Статья на тему "Активные формы и методы формирования орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка"
статья по русскому языку по теме

Степанова Ольга Владимировна

Статья посвящена разнообразным формам и методам, способствующим  формированию орфографической зоркости учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

  Активные формы и методы формирования орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка  

Противоречия:

- между имеющимися у учащихся теоретическими знаниями, полученными на уроках русского языка и уровнем орфографических и пунктуационных умений и навыков;

- между необходимостью формирования прочных знаний, умений и навыков и большим объемом теоретических сведений получаемых учащимися на уроках русского языка;

- между высоким уровнем содержания курса русского языка и дефицитом учебного времени.

Ведущая идея опыта:

Создание на уроках русского языка условий для сознательного активного участия учащихся в творческой деятельности, приносящей радость преодоления, радость открытия, радость достижения поставленной цели.

Личная концепция учителя:

- поиск активных форм и методов формирования прочных знаний, умений, навыков учащихся;

- реализация задачи формирования орфографических и пунктуационных умений и навыков с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся;

- включение каждого ученика в активную творческую деятельность;

- усиление практической направленности обучения русскому языку на основе вовлечения учащихся в различные виды деятельности;

- создание на уроках русского языка атмосферы сотрудничества, сопереживания, взаимной поддержки.

            Введение

«Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребёнок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче даётся ему правописание».

                                                                                                          (Н.С. Рождественский.) 

В современной школе русский язык считается одним из самых трудных предметов. С одной стороны, знание родного языка дается  с детства, ребенок овладевает им так же естественно, как дышит и растет. С другой стороны, это сложная дисциплина, требующая большого труда. Обучение русскому языку должно держаться на трех китах: языкознании, психологии, методике.

 Главное внимание учителя должно быть сосредоточено на формировании орфографической и пунктуационной грамотности учащихся и их речевом развитии, а также на прочном усвоении тех знаний, которые являются основой для применения правил правописания и овладения речевыми нормами. Уровень грамотности учащихся средней школы - одна из острейших проблем народного образования. 

Практика обучения показывает, что орфографическая грамотность учащихся не достигает достаточно высокого уровня, о чем свидетельствуют результаты итоговых контрольных работ по русскому языку, проводимых в 5- 7 классах.

Такое качество грамотности вызывает тревогу у учителей, родителей и, наконец, у общественности, поэтому ученые (психологи, методисты), учителя ищут причины такого явления (низкой орфографической грамотности), чтобы принять действенные меры по улучшению положения в этой составной части обучения.

Одной из причин недостаточно высокой орфографической грамотности  школьников является несформированность их орфографической зоркости, т.е. неумение “видеть” орфограммы.

Методика обучения орфографии не совершенна: в ней не предусмотрено специальное обучение, направленное на развитие орфографической зоркости, которая заключается в том, чтобы обнаруживать те места в словах, где письменный знак не определяется произношением.

Способность видеть орфограммы - это необходимое условие для овладения орфографическими нормами, для успешного применения правил. Значит, эту способность у учащихся нужно воспитывать.

Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала.

Зрительное восприятие осуществляется в ходе зрительного, объяснительного диктантов, письма по памяти, выборочного списывания, графического выделения орфограмм, анализа заданий и текста упражнений, корректировки письма.

Слуховое восприятие происходит при проведении выборочного, предупредительного диктантов, при использовании сигнальных карточек.

Для речедвигательного восприятия и запоминания особое значение приобретает орфографическое проговаривание.

Рукодвигательное восприятие имеет место при письменном выполнении всех упражнений.

Общепризнанным является положение о том, что наибольший эффект для выработки орфографической зоркости дает комбинированное восприятие и запоминание, которые возможны в процессе комментированного письма, звукобуквенного и орфографического разбора.

Предложенные учителем упражнения должны  обеспечивать сочетание фронтального, группового и индивидуального способов организации обучения.
              Кроме того, педагог должен учитывать большой объём теоретических знаний, который должны усвоить учащиеся, и дефицит учебного времени. Эти условия диктуют необходимость поиска форм и методов, позволяющих рационально организовать процесс обучения русскому языку.

За многие годы работы в школе в моей методической копилке появилась своя методика, элементы которой хочу предложить вашему вниманию.

 Начиная работу с пятиклассниками, с первой же недели стараюсь выявить наиболее слабых учащихся, чтобы, не теряя времени, начать с ними индивидуальную работу. В тетради учёта успеваемости на отдельной странице записываю фамилии этих учеников, а затем первые ошибки, ими допущенные. После каждой письменной работы эти записи пополняются. Это дает возможность не только классифицировать ошибки, но и видеть, когда ученик допускает ошибки в одних и тех же словах (они подчёркиваются).

Очень важно формировать умение опознавать орфограммы. В любой письменной работе учащиеся выделяют, показывают орфограмму, в устных работах обязательно называют её: "В слове далёкий в корне безударная гласная, проверяемая ударением, - даль". И т.п. Здесь очень помогает справочник на форзаце учебника, которым с первых же дней ученики должны научиться пользоваться.

На каждом уроке проводится словарно-орфографическая работа. Это или "По следам ошибок", когда вызываются двое-трое учащихся (поочередно) и получают задание записать слова, в которых ранее были допущены ошибки; или работа над новыми словами, которые даны в учебнике для заучивания; или словарные диктанты (два в четверть).

В словарные диктанты включаю слова, над ошибками в которых класс работал (в конце моей тетради учета есть страница, где указываются дата, вид письменной работы и слова, в которых было допущено наибольшее количество ошибок). Это помогает увидеть, над какими ошибками надо работать, какие новые слова еще не усвоены.

Если ученики получают за словарный диктант"2", то они имеют возможность через несколько дней переписать его, но оценка при этом на балл снижается. Если ученик не готовился к работе повторно, значит, двойка остается, но на уроках я с ним занимаюсь индивидуально, подключая его к работе "По следам ошибок". Хочу привести пример одного из  индивидуальных заданий для учеников, допустивших ошибки во время диктанта. С этой целью  использую прием какографии (умышленное ошибочное письмо, которое предлагается ученику с целью накопления и исправления ошибок). Например:

1. Найди и объясни ошибки в словах с безударными гласными.

На мачте развивался флаг. В отдолении виднелись картофельные паля. Ребята умаляли       взять их на всю ночь лавить рыбу.

2. Правописание предлогов. Найди ошибку в тексте, найди еще 2-3 примера из текста.

Солнце стоит надголовой и жжет траву. Воздух перестал струиться и висит бездвижения. Над деревней и полем лежит невозмутимая тишина.

3. Как пишется не с глаголами? Найди ошибку в пословице.

Лежа хлеба не добудешь. Кто вчера солгал, тому завтра неповерят.

Это задание можно дать ученику на уроке, а можно - для работы дома. Такие индивидуальные карточки помогают повышать грамотность учащихся. Данный прием позволяет в определенной степени изменить манеру общения учителя и детей - общение становится более живым. В системе практических занятий использование какографии создает условия для контроля работы учителя со стороны ученика. Ученик находит и исправляет ошибки учителя.

      По моим наблюдениям, развитию у учащихся подлинной грамотности помогают нетрадиционные задания. Например, при изучении темы «Морфология» в 5 классе я прошу ребят составить слова по схемам, по которым ученики указывают принадлежность слова к определенной части речи или объясняют значение слова (например:    ист  )

В своей практике  использую лингвистические игры:

                 1.  «Аукцион», суть которой заключается в том, что учащимся предлагается рассказать о слове (например, пирожок) с точки зрения  орфографии, фонетики, словообразования, морфологии. Победителем оказывается тот, кто последним назовет отличительный признак данного слова.

                  2.«Третий лишний», где нужно вычеркнуть лишние слова (например: лес, лестница, лесничий. Смешной, смешать, смешить).

                   3. «Найди опасное место». Учитель произносит слова, а дети, как только услышат звук, которому при письме нельзя «доверять», хлопают в ладоши (например: зуб, сердце, лес, мягкий, поле, новый, сосна, стол, парта, лесной, ком).

В 6-ом классе игровые моменты также позволяют мне добиться поставленной учебной задачи, например игры с приставками, когда ученики проходят тему «Правописание приставок пре-, при- »   Предварительно ребята повторяют правописание приставок, не зависящих от произношения, и приставок, правописание которых зависит от последующих согласных. Буквально 2 задания  игры позволяют учащимся вспомнить правила:

   1.Приставка или нет?
Выделите приставки в словах: разваленный, разный; расписание, растение, расколоть, роскошь; исследовать, история.

   2.Найти спрятавшиеся приставки: перераспределение, нераспустившийся, неиспользованный, деревообрабатывающий комбинат, водопроводчик .

Игровые элементы и приемы позволяют  сделать уроки русского языка интересными и содержательными, но они не представляют собой  всеобъемлющее описание процесса формирования орфографической зоркости школьников, а лишь один из его методов.

На своих уроках для формирования прочных навыков орфографии  использую несколько методик. Вот некоторые из них:

  1. Письмо под диктовку.
  2. Определение орфограмм на слух и выделение их в тексте.
  3. Списывание текста и выделение орфограммы.
  4. Исправление деформированного текста (текста с ошибками).
  5. Письмо текста с допуском ошибок в местах орфограмм.
  6. Классификация слов в соответствии с орфограммами.
  7. Выбор слов из текста с заданной орфограммой.
  8. Постановка пропущенных букв в места орфограмм.

В процессе обучения практикую различные виды диктантов. Очень нравится ребятам зрительный диктант. Суть его заключается в том, что ученики в течение ограниченного времени знакомятся с необходимым количеством "трудных" слов и словосочетаний, написанных на доске заранее, затем учитель убирает доску, а учащиеся записывают слова под диктовку. А вот проверка осуществляться может двояко:

           - ученики сами оценивают свои работы, а учитель по своему  усмотрению ставит оценку;

-учитель собирает написанное и оценивает все работы.

В средних классах интересны для ребят диктанты со взаимопроверкой, когда они знакомятся с разделом «Орфография». Уже несколько лет применяю такой вид работы, как «словарный  диктант для соседа». Дома ребята составляют на изученное орфографическое правило словарный диктант с пропущенными орфограммами (на отдельной карточке).

Сверху подписывают: «Составил ….». Затем на уроке обмениваются карточками, выполняют задание, внизу подписывают  «Выполнил…» Учитель заранее говорит  сколько должно быть слов или словосочетаний.

Например: р..сток, выр..щенный, водор..сли, прор..стать, отр..сль.

Или на отдельной карточке каждый ученик пишет три слова на любые орфограммы, сосед по парте объясняет орфограммы в данных словах, рассказывает правила и приводит свои примеры. Например: ко(л,лл)екц..я, (не)брежно, соб..рать.

        Составление карточек развивает орфографическую зоркость, ответственность, способствует расширению словарного запаса школьников, учит работать с учебной книгой, справочной литературой.

        Ребятам интересна и работа в группах, поэтому в 5-7 классах практикую игры-соревнования. Приведу некоторые из них.

  1. «Кто больше?..» («Кто быстрее?..»). Например, кто больше подберет однокоренных слов, глаголов второго спряжения.
  2. Эстафета. С последней парты передается листочек, на который нужно по цепочке записать примеры на правило. Выигрывает тот, кто быстрее вручит учителю листок с меньшим количеством ошибок в записанных словах.
  3. Работа над ошибками. Каждой группе выдается текст диктанта с ошибками. Ребята должны найти все ошибки, исправить их, систематизировать.

Следует заметить, что парная и групповая работа на уроках русского языка способствует личностному росту учащихся. Но главное- не злоупотреблять этим видом работы, а разумно сочетать его как с индивидуальной, так и с фронтальной работой.

Я считаю, что работа по предупреждению ошибок – одно из главных условий формирования у школьников умения видеть орфограммы. Лучше подумать, чтобы предупредить ошибку, и затем написать слово, чем записать, а потом проверять и исправлять ошибки. С этой целью можно использовать диктант с точкой. Записывая слово, ученик должен поставить точку перед орфограммой. Получается такая запись: увид∙им, пом∙ощь, п∙оса∙дка, ужас∙ный, мес∙тный, ∙сд∙ержать.

Диктант с точкой позволяет контролировать насколько у каждого ученика сформировано умение находить орфограммы, приучает к вдумчивой и внимательной работе.

 Полезным видом словарно-орфографической работы, формирующим орфографическую зоркость, может быть работа с готовым текстом, в котором нужно устно или при списывании выделить орфограммы и объяснить их. Для устной работы целесообразно использовать детские стихи, считалки.

Очень результативна работа по карточкам, на которых даны несколько картинок с изображением предметов, явлений, действий, называемых словами с трудными орфограммами. Ученик, получая такую карточку-задание, записывает слова на доске и выделяет орфограмму. Оценки за эти ответы обычно бывают положительные. Вот примерные наборы слов для карточек-картинок:

1. Скворечник, корова, ученица, мыши, снегирь, снежинка.

2. Арбуз, лыжи, следы, телевизор, цыпленок.

      3.Сова, машина, трамвай, гриб, деревья, синичка.

4.Солнце, собака, заяц, петух, щетка.

Работу по карточкам можно проводить и в устной форме.                                                 Для этого учителю надо сделать 40 карточек (8х12) и крупно написать столбиком три слова (ничего не подчеркивая, ничего не выделяя) с разными орфограммами, изучаемыми в этом классе. На обратной стороне поставить номер карточки.

ИЗВЕСТНЫЕ

ГРУЗЧИК

НЕБРЕЖНЫЙ

В присутствии всего класса вы перемешиваете карточки (как колоду карт) и кладете на первые парты столько карточек, сколько учеников сидит в этом ряду. По команде учителя ученики с первой парты берут карточки для себя, а остальные через плечо передают на вторую парту и так далее. У учителя должен быть листок со списком всех карточек. Вы можете вызвать определенных учеников или провести целенаправленный опрос, повторив, например, правописание местоимений. По своим карточкам вы заранее намечаете, какие номера будут сегодня в работе. Например, это № 18, 26, 33:

кое у кого                                некто                                                     некоторый

познакомьте                       никто                                                      каменный

ценный                            командовать          говоришь

                

№18                №26        №33

Учитель спрашивает: "У кого № 33?" Вот кому он достался, тот и отвечает: называет правило, приводит примеры. Ответы оцениваются. Оценки ставятся в журнал и дневник. Оценки ставятся и тем учащимся, кто исправлял ответы, дополнял.

Немалую роль в формировании орфографической зоркости на уроках русского языка играет языковая минутка. Оригинальные, нешаблонные вопросы и задания, занимательные задачи языковых минуток, тонко учитывающие специфику языковых явлений, предлагающие анализировать материал, преобразовывать его, не только пробуждают интерес и стимулируют мысль учащихся, но и являются также существенным условием сохранения материала в памяти. Языковые минутки занимают всего 10-15 минут урока, однако помогают освежить в памяти огромный, необходимый на уроке материал.

Отработка навыков самопроверки и взаимопроверки также являются неотъемлемой частью языковых минуток. Они не только способствуют развитию орфографической зоркости, но и становлению личностных качеств учащихся, их взаимоотношений. Более того, тексты, подбираемые для языковых минуток располагают и широкими воспитательными возможностями.

Языковая минутка становится ещё и связующим звеном в уроке, обеспечивая плавный переход от повторения к главной теме. Учитель имеет реальную возможность с первых минут урока создать особую эмоциональную атмосферу и, тем самым, побудить учеников к активной деятельности в течение всего урока, и активной самостоятельной поисковой деятельности. Таким образом, языковые минутки способствуют и пробуждению любви к родному языку, изучаемому предмету. Мною разработано достаточно большое количество языковых минуток ко многим темам программы. Представляю вашему вниманию одну из них к уроку по теме: “Простое и сложное предложение”

На доске: клён, лук, клюв, слёзно, Алёнушка, лист.

1) - Что общего у этих слов? (Есть одинаковая буква)

- Одинаковый ли звук она обозначает? Какое слово лишнее по этому признаку? (Лук)

- Какая орфограмма в этом слове? (парный согласный) Как проверить правописание парного согласного?

- Записать ещё 5 слов с этой же орфограммой, орфограмму выделить.

- Какая ошибка допущена в записи слов на доске? (В начале строки нужно писать с большой буквы)

2) Комментированное письмо

– Составьте и запишите предложение с любым из этих слов.

- Я приготовила такое предложение:

В саду поселилась осень, но листья нашей берёзы оставались зелёными и живыми.

3)Устный анализ предложения

- Что можете рассказать об этом предложении?

- Нужны ли в нём знаки препинания? Где? Какие? Почему?

Сообщение темы и целей урока.

Еще одной активной формой формирования орфографической зоркости являются уроки-зачеты. Это одна из разновидностей урока обобщения и систематизации изученного. Значение таких уроков прежде всего в том, что на них выявляется не только степень усвоения учащимися теоретического материала по теме или разделу, но и сформированность умений и навыков, определенных программой при изучении указанного материала. При этом акцент делается на практическое применение знаний и умений не только в известных, но и в новых ситуациях. Уроки-зачеты решают и воспитательные задачи: повышают личную ответственность каждого школьника за результаты учебы.

К уроку-зачету можно заранее подготовить сделанный на листе ватмана “Лист учета знаний”, куда по мере выполнения и проверки ассистентами (при помощи учителя) заданий выставляются оценки.

Лист учета знаний по теме…

Фамилия,

имя

Оценки за выполненные задания

Общая оценка

1

2

3

4

5

6

1

2

3

После урока этот лист вывешивается в классе, и ученики видят результаты своего труда и труда товарищей.

На зачете целесообразно сочетать как письменные, так и устные формы опроса.

Урок-зачет по теме “Глагол” (VI класс).

Цель урока: проверить знания учащихся о глаголе как части речи, умение находить изученную часть речи, обосновывать правильность выбора орфограммы при написании глагола, использовать глагол в речи.

Ход урока.

I. Учитель читает отрывок:

Что без меня предметы?

Лишь названья.

Но я приду — все в действие придет:

Летит ракета, люди строят зданья,

И рожь в полях растет.

— О какой части речи говорится здесь?

— О глаголе.

— Почему?

— Потому что глаголы обозначают действия предметов или их состояние.

Объявляется тема урока, учитель знакомит шестиклассников с целью урока.

II. На доске, разделенной на пять частей, учащиеся выполняют задания по карточкам.

Карточка № 1.

Вставить пропущенные буквы, объяснить графически выбор орфограммы. Какой темой объединены предложения?

1) Тот труда не бои(ть,т)ся, кто умеет труди (т,ть)ся. 2) Дело мастера бои (т,ть)ся. 3) Человек по делу узнае(т,ть)ся. 4) По труду и честь воздае(т,ть)ся. 5) Надо труди (т,ть)ся, не надо лени(т,ть)ся.

— Какой темой объединены данные предложения?

Карточка №2.

Списать, раскрыть скобки.

(Не) чувствовал усталости, (не) был в школе, ураган (не) истовствовал, мне (не) здоровится, (не)прикасался к проводам, (не)участвовал в разговоре.

— На какое правило данные примеры?

Карточка №3.

Списать, вставить пропущенные буквы. Тучи разве..лись, наде...лея на брата, обид..л сестру, построил дом, скле..л конверт, услыш..л шорох.

— Рассказать о глаголах совершенного и несовершенного вида.

Карточка №4.

Списать, вставив пропущенные буквы. Участв..вал в соревновании, уклад..вал чемодан, бесед..вал с мамой, доклад..вал командиру, команд..вал ротой, рассчитывал на успех.

— Рассказать о переходных и непереходных глаголах.

Карточка №5.

Списать, вставив пропущенные буквы. Испеч.. пирог, улыбаеш..ся мне, стереч.. дом, отреж.. кусок хлеба, мягкий карандаш.., возле дач.., ветер свеж.. .

— Рассказать о написании ь в глаголах на шипящий.

Пока учащиеся работают у доски, один из шестиклассников составляет устное связное высказывание на тему “Что я знаю о глаголе как части речи”. Класс оценивает ответ одноклассника.

После этого проверяю работы школьников у доски. Оценивают выполнение работы товарища по каждой карточке вызванные ученики. Кроме того, они должны ответить на дополнительные вопросы, после чего им выставляется отметка в “Лист учета знаний по теме”.

III. Работа с перфокартой. Цель: проверка умения учащихся определять орфограмму в безударных личных окончаниях глагола.

Я сообщаю школьникам, что предложенные глаголы стоят в 3-м лице ед. числа. Учащиеся должны проставить в отверстиях перфокарты е или и, в зависимости от того, к какому спряжению относится указанный глагол.

стонет                стелет        лает

зависит        строит        клеит

пилит        колет        рубит

крошит        ненавидит        любит

IV. Учащимся предлагается самостоятельная работа с текстом, спроецированным с помощью мультимедийного проектора на доску или отпечатанным на отдельных карточках. Пока выполняется эта работа, я проверяю перфокарты.

Списать, вставить пропущенные буквы, графически объяснить выбор орфограмм.

Бушу..т в поле (не)погода. По небу стел..тся ни..кие т..желые облака. Ярос..ные порывы ветра гон..т по дорогам снег. Но это (не) пугает бесстрашных путников, оказавшихся в глухом лесу.

Проводится самопроверка написанного, затем с помощью мультимедийного проектора текст с вставленными буквами проецируется на доску. Ученики сверяют с ним свои работы.

Дополнительные задания классу:

— Найти в первом абзаце переходный глагол.

— Почему во втором абзаце рядом с глаголом прошедшего времени (прибежал) употреблен глагол настоящего времени (докладывает)? Оправдано ли это в данном тексте?

— Глагол участвовать записать во всех наклонениях.

V. Работа над ошибками, допущенными в работе с перфокартами, выставление оценок.

  Для анализа предлагается текст. Учащиеся должны определить его тему подобрать заголовок, выяснить роль глаголов в описании природы и состояния человека.

Весна в этом году долго не наступала, Потом все вдруг проснулось, зашевелилось, запело, зашумело, заговорило.

И вот уже разносится многоголосое пение птиц. Поголубело небо, почернели сугробы. Кое-где из-под снега пробивается прошлогодняя трава. Журчит и сверкает под яркими лучами солнца ручей. Звенит капель. Дышится легко. В такое время не хочется сидеть дома.

Говоря о роли глаголов в данном тексте, учащиеся отмечают, что с помощью одних глаголов передается динамика, движение природы, просыпающейся весной (проснулось, зашевелилось, пробивается), другие передают зрительные и слуховые впечатления.

Так, звуковой образ весны помогают создать такие глаголы, как запело, зашумело, заговорило, разносится, журчит, звенит, зрительные — сверкает поголубело, почернели. Безличные глаголы хочется, дышится передают состояние и настроение человека.

Заключение.

В течение многих лет я проверяла действенность предложенных технологий. Результаты показали, что их использование положительно сказывается и на общем развитии детей, и на повышении уровня их орфографической грамотности.

Об этом свидетельствует проведенная мною диагностика за последние 3 года. . Так, в 7"Б" классе, где я веду уроки русского языка начиная с 5-го класса, уровень качества обучения составил 60%, причем по сравнению с предыдущим учебным годом он стал выше на 15%. В 9-х классах уровень качества составил 58%, а в 11-х классах, в которых я преподавала начиная с 5-го класса, уровень качества обучения стабильно рос в среднем на 3% в год, и на конец учебного  года составил  63%, а средний балл за экзамен по русскому языку в режиме ЕГЭ составил 60 баллов, при минимальном количестве баллов, установленном Рособрнадзором 37.

Кроме того, качественное усвоение орфографии и синтаксиса позволяет моим ученикам принимать активное участие и побеждать в школьных, районных и краевых олимпиадах.

Я привела лишь несколько видов упражнений и заданий, способствующих формированию орфографической зоркости учащихся.

Решить, какие из них и при изучении какого материала лучше использовать,- дело каждого учителя, знающего особенности и возможности  своего класса. Только при этом условии, по мнению  Ушинского, « родной язык становится для ребенка  величайшим народным наставником, удивительным педагогом ».

Безусловно, русская орфография трудна: большинство слов при несоблюдении норм правописания можно написать разными способами, поэтому овладеть искусством грамотного письма очень трудно, однако обучать ему необходимо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интенсивные приёмы для развития орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка

На уроках русского языка использую интенсивные приёмы рля развития орфографической зоркости учащихся. В своей статье наглядно использую орфографические упражнения. Уделяю особое внимание не только раз...

Развитие орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка

Что же подразумевается под   орфографической зоркостью учащихся?  Выработанная способность обнаруживать те места в словах, где письменный знак не определя...

Развитие орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка.

В статье представлены задания, способствующие развитию логического мышления учащихся....

Использование интенсивных приёмов для развития орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка

     Важной задачей современной  методики обучения  орфографии  является исследование особенностей  формирования у  учащихся  осознанных, прочных ум...

Развитие орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка

Обобщение по теме "Проблема развития орфографической зоркости учащихся"...

Формирование орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка и литературы зоркости

В последние годы всё сложнее складываются отношения школьников с родной речью, родным языком. Увлечь их, заставить полюбить русский язык учителю бывает непросто. Поэтому, работая с обучающимися, как м...

Развитие орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка, как важнейший фактор формирования навыков грамотного письма.

Данная презентация может быть использована учителями и учителями-логопедами. Здесь вы найдете не только теоретические  знания, но практический материал....