Развитие орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка.
статья по русскому языку по теме

Правосуд Наталья Анатольевна

В статье представлены задания, способствующие развитию логического мышления учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО  ЯЗЫКА.

ПРАВОСУД Н.А.

г. Северск Томской области

Известно, есть дети, обладающие огромной энергией, не всегда стремящиеся к знаниям, не имеющие того трудолюбия, усидчивости, внимания, которые так необходимы педагогу для организации учебно-воспитательного процесса. Далеко не всё в учебном материале может быть для учащихся интересно, и тогда выступает важный источник познавательного интереса - организация и включение в урок коррекционно-развивающих заданий, упражнений, игр. Чтобы пробудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе ее школьник  должен находить привлекательные стороны.

Присутствие в коррекционно-развивающих упражнениях элемента занимательности, игры, догадки, сообразительности, использование интересного наглядного материала - вот те основные приёмы активизации познавательной деятельности, реализация которых позволяет решить в практике обучения и задачу формирования прочных знаний, умений и навыков и задачу развития познавательных способностей учащихся.

Элементы занимательности вызывают у детей и чувство удивления, радости и интерес к работе. Ученики чаще проявляют активность, сообразительность и вместе с учителем добиваются положительных результатов в ходе урока. Создание благоприятной психологической атмосферы на уроке развивает познавательный интерес и активность учащихся, снимает усталость, позволяет удерживать внимание. Многие игры и упражнения можно строить на материале различной трудности, что дает возможность осуществить индивидуальный подход, обеспечить участие в работе учащихся с разным уровнем знаний. Дети при этом чувствуют себя свободно, а поэтому уверенно и с интересом приступают к выполнению упражнения.

Из всего вышесказанного следует, что коррекционно-развивающие упражнения, задания, игры позволяют не только активно включить учащихся в учебную деятельность, но и активизировать познавательную деятельность детей. Коррекционно-развивающие задания могут быть использованы, как  на этапах повторения и закрепления, так и на этапах изучения нового материала. Они должны в полной мере решать как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности, быть основной ступенью в развитии познавательных интересов учащихся.

Сегодня учителя-практики ставят перед собой вопросы: как пробудить интерес ученика и обеспечить его мотивацию к познавательной деятельности на уроке, как эффективно организовать учебно-познавательную деятельность учащегося, как удерживать в поле внимания цели развития учащихся. Эти и многие другие вопросы побуждают учителей к творческому поиску.

Без интереса к предмету ученики не смогут достичь успеха, поэтому на уроках необходимы такие виды работ, которые смогут увлечь ребят. Это может быть нестандартное начало урока, творческие «5-минутки». В первую очередь школьников необходимо научить учиться, подготовить  к самообразованию, поэтому нужно выбрать метод обучения, способ деятельности учащихся в процессе изучения, чтобы осуществлялось взаимодействие учителя и ученика.

В любой сфере деятельности работа может выполняться или по готовому образцу, или с внесением каких-то элементов нового, поэтому необходимо, чтобы работа на уроках носила поисковый характер. Это может быть проблемное изложение, когда учитель формулирует проблему, раскрывает пути доказательного  решения, учит самостоятельно анализировать явление, ориентироваться в новой ситуации; частично-поисковый метод, в котором учащиеся вовлечены учителем в проблему путем постановки вопросов, а  учитель помогает находить ответы на вопросы; исследовательский метод, когда учащиеся самостоятельно овладевают новыми знаниями или способами их добывания, делают выводы.

Все вышеперечисленное позволяет  совершенствовать мыслительную деятельность учащихся, обучать их самостоятельному анализу языковых явлении, готовить к самообразованию: преодолевая трудности, связанные с проблемными ситуациями, учащиеся овладевают навыками поисковой деятельности.  А раз поиск -  значит интерес. Но для этого необходимы специально сконструированные задания, создающие условия для  поисковой деятельности учащихся, построенные на материале русского языка. Используя различные варианты одного и того же задания, учитель может  дифференцированно подходить к процессу  обучения школьников.

Игровая форма помогает повторить, закрепить навыки, обогащает лексический запас слов и, конечно, дает возможность поиграть, проявить творческие способности, вызвать и закрепить интерес к русскому языку.

Литература.

  1. Бетенькова, Н. М., Фонин, Д. С. Конкурс грамотеев. — М.: Просвещение, АО «Учебная литература», 1995.
  2. Узорова, О. В., Нефедова, Е. А. Мой первый экзамен по русскому языку. - М.: Аквариум, 2000.
  3. Васильева, М. А., Суворова, Г. Ф. Проверочные и контрольные работы по русскому языку в начальных классах. - М.: Просвещение, 1981.
  4. Канакина, В. П. Русский язык: дидактический материал. 5-6  классы. - М.: Просвещение, 2000.
  5.  Мухина, В.В.  Коррекционная педагогика.  – М.: Издательство «Образование», 2010.
  6.  Нефедова, Е. А., Узорова, О. В. Справочное пособие по русскому языку. — М.: Аквариум, 1997.
  7.  Симановский,  А.Э.  Развитие творческого мышления детей. – Ярославль, 1997.
  8. Тикунова, Л. Н., Канакина, В. П. Сборник диктантов и творческих работ. -М.: Просвещение, 1992.
  9. Узорова, О. В., Нефедова, Е. А. Справочное пособие по русскому языку. 5-8  класс. - М.: Аквариум, 1997.
  10. Узорова, О. В., Нефедова, Е. А. 300 заданий и упражнений по русскому языку (5-8 классы). - ЗАО «Премьера»; ГИППВ, 1999.
  11. Шилина, А.Б. Сборник коррекционно-развивающих заданий, упражнений, дидактических игр на уроках письма и развития речи, чтения и развития речи.- Нягань, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Развитие мышления на уроках русского языка"

Особенности интеллектуальных умений являются результатом направленных педагогических воздействий. В многочисленных работах психологов было экспериментально доказано, что специальная организация учебно...

Развитие речи на уроках русского языка

Презентация к работе по развитию речи учащихся на уроках русского языка...

Развитие интереса к урокам русского языка.

В статье содержатся основные стимулы и средства создания познавательного интереса к изучению предмета....

Сообщение по теме "Комплексный подход к работе по развитию речи на уроках русского языка и литературы"

В сообщении рассказывается о приемах и методах работы со студентами I курса колледжа, о разных аспектах анализа текста на уроках русского языка и литературы, о критериях подбора материала для анализа,...

Использование современных образовательных технологий как средство интеллектуального развития школьников на уроках русского языка и литературы.

Одним из важнейших показателей социально-экономического благополучия общества является состояние интеллектуального развития дет...

Развитие речи на уроках русского языка.

Известно, что примерно 70%-80% того времени, когда человек бодрствует, он слушает, читает, пишет, т.е. занимается речевой деятельностью. Значение речи всегда осознавалось обществом, и поэтому вопросом...