«Пути формирования УУД (личностных, познавательных, регулятивных) средствами русского языка и литературы на уроках и во внеурочное время»
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) на тему

Лапкаева Наталия Сергеевна

 

                «Пути  формирования УУД (личностных, познавательных, регулятивных) средствами русского языка и литературы на уроках и во внеурочное время»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_uud.docx36.07 КБ

Предварительный просмотр:

                «Пути  формирования УУД (личностных, познавательных, регулятивных) средствами русского языка и литературы на уроках и во внеурочное время»

Очевидно, что современному учителю необходимо искать новые подходы к организации учебного процесса, нацеленного на формирование УУД. Безусловно, каждый учебный предмет раскрывает различные возможности для формирования УУД. Предметы русский язык и литература, на мой взгляд, относятся к дисциплинам наиболее благоприятной для формирования конкретных видов УУД и создающих для них зону ближайшего развития.

Как формировать УУД  в рамках конкретной предметной дисциплины?

 Цель  моей педагогической деятельности - создание условий для активизации учебной деятельности школьников на уроках русского языка и литературы, создание оптимальных условий для получения высокого качества обучения.      

Задачи: сформировать у учащихся основные виды УУД (личностные, регулятивные, познавательные) в процессе изучения русского языка и литературы, повысить познавательные  способности к самовыражению и самореализации, повысить интерес к способу действий.

       Формирование УУД на уроках русского языка и литературы продемонстрирую через следующие способы:   использование ИКТ,   применение проектно-исследовательских технологий,  использование нестандартных уроков и заданий,  организацию самостоятельной работы учащихся,  словарной  работы,  работы с текстом.

Формирование познавательных  и регулятивных универсальных учебных действий сегодня немыслимо без  использования новых информационных технологий. Целью этих технологий в образовании является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также гуманизация, индивидуализация, интенсификация процесса обучения и повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы», создание условий для активизации учебной деятельности школьников посредством использования ИКТ на уроках русского языка и литературы.  

 Методы и приемы (кроме традиционных) при проведении уроков с использованием информационных технологий:

  • Методика организации компьютерного практикума на уроках русского языка (деловые игры, составление кроссвордов, тестовые задания, работа с наглядными пособиями);
  • Методика использования творческих заданий на уроках  с применением программ Microsoft Office: Word, Excel, PowerPoint;
  • Методика использования обучающее - контролирующих программ на уроках русского языка и литературы (ролевые игры и имитации; деловые игры и моделирование; образовательные игры, электронное пособие «Уроки русского языка» издательский дом «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» и др.). С интересом ученики вставляют слова, буквы, расставляют знаки препинания, указывают неверные слова, осознают, насколько хорошо знают (или не знают) правила правописания. Обучающие программы предоставляют практически безграничные возможности для обучения и самообразования поскольку содержат хорошо организованную информацию. Обилие иллюстраций, анимации и видеофрагментов, гипертекстовое изложение материала, звуковое сопровождение, возможность проверки знаний в форме тестирования (в режиме «онлайн»), большое количество проблемных вопросов и задач дают возможность ученику самостоятельно выбирать не только удобный темп и форму восприятия материала, но и позволяют расширить кругозор и углубить свои знания.

 Творческая активность и познавательные способности детей развиваются в работе с проектором  при иллюстрации различных схем, картин, фотографий, портретов, при демонстрации презентаций, видеороликов и видеофильмов, в том числе и собственных, сделанных по моему заданию самостоятельно или под моим руководством, что в свою очередь развивает у них навыки учебно-исследовательской деятельности. Уже в пятом классе учащимися были созданы интересные презентации:  «Боги и герои Древней Греции»,  «Слово о словах», «В стране Фразеологии и другие». В старших классах: «Пушкин в изобразительном искусстве», «Эти многоликие слова», «Язык – друг мой?»,- «Односоставные предложения» и др.

Я убедилась, что использование  ИКТ  на уроках  и во внеурочной деятельности  дает высокие результаты:  развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность, способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету, развивает у учащихся логическое мышление.

Проектная деятельность 

 Исходя из требований, которые предъявляются на современном этапе к качеству и содержанию преподавания, вполне обосновано применение таких средств и технологий обучения, которые предполагают самостоятельную, исследовательскую работу обучающихся. Именно такой характер носит метод проектной деятельности. На мой  взгляд, современный учебный процесс невозможен без проектной технологии. Она позволяет реализовать личностно – ориентированный подход в обучении, а также и самомотивацию школьника.

На уроках русского языка и во внеурочной деятельности я целенаправленно использую возможности технологии проектного обучения, так как это позволяет мне наиболее полно учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, то есть реализовать личностно – ориентированный подход в обучении, планировать деятельность по формированию основных видов УУД.

Моими учащимися были созданы различные виды исследовательских работ: статьи, доклады, рефераты, творческие отчёты и т. д.

 Умения, нарабатываемые учащимися в процессе проектирования, формируют осмысленное исполнение жизненно  важных   умственных и практических действий, то есть формируются составляющие познавательной, информационной, социальной, коммуникативной, рефлексивной, ценностно - смысловой компетенций.  Таким образом, проектная деятельность является одним из наиболее перспективных направлений в современном образовании по овладению оперативными знаниями в процессе социализации.

Учебные проекты и исследовательские работы способствуют формированию  регулятивных, познавательных действий.

Нестандартные уроки,  игровые технологии

 С успехом идет формирование УУД при правильном использовании игровых технологий.

При всём богатстве содержания нашего языка предмет «Русский язык» частенько относится детьми к наиболее скучным. Чтобы переломить это стойкое убеждение, обращаемся к необычным  и ярким  урокам.

Путешествие по Грамматике, урок-игра по мифологии, викторины по творчеству того или  иного писателя даже в старших классах. Традиционно пользуются успехом  уроки-семинары по самым разным тема. На уроках русского языка используются самые различные   методы и приёмы, помогающие результативно и в интересной форме осваивать сложнейшие темы. Это могут быть весёлые стихи, облегчающие усвоение правописания, лингвистические сказки.  Можно стать капитанами и отправиться на корабле по стране Лингвинии, уроки - КВН, уроки - путешествия, экскурсии,  диспуты, конференции, уроки-концерты и уроки-конкурсы  являются помощниками  в обучении.

 Также аналогичные методы и приёмы используются мной  и во внеклассной деятельности: участие в проведении предметной недели, «литературная гостиная», «литературное кафе», конкурсы чтецов, участие в олимпиадах – позволяют ребятам реализовать свои творческие возможности

Использование нестандартных заданий

 Главный отличительный признак нестандартных заданий - их связь «с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной», творческой.

 Из нестандартных заданий  можно отметить следующие:

  • "перевод" иноязычных, профессиональных, устаревших, жаргонных слов; "перевод" текстов, составленных в одном стиле, на «язык» другого стиля
  • угадывание слов по толкованию (в том числе и образному) или по общему признаку;
  • расшифровка пословиц, поговорок, фразеологических оборотов по отдельным признакам.

Пример. Угадайте слово по его описанию. Объясните, как вам это удалось сделать.

-  Противопоставление контрастных понятий для создания художественного образа (антитеза);

- Стилистический прием сопоставления на первый взгляд несопоставимых взаимоисключающих понятий (оксюморон).

Пример. Какие пословицы, поговорки  здесь зашифрованы?  Объясните смысл.

- Она пуще неволи.

- Суп, сваренный Демьяном.

Полезность такой работы очевидна: обогащается словарный запас учащихся и грамматический строй речи. Все это, в свою очередь, способствует развитию творческих возможностей самих учащихся.

  • вопросы проблемного характера.

Пример. Сформулируйте развернутый связный ответ на вопрос. Почему пожелание  Бывайте здоровы может обидеть вашего друга, а слова  Передавайте привет сестре вызвать удивление?

- Почему в приведенных парах слов оба случая написания правильны? Чем они отличаются? Стукнете - стукните. Вырастешь - вырастишь. В пенье птиц - в пении птиц.

 Задания этого типа предполагают формирование у учащихся исследовательских умений (на доступном для определенного возраста уровне): работать с научно-популярной литературой и справочниками; анализировать языковые единицы; формулировать выводы; составлять текст (сообщения, реферата, доклада).

  • развернутый ответ на вопрос проблемного характера или необычно сформулированный вопрос (в основе - сопоставление несопоставимых на первый взгляд фактов);
  1. сочинение на лингвистическую тему;  
  2. исследование вопроса в форме деловой или ролевой игры (инсценировка, сказка, путешествие, детективная история).

Пример. Подготовьте развернутый ответ-исследование на один из вопросов. Вам помогут это сделать словари и другие источники (в каждом конкретном случае рекомендуются учителем). Не забудьте проиллюстрировать научные положения и выводы конкретными примерами.

- Являются ли однокоренными словами: кусок, закуска, искусать, искушение, искусство, искусный?

- Верно ли утверждение, что слова, начинающиеся с буквы Ф, по происхождению являются нерусскими?

-  Зачем нужны архаизмы?

Пример. Напишите сочинение на одну из тем (в форме, сказки, детектива и др.)

-  Покой морфемам только снится в гостях у Омонимов.

- Все флаги в гости к нам (о заимствованных словах).

- Как вас теперь называть? (О переходе слов одной части речи в другую).

- Быть или не быть Собственным?

 

 Нестандартные задания расширяют возможности учителя в осуществлении дифференцированного подхода к учащимся в процессе обучения русскому языку (степень усложнения материала будет зависеть от уровня подготовки учащихся и этапа работы над ним). Для учащихся же такая работа полезна в том плане, что позволяет совершенствовать навыки самоконтроля.

К нестандартным заданиям этого типа можно отнести:

  •  диктанты «на засыпку»;
  • редактирование предложений и текстов, максимально насыщенных однотипными элементами (речевыми ошибками, неуместно употребленными словами и конструкциями);
  • подбор однотипных языковых единиц (синонимов, родственных слов и др.) к данной - по принципу «кто больше?»;
  • упражнения с выборочным ответом (выбор правильного варианта из нескольких предложенных или исключение явления из ряда по принципу «третий лишний»). 

Нестандартные уроки, необычные задания, применение игровых технологий способствует формированию  регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД.

 

 Самостоятельная  работа

Самостоятельная работа создает условия для осуществления деятельности ученика, когда он сам продумывает материал, анализирует и обобщает его, проверяет свои выводы.

Самостоятельная работа с литературой помогает становлению ученика как будущего  социального исследователя.

В  школьной практике использую различные виды самостоятельной работы, которые требуют от ученика знаний русского языка и литературы, проявления элементов творчества, новаторства, способствуют развитию у учащихся внимания, воображения. Приведу примеры некоторых самостоятельных заданий.

-  Используя материалы предыдущих упражнений, написать такое сочинение о природе, которое можно было бы поместить в газете.

-  Подобрать рисунки. По рисункам составить 10 предложений, добавить в каждое предложение деепричастный оборот, чтобы более точно описать основное действие.

 - Прочитать сведения о причастиях. Составить сложный план и подготовить сообщение о причастии как об особой форме глагола, приводя примеры из художественных произведений (можно взять любую изучаемую часть речи).

-  В журналах, газетах найти примеры статей, написанных в публицистическом стиле. По образцу написать мини-сочинение (тема свободная).

- Составить небольшой текст в публицистическом стиле, используя фразеологические обороты. Обратиться за помощью к Школьному фразеологическому словарю, узнать этимологию сравнений и рассказать об этом в классе и дома. 

    Коммуникативные УУД  успешно формируются, если правильно организована на уроках работа в паре. Применение коллективной формы обучения дает возможность трудиться всем ребятам. Учащиеся в процессе работы учатся оценивать свою работу, работу соседа, общаться, помогать друг другу.

Целесообразно применять общение в паре на уроках систематизации и обобщения знаний, поскольку ученики уже имеют определенный запас знаний, можно и на уроках усвоения новых знаний, на уроках контроля. Так ученики могут рассказывать друг другу правила, например «Правописание частиц НЕ и НИ», «Правописание суффиксов причастий».

Пример работы в парах:

-      В 10 классе работали в парах по контрольным вопросам после повторения темы  «Лексика».

-     Какой пласт слов по происхождению является в русском языке древнейшим? Приведите примеры.

-     Какие слова относятся к общеславянской лексике?

-  Какие группы славянских языков  появляются  в результате распада общеславянского языка?

-     На какие 3 группы распадается восточнославянский язык?

-     Что такое заимствованные слова? и др.

Далее выставляются оценки друг другу за устную работу. Учитель проверяет по одному из каждого варианта. Затем учащиеся получают карточки, т.е. идет практическая часть.

Часто на уроках используем словарные диктанты с взаимопроверкой. Ученики пишут, затем обмениваются в парах, проверяют, выставляют оценки. Критерии оценки выписываются на доске.

Работа в паре позволяет ученику соотнести свои знания и навыки со знаниями и навыками товарища. Ученик начинает осознавать причины своих успехов и неудач. Он учится общению, и это общение в процессе совместной деятельности обогащает его знанием.

Далее хочу остановиться на самостоятельном составлении связного рассказа на заданную тему. Ученики получают связный рассказ на дом. Например: «ура Инфинитиву»,  служебные части речи  «Стили речи и др.» Учащиеся самостоятельно выбирают материал, составляют связный рассказ.

Такие задания способствуют развитию у учащихся самостоятельности мышления, оценок явлений, событий, умения работать с литературой и выбирать главное.

Выполнение заданий по карточкам также способствуют развитию самостоятельности обучающихся.

Таким образом, организация самостоятельной работы, руководство ею – это ответственная и сложная работа каждого учителя.

Работа с таблицами и схемами

 

           В своей работе, на уроках русского языка,    теоретический материал стараюсь вводить крупными блоками. Раскрывая его содержание, включаю, где это возможно, различные средства конкретизации.

 С пятого класса мы составляем тетради с опорными конспектами, где собран практически весь материал в крупных блоках. Это позволяет  использовать его при подготовке творческих работ: сочинений, рефератов, исследовательских работ, а также при подготовке к ГИА и ЕГЭ.

К числу универсальных учебных действий относится работа с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема), овладение умениями преобразования информации из одного вида в другой.

На уроках использую таблицы и схемы обобщающего характера (например, корни с чередованием гласных, О-Е после шипящих и Ц).

Работа со   словарными словами 

Творческий подход учителя к  работе позволяет формировать различные виды УУД  и при работе со словарными словами. После традиционной работы со словом мы просим  ученика  выучить.

Очень часто мы говорим своим ученикам:  «Запомните… Это надо запомнить …», но при этом не разъясняем, как именно надо запоминать.

Хочу поделиться опытом  работы со словарными словами

Некоторые приемы, облегчающие усвоение правописания словарных слов:  

1.              Безударная гласная запоминается по ассоциативному слове-опоре, орфография которого не вызывает  затруднение.

2.              Подбор слов на непроверяемые  ударением гласные по тематическим группам.

3.              Подбор слов по сходству их звучания.

4.              Подбор «ключевого» слова с ясно слышимой гласной и присоединения к нему слов с непроверяемой ударением той же самой гласной.

5.              Подбор слов с двумя или несколькими одинаковыми гласными.

6.              Включение запоминаемых слов в необычные по содержанию зарифмованные фразы.

7.              Подбор однокоренных родственных слов на непроверяемые ударением гласные.

8.              Одним из любимых способов  работы со словарными словами         является создание небольших стихотворений (пример –спряжения глаголов/

 Такая словарная работа формирует у учащихся личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД.

Работа с текстом 

Для успешного формирования  коммуникативных и познавательных УУД  при работе с текстом поставила перед собой следующие задачи:


1) внедрение  на  уроках  русского  языка  форм  и  методов  работы  с текстом,

способствующих развитию речи учащихся;

2) подбор    тематического    текстового    материала,     разработка     способов

практической работы с текстом, направленной на развитие навыков 
анализа, синтеза, обобщения и систематизации языковых и текстовых 
единиц.

Наиболее результативными, на мой взгляд, являются следующие формы и методы организации работы с текстом: 
• комплексная работа с текстом; 
• лингвостилистический анализ текста; 
• «самодиктанты»; 
• сочинение-рассуждение; 
• редактирование текста; 
• различные виды диктантов; 
• интеллектуально-лингвистические упражнения; 
• работа с текстами-миниатюрами;

  В своей работе особое внимание уделяю такому виду работы как комплексная работа с текстом. Очень важны критерии отбора текстов. Тексты должны быть интересными с точки зрения орфографии, отличаться стилем, типом речи, лексикой, содержать различные синтаксические конструкции.  С точки зрения содержания очень важно анализировать тексты о языке, о слове, о необходимости бережного отношения к слову, об особенностях процесса создания произведений искусства слова.  Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических действий — замещения (например, звука буквой), моделирования (например, состава слова путём составления схемы) и преобразования модели (видоизменения слова). Изучение русского языка создаёт условия для формирования «языкового чутья» как результата ориентировки учащегося  в грамматической и синтаксической структуре родного языка и обеспечивает успешное развитие адекватных возрасту форм и функций речи). 

Заключение

 Необходимость формирования УУД очевидна.

Овладение УУД ведёт к формированию  самостоятельности, успешному  владению умениями, освоению новых знаний. Достижение «умения учиться»  предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности: познавательные и учебные мотивы; учебную цель; учебную задачу; учебные действия и операции. Преподаватель теперь  не урокодатель, а консультант, координатор проблемно-ориентированной исследовательской познавательной деятельности, он создает условия, поддерживает инициативу. Учебный предмет не самоцель, а средство развития личности. Продуманное владение современными технологиями, творческий подход, совершенствование средств обучения и развития ведет к положительным итогам.  Предполагаемые результаты: если на уроках русского языка созданы  условия для успешного формирования всех видов УУД, то у учащихся отмечается:

  • высокий уровень сформированности коммуникативной компетенции;
  • повышение интереса к русскому языку и литературе;
  • прочное и неформальное усвоение знаний;
  • повышение результативности обучения;
  • умение создавать обучающимися исследовательские и проектные работы, презентации;
  • умение анализировать, интерпретировать и создавать тексты различных стилей и жанров;
  • активизация творческой деятельности – желание участвовать в различных творческих конкурсах.

 Эффективность работы подтверждена позитивными результатами итоговой успеваемости (100%), результатами ГИА  и ЕГЭ по русскому языку, наличием призеров и лауреатов Олимпиад, творческих конкурсов  школьного, районного. Наблюдается позитивная динамика качества знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути формирования УУД средствами русского языка и литературы на уроках и во внеурочное время

Статья из опыта работы по формированию УУД средствами русского языка и литературы на уроках и во внеурочное время....

Педагогический проект "Работа над монологической речью на уроках русского языка и литературы на уроках русского языка как средство развития коммуникативной компетентности учащихся"

В даннатериале можно найти приёмы развития монологической речи учащихся, а также цепочку коммуникативных умений с 5 по 11 класс...

Развитие интереса школьников к русскому языку и литературе на уроках и во внеурочной деятельности

В данной работе указаны аспекты и пути формирования у школьников интереса к русскому языку и литературе на уроках и во внеурочной деятельности...

«Формирование мотивации к изучению русского языка и литературы на уроках и во внеурочной деятельности как один из показателей повышения качества образования».

Материал статьи обобщил опыт работы по теме «Формирование мотивации к изучению русского языка и литературы на уроках и во внеурочной деятельности  как один из показателей повышения качества образ...

Статья "Формирование мотивации к изучению русского языка и литературы на уроках и во внеурочной деятельности."

В статье рассматривается необходимость использования различных методов повышения мотивации учащихся с ограниченными возможностями здоровья к изучению русского языка и литературы....

"Формирование мотивации к изучению русского языка и литературы на уроках и во внеурочной деятельности».

Доклад  "Формирование мотивации к изучению русского языка и литературы на уроках и во внеурочной деятельности»....

Формирование мотивации к изучению русского языка и литературы на уроках и во внеурочной деятельности как один из показателей повышения качества образования

В своей работе представляю те инструменты, которые позволяют поддерживать интерес учащихся на уроках и занятиях по русскому языку и литературе, формировать учебную мотивацию с целью повышения качества...