Развитие интереса школьников к русскому языку и литературе на уроках и во внеурочной деятельности
методическая разработка на тему

Аверина Надежда Петровна

В данной работе указаны аспекты и пути формирования у школьников интереса к русскому языку и литературе на уроках и во внеурочной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дьячинский филиал МБОУ Алгасовская СОШ

Аверина Надежда Петровна

 1. Вступление.         

         Тема «Развитие интереса школьников к русскому языку и литературе на уроках и во внеурочной деятельности» является в настоящее время очень актуальной. Результаты последнего ЕГЭ по русскому языку опечалили не только Рособрнадзор и Минобрнауки РФ, но и президента России В.В.Путина. На заседании Совета по межнациональным отношениям глава государства рекомендовал представителям органов федеральной исполнительной власти воспринимать случившееся как повод задуматься о качестве преподавания и о содержании школьных программ: «Сейчас плохо и с обучением, и с мотивацией к изучению русского языка». Президент отметил, что «русский язык перестал быть государственной ценностью».

         2. Развивающие технологии как средство формирования интереса к русскому языку и литературе у школьников на уроках и во внеурочной деятельности.

         В нашей школе, как и во многих других, обучаются дети с разноуровневыми способностями, поэтому в данном учебном заведении созданы необходимые условия для развития детей творческих и для тех, которые требуют особого внимания, замедленного темпа преподавания, как на уроках, так и во внеурочное время. Применение развивающих  технологий  на уроках русского языка и литературы в разных классах  способствует наиболее продуктивному усвоению учебного материала учащимися, формирует у школьников интерес к языку и литературе.

             Важной задачей  современного образования является не просто трансляция и формирование программного объёма знаний, но и развитие у обучающихся  ценностного к ним отношения, формирование умения решать творческие задачи, развитие способности к самореализации, формирование гражданской ответственности, духовности, нравственности, культуры поведения, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе. Всего этого достичь позволяет применение на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности развивающих технологий: проблемно-модульного обучения, блочного изложения базовой информации, творческого развития. Названные технологии позволяют объемный материал преподнести наглядно, интересно, конкретно, способствуют эффективности усвоения знаний учащимися, формированию у школьников интереса к русскому языку и литературе.  

         Ведущая педагогическая идея моего опыта заключается в создании условий для развития творческой, интеллектуально-нравственной, грамотной личности, основанных на применении развивающих технологий.

            Развивающие технологии я использую на уроках-обобщениях, уроках-лекциях, уроках-диспутах, на уроках-повторениях, при подготовке учащихся к выпускным экзаменам, в процессе индивидуальной работы с учащимися, во внеурочной деятельности, на дополнительных занятиях по коррекции знаний.

           Применение развивающих технологий на уроках русского языка и литературы позволяет учителю совершенствовать способности учащихся, вызывает у школьников интерес к исследовательской и творческой деятельности, обеспечивает индивидуализацию учебной деятельности, разнообразие форм и методов обучения

         Важнейшим условием реализации воспитательного процесса современного урока является активная познавательная деятельность учащихся, особо востребованная в современном мире.

         На уроках русского языка и литературы я стараюсь решать проблему реализации личностно ориентированного обучения, учитывая его основные позиции:

           - Ученик – субъект обучения. Образовательный процесс – процесс субъективного взаимодействия, основанный на диалоге, обмене мыслями, сотрудничестве с учителем, одноклассником, текстом и его автором. Все подчинено формированию личности ученика.

            - Работа над освоением учениками определенного минимума «знаний – умений – навыков» заменяю созданием активной речевой среды, способствующей развитию познавательных, эмоциональных, духовных, речевых способностей, формированию творческой личности с индивидуальным языком и стилем. Усвоение знаний из цели образования превращается в средство развития способностей.

           - Подготовка дидактического материала и построение учебного процесса осуществляю с учетом психологических, возрастных и индивидуальных особенностей личности.

           - Ученику предоставляю свободу выбора цели, содержания, способов учения. В связи с этим изменяю структуру урока, появляется потребность в уроках-исследованиях, уроках-практикумах, уроках-дискуссиях.

           Учитель и ученик образуют систему отношений, где каждый для другого выступает в качестве  источника импульсов для его личностного саморазвития.

              Такое обучение и воспитание  возможно при осуществлении компетентностного подхода, ориентированного на практический результат.  

              Новый подход – новая модель образования.

             Основная ценность – это не усвоение определенной суммы знаний, а освоение учащимися таких умений, которые бы позволяли им определять свои цели, принимать решения и действовать в типичных и нестандартных ситуациях.

        Для создания в классе «развивающей среды» я стараюсь организовать следующие ситуации:

        -  Самостоятельный выбор учащимися (темы, уровня сложности задания, форм и способов работы и т. д.)

        -   Самостоятельная учебная работа, деятельность, в процессе которой происходит формирование умений, понятий, представлений.

        -    Осознанность цели работы и ответственность за результат.

        -    Реализация индивидуальных интересов учащихся

        - Групповая работа (распределение обязанностей, планирование, дискуссия, оценка и рефлексивное обсуждение результатов).

        -    Формирование понятий и организация своих действий на их основе.

Для этого обязательно поощряю за попытки что-то сделать самостоятельно,

демонстрирую заинтересованность в успехе учащихся по достижении поставленных целей, побуждаю к постановке трудных, но реалистичных целей, к выражению своей точки зрения, отличной от точек зрения окружающих.

         

3. Исследовательская деятельность обучающихся как средство развития их познавательной активности.

         В настоящее время большое значение уделяется повышению качества учебно-воспитательного процесса. Напрашивается вопрос «Как достичь этого, какие выбрать формы и методы?». Одним из способов реализации данного принципа может выступить организация творческой, исследовательской деятельности школьников, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно добывать информацию, ориентироваться в информационном пространстве и конструировать свои знания, умение видеть, формулировать и решать проблему, умение принимать субъективное решение. Как  показывает практика, по мере  взросления у современных школьников ослабевает мотивация к познавательной деятельности. Эта проблема является одной из центральных проблем современной школы.

        Работу  по развитию умений и  навыков исследовательской деятельности учащихся  можно условно разделить на четыре этапа.

     1.Подготовительный – изучение структуры исследовательской работы.

     2.Содержательный.

         Целью данного этапа является развитие навыков исследовательской деятельности, их дальнейшее практическое совершенствование. Это применяется  и на отдельных уроках русского языка и литературы (небольшие исследовательские задания в рамках одного – двух уроков: например, «Может ли быть в слове три приставки?», «Найти в стихотворениях Есенина тропы и стилистические фигуры», «Роль односоставных предложений в тексте» и т.д.).

         При   практической  реализации  исследовательского подхода  в обучении использую следующие методы: проблемное обучение, метод проектов, элементы учебного исследования;  виды уроков: урок – исследование,  урок - творческий отчет,  урок – экскурсия (заочная),  урок – проект.

         Внеклассная  работа по русскому  языку   тоже  способствует  совершенствованию  навыков  исследовательской  деятельности. Прежде  всего это научно-практическая конференция, олимпиады по русскому языку и литературе, предметная неделя, конкурс исследовательских работ.

         Многие считают, что исследователем человек может стать только тогда, когда приобретёт жизненный опыт, будет иметь определённый запас знаний и умений. На самом деле для исследования не нужен запас знаний: тот, кто исследует, должен сам «узнать», «выяснить», «понять», «сделать вывод». Исследовательская деятельность является врождённой потребностью, нужно только её развивать, а не подавлять. В этом определённую роль играют окружающая среда, родители и образовательные учреждения.

3.Собственно исследование.

         Исследовать – извлечь нечто «из следа», т.е. восстановить некий порядок вещей по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в конкретных, случайных предметах. Исследование – процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека, поэтому я уделяю внимание умению учащихся самостоятельно работать на уроке, школьники учатся понимать и извлекать из текста и словаря нужную информацию, осознавать и точно выполнять задания к упражнению и другим видам учебных работ. Даю своим ученикам задания, которые нужно выполнить совместно с родителями.

         Исследовательская деятельность учащихся – деятельность, связанная с решением творческой задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов.

  4.Защита исследовательской работы.

         Исследовательская деятельность учащихся имеет практическую направленность. Она учит школьников самостоятельно добывать информацию; способствует развитию речевой активности; развивает критическое мышление.   Внедрение исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время приводит к развитию  творческого потенциала и природных способностей учащихся; созданию условий для обретения каждым учеником универсальных умений и навыков деятельности; созданию на уроке ситуации «успеха»; подготовке ребят к жизни в современном мире, которому свойственно наличие проблемных ситуаций в различных сферах деятельности человека. Но необходимо также отметить, что она может принести пользу только при правильном применении, хорошо продуманной структуре осуществляемого исследования  и личной заинтересованности всех участников.

4. Метод проектов во внеурочной деятельности по русскому языку и литературе.

         В современном мире школьнику становится всё труднее разобраться в огромном потоке информации. Появление информационных технологий позволяет ученику находить и собирать самую разнообразную информацию. Как её использовать? И как к ней относиться? На эти вопросы ученику поможет ответить метод проектного обучения. Разумеется, этот метод не вытеснит и не заменит другие методы работы. Но эффективность его несомненна. Игровые, исследовательские, творческие, практико-ориентированные проекты развивают исследовательские возможности учащихся, их таланты, активизирует познавательную активность. Метод проектов занимает большое место в развитии интереса школьников к русскому языку и литературе.

         Главной целью школьного образования является развитие ребёнка как компетентной личности, т.е. ребёнок должен не только овладеть определённой суммой знаний и системой умений и навыков, но и овладеть компетенциями: коммуникативной, лингвистической, языковой, культурологической. Проектный метод в гармоничном сочетании с другими инновациями и традиционными методами поможет учителям и учащимся достигнуть этой цели.

Педагогические задачи, которые решаются, исходя из темы опыта.

 1. Приобретение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании.

 2. Использование полученных знаний для решения новых познавательных и практических задач.

 3. Формирование коммуникативных умений посредством групповой работы учащихся.

 4. Развитие исследовательских умений.

 5. Развитие аналитического мышления.

 6. Освоение компетенций – лингвистической, языковой, коммуникативной, культурологической.

   Педагогические средства и способы организации.

         Работа над проектами ставит уровень преподавания на более высокую ступень. Учащиеся  обогащают словарный запас, совершенствуют речемыслительную деятельность, коммуникативные умения и навыки. Школьники учатся выделять главную и второстепенную информацию, выбирать уместный тон речи при чтении вслух. При говорении они уже не только доказательно отвечают на вопросы учителя, но и сами выдвигают тезисы, аргументируют свою позицию, соблюдают правила ведения диалога. Метод проектов помогает учащимся видеть и понимать межпредметные связи. Они учатся передавать с помощью рисунков языковые явления, иллюстрировать художественные произведения. Творчески подходят к достижению целей, поставленных перед выполнением проекта. Внеурочная деятельность приобретает для них новый смысл: не просто развлечения, а новые открытия.

         Изучая языковые явления, учащиеся учатся выдвигать гипотезы, определять цели и задачи проекта, выбирать методы исследования, создавать план, программу, организовывать деятельность по реализации проекта. Такая работа служит развитию коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетенций, то есть формированию компетентности личности.

5. ИКТ   (информационно-коммуникационные технологии) на уроках и во внеурочной деятельности.

         Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.

         Использование компьютерных технологий - это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования. Достоинства использования ИКТ можно свести к двум группам: техническим и дидактическим. Техническими достоинствами являются быстрота, маневренность, оперативность, возможность просмотра и прослушивания фрагментов и другие мультимедийные функции. Дидактические достоинства интерактивных уроков - создание эффекта присутствия ("Я это видел!"), у учащихся появляется ощущение подлинности, реальности событий, интерес, желание узнать и увидеть больше.    

         Мультимедиа-пособия призваны автоматизировать все основные этапы обучения - от изложения учебного материала до контроля знаний и выставления итоговых оценок. При этом весь обязательный учебный материал переводится в яркую, увлекательную, с разумной долей игрового подхода,  мультимедийную форму с широким использованием графики, анимации, в том числе интерактивной, звуковых эффектов и голосового сопровождения, включением  видеофрагментов. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта.

         Внедрение ИКТ (информационных и коммуникационных технологий) в практику работы учителя осуществляется по следующим направлениям:

1. Создание презентаций к урокам.

2. Работа с ресурсами Интернет.

3. Использование готовых обучающих программ и т.д.

4. Разработка и использование собственных авторских программ.

         Личное пространство учителя на сайте, которое он заполняет различным материалом: тестами, заданиями, другой информацией позволяет установить обратную связь с каждым учеником.

6. Заключение.

         В связи с новыми целями качественно меняется не только содержание образования, но и структура учебных предметов, технология их преподавания, методы и приёмы обучения.  Акцент переносится с усвоения знаний, умений и навыков (как основной цели образования) на развитие ребенка, на развитие интереса школьников к русскому языку и литературе, на создание условий полноценного проживания детства, для становления человека, способного и готового думать, общаться, понимать другого и самого себя, принимать самостоятельные ответственные решения.

         Происходит осознание эстетической ценности русского языка, формирование уважительного отношения к родному языку, гордость за него  (воспитание патриотизма), развитие креативности учащихся, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, закрепление практических навыков устной и письменной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути формирования УУД средствами русского языка и литературы на уроках и во внеурочное время

Статья из опыта работы по формированию УУД средствами русского языка и литературы на уроках и во внеурочное время....

«Формирование мотивации к изучению русского языка и литературы на уроках и во внеурочной деятельности как один из показателей повышения качества образования».

Материал статьи обобщил опыт работы по теме «Формирование мотивации к изучению русского языка и литературы на уроках и во внеурочной деятельности  как один из показателей повышения качества образ...

«Пути формирования УУД (личностных, познавательных, регулятивных) средствами русского языка и литературы на уроках и во внеурочное время»

«Пути  формирования УУД (личностных, познавательных, регулятивных) средствами русского языка и лит...

Статья "Роль внеклассной работы в развитии интереса к русскому языку и литературы"

Как внеклассные занятия влияют на мотивацию изучения предмета "Русский язык и литература"...

Статья "Формирование мотивации к изучению русского языка и литературы на уроках и во внеурочной деятельности."

В статье рассматривается необходимость использования различных методов повышения мотивации учащихся с ограниченными возможностями здоровья к изучению русского языка и литературы....

"Формирование мотивации к изучению русского языка и литературы на уроках и во внеурочной деятельности».

Доклад  "Формирование мотивации к изучению русского языка и литературы на уроках и во внеурочной деятельности»....

Формирование мотивации к изучению русского языка и литературы на уроках и во внеурочной деятельности как один из показателей повышения качества образования

В своей работе представляю те инструменты, которые позволяют поддерживать интерес учащихся на уроках и занятиях по русскому языку и литературе, формировать учебную мотивацию с целью повышения качества...