«Формирование мотивации к изучению русского языка и литературы на уроках и во внеурочной деятельности как один из показателей повышения качества образования».
статья по русскому языку на тему

Материал статьи обобщил опыт работы по теме «Формирование мотивации к изучению русского языка и литературы на уроках и во внеурочной деятельности  как один из показателей повышения качества образования».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty_po_teme_samoobrazovaniya.docx18.29 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы по теме самообразования «Формирование мотивации к изучению русского языка и литературы на уроках и во внеурочной деятельности  как один из показателей повышения качества образования».

         Одна из серьезнейших проблем сегодняшней школы – падение интереса обучающихся к русскому языку, классической литературе и, как следствие, снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно, логично выражать свои мысли.

Как сформировать учебную мотивацию, т.е. тот процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности на уроках русского языка и внеурочных занятиях?

           В своей педагогической деятельности проанализировала методы собственной работы и опыт коллег  и пришла к некоторым заключениям, которые изложены в данной статье.

           Для того чтобы  повысить мотивацию к обучению на уроках и внеурочных занятиях по предмету приобщаю учеников к  в совместному  целеполаганию, планированию и прогнозированию  результатов, при этом учитываю их индивидуальные психологические особенности. С этой целью на своих занятиях реализую идеи педагогики сотрудничества, технологию проблемного обучения. Применяю разнообразные формы, методы, виды работ. Совместно с учащимися составляем опорные схемы, таблицы, что является  одной из самых интересных и плодотворных видов деятельности для обучающихся. самостоятельная работа на определённом этапе составления схем повышает мотивацию обучения, развивает умение логически мыслить. Кроме того, такая работа позволяет каждому ребенку работать в своем оптимальном темпе, дает возможность справляться  с заданием, вселяет уверенность  в собственных силах, способствует повышению интереса к учебной деятельности.  

           Бесспорно, интересно, когда учащиеся  осознают, что знают, умеют, могут. Поэтому я на своих уроках стараюсь создавать ситуацию успеха для всех обучающихся: и слабоуспевающих, и с ярко выраженными способностями к гуманитарным дисциплинам. Для этого строю урок и организую учебную деятельность так, чтобы появилась возможность работать со всем классом и одновременно с каждым обучающимся. Такой подход к организации учебной работы, на мой взгляд, позволяет  сформировать у учащихся учебно-познавательную компетентность, учит их более осмысленно подходить к выбору средств достижения результатов.

             На каждом занятии пытаюсь показать детям богатство содержания учебного материала, проводя невидимые нити, связывающие его с другими науками, великими открытиями человечества, с искусством и судьбами людей. Достаточно высокий результат дают  в этом плане  интегрированные уроки. Такая работа не только развивает разговорную грамотность учащихся, но и мотивирует мыслительные процессы, стимулирует  собственное творчество. 

             Использование ИКТ при обучении школьников гуманитарным предметам формирует мотивацию к обучению и  ведёт к повышению качества образования. Практика показывает, что дети с большим успехом усваивают учебный материал, если в урок включаются ИКТ. Более значимой становится роль ИКТ в плане интеллектуального и эстетического развития обучающихся, формируется их информационная культура, которая так необходима школьнику для его будущей социологизации, расширяется духовный, социальный, культурный кругозор детей. Чтобы организовать качественное использование ИКТ на уроке, учителю необходимо иметь достаточную подготовку в области использования средств ИКТ, а также должную мотивацию по переводу учебного процесса на современный уровень.Применение ИКТ на уроках литературы приводит к целому ряду положительных результатов: создание учителем и учащимися медиатеки, включающей в себя презентации по биографиям и творчеству писателей, повышает качество обучения, усиливает интерес к изучению предмета, позволяет рационально распределять время урока, доходчиво объяснять материал, делать его интересным.

             Условиями  достижения оптимальных результатов считаю педагогическую поддержку и предоставление возможности ученикам осуществлять разнообразные пробы в рамках образовательного пространства. Поэтому большое внимание уделяю  внеучебной деятельности: участию ребят в  предметных  неделях, олимпиадах, конкурсах сочинений, играх, интеллектуальных турнирах и внеурочной деятельности по ФГОС.

           Немаловажным моментом в процессе обучения и внеурочной  деятельности является оценка  педагога. Она становится не только средством регуляции и контроля учебной  деятельности, но и стимулирует ученика, формирует у него ценностное отношение  к результатам своего труда, а через них к самому себе. Поэтому она должна быть не только объективной, мотивированной, но и стимулирующей, выразительной и уважительной.
          Д. Карнеги писал: «Скажите кому-либо, что у него нет способности к чему-то и, что он делает всё совершенно неправильно, и вы лишите его почти всяких стимулов для самосовершенствования. Но примените противоположный метод: будьте щедры в своем поощрении, создайте впечатление, что перед вашим собеседником нет ничего трудного, дайте ему понять, что вы верите в его способность справиться с задачей, что у него имеется необходимое для этого внутреннее чутье, и он всю ночь до рассвета будет практиковаться, чтобы добиться успеха». А ведь для каждого из нас очень важно заинтересовать ребят своим предметом, дать толчок к развитию их творческих способностей, создать условия для их личностного развития, нравственного взросления, мировоззренческого становления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование мотивации к изучению русского языка и литературы на уроках и во внеурочной деятельности."

В статье рассматривается необходимость использования различных методов повышения мотивации учащихся с ограниченными возможностями здоровья к изучению русского языка и литературы....

Формирование мотивации к изучению русского языка и литературы и во внеурочной деятельности у учащихся 5 класса.

Статья предназначена для учителей русского языка и литературы коррекционной школы (для детей с ОВЗ) и коррекционных классов, для учителей классов с интегрированным обучением....

Формирование мотивации к изучению русского языка и литературы и во внеурочной деятельности у учащихся 5 класса.

Формирование учебной мотивации - это основная  проблема обучения, поэтому уровень сформированности мотивов обучения - это основной показатель в работе над этой проблемой....

"Формирование мотивации к изучению русского языка и литературы на уроках и во внеурочной деятельности».

Доклад  "Формирование мотивации к изучению русского языка и литературы на уроках и во внеурочной деятельности»....

Проектная деятельность как средство формирования мотивации к изучению русского языка и литературы.

Проектная деятельность как средство формирования мотивации к изучению русского языка и литературы....

Справка о результативности личного вклада учителя русского языка и литературы МБОУ «Средняя школа №2» города Велижа Сергеевой СветланыНиколаевны в повышение качества образования как результате продуктивного использования образовательных технологий на урок

Справкао результативности личного вклада учителя русского языка и литературы МБОУ«Средняя школа №2» города Велижа Сергеевой СветланыНиколаевны в повышение качества образования как результа...

Формирование мотивации к изучению русского языка и литературы на уроках и во внеурочной деятельности как один из показателей повышения качества образования

В своей работе представляю те инструменты, которые позволяют поддерживать интерес учащихся на уроках и занятиях по русскому языку и литературе, формировать учебную мотивацию с целью повышения качества...