Рабочая программа по русскому языку для 9 класса
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

Гильманова Светлана Станиславовна

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Закона об образовании и ФГОС: пояснительная записка, содержание курса, календарно-тематическое планирование (тема урока, тип, элементы обязательного минимума образования, УУД, личностные результаты), учебно-методическое обеспечение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab.pr_.9kl.rus_.2ch.docx75.87 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

средняя  образовательная школа № 1460

«ПРИНЯТО»                                                                                                                                      «УТВЕРЖДАЮ»

методическим объединением учителей                                                                                          Директор ГБОУ СОШ                

протокол №_______ от ________2014 г.                                                                                        № 1460

председатель МО                                                                                                                              Жуйкова М.Н.___________

Кутахова Е.И. ____________________                                                                                           __________________ 2014 г.

Рабочая программа

по русскому языку

для 9 класса

на 2014 – 2015 учебный год

                                                                                   

                                                                                     

                                                                                     Составитель – Гильманова С.С.,

                                                                                                учитель русского языка и литературы,

                                                                                                 квалификационная категория - высшая

1. Пояснительная записка

          Рабочая программа учителя составлена на основе «Рабочей программы» («Русский язык.  Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и других. 5-9 классы. – Москва: «Просвещение», 2011)  с использованием  материалов  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Примерной программы по русскому (родному) языку для основной школы.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского  языка в 9 классе в объеме 68 часов (34 учебные недели).

Специфика предмета

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

                       Назначение программы:

      - улучшение результатов обучения родному языку, усовершенствование технологии обучения в соответствии с изменившимися приоритетами целей основного образования;

     - реализация основных положений концепции лингвистического образования школьников.

                    Содержательные линии предмета:

содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в IX классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

                    Программа содержит:

     - отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области синтаксиса и стилистики русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, формированию коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка;

     - систему понятий из области синтаксиса, которая  включает в себя сведения о смысловом, структурном и интонационном единстве частей сложного предложения; об  основных средствах синтаксической связи между частями сложного предложения, строении сложносочинённого предложения, строении сложноподчиненного предложения, видах сложноподчиненных предложений по характеру смысловых отношений между главной и придаточной частями, сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными, типах сложных предложений с разными видами связи;

     - система понятий из области пунктуации включает в себя сведения о знаках препинания в сложном предложении, сочетании знаков препинания, вариативности постановки знаков препинания;

     - каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий; таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в IX классе.

     - вместе с тем в программу включены элементы общих сведений о языке и истории языка.

               

Структура школьного курса русского языка  в IX классе

Рабочая программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и доступности между различными разделами курса.

Завершение систематического курса синтаксиса является предметом изучения в IX классе.

Материал в программе расположен с учетом возрастных возможностей учащихся.

Курс русского языка в IX классе начинается вводным уроком о русском языке и заканчивается разделом «Общие сведения о языке», обобщая и систематизируя таким образом работу по культуре речи за курс основной школы.

Материал курса русского языка в IX классе располагается  следующим образом: сложные предложения союзные (сложносочинённые и сложноподчинённые) и бессоюзные, сложные предложения с различными видами связи.

Значительное место в программе отводится повторению. Это позволяет правильно решить проблему преемственности. Каждая тема завершается повторением пройденного материала.

В рабочей программе специально выделены часы на развитие речи. Они пропорционально распределяются между грамматическим материалом. В программе указан годовой объём учебного времени, а также распределение часов по темам программы.

Цели и задачи, реализуемые рабочей программой

      Основная цель программы: учебный предмет «Русский язык» в IX классе имеет познавательно – практическую направленность, т.е. даёт учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения.

           Специальная цель: формирование языковой, коммуникативной и   лингвистической компетенции учащихся.

     Коммуникативная компетенция (осведомлённость в особенностях функционирования  родного языка в устной и письменной формах) реализуется  в процессе решения следующих практических задач:

  • формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований);
  • овладение нормами русского литературного языка;
  • обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
  • обучение умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

    Языковая компетенция (т.е. осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется  в процессе решения следующих познавательных задач:

  • формирование у учащихся научно – лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании);
  • развитие языкового и эстетического  представления о прекрасном в языке и речи.

    Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке «Русский язык», её разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о её методах, этапах развития, о выдающихся учёных, сделавших открытия в изучении родного языка.

   

Общепредметными задачами работы по русскому языку являются:

  • воспитание учащихся средствами данного предмета;
  • развитие их логического мышления;
  • обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;
  • формирование  общеучебных умений (работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтение и т.д.)

Формы организации учебного процесса

                Технологии, методики:

     - уровневая дифференциация;

     - проблемное обучение;

     - информационно-коммуникационные технологии;

     - здоровьесберегающие технологии;

     - система инновационной оценки «портфолио»;

     - коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава);

     - проектно-исследовательская технология.

             Методы и приёмы  обучения:

- обобщающая беседа по изученному материалу;

- индивидуальный устный опрос;

- фронтальный опрос;  

- опрос с помощью перфокарт;

- выборочная проверка упражнения;

 - взаимопроверка;

 - самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);

- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);

- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой;

- составление учащимися авторского текста в различных жанрах;

- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;

- сжатые изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;

 - написание сочинений;  

- письмо под диктовку;

 - комментирование орфограмм и пунктограмм.

                Виды деятельности учащихся на уроке:

- анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

- разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);

- лингвистический анализ языковых явлений и  текстов различных функциональных стилей  языка;

- смысловой анализ и информационная переработка устного и письменного текста:

              составление плана текста;

              пересказ текста по плану;

              продолжение текста;

              редактирование;

              конспектирование;

- участие в диалогах различных видов;

- аудирование (понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего; понимание на слух информации художественных, публицистических, учебно-научных, научно-популярных текстов, установление смысловых частей текста, определение их связей);

- создание собственных письменных текстов;

- составление орфографических и  пунктуационных упражнений самими учащимися;

- составление опорных схем и таблиц;

- работа с учебно-научными текстами, справочной литературой  и другими источниками информации, включая СМИ, компьютерные диски и программы,  ресурсы Интернета;

- работа с различными видами словарей, ведение индивидуальных словарей;

- создание портфолио для подготовки к ГИА.

Требования к уровню подготовки

выпускников основной школы

В результате изучения учебной дисциплины «Русский язык» обучающийся должен:

знать/понимать

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;
  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

      уметь

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение

  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству; самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

Изменения, внесённые в авторскую учебную программу и их обоснование

     Авторская программа включает базовые знания, которыми должны овладеть все учащиеся общеобразовательной школы. Учитель должен реализовать её выполнение. Вместе с тем ему предоставляется право по своему усмотрению вносить изменения в рабочую программу. В данной рабочей программе запланированы уроки подготовки учащихся к ОГЭ на основе рекомендаций лаборатории русского языка и литературы МИОО  (руководитель

Нефедова Н. А.).  

Распределение часов по разделам программы

Содержание

Кол-во

часов

(всего)

В том числе контрольных

В том числе развитие речи

Введение

1

Повторение пройденного в V- VIII классах

7

3

Сложное предложение. Культура речи

5

Сложносочинённое предложение

7

1

1

Сложноподчиненное предложение

25

2

4

Бессоюзные сложные предложения

8

1

1

Сложные предложения с разными видами связи

8

1

2

Систематизация изученного

7

2

ИТОГО

68

5

13

2. Содержание программы

         Международное значение русского языка.

 

         Повторение пройденного в 5 - 8 классах

         Анализ текста, его стиля, средств связи его частей.

         Синтаксис и пунктуация. Культура речи.

Сложные предложения.

Союзные сложные предложения.

Сложносочиненные предложения.

I. Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. Синтаксические  синонимы  сложносочиненных  предложений, их текстообразующая роль.

Авторское употребление знаков препинания.

II. Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения.

III. Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм.

          Сложноподчиненные предложения.

I. Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания, между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений.

Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений.

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.

Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая  роль.

II. Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые   с   обособленными   второстепенными   членами   как   синтаксические синонимы.

III. Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщение на лингвистическую тему.

Бессоюзные сложные предложения.

I. Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном  предложении.

Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая  роль.

 II. Умение передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.

III. Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

Сложные предложения с разными видами связи.

I. Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.

II. Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.

III.   Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

         Повторение и систематизация пройденного в 9 классе.

Фонетика. Графика. Орфография.

Лексика. Фразеология. Орфография.

Морфемика. Словообразование. Орфография.

Морфология. Орфография.

Синтаксис и пунктуация. Употребление знаков препинания.

Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи.

3. Календарное планирование уроков русского языка в 9 классе

№ урока

Дата

Тема урока

Кол-во

ча-сов

Тип урока

Элементы обязательного минимума образования

УУД

1. Коммуникативные

2. Регулятивные

3. Познавательные

Личностные результаты

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Международ-ное значение русского языка

1

Урок изуче-ния нового матери-ала

Знать содержание понятия «мировые языки», критерии выдвижения языка на роль мирового, функции русского языка как мирового.

Уметь составлять тезисы, ставить к тексту во-просы, выявляющие его проблематику, опре-делять общую тему для нескольких текстов.

Углубить знания о роли русского языка в развитии мировой литературы

1. Слушать и слышать  друг друга, с дос-таточной полнотой и точностью выра-жать свои мысли в соответствии с зада-чами и условиями коммуникации.

2. Самостоятельно выделять и формули-ровать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

3. Объяснять языковые явления и про-цессы, выявляемые в ходе исследования структуры, содержания и значения слова, предложения, текста

Формирование знания о взаимосвязи русского языка с культурой и историей России и мира, формирование сознания того, что русский язык – важнейший показатель культуры человека

Повторение изученного в 5 – 8 классах (4 + 3)

2

ОГЭ по русскому языку.

Структура и содержание экзаменаци-онной работы

Урок-практи-кум

Знать структуру и содержание экзаменаци-онной работы в формате ОГЭ

1. Формировать навыки работы в группе.

2. Проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включе-ние в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

3. Объяснять языковые явления и про-цессы, выявляемые в ходе выполнения лингвистической задачи

Формирование познавательного интереса к предмету исследования

3

Р. р.

Устная и письменная речь. Моно-лог. Диалог.

Адекватное понимание устной и письменной речи. Языковая норма

§ 1, 2

1

Урок разви-тия речи

Знать  признаки устной и письменной речи, виды речи по смене говорящего – слушающего, условия, в которых протекает диалогическая и монологическая речь.

Уметь давать сравнительную характеристику устной и письменной речи, разграничивать форму и вид речи.

Повторить постановку знаков препинания при диалоге

1. Использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки.

2. Управлять поведением партнера (контроль, коррекция, оценка действий, умение убеждать).

3. Объяснять языковые явления и про-цессы, выявляемые в ходе составления и применения алгоритма выполнения учебного задания

Формирование познавательного интереса к предмету исследования

4

Р. р.

Стили языка

§ 3

1

Урок разви-тия речи

Знать о стилях языка, усвоить понятие стилис-тической нормы.

Уметь делать комплексный анализ текста.

Уметь отбирать содержание высказывания и языковые средства в зависимости от стиля речи

1. Формировать навыки работы в группе.

2. Проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включе-ние в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

3. Объяснять языковые явления и про-цессы, выявляемые в ходе выполнения лингвистической задачи

Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности

5

Простое предложение и его грамматичес-кая основа

§ 4

1

Комби-ниро-ванный урок

Знать виды предложений по наличию главных членов (односоставные, двусоставные), виды односоставных предложений, способы выра-жения главного члена в таких предложениях, виды сказуемого.

Уметь разграничивать двусоставные и одно-составные предложения, определять способ выражения главного члена в односоставных предложениях, вид сказуемого.

Совершенствовать пунктуационные навыки.

1. Формировать навыки работы в группе.

2. Применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

3. Объяснять языковые явления и про-цессы, выявляемые в ходе исследования предложений

Формирование навыков работы по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя

6

Предложе-ния с обособ-ленными членами

§ 5

1

Комби-ниро-ванный урок

Знать содержание понятия «обособление», интонацию обособления, виды обособленных членов предложения, условия обособления, необособления согласованных и несогласован-ных определений, способы выражения обособ-ленных обстоятельств, условия их обособле-ния, необособления.

Уметь находить определения и обстоятельства, нуждающиеся в обособлении, объяснять устно и графически условия обособления, необособ-ления определений и обстоятельств.

Обобщить знания о предложениях с обособ-ленными членами, повторить правописание гласных и согласных в корне слова

1. Использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки.

2. Осознавать самого себя как движу-щую силу своего научения, свою способ-ность к преодолению препятствий и самокоррекции.

3. Объяснять языковые явления и про-цессы, выявляемые в ходе исследования предложений с обособленными членами

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической, проектной деятельности

7

Обращения, вводные сло-ва и вставные конструкции

§ 6

1

Комби-ниро-ванный урок

Знать способы выражения обращения, правила выделения обращения в устной речи (зватель-ная интонация) и на письме, группы вводных слов по значению, виды вводных предложений (односоставные, двусоставные), правила выде-ления вводных слов, предложений в устной речи (интонация вводности) и на письме. Знать, что такое вставные конструкции, их назначение, правила их выделения.

Уметь находить обращение, определять способ его выражения, находить вводные слова и предложения, вставные конструкции, выделять их на письме, объяснять устно и графически условия выделения.

Повторить правописание орфограмм, изучен-ных в 5-7 классах.

1. Использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки.

2. Осознавать самого себя как движу-щую силу своего научения, свою способ-ность к преодолению препятствий и самокоррекции.

3. Объяснять языковые явления и про-цессы, выявляемые в ходе исследования предложений с обращениями и вводными словами

Формирование устойчивой мотивации к обучению в группе

8

Р. р.  Текст.  Информаци-онная обра-ботка текста. Явная и скрытая информация. Приемы сжатия текста

1

Урок-практи-кум

 Знать приемы сжатия текста.

Уметь определять тему, микротемы  и основную мысль текста. Уметь сжимать текст, используя приемы компрессии, писать изложение, сохраняя структуру текста и авторский стиль

1. Формировать навыки работы в группе.

2. Осознавать самого себя как движу-щую силу своего научения, свою способ-ность к преодолению препятствий и самокоррекции.

3. Объяснять языковые явления и про-цессы, выявляемые в ходе комплексного анализа текста

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической, проектной деятельности

Сложное предложение. Культура речи (5)

9

Диагностическая работа в формате ОГЭ (Статград)

Урок контро-ля зна-ний

Уметь писать сжатое изложение, сочинение на лингвистическую тему, выполнять тестовые задания

1. Владеть монологической и диалоги-ческой формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

2. Осознавать самого себя как движу-щую силу своего научения, свою способ-ность к преодолению препятствий и самокоррекции.

3. Объяснять языковые явления и про-цессы, выявляемые в ходе выполнения контрольной работы

Формирование устойчивой мотивации к самодиагностике

10

Понятие о сложном предложении

§ 7

1

Урок изуче-ния нового матери-ала

Знать два основных структурных типа предложения (простое и сложное).

Уметь разграничивать простые и сложные предложения, составлять схемы сложных предложений

1. Добывать недостающую информацию с помощью вопросов.

2. Проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

3. Объяснять языковые явления и про-цессы, выявляемые в ходе исследования структуры предложения

Формирование стартовой мотивации к изучению нового материала

11

Союзные и бессоюзные сложные предложения

§ 8

1

Урок изуче-ния нового матери-ала

Знать особенности союзных и бессоюзных сложных предложений, средства связи частей в ССП, СПП, БСП.

Уметь разграничивать союзные и бессоюзные, ССП и СПП, находить сложные предложения с союзной и бессоюзной связью, составлять схемы сложных предложений

1. Добывать недостающую информацию с помощью вопросов.

2. Проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

3. Объяснять языковые явления и про-цессы, выявляемые в ходе исследования структуры предложения

Формирование навыков работы по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя

12

Разделитель-ные и выде-лительные знаки препи-нания между частями сложного предложенияИнтонация сложного предложения

§ 9, 10

1

Урок изуче-ния нового матери-ала

Знать о назначении знаков препинания в сложном предложении, об их употреблении в разных функциях (разделение, выделение), о перечне знаков препинания, используемых в сложных предложениях, особенностях интонации простого и сложного предложений, о графических способах их обозначения.

Уметь разграничивать употребление знаков препинания в разных функциях между частями сложного предложения, составлять схемы сложных предложений, интонационно правильно их читать

1. Добывать недостающую информацию с помощью вопросов.

2. Применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

3. Объяснять языковые явления и про-цессы, выявляемые в ходе исследования предложений

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и групповой исследовательской деятельности

13

Анализ диагностической работы в формате ОГЭ

1

Урок коррекции знаний

Уметь воспринимать информацию об ошибках, выполнять самоанализ

1. Владеть монологической и диалоги-ческой формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

2. Осознавать самого себя как движу-щую силу своего научения, свою способ-ность к преодолению препятствий и самокоррекции.

3. Объяснять языковые явления и про-цессы, выявляемые в ходе анализа работы

Формирование устойчивой мотивации к самодиагностике

Сложносочиненное предложение (6 + 1)

14

Понятие о сложносочи-ненном предложении Смысловые отношения в  ССП

§ 11, 12

1

Урок изуче-ния нового матери-ала

Знать особенности  ССП, группы сочинительных союзов, их роль в предложении.

Уметь определять разновидности смысловых отношений между частями ССП, различать простые и сложные предложения, находить ССП в ряду указанных предложений

1. Добывать недостающую информацию с помощью вопросов.

2. Проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

3. Объяснять языковые явления и про-цессы, выявляемые в ходе исследования структуры предложения

Формирование стартовой мотивации к изучению нового материала

15

Сложносочи-ненные предложения с соедини-тельными, разделитель-ными и про-тивительны-ми союзами

§ 13 - 15

2(1)

Урок изуче-ния нового матери-ала

Знать группы сочинительных союзов, разно-видности смысловых отношений между час-тями ССП. Знать, что союзы тоже, также

могут располагаться внутри второй части ССП. Уметь определять разновидности смысловых отношений между частями ССП (одновременность, последовательность, при-чинно-следственные отношения, чередование, взаимоисключение, сопоставление, противо-поставление), находить границу между прос-тыми предложениями в составе ССП, связан-ными союзами тоже, также; составлять из двух простых предложений ССП, составлять схемы ССП

1. Использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки.

2. Осознавать самого себя как движу-щую силу своего научения, свою способ-ность к преодолению препятствий и самокоррекции.

3. Объяснять языковые явления и про-цессы, выявляемые в ходе исследования сложносочиненных предложений

Формирование навыков интеграции индивидуального и коллективного конструирования в ходе решения общей задачи

16

Сложносочи-ненные предложения с соедини-тельными, разделитель-ными и про-тивительны-ми союзами

§ 13 - 15

2(2)

Урок закреп-ления знаний

Уметь определять смысловые отношения между частями ССП, находить границу между простыми предложениями в составе ССП, связанными союзами тоже, также; составлять из двух простых предложений ССП, составлять схемы ССП

1. Использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки.

2. Осознавать самого себя как движу-щую силу своего научения, свою способ-ность к преодолению препятствий и самокоррекции.

3. Объяснять языковые явления и про-цессы, выявляемые в ходе исследования сложносочиненных предложений

Формирование навыков интеграции индивидуального и коллективного конструирования в ходе решения общей задачи

17

Контрольный диктант с грамматичес-ким заданием

Урок контро-ля зна-ний

Уметь писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание

1. Владеть монологической и диалоги-ческой формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

2. Осознавать самого себя как движу-щую силу своего научения, свою способ-ность к преодолению препятствий и самокоррекции.

3. Объяснять языковые явления и про-цессы, выявляемые в ходе выполнения контрольной работы

Формирование устойчивой мотивации к самодиагностике

18

Разделитель-ные знаки препинания между частями ССП

§ 16

1

Комби-ниро-ванный урок

Знать условия постановки запятой в ССП, а также тире.

Уметь различать простые предложения с однородными членами, связанными соедини-тельными союзами, и ССП, правильно ставить знаки препинания в соответствии с правилом, обосновывать условия постановки необходи-мого знака препинания

1. Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способ-ствовать продуктивной кооперации.

2. Формировать ситуацию саморегуля-ции эмоциональных и функциональных состояний.

3. Объяснять языковые явления и про-цессы, выявляемые в ходе исследования сложносочиненных предложений

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и групповой исследовательской деятельности

19

Синтаксичес-кий и пункту-ационный разбор ССП. Повторение

§ 17

1

Урок-практи-кум

Знать порядок синтаксического и пунктуационного разбора ССП. Уметь производить эти виды разбора ССП

1. Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способ-ствовать продуктивной кооперации.

2. Проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включе-ние в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

3. Объяснять языковые явления и про-цессы, выявляемые в ходе исследования структуры предложения

Формирование устойчивого интереса к исследовательской, аналитической деятельности

20

Р. р. Сжатое изложение (обучающее)

1

Урок  разви-тия речи

Знать приемы сжатия текста.

Уметь определять тему, микротемы  и основную мысль текста. Уметь сжимать текст, используя приемы компрессии, писать изложение, сохраняя структуру текста и авторский стиль

1. Владеть монологической и диалоги-ческой формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

2. Осознавать самого себя как движу-щую силу своего научения, свою способ-ность к преодолению препятствий и самокоррекции.

3. Объяснять языковые явления и про-цессы, выявляемые в ходе выполнения контрольной работы

Формирование устойчивой мотивации к самодиагностике

Сложноподчиненное предложение (21 + 4)

21

Понятие о сложнопод-чиненном предложении

§ 18

1

Урок изуче-ния нового матери-ала

Знать определение сложноподчиненного пред-ложения. Знать, что придаточное предложе-ние может относиться к слову, словосочета-нию, грамматической основе главного предло-жения или ко всему главному предложению.

Уметь находить главное и придаточное пред-ложения в СПП, определять, что поясняет придаточное в главном предложении, уточнять средства связи придаточного с главным предложением

1. Добывать недостающую информацию с помощью вопросов.

2. Проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

3. Объяснять языковые явления и про-цессы, выявляемые в ходе исследования структуры сложноподчиненного предложения

Формирование стартовой мотивации к изучению нового материала

22

Место прида-точного предложения по отноше-нию к глав-ному. Знаки препинания в СПП

§ 19

1

Урок изуче-ния нового матери-ала

Знать, что придаточное предложение может занимать различное положение по отношению к главному. Знать условия выделения запяты-ми на письме придаточного предложения.

Уметь находить главное и придаточное пред-ложения в СПП, определять место придаточ-ного, средства его связи с главным.

Уметь находить границы придаточного пред-ложения, правильно ставить знаки препинания между частями СПП, обосновывать условия постановки знака препинания, редактировать неверно построенные СПП

1. Добывать недостающую информацию с помощью вопросов.

2. Проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

3. Объяснять языковые явления и про-цессы, выявляемые в ходе исследования структуры сложноподчиненного предложения

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и групповой исследовательской деятельности

23

Р. р.  Проверочная работа. Сжатое изложение

1

Урок разви-тия речи. Урок контро-ля

Знать приемы сжатия текста.

Уметь определять тему, микротемы  и основную мысль текста. Уметь сжимать текст, используя приемы компрессии, писать изложение, сохраняя структуру текста и авторский стиль

1. С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

2. Самостоятельно выделять и формули-ровать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

3. Объяснять языковые явления и про-цессы, выявляемые в ходе написания изложения

Формирование навыков индивидуальной и коллективной творческой деятельности

24

Р. р. Анализ сжатого изложения

Урок коррек-ции знаний

Уметь воспринимать информацию об ошибках, выполнять самоанализ

1. Владеть монологической и диалоги-ческой формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

2. Осознавать самого себя как движу-щую силу своего научения, свою способ-ность к преодолению препятствий и самокоррекции.

3. Объяснять языковые явления и про-цессы, выявляемые в ходе анализа работы

Формирование устойчивой мотивации к самодиагностике

25

Союзы и союзные слова в СПП

 20

1

Урок изуче-ния нового матери-ала

Знать, что связь придаточного предложения с главным осуществляется с помощью подчинительных союзов или союзных слов, которые могут быть омонимами. Знать приемы различения омонимичных подчинительных союзов и союзных слов.

Уметь определять, каким членом придаточ-ного предложения является союзное слово, правильно ставить знаки препинания между частями СПП, составлять схемы СПП

1. Представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.

2. Определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.

3. Объяснять языковые явления и про-цессы, выявляемые в ходе исследования структуры сложноподчиненного предложения

Формирование навыков интеграции индивидуального и коллективного конструирования в ходе решения общей задачи

26

Роль указательных слов в СПП

§ 21

1

Урок-практи-кум

Знать, что в главной части СПП могут исполь-зоваться указательные слова, что они образуют с союзными словами и некоторыми союзами пары, что подчинительные союзы могут рас-членяться и их первая часть может стать ука-зательным словом, что перед второй частью расчлененного союза ставится запятая.

Уметь находить главное предложение с ука-зательным словом  и без него, определять, каким членом предложения являются указа-тельные слова, какой частью речи выражены, употреблять указательные слова.

Уметь находить и исправлять ошибки, связан-ные с употреблением указательных слов, пра-вильно ставить знаки препинания между час-тями СПП, составлять схемы СПП с указатель-ными словами и союзами

1. Представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.

2. Определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.

3. Объяснять языковые явления и про-цессы, выявляемые в ходе исследования структуры сложноподчиненного предложения

Формирование навыков интеграции индивидуального и коллективного конструирования в ходе решения общей задачи

27

Основные группы СПП. СПП с прида-точными определи-тельными

§ 22

2(1)

Урок изуче-ния нового матери-ала

Знать основные группы СПП и их признаки, в частности придаточных определительных.

Уметь определять значения придаточных определительных, ставить к ним вопросы, находить место в СПП, определять средства связи придаточного с главным, строить по указанным схемам СПП с придаточными определительными, правильно употреблять их в речи. Уметь делать синонимическую замену придаточных определительных причастными оборотами, правильно ставить знаки препина-ния между частями СПП с придаточными определительными, обосновывать условия постановки знаков препинания в СПП

1. Использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки.

2. Осознавать самого себя как движу-щую силу своего научения, свою способ-ность к преодолению препятствий и самокоррекции.

3. Объяснять языковые явления и про-цессы, выявляемые в ходе исследования сложноподчиненных предложений

Формирование навыков работы по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя

28

Основные группы СПП. СПП с прида-точными определи-тельными

§ 22

2(2)

Комби-ниро-ванный урок

Знать основные группы СПП и их признаки, в частности придаточных определительных.

Уметь определять значения придаточных определительных, ставить к ним вопросы, находить место в СПП, определять средства связи придаточного с главным, строить по указанным схемам СПП с придаточными определительными, правильно употреблять их в речи. Уметь делать синонимическую замену придаточных определительных причастными оборотами, правильно ставить знаки препина-ния между частями СПП с придаточными определительными, обосновывать условия постановки знаков препинания в СПП

1. Использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки.

2. Осознавать самого себя как движу-щую силу своего научения, свою способ-ность к преодолению препятствий и самокоррекции.

3. Объяснять языковые явления и про-цессы, выявляемые в ходе исследования сложноподчиненных предложений

Формирование навыков работы по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя

29

СПП с прида-точными изъяснитель-ными

§ 23

2(1)

Урок изуче-ния нового матери-ала

Знать признаки придаточных изъяснительных, приемы разграничения придаточных изъясни-тельных и определительных, присоединяемых омонимичными союзом и союзным словом что.

Уметь определять значение придаточных изъ-яснительных, ставить к ним вопросы, опреде-лять их место в СПП, определять средства связи придаточного с главным. Уметь строить по заданному началу, опорным глаголам СПП с придаточным изъяснительным, различать придаточные изъяснительные и определитель-ные, присоединяемые словом что, правильно ставить запятые между частями СПП с придаточными изъяснительными

1. Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способ-ствовать продуктивной кооперации.

2. Проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включе-ние в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

3. Объяснять языковые явления и про-цессы, выявляемые в ходе исследования структуры сложноподчиненного предложения

Формирование навыков интеграции индивидуального и коллективного конструирования в ходе решения общей задачи

30

СПП с прида-точными изъяснитель-ными

§ 23

2(2)

Комби-ниро-ванный урок

Знать признаки придаточных изъяснительных, приемы разграничения придаточных изъясни-тельных и определительных, присоединяемых омонимичными союзом и союзным словом что.

Уметь определять значение придаточных изъ-яснительных, ставить к ним вопросы, опреде-лять их место в СПП, определять средства связи придаточного с главным. Уметь строить по заданному началу, опорным глаголам СПП с придаточным изъяснительным, различать придаточные изъяснительные и определитель-ные, присоединяемые словом что, правильно ставить запятые между частями СПП с придаточными изъяснительными

1. Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способ-ствовать продуктивной кооперации.

2. Проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включе-ние в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

3. Объяснять языковые явления и про-цессы, выявляемые в ходе исследования структуры сложноподчиненного предложения

Формирование навыков интеграции индивидуального и коллективного конструирования в ходе решения общей задачи

31

СПП с прида-точными обстоятель-ственными. СПП с прида-точными времени и места

§ 24 - 25

2(1)

Урок изуче-ния нового матери-ала

Знать виды обстоятельственных придаточных предложений, признаки придаточных времени и места.

Уметь определять значение придаточных вре-мени и места, ставить к ним вопросы, опреде-лять средства связи придаточного с главным, различать придаточные времени и места, составлять по указанным схемам СПП с этими придаточными, правильно ставить запятые

1. Слушать и слышать  друг друга, с дос-таточной полнотой и точностью выра-жать свои мысли в соответствии с зада-чами и условиями коммуникации.

2. Самостоятельно выделять и формули-ровать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

3. Объяснять языковые явления и про-цессы, выявляемые в ходе исследования

структуры сложноподчиненного предложения

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и групповой исследовательской деятельности

32

СПП с прида-точными обстоятель-ственными. СПП с прида-точными времени и места.

Тест

§ 24 - 25

2(2)

Комби-ниро-ванный урок

Знать виды обстоятельственных придаточных предложений, признаки придаточных времени и места.

Уметь определять значение придаточных вре-мени и места, ставить к ним вопросы, опреде-лять средства связи придаточного с главным, различать придаточные времени и места, составлять по указанным схемам СПП с этими придаточными, правильно ставить запятые

1. Слушать и слышать  друг друга, с дос-таточной полнотой и точностью выра-жать свои мысли в соответствии с зада-чами и условиями коммуникации.

2. Самостоятельно выделять и формули-ровать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

3. Объяснять языковые явления и про-цессы, выявляемые в ходе исследования

структуры сложноподчиненного предложения

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и групповой исследовательской деятельности

33

СПП с прида-точными причины, условия, уступки, цели, следствия

§ 26

2(1)

Урок изуче-ния нового матери-ала

Знать, что СПП с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия имеют общее значение обусловленности. Знать признаки этих придаточных.

Уметь распознавать значение указанных при-даточных, ставить к ним вопросы, уточнять средства связи придаточного с главным, место придаточного по отношению к главному; опре-делять изученные виды придаточных, состав-лять из двух простых предложений СПП с конкретным видом придаточного, составлять схемы СПП, правильно ставить запятые

1. Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способ-ствовать продуктивной кооперации.

2. Проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включе-ние в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

3. Объяснять языковые явления и про-цессы, выявляемые в ходе исследования структуры сложноподчиненного предложения

Формирование навыков работы по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя

34

СПП с прида-точными причины, условия, уступки, цели, следствия

§ 26

2(2)

Комби-ниро-ванный урок

Знать, что СПП с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия имеют общее значение обусловленности. Знать признаки этих придаточных.

Уметь распознавать значение указанных при-даточных, ставить к ним вопросы, уточнять средства связи придаточного с главным, место придаточного по отношению к главному; опре-делять изученные виды придаточных, состав-лять из двух простых предложений СПП с конкретным видом придаточного, составлять схемы СПП, правильно ставить запятые

1. Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способ-ствовать продуктивной кооперации.

2. Проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включе-ние в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

3. Объяснять языковые явления и про-цессы, выявляемые в ходе исследования структуры сложноподчиненного предложения

Формирование навыков работы по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя

35

СПП с прида-точными образа дейст-вия, меры, степени и сравнитель-ными

§ 27

2(1)

Урок изуче-ния нового матери-ала

Знать признаки придаточных образа действия, меры, степени, сравнительных.

Уметь отличать придаточные сравнительные от сравнительных оборотов, определять значе-ние указанных придаточных, ставить к ним вопросы, уточнять средства связи с главным, место придаточного по отношению к главно-му, находить изученные виды придаточных, различать СПП с придаточными сравнитель-ными и предложения со сравнительным оборо-том, составлять схемы СПП, правильно ставить запятые

1. Использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки.

2. Осознавать самого себя как движу-щую силу своего научения, свою способ-ность к преодолению препятствий и самокоррекции.

3. Объяснять языковые явления и про-цессы, выявляемые в ходе исследования сложноподчиненных предложений

Формирование навыков интеграции индивидуального и коллективного конструирования в ходе решения общей задачи

36

СПП с прида-точными образа дейст-вия, меры, степени и сравнитель-ными

§ 27

2(2)

Комби-ниро-ванный урок

Знать признаки придаточных образа действия, меры, степени, сравнительных.

Уметь отличать придаточные сравнительные от сравнительных оборотов, определять значе-ние указанных придаточных, ставить к ним вопросы, уточнять средства связи с главным, место придаточного по отношению к главно-му, находить изученные виды придаточных, различать СПП с придаточными сравнитель-ными и предложения со сравнительным оборо-том, составлять схемы СПП, правильно ставить запятые

1. Использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки.

2. Осознавать самого себя как движу-щую силу своего научения, свою способ-ность к преодолению препятствий и самокоррекции.

3. Объяснять языковые явления и про-цессы, выявляемые в ходе исследования сложноподчиненных предложений

Формирование навыков интеграции индивидуального и коллективного конструирования в ходе решения общей задачи

37

Р. р.

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему в формате ОГЭ.

 Подходы к выполнению задания.

1

Урок разви-тия речи,

 практи-кум

Знать структуру, композицию сочинения, требования к его написанию.

Уметь писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

1. С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

2. Самостоятельно выделять и формули-ровать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

3. Объяснять языковые явления и про-цессы, выявляемые в ходе написания сочинения

Формирование навыков индивидуальной и коллективной творческой деятельности

38

СПП с несколькими придаточ-ными

§ 28

2(1)

Урок изуче-ния нового матери-ала

Знать, какие СПП называются многочлен-ными. Знать виды подчинительной связи в СПП с несколькими придаточными (соподчи-нение – однородное и неоднородное, последо-вательное), их комбинации, правила постанов-ки запятых.

Уметь определять виды подчинительной связи в СПП с несколькими придаточными, состав-лять схемы СПП, правильно ставить запятые, обосновывать условия постановки запятых в СПП с несколькими придаточными

1. Определять цели и функции участ-ников, способы взаимодействия, плани-ровать общие способы работы, обмени-ваться знаниями между членами группы для принятия эффективных решений.

2. Осознавать самого себя как движу-щую силу своего научения, свою способ-ность к преодолению препятствий и самокоррекции.

3. Объяснять языковые явления и про-цессы, выявляемые в ходе исследования сложноподчиненных предложений

Формирование стартовой мотивации к изучению нового материала

39

СПП с несколькими придаточ-ными

§ 28

2(2)

Урок-практи-кум

Знать, какие СПП называются многочлен-ными. Знать виды подчинительной связи в СПП с несколькими придаточными (соподчи-нение – однородное и неоднородное, последо-вательное), их комбинации, правила постанов-ки запятых.

Уметь определять виды подчинительной связи в СПП с несколькими придаточными, состав-лять схемы СПП, правильно ставить запятые, обосновывать условия постановки запятых в СПП с несколькими придаточными

1. Определять цели и функции участ-ников, способы взаимодействия, плани-ровать общие способы работы, обмени-ваться знаниями между членами группы для принятия эффективных решений.

2. Осознавать самого себя как движу-щую силу своего научения, свою способ-ность к преодолению препятствий и самокоррекции.

3. Объяснять языковые явления и про-цессы, выявляемые в ходе исследования сложноподчиненных предложений

Формирование стартовой мотивации к изучению нового материала

40

Р. р.  Сочинение-рассуждениена лингвистическую тему в формате ОГЭ (обучающее)

1

Урок разви-тия речи

Знать структуру, композицию сочинения, требования к его написанию.

Уметь писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

1. С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

2. Самостоятельно выделять и формули-ровать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

3. Объяснять языковые явления и про-цессы, выявляемые в ходе написания сочинения

Формирование навыков индивидуальной и коллективной творческой деятельности

41

Синтаксичес-кий разбор СПП

§ 29

1

Урок-практи-кум

Знать порядок синтаксического  разбора СПП.

Уметь производить устный и письменный разборы СПП

1. Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

2. Проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включе-ние в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

3. Объяснять языковые явления и про-цессы, выявляемые в ходе исследования структуры предложения

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи

42

Пунктуаци-онный разбор СПП

Тест

§ 30

1

Урок-прак-тикум

Знать порядок  пунктуационного разбора СПП.

Уметь производить устный и письменный разборы СПП

1. С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

2. Самостоятельно выделять и формули-ровать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

3. Объяснять языковые явления и про-цессы, выявляемые в ходе написания изложения

Формирование навыков индивидуальной и коллективной творческой деятельности

43

Повторение по теме «Сложно-подчиненные предложе-ния»

1

Урок повто-рения и закреп-ления знаний

Обобщить и систематизировать материал по теме «Сложноподчиненные предложения», выявить пробелы в знаниях

1. Формировать навыки работы в группе.

2. Осознавать самого себя как движу-щую силу своего научения, свою способ-ность к преодолению препятствий и самокоррекции.

3. Объяснять языковые явления и про-цессы, выявляемые в ходе комплексного анализа текста

Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового

44

Контроль-ный диктант с граммати-ческим заданием

1

Урок контро-ля зна-ний

Уметь писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание

1. Владеть монологической и диалоги-ческой формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

2. Осознавать самого себя как движу-щую силу своего научения, свою способ-ность к преодолению препятствий и самокоррекции.

3. Объяснять языковые явления и про-цессы, выявляемые в ходе выполнения контрольной работы

Формирование устойчивой мотивации к самодиагностике

45

Диагностическая работа в формате ОГЭ (Статград)

Уметь писать сжатое изложение, сочинение на лингвистическую тему, выполнять тестовые задания

1. Владеть монологической и диалоги-ческой формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

2. Осознавать самого себя как движу-щую силу своего научения, свою способ-ность к преодолению препятствий и самокоррекции.

3. Объяснять языковые явления и про-цессы, выявляемые в ходе выполнения контрольной работы

Формирование устойчивой мотивации к самодиагностике

Бессоюзное сложное предложение (7 + 1)

46

Понятие о бессоюзном сложном предложенииИнтонация в БСП

§ 31 - 32

1

Урок изуче-ния нового матери-ала

Знать определение бессоюзного сложного предложения. Знать, что смысловые отношения между его частями в устной речи выражаются при помощи интонации, на письме – при помощи знаков препинания.

Уметь определять особенности интонации БСП со значением перечисления, сопоставления, причины, пояснения

1. Добывать недостающую информацию с помощью вопросов.

2. Проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

3. Объяснять языковые явления и про-цессы, выявляемые в ходе исследования структуры сложного бессоюзного предложения

Формирование стартовой мотивации к изучению нового материала

47

БСП со значе-нием пере-числения. Запятая и точка с запя-той в БСП

§ 33

1

Урок изуче-ния нового матери-ала

Знать условия постановки запятой и точки с запятой между частями БСП со значением перечисления.

Уметь определять смысловые отношения между частями БСП в зависимости от интона-ции; различать простые предложения с одно-родными членами и БСП со значением пере-числения; правильно ставить знаки препина-ния между частями БСП, обосновывать усло-вия выбора знака препинания, составлять БСП, между частями которого нужно ставить запятую или точку с запятой

1. Определять цели и функции участ-ников, способы взаимодействия, плани-ровать общие способы работы, обмени-ваться знаниями между членами группы для принятия эффективных решений.

2. Осознавать самого себя как движу-щую силу своего научения, свою способ-ность к преодолению препятствий и самокоррекции.

3. Объяснять языковые явления и про-цессы, выявляемые в ходе исследования

структуры сложного бессоюзного предложения

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и групповой исследовательской деятельности

48

БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП

§ 34

1

Урок изуче-ния нового матери-ала

Знать условия постановки двоеточия в БСП.

Уметь определять смысловые отношения между его частями (причина, пояснение, дополнение), правильно ставить знаки препинания, обосновывать условия их выбора, составлять БСП, между частями которого нужно ставить двоеточие

1. Определять цели и функции участ-ников, способы взаимодействия, плани-ровать общие способы работы, обмени-ваться знаниями между членами группы для принятия эффективных решений.

2. Осознавать самого себя как движу-щую силу своего научения, свою способ-ность к преодолению препятствий и самокоррекции.

3. Объяснять языковые явления и про-цессы, выявляемые в ходе исследования

структуры сложного бессоюзного предложения

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и групповой исследовательской деятельности

49

50

БСП со значением противопо-ставления, времени, условия, следствия. Тире в БСП

 §  35

2

Урок изуче-ния нового матери-ала

Знать условия постановки тире в БСП. Знать, что в некоторых случаях значение первой части можно определить и как условное, и как временное.

Уметь определять смысловые отношения между частями БСП (противопоставление, время, условие, следствие), составлять схемы указанных предложений, правильно ставить знаки препинания, обосновывать их выбор

1. Использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки.

2. Осознавать самого себя как движу-щую силу своего научения, свою способ-ность к преодолению препятствий и самокоррекции.

3. Объяснять языковые явления и про-цессы, выявляемые в ходе исследования

структуры сложного бессоюзного предложения

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и групповой исследовательской деятельности

51

Синтаксичес-кий и пункту-ационный разбор БСП. Повторение.

§ 36

1

Урок-прак-тикум

Знать порядок синтаксического и пунктуационного разбора БСП.

Уметь производить эти виды разбора.

Обобщить и систематизировать знания по теме.

1. Владеть монологической и диалоги-ческой формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

2. Проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

3. Объяснять языковые явления и про-цессы, выявляемые в ходе исследования структуры сложного бессоюзного предложения

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи

52

Контроль-ный диктант с граммати-ческим заданием

(Тест)

1

Урок контро-ля зна-ний

Уметь писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание

1. Владеть монологической и диалоги-ческой формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

2. Осознавать самого себя как движу-щую силу своего научения, свою способ-ность к преодолению препятствий и самокоррекции.

3. Объяснять языковые явления и про-цессы, выявляемые в ходе выполнения контрольной работы

Формирование устойчивой мотивации к самодиагностике

53

Р. р.  Анализ диагностической работы в формате ОГЭ

1

Урок разви-тия речи. Урок коррек-ции

Уметь воспринимать информацию об ошибках, выполнять самоанализ

1. С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

2. Самостоятельно выделять и формули-ровать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

3. Объяснять языковые явления и про-цессы, выявляемые в ходе анализа работы

Формирование навыков индивидуальной и коллективной творческой деятельности

Сложное предложение с различными видами связи (6 + 2)

54

Употребление союзной и бессоюзной связи в сложном предложении

§ 37

1

Урок изуче-ния нового матери-ала

Знать, какие сложные предложения называются многочленными, какими видами синтаксической связи соединяются многочленные предложения.

Уметь находить многочленные сложные предложения, определять в них виды синтаксической связи, составлять схемы предложений, правильно ставить знаки препинания между частями сложных предложений разных типов

1. Представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.

2. Определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.

3. Объяснять языковые явления и про-цессы, выявляемые в ходе исследования структуры сложного предложения

Формирование стартовой мотивации к изучению нового материала

55

56

Знаки препинания в сложном предложении с различными видами связи

§ 38

1

Комби-ниро-ванный урок

Знать правила постановки знаков препинания в многочленных сложных предложениях с различными видами связи.

Уметь находить границы частей таких предложений, производить выбор необходимого знака препинания, правильно его ставить, обосновывать выбор

1. Представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.

2. Определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.

3. Объяснять языковые явления и про-цессы, выявляемые в ходе исследования структуры сложного предложения

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и групповой исследовательской деятельности

57

Синтаксичес-кий и пункту-ационный разбор сложного предложения с различными видами связи

§ 39

1

Урок-прак-тикум

Знать порядок синтаксического и пунктуационного разбора сложного предложения с различными видами связи.

Уметь производить эти виды разбора предложений указанного типа

1. Владеть монологической и диалоги-ческой формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

2. Проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

3. Объяснять языковые явления и про-цессы, выявляемые в ходе исследования структуры сложного предложения

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи

58

Р. р.  Проверочная работа. Сжатое изложение

1

Урок разви-тия речи.

Урок контро-ля

Знать приемы сжатия текста.

Уметь определять тему, микротемы  и основную мысль текста. Уметь сжимать текст, используя приемы компрессии, писать изложение, сохраняя структуру текста и авторский стиль

1. С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

2. Самостоятельно выделять и формули-ровать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

3. Объяснять языковые явления и про-цессы, выявляемые в ходе написания изложения

Формирование навыков индивидуальной и коллективной творческой деятельности

59

Р. р. Публичная речь

§ 40

1

Урок разви-тия речи

Знать особенности публичной речи, уметь различать термины публичный и публицистический.

Уметь анализировать публичную речь, выявлять в ней недочеты, формулировать коммуникативную задачу, основную мысль высказывания

1. С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

2. Самостоятельно выделять и формули-ровать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

3. Объяснять языковые явления и про-цессы, выявляемые в ходе устного выступления

Формирование устойчивой мотивации к творческой деятельности по алгоритму, индивидуальному плану

60

Повторение материала по теме «Сложные предложения с различными видами связи»

1

Урок повто-рения и закреп-ления знаний

Повторить виды синтаксической связи в многочленных предложениях с различными видами связи, правила постановки знаков препинания в них.

Уметь обосновывать выбор места для знака препинания и выбор самого знака

1. Формировать навыки работы в группе.

2. Осознавать самого себя как движу-щую силу своего научения, свою способ-ность к преодолению препятствий и самокоррекции.

3. Объяснять языковые явления и про-цессы, выявляемые в ходе комплексного анализа текста

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи

61

Итоговый контроль-ный диктант с граммати-ческими заданиями (Тест)

1

Урок контро-ля зна-ний

Уметь писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание

1. Владеть монологической и диалоги-ческой формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

2. Осознавать самого себя как движу-щую силу своего научения, свою способ-ность к преодолению препятствий и самокоррекции.

3. Объяснять языковые явления и про-цессы, выявляемые в ходе выполнения контрольной работы

Формирование устойчивой мотивации к самодиагностике

Повторение и систематизация изученного в 5 – 9 классах (5 + 2)

62

Фонетика и графика

§ 41

1

Комби-ниро-ванный урок

Знать определения фонетики и графики как разделов науки о языке, характеристику глас-ных и согласных звуков, взаимоотношения звуков и букв Е, Ё, Ю, Я в языке, их звуковое значение, порядок фонетического разбора слова.

Уметь составлять фонетическую транскрип-цию слов, определять звуковое значение букв Е, Ё, Ю, Я в этих словах. Соблюдать основные правила литературного произношения

1. Слушать и слышать  друг друга, с дос-таточной полнотой и точностью выра-жать свои мысли в соответствии с зада-чами и условиями коммуникации.

2. Самостоятельно выделять и формули-ровать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

3. Объяснять языковые явления и про-цессы, выявляемые в ходе исследования структуры, содержания и значения слова, предложения, текста

Формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию

63

Лексикология (лексика) и фразеология

§ 42

1

Комби-ниро-ванный урок

Знать определение лексикологии и фразеоло-гии как разделов науки о языке. Знать, что слово может быть однозначным и многознач-ным, иметь прямое и переносное значение. Знать определения синонимов, антонимов, омонимов, общеупотребительных и необще-употребительных слов, неологизмов, устарев-ших, исконно русских и заимствованных.

Уметь определять лексическое и грамматичес-кое значения слов, прямое и переносное, находить синонимы, профессиональные слова, устаревшие, фразеологизмы, выяснять значения слов

1. Использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки.

2. Управлять поведением партнера (контроль, коррекция, оценка действий, умение убеждать).

3. Объяснять языковые явления и про-цессы, выявляемые в ходе составления и применения алгоритма выполнения учебного задания

Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового

64

Морфемика. Словообразо-вание и орфография

§ 43 - 44

1

Комби-ниро-ванный урок

Знать определение морфемики и словообразо-вания как разделов науки о языке, определение морфемы, назначение значимых частей слова, способы образования слов, порядок морфем-ного и словообразовательного разборов.

Уметь членить слова на морфемы, различать однокоренные слова и формы слова

1. Владеть монологической и диалоги-ческой формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

2. Осознавать самого себя как движу-щую силу своего научения, свою способ-ность к преодолению препятствий и самокоррекции.

3. Объяснять языковые явления и про-цессы, выявляемые в ходе выполнения лингвистической задачи

Формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию

65

Морфология и орфография

§ 45

1

Комби-ниро-ванный урок

Знать определение морфологии, общие при-знаки частей речи, самостоятельные части речи, служебные, их морфологические признаки, синтаксическую роль, порядок морфологического разбора слов.

Уметь определять принадлежность слова к части речи, производить морфологический разбор слов

1. Владеть монологической и диалоги-ческой формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

2. Осознавать самого себя как движу-щую силу своего научения, свою способ-ность к преодолению препятствий и самокоррекции.

3. Объяснять языковые явления и про-цессы, выявляемые в ходе выполнения лингвистической задачи

Формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию

66

67

Р. р. Работа с текстом: сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Тестирова-ние (ч.2, В1-В14)

Урок разви-тия речи. Практи-кум

 

Уметь выполнять задания экзаменационной работы

1. Владеть монологической и диалоги-ческой формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

2. Осознавать самого себя как движу-щую силу своего научения, свою способ-ность к преодолению препятствий и самокоррекции.

3. Объяснять языковые явления и про-цессы, выявляемые в ходе выполнения контрольной работы

Формирование устойчивой мотивации к самодиагностике

68

Синтаксис и пунктуация. Итоговый урок

§ 46

1

Комби-ниро-ванный урок

Знать определение синтаксиса, знать о назна-чении словосочетаний, предложений и текста; признаки текста, строение словосочетаний, виды связи слов в словосочетании.

Уметь различать простое и сложное предложе-ния, типы сложных, виды простых, группы односоставных предложений. Уметь находить словосочетания, определять виды синтакси-ческой связи слов, находить односоставные, сложные, предложения союзные и бессоюз-ные, ССП и СПП, осложненные предложения

1. Формировать навыки работы в группе.

2. Проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включе-ние в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

3. Объяснять языковые явления и про-цессы, выявляемые в ходе исследования структуры предложения

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи

4. Учебно-методическое обеспечение

      Учебник: «Русский язык». Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. Авторы: Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина,

О. М. Александрова -  М.: Просвещение, 2009.

      Методическое пособие для учителя:

1. Егорова Н. В. Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс / Н. В. Егорова – Москва, «Вако», 2009.

      Пособия для учащихся:

1. Малюшкин А. Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 9 класс/ А. Б. Малюшкин - М.: «ТЦ Сфера», 2010.

2. Ерохина Е. Л. Рабочая тетрадь к учебнику М. Т. Баранова, Т. А.Ладыженской, Л. А. Тростенцовой. «Русский язык. 9 класс»/ Е.Л. Ерохина - Москва, «Экзамен», 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а  класса  составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...

Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...