторечным словом одёжа, помогает поэту создать образ существа грубоватого, неряшливого. В причастии таскающий кроется неоднозначность: прицепившиеся пушинки, репьи таскают скорее на одежде, а в одежде (скажем, в подоле или, завязав рукава, в рубашке) таскают неожиданно попавшуюся и собранную добычу – грибы, орехи. Поэтому можно нарисовать и такую картину: июль придумал себе работу – таскать пух и репьи, и теперь ходит весь перепачканный.

Июль, домой сквозь окна вхожий.

Отглагольное прилагательное вхожий означает сейчас «тот, кому позволено запросто входить в какое-то общество, в чей-то дом». Однако в данном контексте его глагольность оказалась резко усилена, и вхожий здесь означает и «постоянно входящий».

(Июль) все громко говорящий вслух.

Причастие говорящий семантически обусловлено словом громко, которое – фонетически и по смыслу – связано со словосочетанием июль с грозой (гроза – гром – громко – говорить). Второй смысловой пласт, вызванный к жизни олицетворением, – это создание образа бесцеремонного, грубоватого человека, который все громко говорит вслух.

Степной нечесаный растрепа.

Прилагательное степной рождает ассоциации и со степным привольем, с запахами степных трав (подтверждается следующей строкой), и с дикостью, нецивилизованностью (подкрепляется синтаксической связью со словом растрепа). Отглагольное прилагательное (причастие) нечесаный не только поддерживает образ растрепы-отпускника, но и вызывает ассоциацию с буйно растущими травами, закрепляемую в следующей строке.

Пропахший липой и травой, ботвой и запахом укропа.

Причастие пропахший не столько характеризует июльский воздух, от которого оно синтаксически зависит (о воздухе более естественно было бы сказать пахнущий), сколько дорисовывает образ июля-отпускника (о грубоватом мужике уместно сказать пропахший – например, табаком).

Июльский воздух луговой.

О прилагательном июльский уже говорилось выше. Прилагательное луговой поддерживает предшествующие ассоциации со степью, буйными травами, растительными запахами.

Вывод: Прилагательные и причастия в стихотворении характеризуют только вполне определенный объект, причем прилагательные помогают описывать его статично, а причастия – динамично.

 

- Какие слова и обороты помогают создать образ шумного гуляки – июля? (Яркие, интересные причастия и причастные обороты: таскающий в одёже, все громко говорящий вслух, пропахший липой и травой.)

- Найдите случаи перехода причастий в прилагательные. (Нечесаный растрепа; приближается по значению к причастию и отглагольное прилагательное вхожий.)

- Когда возможен такой переход? (В том случае, когда слово приобретает постоянное значение, перестает передавать изменение признака во времени.)

- Чем различаются причастие и прилагательное? (Прилагательное обозначает постоянный, неизменяемый признак, причастие – свойство предмета, имеющее временную характеристику.)

- Выпишите из отрывка в два столбика прилагательные и причастия. Проанализируйте особенности употребления каждого из них. Сделайте вывод об изобразительных свойствах причастия. (Причастие совмещает в себе изобразительные свойства глагола и прилагательного, что позволяет передать красоту этого летнего теплого дня образно, необычно, в движении, в динамике; причастия позволяют представить июльские дни в движении, в звуках, в красках и запахах.)

III. Лингвистический эксперимент

Теперь давайте проведем лингвистический эксперимент. Попробуйте заменить причастия прилагательными в следующем отрывке из стихотворения М.Лермонтова «Родина».

До замены:

Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез.

После замены:

Люблю дымок паленой жнивы,
В степи ночной обоз
И на холме средь желтой нивы
Чету белых берез.

- Сравните авторский текст с тем, который получился после замены.

- Что ушло из стихотворения (не считая, конечно, ритма)?

- Какой вариант обладает большей изобразительной силой?

-  Объясните причину. (Искусственный вариант отрывка статичен, неподвижен. Природа кажется неподвижной. Авторский текст с причастиями обладает большей изобразительной силой, так как в нем пейзаж живет, меняется во времени.)

IV. Изобразительные свойства причастного оборота

- Часто причастие в художественных текстах употребляется с зависимыми словами. Поэтому нам важно выявить роль причастного оборота в художественной речи.

Проведем эксперимент. В следующем отрывке из произведения И.Бунина найдите причастные обороты и замените их придаточными предложениями со словом который.

Вскоре полили, не прекращаясь, дожди, растрепавшие по-осеннему опустевший сад и прибившие к земле вдруг почерневшую траву, от которой исходил, смешиваясь с влажным холодным воздухом, едва различимый аромат, напоминавший о бесследно ушедшем лете.

Измененный текст:

Вскоре полили, не прекращаясь, дожди, которые растрепали по-осеннему опустевший (*) сад и прибили к земле траву, которая вдруг почернела и от которой исходил, смешиваясь с влажным холодным воздухом, аромат, который был едва различим и напоминал о лете, которое бесследно ушло.

(* Можно добавить также Сад, который уже по-осеннему опустел.)

- Какой вариант более выразителен и емок? В чем причина? (Измененный вариант перенасыщен однотипными синтаксическими конструкциями, он получился громоздкий, тяжелый для чтения. Причастный оборот, совмещая значение признака и действия, является более лаконичной формой выражения мысли по сравнению с придаточными определительными со словом который. Причастные обороты обладают выразительной краткостью. Пушкин ценил это их качество, а придаточные определительные называл «вялыми» оборотами.)

Домашнее задание:

Найдите в художественных текстах отрывки с причастными и деепричастными оборотами и докажите, что  подобные формы  обладают выразительной краткостью.

 

Литература

А.Ю.РЕЗВАЯ. Слово в тексте. Роль глагольных форм в тексте http://rus.1september.ru/urok/index.php?SubjectID=170110


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме:"Деепричастие как глагольная форма"

Урок проводится как повторение материала, изученного в предыдущих классах. Он готовит учащихся к предстоящему ЕГЭ по русскому языку....

Причастие как глагольная форма. Правописание причастий

Презентация к уроку русского языка в 10 классе по теме "Причастие как глагольная форма. Правописание причастий."...

Технологическая карта урока русского языка в 10 классе "Причастие как глагольная форма. Особенности его функционирования в речи. Причастный оборот".

Урок русского языка в 10 классе с использованием элементов развивающих технологий в соответствии с ФГОС....

Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС. Урок по теме "Деепричастие как глагольная форма". 10 класс

Методическая разработка урока по теме «Деепричастие как глагольная форма»Класс: 10Тип урока: урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)Форма урока: комбинированный....

Схема-алгоритм правописания суффиксов причастий и деепричастий и проверочный тест по теме «Причастие и деепричастие»

6 класс,  программа М.М РазумовскойАвтор: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 3 г. Новый Оскол, Белгородской областиБелова Светлана Николаевна...

Схема-алгоритм правописания суффиксов причастий и деепричастий и проверочный тест по теме «Причастие и деепричастие»

Ценный материал после изучения данной темы. В начале дается схема алгаритм правописания суффиксов причастий и деепричастий, а потом проверочный тест по теме «Причастие и деепричастие»...