Статья "Роль внеклассной работы в развитии интереса к русскому языку и литературы"
статья по литературе на тему

Как внеклассные занятия влияют на мотивацию изучения предмета "Русский язык и литература"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл внекл раб31.6 КБ

Предварительный просмотр:

Роль внеклассной работы в развитии интереса к русскому языку и литературе.

Задача учителей лицея - создать  каждому  учащемуся  ситуацию  успеха,  помочь  обрести  уверенность  в собственных  силах,  получить  возможность самореализации,  чтобы  ребёнок  был заинтересован в получении новых знаний, тогда будет происходить саморазвития личности

Дополнительное образование – это процесс свободно избранного ребенком освоения знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций, направленных на удовлетворение интересов личности, ее склонностей, способностей к содействующей самореализации и культурной адаптации, выходящих за рамки стандарта общего образования.

Урок не может вместить все то, что интересует учащихся, и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для привития речевых умений и навыков создает многосторонняя внеклассная работа. На внеклассных занятиях учащиеся выходят за тесные рамки учебников, приобретают многие жизненно необходимые навыки — учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой, общаться на русском языке.

«Язык есть кусочек жизни людей», - заметил однажды известный русский лингвист Л.В. Щерба. Однако как трудно иногда складываются у человека отношения с языком, как непросто выстраивается общение с другими людьми. Наверное, правы те, кто утверждает, что нет ничего проще и вместе с тем сложнее, чем человеческое общение.

             Как показывает практика, учащиеся, обладающие хорошими знаниями русской орфографии и пунктуации, часто оказываются неинтересными собеседниками, не могут продемонстрировать умение завязать знакомство, поддержать беседу, испытывают страх перед предстоящим телефонным разговором, избегают участия в мероприятиях, предполагающих диалоги, дискуссии. Именно поэтому так важно помочь ребёнку приобрести умения, необходимые для жизни в обществе. Поэтому элективные курсы для учащихся девятых классов «Культура речи. Языковые нормы», «Язык твой – друг твой» помогают сформировать нормативное уместное использование языковых средств  в  разнообразных условиях общения.

         Занятия на элективных курсах по русскому языку должны расширять лингвистический кругозор школьников и развивать их языковое чутье, воспитывать любовь и уважение к русскому народу и интерес к его языку, должны прививать учащимся навыки самостоятельной работы с книгой, учить пользоваться словарями и другой справочной литературой, самостоятельно пополнять знания по русскому языку. На занятиях уделяется особое внимание использованию официально-делового стиля речи. Это язык sms, правила переписки по электронной почте, современные требования к деловому письму, деловому телефонному разговору, особенности языка рекламы.

 Содержание элективных курсов определяется школьной программой по русскому языку с учетом лингвистических интересов и уровня развития речевых умений и навыков учащихся. Обычно их интересуют такие вопросы, как возникновение русского языка, его развитие и роль в современном мире, языки мира, образование слов и их этимология. В старших классах на элективных курсах по русскому языку выпускники углубляют свои знания по предмету, тем самым готовясь к ОГЭ и ЕГЭ

       Не секрет, что для многих учеников русский язык не является любимым предметом. К 7-8 классам интерес к изучению русского языка пропадает у большинства детей. Объясняется этот факт многими причинами, в том числе и сложностью материала, подлежащего изучению. Именно поэтому главная задача дополнительного образования - развитие у школьников интереса к русскому языку и воспитание потребности изучать его. Доказано, что познавательный интерес является основным внутренним мотивом обучения, поэтому развитие познавательного интереса к русскому языку оказывается столь важным для учащихся. Понятно, что этот интерес развивается прежде всего на уроках, но несомненно и то, что внеклассная работа предоставляет учителю огромные возможности для того, чтобы заинтересовать учеников своим предметом, сделать его любимым. На элективных курсах «Богатство русского языка», «Живое слово» в 7-8 классах учащиеся расширяют свой словарный запас, знакомясь с разными словарями, выполняя интересные задания, решая кроссворды, играя в лингвистические игры.

Решение лингвистических задач, связанных с вопросами истории развития языка закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию

   Не менее важным во  внеклассной работе по русскому языку является  и стремление развить у учащихся умение самостоятельно работать с различными источниками информации, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  диалогического рассуждения, определения и аргументации собственной позиции по определенному вопросу

Такие занятия должны расширять лингвистический кругозор школьников и развивать их языковое чутье, воспитывать любовь и уважение к русскому народу и интерес к его языку, должны прививать учащимся навыки самостоятельной работы с книгой, учить пользоваться словарями и другой справочной литературой, самостоятельно пополнять знания по русскому языку.

        Предметы искусства – литература, изобразительное искусство, КНЯ, музыка - это предметы гуманитарно-эстетического цикла.  Они принципиально важны и необходимы. Одна из основных задач школы - это задача формирования процесса творческого познания мира учащимися. Истоки творческого развития, лежащие в предметах художественно-эстетического цикла, формируют основу творческого мышления, необходимую и физикам, и лирикам. В лицее работает клуб «Содружество поэтов», который объединяет талантливых ребят, пишущих стихи. На заседаниях клуба звучат стихи как признанных поэтов, так и собственные сочинения ребят. Эти работы печатаются в лицейской газете «БУМ».

        Именно искусство как никакая другая область деятельности человека способно воздействовать на душу. Каждое из направлений искусства имеет свои выразительные средства, они по-своему отражают окружающую действительность, своими средствами передают информацию об эпохе, людях, событиях и тем самым расширяют кругозор учащихся, соединяют обучение с эмоционально-нравственным воспитанием. Так в лицее интегрируются уроки литературы и изобразительного искусства. При изучении литературного произведения учащимся даётся задание подготовить иллюстрации к тексту. Большую помощь ребята получают на занятиях по изобразительнорму творчеств, которые проводит Бузаева А. М. На её занятиях ребята знакомятся с картинами известных художников, а потом создают свои иллюстрации. Такая работа обогащает словарный запас, учит наблюдательности, развивает образное мышление, развивает художественно-эстетический вкус, умение видеть прекрасное в простых вещах. На уроках живописи репродукции картин русских художников не только помогут создать определенный настрой, стать своеобразным фоном при изучении произведений, но дать представление о быте, нравах, обычаях.

    Например, при изучении на уроках литературы в 5-6 классах темы «Устное народное творчество» учащиеся на занятиях изобразительного творчества под руководством педагога рисуют иллюстрации, изготавливают поделки, обереги, соломенные куклы, тем самым осваивая декоративно-прикладные промыслы.  

      На занятиях кружка «Волшебное слово» учащиеся обучаются выразительному чтению, познают глубину текста художественного произведения. Кружок посещают не только сильные учащиеся, но и ребята со слабой успеваемостью. Здесь раскрываются способности детей, их актёрские данные, ребята учатся владеть собой на сцене, умению перевоплощаться, вживаться в образ литературного героя. Как результат работы – конкурсы чтецов, литературные гостиные, инсценирование сказок, басен. И победа во Всероссийском конкурсе чтецов (муниципального и районного уровня) «Живая классика».

Данная программа является попыткой научить детей видеть и слышать слово, замечать много слов в одном и одно во многих, расширить словарный запас, строить свою речь так, чтобы слово содержало своё истинное значение или играло своими выразительными оттенками.

 Решение лингвистических задач, связанных с вопросами истории развития языка закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. 

   Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умение самостоятельно работать с различными источниками информации, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  диалогического рассуждения, определения и аргументации собственной позиции по определенному вопросу. 

   Содержание занятий кружка представляет собой введение в некоторые вопросы языкознания, как сопутствующие изучению русского языка, изучение лексического состава языка, введение в этимологию русского языка, обращение к историческому комментарию слова, знакомство с основами стихосложения, с языковыми нормами. Особенностью занятий может стать интегрированная основа планирования на базе лучших образцов литературного творчества.

   Перспективность данного курса заключается в том, что предполагает дальнейшее расширение темы от слова к словесности. Перспективной задачей является формирование умения, идя от слов к смыслу, понимать художественное произведение как явление искусства слова.

На занятиях курса «Текст. Теория и практика» через нетрадиционные формы занятий учащиеся учатся понимать текст, его основную мысль, делать переходы от одной части своего сочинения к другой, вводить аргументы.

        Такие умения явятся хорошей подготовкой к выпускному экзамену и учебе в вузе.

Программа курса предполагает выход за рамки учебной программы по русскому языку, поэтому ребята познакомятся с  высокохудожественными текстами, различными видами их разбора (лингвистический, стилистический, композиционный). Занимаясь по программе данного курса, ученики приобретают навык создания на основе чужих текстов собственного, при этом логично выстроенного. Данный курс поможет развить у школьников  общеучебные,  исследовательские, коммуникативные умения и навыки.

        Главный результат курса – воспитание творческой личности, умеющей пользоваться всеми достижениями языковой культуры и создавать собственные тексты разных жанров

Дополнительное образование позволяет расширить потенциал общего (базового) образования за счет более полного использования личностных ресурсов обучающихся посредством реализации досуговых, кружковых и факультативных форм освоения социального опыта познавательной, исполнительской и творческой деятельности на основе индивидуальных образовательных программ 

Такие занятия должны расширять лингвистический кругозор школьников и развивать их языковое чутье, воспитывать любовь и уважение к русскому народу и интерес к его языку, должны прививать учащимся навыки самостоятельной работы с книгой, учить пользоваться словарями и другой справочной литературой, самостоятельно пополнять знания по русскому языку.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование и развитие интереса к русскому языку через внеклассную работу.

Огромную роль в решении основных задач, стоящих перед уроками русского языка, играет развитие у учащихся интереса к предмету. Говоря о проблеме развития интереса, я имею в виду следующие вопросы...

«Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных компетенций и ИКТ-компетенций на уроках и во внеурочное время в рамках компетентностно-деятельнос

Я представляю свой опыт работы по теме: «Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных ко...

«Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных компетенций и ИКТ-компетенций на уроках и во внеурочное время в рамках компетентностно-деятельнос

Я представляю свой опыт работы по теме: «Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных ко...

Развитие интереса к родному языку и литературе как одного из аспектов патриотического воспитания

Центральное место в воспитательной системе школы занимает гражданско-патриотическое воспитание....

«Система работы по развитию интереса к чтению на уроках литературы и во внеурочное время.Экскурсии по литературным местам»

Описание опыта работы учителя "Система работы по развитию интереса к чтению на уроках литературы и во внеурочное время. Экскурсии по литературным местам"...

Формирование и развитие интереса к русскому языку через внеклассную работу.

Министерство образования и науки РБМБОУ «Хоринская СОШ №1 им.Д.Ж. Жанаева»        Формирование и развитие интереса к русскому языку через внеклассну...

Анализ работы с книгой на уроках русского языка и литературы для развития познавательного интереса учащихся.

В статье прописаны основные методы работы; анализ форм контроля для выявления творческих способностей учащихся....