Программа "Развитие мышления на уроках русского языка"
рабочая программа по русскому языку (9 класс) по теме

Ткаченко Светлана Геннадьевна
Особенности интеллектуальных умений являются результатом направленных педагогических воздействий. В многочисленных работах психологов было экспериментально доказано, что специальная организация учебного процесса существенно влияет на все стороны умственного развития ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Programma_myshleniya.doc139 КБ

Предварительный просмотр:

          Министерство образования  РФ   Комитет  образования  и  науки

                  МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 56»

Коррекционно - развивающая  программа

«Развитие мышления на уроках русского языка».

                                                                                 

                                                                                 

                                                                                Автор-составитель:

                                                                                Ткаченко Светлана Геннадьевна

                                                                                учитель русского языка

                                                                                высшая квалификационная категория.

                                                     

г. Новокузнецк. 2008г.

Пояснительная записка.

Мыслительный процесс начинается тогда, когда перед нами возникает проблема, у которой нет готового способа решения. Если мы попытаемся понять, в чем-то разобраться, то здесь идет речь о мышлении. Психологи утверждают, что мышление начинается с удивления, недоумения, противоречия. Мышление – это процесс познания нового. Именно благодаря способности человека мыслить, решаются трудные задачи,  делаются открытия, появляются изобретения. Но как и другие качества ума, мышление надо развивать. Развивать мышление - значит развивать умение думать.

Учебно - воспитательный процесс влияет на умственное развитие, поскольку цели этого процесса специально направлены на вооружение учащихся разнообразными знаниями и умениями. В начальных классах мы формируем простейшие мыслительные навыки: умение ставить вопросы, обобщать, выделять часть из целого и т.д. Попутно идет развитие гибкости и широты мышления. Результатом гибкости и широты ума должна стать беглость мыслительных процессов, которая проявляется в умении быстро перебирать множество вариантов для решения одной проблемы. Познавательная деятельность детей подросткового периода более целенаправленна и носит профориентационный характер. Подростки уже могут мыслить логически, заниматься теоретическими рассуждениями и самоанализом. Они относительно свободно рассуждают на нравственные, политические темы, практически недоступные интеллекту младшего школьника. У старшеклассников наблюдается способность делать общие выводы на основе посылок и, напротив, переходить к частным  умозаключениям, т.е. способность к индукции и дедукции. К старшему возрасту дети усваивают многие научные  понятия, обучаются пользоваться ими в процессе решения различных задач. Это означает сформированность у них теоретического или словесно-логического мышления. Одновременно наблюдается интеллектуализация всех остальных познавательных процессов.

Стремление к самообразованию - характерная особенность подросткового возраста. Подростки принимают лишь то, что им кажется разумным, целесообразным и полезным. Чтобы обучение эффективно развивало ученика , нужно сделать его интересным. Нужно стремиться создавать на уроке познавательные трудности., преодолевая которые ребенок сможет активизировать свои  умственные способности.

В процессе учебно-познавательной деятельности школьники должны овладевать  широким арсеналом разнообразных приемов умственной деятельности, учиться мыслить.

Особенности интеллектуальных умений являются результатом направленных педагогических воздействий. В многочисленных работах психологов было экспериментально доказано, что специальная организация учебного процесса существенно влияет на все стороны умственного развития ребенка.

Для осуществления работы по формированию интеллектуальных умений нужно прежде всего предоставить учащимся возможности для самостоятельной мыслительной работы, учить их рациональным приемам мышления.

Исходя из вышесказанного, на уроках русского языка можно сформировать системно – аналитическое, наглядно – действенное, словесно – логическое, образное, критическое и творческое мышление.

С этой целью мною разработана коррекционно – развивающая программа мышления, целью которой является создание системы организационно - педагогических условий для развития потребности личности к самореализации и саморазвитию на основе учета ее индивидуально - психологических и социально - психологических особенностей учебных возможностей.

Задачи   программы.

1 .Разработать и внедрить психолого - педагогическую  диагностику выявления уровня мышления учащихся.

2. Обеспечить преемственность образовательных программ на разных ступенях развития.

3. Разработать программно - педагогическое обеспечение деятельности по обучению и развитию мышления учащихся.

4.0рганизовать психолого-педагогический мониторинг оценки уровня мышления учащихся.

Данная программа дает мне возможность совершенствовать имеющиеся методы обучения, создавать на уроке условия, помогающие ученикам самостоятельно мыслить, уметь увидеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения, грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения и сопоставления,  выводы), быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить.

Учебно - тематическое  планирование

   Тема

     Методы работы

Ожидаемый результат

1.

Лексика и фразеология

Методы  развития  наглядно-дейст- венного мышления:

а) практические работы.

б) составление таблиц и схем.

Методы,  развивающие ассоциатив-

ное  мышление:

а) методы сравнения, обобщения.

б) методы стимулирования учебно- познавательной деятельности.

Повышение уровня развития наглядно- действенного мышления.

Повышение уровня развития ассоциативного мышления.

2.

Морфология

Методы развития словесно- логичес- кого мышления.

Методы творческого мышления:

а) проблемное изложение нового материала.

б) частично - поисковый метод.

в)  задания по теоретическому моделированию и прогнозированию.

Повышение уровня развития словесно- логического мышления. Повышение уровня творческого мышления.

3.

Синтаксис

Методы  развития  словесно – логи- ческого мышления:

а) вопросы на понятие теории.

б) при формировании понятий.

Методы творческого мышления:

а) проблемное изложение учебного  материала.

б) исследовательский метод  

( на обобщающих занятиях,  когда  у учащихся есть определенная  база знаний по теме)

в) поисковый метод (задача учителя - нацелить школьников на постанов- ку проблемы,  стимулировать их познавательную активность;  чаще применяется в старших классах).

г) организация работы с учебной, научно - популярной литературой, текстами, составленными учителем.

Методы,  развивающие ассоциатив- ное мышление:

а) методы сравнения, обобщения.

б) методы стимулирования учебно -  познавательной  деятельности (дискуссии)

Методы, развивающие мышление вероятностями:

а) составление плана ответа.

б) решение  проблемной ситуации.

Повышение уровня развития словесно- логи- ческого мышле- ния.

Повышение уровня развития творческого  мышления.

Повышение уровня развития ассоциативного мышления.

Повышение уровня развития вероятностного мышления.

4.

5.

Орфография

Обобщение  и

систематизация знаний.

Методы развития словесно- логичес- кого мышления:

а) вопросы на понятие теоретическо- го материала

б) при формировании понятий

в) выяснение причинно-следствен -ных связей.

Методы развития  наглядно - дейст- венного мышления:

а) составление таблиц и схем.

б) прогнозирование результатов.

Методы творческого мышления:

а) частично - поисковый метод

б) исследовательский метод

в) поисковый метод

г) задания по теоретическому моделированию и прогнозированию различных  явлений.

Методы, развивающие ассоциативное мышление:

а) методы сравнения  и обобщения при изучении нового материала.

б) задания на поиск аналогий.

Методы развития системного мыш - ления:

а) экзамены по предмету.

б) написание рефератов.

в) участие в олимпиадах.

г) участие в  научных конференциях.

Повышение уровня развития словесно - логического мышления.

Повышение уровня развития наглядно- дейст- венного мышления. Повышение уровня развития творческого мышления.

Повышение уровня развития ассоциативного мышления.

Повышение  уровня

развития системного мышления.

     Система упражнений, направленная на развитие у детей способности распознавать структурно-семантические признаки слова и опираться на них при проведении разнообразных видов языкового анализа.

В данной работе я приведу только три типа заданий, которые формируют умения:

1.устанавливать лексическое значение слова через структурно-семантический анализ словообразовательной модели;

2.сопоставлять семантику и структуру слов, имеющих внешнее сходство в строении;

3.видеть в художественном тексте языковые приемы, основанные на восприятии основных свойств  словообразовательной модели.

Задание 1. Определение лексического значения слова через анализ словообразова- тельной модели.

1 .Спишите,  добавляя собственными примерами.

                                   «вид мяса, рыбы»: баранина,...

                                   «огромный...» (разг.): домина,...

              ИН  А          « отвлеченный признак» ( от прилаг.): седина, ...

                       « предмет как результат действия» ( от глаг.): царапина,...

                                  «единичный предмет, выделенный из совокупности предметов»

                                   горошина...

2. Определите, имеет ли слово-отгадка ту же структуру, что и слово первой части      упражнения. Используя сведения о значении этой словообразовательной модели, докажите, что вы правы.

ШАРАДА.

Полслова вам подскажет птица.

Вторая половина

могла в болоте заблудиться.

Тому не трудно будет слово угадать,

Кто был в кино и любит рисовать.

(Чикин А.)

Для справки : картина.

3. От данных глаголов образуйте существительные по модели

                                  Л       К      А    ___________        (там, где...)

                                                                                          (то, чем...)

Читать, парить, сушить, зажигать, умывать, раздевать, точить, сеять, молотить.

Назовите общие и отличительные признаки слов каждой группы. Сделайте вывод.

4. Прочитайте предложение из романа Мамина – Сибиряка. Это произведение написано в 19 в. Какое слово оказалось для вас новым? По каким элементам этого слова можно догадаться о его лексическом значении?

Железо на крышу, скобки да гвоздики были припасены еще заранее, когда Родион Антонович был еще только магазинером.

Приведите примеры употребительных слов, образованных по той же словообразовательной модели, что и существительное магазинер. Что объединяет эти слова?

5.Следующие ниже примеры взяты из справочника «Новое в русской лексике», в котором помещены слова, вошедшие в язык в н.80х г.20в.Учитывая значения этих слов, объясните , как они образованы.Приведите примеры известных слов, которые образованы по той же самой модели.

Задание 2. Сравнительный анализ слов, имеющих внешнее сходство в строении.

1. Определите,  какие из слов- отгадок соответствуют модели:

           ИЦ   А

Одинаковое   ли   значение   имеет   суффикс в этих словах?

1) Спинкою зеленовата,

  Животиком желтовата,

  Черненькая шапочка

  И полоска шарфика.

2) Снится ночью пауку Чудо- юдо на суку.       Длинный клюв и два крыла...

   Прилетит — плохи дела.

3)С неба солнце золотое .

    Золотые льет лучи.

    В поле дружною стеною

     Золотые усачи.

4) Вся макушка в дырках мелких —  

     Горечь-горькая в тарелках.

5)Уж очень вид у них чудной;

  У пары - локоны волной,

  А мама ходит стриженой.

  На что она обижена?

6)Это что за огород?

  Огород с секретом.

  На дворе у нас мороз —

  В огороде — лето!

Для справок. 1) Синица 2) Птица 3) Пшеница. 4) Перечниц. 5) Львица 6) Теплица

2.   Выпишите слова, образованные по той же модели.

Волчица, советчица, писательница, девица, царица, газетчица, водица, чтица, утятница, крестница, темница, умница, резчица, тряпица, заказчица, пепельница, хищница, яичница, курица, обидчица, ящерица,  птичница, частица («часть речи»), частица (от часть),  тигрица, корица, устрица, ослица, падчерица, тупица, спица, пятница, троица, игольница, лестница, горница, единица, кузница, таблица.

3.        Внимательно рассмотрите выписанные вами слова. Одинаково ли
значение суффикса во всех этих существительных? Сгруппируйте слова
по значению суффикса.

4.        Теперь   из   второй   части   задания   выпишите слова, соответствующие модели:  

 

НИЦ        А    

Сколько групп слов по значению суффикса вы выделите?

5.        Выпишите   слова,   в   которых   суффикс   не выделяется.

6.  Выпишите    все   остальные    существительные,   разбирая   их   по
составу.   Объясните,   почему они не были выписаны вами прежде.

7.        Выполнив все задания этого упражнения, сделайте вывод.

Задание 2. Используя данный список слов, самостоятельно придумайте задания по аналогии с заданиями предыдущего упражнения. На уроке установите, чье задание получилось самым сложным и интересным. Мальчонка, собачонка, картонка, пятитонка, коронка, сторонка, солонка, лимонка («граната»), японка, чемпионка, болонка, одежонка, книжонка, бумажонка, юбчонка, кухонка, девчонка, компаньонка, джонка, вагонка.

Задание 3. Найдите зашифрованные в записи слова.   Какие из них соответствуют модели:  

                                                        К      А

Каково   значение   суффикса   в   этих   словах? Сделайте вывод.

Б___________

М___________

Г___________

З ___________      АЙКА

Л___________

С___________

                    Ч___________

Для справок:   байка,   майка,   гайка, зайка, лайка, шайка, сайка, чайка.

3. Анализ   словообразовательной   модели   как основы изобразительного приема в художественном тексте.

Задание    1. Выразительно   прочитайте текст.

И поняла, что клятвы не нарушу,

А захочу нарушить — не смогу,

Что я   вовеки   не сбрешу,   не струшу,

 Не сдрейфлю,  не совру и не солгу.

 (Б. Слуцкий)

  1. Сколько слов-синонимов использовано в тексте? Как вы думаете, почему они расположены именно в этом порядке? Можно ли считать, что   здесь   мы   имеем   дело   с   «лесенкой синонимов»?

  1. Выпишите   из   текста   глаголы,   состав   которых соответствует модели:

                                                                   У

Что общего в значение этих слов вносит приставка с ? Продолжите список слов такой же структуры.

Задание 2. Докажите, что в отрывках из стихотворений И. Снеговой употребляется художественный прием повтора слов одной словообразовательной модели. Как вы думаете, для каких целей использует его автор?

Выпишите слова с повторяющимися приставками. Уточните, во всех ли выписанных словах приставка имеет одно и то же значение.

1.Как он тянулся, слабый и невзрачный

От мглы подвальной, где шаги душны!

До  нашей  поднебесной,  подчердачной.    Зажатой кирпичами вышины.

2.Похрустывают косточки минут

Под сапогами бешеного дня.

Потрескивают. Будто хворост мнут

В  печи,  за створкой,  щупальца огня. Позвякивают. Мимо. Как дожди.

Посвистывают. Как песок из рук.

Покалывают. Мелко. Как в груди...

Но день велик. И в нем есть главный звук.

Задачи на проверку уровня развития лингвистического мышления.

1. Вставьте вместо точек слово, состоящее из трех букв, которое бы означало то же

самое, что и слова, стоящие вне скобок:

                    ТКАНЬ ( … ) СОСТОЯНИЕ  ВЕЩЕСТВА

2.Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слова,  стоящие вне скобок.

                     РОДНИК ( … ) ОТМЫЧКА

3.Найдите слово, которое означало бы то же самое, что и слова, стоящие вне скобок.

                     БИТВА ( … ) РУГАНЬ

4.Вставь слово, которое служило бы окончанием первого и одновременно началом

второго:

                       

                       ГО ( …) КОТ

5.Решите анаграммы и исключите одно лишнее слово из четырех полученных:

                                                     КОХЙЕК

                                                     СНИНЕТ

                                                     ОЖИВТ

                                                     ЛУФОБТ

6.Исключите лишнее слово:

                                                    АЧТПО

                                                    АИДРО

                                                    ФАГРЕЛТЕ

                                                     КТЕВИНЦ

7.Исключите лишнее слово:  

                                                     АПНИСЕЛЬ

                                                     ЯШВИН

                                                     ТАСУПАК

                                                     АКАЧКБО

                                                      ШУРГА

8.Найдите общее начало для  трех следующих слов:

                                                                                                                                                                 

                                                                ВОЗ        

                                                 

                                           (…)              НОС

                                                           

                                                                 РАЗДЕЛ

9.Найдите слово, которое служило бы окончанием первого и началом второго:

                                                     ТА ( … ) АТ

10.Найдите общее начало для всех трех следующих слов:

 

                                                                    БУРКА

                                        ( …)                     ГОРЕЦ

                                                                 

                                                                     КНИЖНИК

11.Минер и  Минор. Эти два слова являются: 1 – сходными,2 – противоположными,

3 – ни сходными, ни противоположными.

12.Какое из слов отлично от других?

1 – петь, 2 – звонить, 3 – болтать, 4 – слушать, 5- говорить.

13.Какое из приведенных ниже слов относится к слову Жевать, как ОБОЯНИЕ к

слову НОС:

1-сладкий, 2-язык, 3-запах,4-зубы, 5- чистый.

14.Значения следующих предложений 1 – подобны, 2- противоположны. 3 –ни

подобны, ни противоположны.

ТРОЕ ДОКТОРОВ НЕ ЛУЧШЕ ОДНОГО.

ЧЕМ БОЛЬШЕ ДОКТОРОВ,  ТЕМ БОЛЬШЕ БОЛЕЗНЕЙ.

15.Значение следующих фраз:

1-сходно, 2- противоположно, 3- ни сходно, ни противоположно.

ЛЕС РУБЯТ - ЩЕПКИ ЛЕТЯТ.

БОЛЬШОЕ ДЕЛО НЕ БЫВАЕТ БЕЗ ПОТЕРЬ.

16.ОТРАЖАЕМЫЙ и  ВООБРАЖАЕМЫЙ. Эти слова являются:

1-исходными, 2-противоположными, 3-ни исходными, ни противоположными.

17. Какие из двух приведенных ниже пословиц имеют сходный смысл?

                               Куй железо, пока горячо.

                               Один в поле не воин.

                                Лес рубят – щепки летят.

                               Не все то золото, что блестит.

                               Не по виду суди, а по делам.

Метаграмма – словесная игра,  построенная на замене в слове одного звука на другой.

1. Вы в сказках обо мне читали:

    Меня в кубышках зарывали.

    Согласный в мягкий превратить –

    Телегу можно мной грузить.

2.С мягким  Л  я под землей,

   Бываю каменный и бурый,

   А с твердым - в комнате любой,

   В геометрической фигуре.

З.Не найдешь ли ты такого

  Удивительного слова:

  Если буква в нем меняется -

  Птица в рыбу превращается.

4.С  М - приятен, золотист,

   Очень сладок и душист,

   С  Л  зимой бывает,

   А весною исчезает.

5.С буквой  Р  она течет,

   С буквой П для вас печет

   Кулебяки и   ватрушки,

   Варит кашу и галушки.

6.С буквой   К  живу в лесу,

   С  буквой  Ч  овец пасу.

7.Рыба  я,  юрка,  мала.

  Н на   К  лишь замените

  И тогда меня кладите

  На верблюда, на осла.

8. Со звуком  С  я  невкусна,

    Но в пище каждому нужна.

    С  М  берегись меня, не  то

    Я съем и платье,  и пальто.

9.С  К  я в школе на стене,

   Горы,  реки есть на мне.

   С П - от вас не утаю –

   Тоже в школе я стою.

10.Хоть и мала я,  но взгляни:

    Весь мир в себе я отражаю.

   Но К  на  Ц   перемени -

   Я  по болоту зашагаю.

11.С_______  летаю над волною,

    С_______   не дам волкам покою,

    С________ рубашка- безрукавка,

    С________ скачу в лесу по травке,

    С________ меня крепи к детали

     Из железа или стали.( _____ айка)

12. С________ я в доме, с________ я в поле,

     С ________ я в море, с ________ в футболе,

     С________  вбивают, с________ взрывают,

     С________ долину называют  (__ ол )

13. С ____мучительной бываю,

     С_____ одежду пожираю,

     С_____ актеру я нужна,

       С_____ для повара важна.( __оль)

14. Мой первый слог –  река,

      Второй – на лбу быка,

      А в целом я – особенность Днепра.

15. Во мне два слова:

      В одном стоят суда,

      Другое - согласие и мир.

                                                  Литература.

1.Христоматия по общей психологии. Психология мышления. М. Издательство  Московский университет. 1981г.

2.Эдвард де Боно. « Научи себя думать. Самоучитель по развитию мышления  »  Издательство « Попурри» 2005г.

3.Эдвард де Боно. « Учите своего ребенка мыслить». Издательство « Попурри» 2008г.

4.Кабанова - Меллер Е.Н. « Формирование приемов умственной деятельности и

умственное развитие учащихся»  М., « Просвещение», 1968г.

5.Львова С.И. « Развитие языковой догадки на основе анализа словообразователь-

ных моделей слов». Русский язык в школе» № 3  1994г.

6.Ивченков П. Ф. « Контрольно – тренировочные упражнения на уроках русского языка». Пособие для учителя. М., Просвещение, 1983г.

7.А.И.Щербаков « Практика по общей психологии» М., « Просвещение», 1979г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы

Презентация создана для проведения мастер-класса на школьной методической конференции...

Использование технологии критического мышления на уроках русского языка. Реферативная работа.

Обобщение опыта работы по технологии РКМЧП. Реферативная работа, раскрывающая понятие, методы, приёмы технологии.  При подготовке статьи были использованы работы Громовой О.К., Заир-Бека С.И., За...

статья" Технология критического мышления на уроках русского языка"

В статье отслеживается использование форм и методов технологии развития критического мышления на уроках русского языка,которая способствует развитию мыслительных навыков учащихся. Данная технология пр...

Структура урока в технологии развития критического мышления на уроках русского языка

В данной статье представлены материалы организации уроков русского языка с использованием методов и приемов технологии развития критического мышления. Представлен конспект урока русского языка в 5 кла...

Выступление на МО учителей русского языка и литературы « Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы»

Выступление на МО учителей русского языка и литературы« Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы»...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ«ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА» (на примере применения приемов стадии вызована уроках русского языка в ...

Выступление на семинаре Районного методического объединения учителей русского языка и литературы.Мастер-класс "Приемы технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы"

«Приёмы технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы» Цели мастер-класса: • Продемонстрировать некоторые методические приемы личностно- ориентированной техноло...