Развитие интереса к урокам русского языка.
статья (русский язык) по теме

В статье содержатся основные стимулы и средства создания познавательного интереса к изучению предмета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1.docx22.68 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие интереса к урокам русского языка.

Раденко Наталья Александровна

МБОУ гимназия станицы Ленинградской муниципального образования Ленинградский район

Современное образование должно быть двусторонним процессом, в результатах которого заинтересован и учитель, и ученик. Зачастую же школьник является объектом обучения, он пассивен, теряет интерес к окружающему миру и, соответственно, к обучению. Поэтому, обучая, необходимо воспитывать ребенка как всесторонне развитую личность, активизировать его интерес к окружающему миру, поскольку именно личности присущи внутренние мотивы, позволяющие сформировать познавательные интересы.

Следует различать внешние и внутренние мотивы учебной деятельности. К внешним относятся: желание получить хорошую оценку, обеспечить собственное благополучие, избежав неприятностей с учителями и родителями, и тому подобное. Среди внутренних можно выделить: познавательный интерес к изучаемому материалу, интерес к процессу обучения, желание найти объяснение непонятным явлениям.

Для формирования постоянного интереса нужно создать временные, внешние мотивы обучения и через них подойти к внутренним.

Поставленной цели можно достичь разными средствами. Нельзя допускать скуки и однообразия на уроках. Толчком к заинтересованности может стать эмоциональное возбуждение ребенка, которое, в свою очередь, достигается с помощью стимулов.

Перечислим основные стимулы и средства их создания.

1. Удивление, вызванное новизной материала, оригинальностью его подачи. Учитель рассказывает о неизвестных, необычных явлениях, помогает детям по-новому взглянуть на уже знакомые факты.

2. Потребность в эмоциональном удовлетворении от преодоления трудностей.

3. Эмоциональное оживление, вызванное сменой деятельности, переключением внимания с одного объекта на другой. (Переключению внимания помогают средства наглядности).

4. Получение эстетического наслаждения. (Это могут быть тексты, в которых присутствует описание природы или произведений искусства, затрагивающих нравственные проблемы).

5. Эмоциональное благополучие ребенка в классе. (Эмоциональное благополучие ребенка в коллективе обеспечивают: индивидуальный подход к каждому ученику; самостоятельная работа, самоконтроль, основанные на доверии учителя к учащимся; ролевая игра, позволяющая ребенку раскрепоститься, поверить в свои силы; доброжелательное отношение к детям, поощрение).

Остановимся на одном из средств формирования познавательного интереса: на ролевой игре. В VI классе в начале года при повторении изученного в V классе был проведен урок с элементами ролевой игры по теме «Лексика. Синонимы. Антонимы», вызвавший интерес учащихся.

После объявления темы урока учитель показывает картину К.Васильева «Плач Ярославны». Учитель кратко рассказывает о творчестве художника, о наиболее интересных работах («Ожидание», «Жница»). Необходимо сказать несколько слов и о самой картине «Плач Ярославны», объяснить смысл названия, упомянув «Слово о полку Игореве».

- Представим, что мы в картинной галерее. Перед нами много картин, но внимание привлекла только эта. Вам она нравится?

- В чем ее необычность?

- Обратите внимание на цвета. Какой цвет здесь преобладает?

- Итак, преобладает синий цвет, а картина красочна, и нельзя не согласиться, что она написана талантливо. Как же этого достиг художник? Чтобы ответить на этот вопрос, мы поиграем. Пусть каждый из вас представит, что он экскурсовод в картинной галерее. Перед вами группа туристов, которые впервые видят эту картину. Ваша задача: описать ее так, чтобы она понравилась зрителям.

Желающие (не более пяти человек) по очереди выходят к доске.

Предварительно, до начала описания, учитель может дать такой план:

1. Описание Ярославны: настроение (грустное, печальное, тоска, скорбь); средства, с помощью которых это настроение передается (поза, выражение лица, цвет; синий цвет – цвет грусти, скорби).

2. Оттенки синего цвета, которые есть на картине:

а) в изображении Ярославны;

б) на заднем плане (обратить внимание на небо: темно-синее и голубое; голубой цвет – цвет надежды).

- Подведем итоги. Кто был лучшим экскурсоводом?

- Слова какой части речи мы чаще всего использовали при описании? (Имена прилагательные).

- Какие прилагательные использовались при описании настроения Ярославны? Запишите их. (Грустное, печальное, тревожное).

- Какие прилагательные использовали при описании цвета платья, неба? (Синий, голубой, фиолетовый, темно-синий, лазурный, небесный, серо-голубой).

- Какие еще части речи мы использовали при описании настроения? (Существительные: грусть, тоска, печаль, тревога, уныние, скорбь).

- Перед вами ряд слов: синий, лазурный, голубой и т.д. Как называются такие слова? (Синонимы).

- Будут ли синонимами слова грусть и печальный? Почему? (Нет. Это разные части речи).

- Подберите синонимы к слову плакать. (Рыдать, реветь, хныкать, голосить).

- Все ли мы из них можем употребить, описывая Ярославну? Почему?

- Что объединяет слова грусть, печаль, тоска? (Общее значение).

- Какие слова называются синонимами? Для чего синонимы используются в речи?

- А теперь представьте, что было бы, если бы Ярославна дождалась благополучного возвращения Игоря домой. Теперь каждый из вас не экскурсовод, а художник. Ваша задача: изобразить радость Ярославны. В какой позе вы нарисуете Ярославну, какими красками воспользуетесь?

Подытожив ответы учащихся, учитель предлагает сравнить первую и вторую картины. Составляется небольшая таблица (записать в тетради).

Настроение Ярославны

Первая картина

Вторая картина

Печальная

Грустить

Плакать

Несчастье

слезы

Веселая

Радоваться

Смеяться

Счастье

смех

- Посмотрите на пары слов в двух колонках. Как называются такие слова? Могут ли быть антонимами слова печальная и смех, грустить и веселая? Почему? Сформулируйте определение антонимов.

В заключение учащиеся делают вывод о том, какие слова являются синонимами, антонимами, как они функционируют в речи.

Учение должно стать радостью, а не только долгом, учением можно заниматься с увлечением, а не только по обязанности.

Сегодня представление о том, что школа должна давать прежде всего знания, умения, навыки, т.е. служить своего рода раздаточным пунктом, складом готовых знаний, признается неактуальным. Задачей современной школы должно стать формирование человека, совершенствующего себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за эти решения, находить пути реализации, т.е. творческого в широком смысле этого слова.

Полноценный урок в современной школе должен быть ориентирован на развитие интеллектуальных, творческих возможностей каждого ученика, учет его индивидуальных особенностей, на всестороннее развитие личности, на активную роль в процессе обучения.

Список литературы

1. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. – М.: Педагогика, 1982.

2. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М.: Педагогика, 1990.

3. Смолкин А.М. Методы активного обучения. – М.: Высшая школа, 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интереса школьников к русскому языку и литературе на уроках и во внеурочной деятельности

В данной работе указаны аспекты и пути формирования у школьников интереса к русскому языку и литературе на уроках и во внеурочной деятельности...

Статья "Развитие познавательного интереса на уроках русского языка и литературы"

Данная статья  знакомит с методами и приемами работы на уроках  для развития познавательного интереса к русскому языку и литературе....

Дипломная работа "Роль активных методов обучения в развитии познавательного интереса на уроках русского языка в основной школе"

В работе представлен теоритический материал о роли обучающегося в современном образовательном процессе. В пратической части представлен эксперимент по развитию познавательного интереса на уроках русск...

"Развитие познавательного интереса на уроках русского языка и литературы"

В статье представленны формы и методы работы, способствующие развитию познавательного интереса на уроках русского языка....

Развитие познавательного интереса на уроках русского языка.

Любовь к русскому языку не воспитаешь лозунгами типа "Надо беречь и любить!" Нужно сделать так, чтобы детям нравились уроки русского языка. Только так, другого пути нет....