Выполняем задание В8 ЕГЭ по русскому языку
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему

Рыбакова Людмила Александровна

Очень часто ученики допускают ошибки, выполняя задание В8, не понимая, какие вредства выразительности надо искать в тексте. Проанализировав задания 2013 и 2014 года, подготовила памятку, как выполнять это задание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vypolnyaem_zadanie_v8_ege_po_russkomu_yazyku.docx26.08 КБ

Предварительный просмотр:

Рыбакова Людмила Александровна, МОБУ СОШ № 24 г. Сочи

Выполняем задание В8 ЕГЭ по русскому языку

Читаем ВНИМАТЕЛЬНО рецензию, обращаем внимание на слова-подсказки: автор использует

ПРИЁМЫ

Цитирование - это точное копирование чьих-то слов. 

Противопоставление – сопоставление совершенно противоположных предметов или явлений с целью воздействовать на душу человека быстрой сменой противоположных впечатлений.

Вопросно – ответная форма изложения – автор задает вопрос, а затем сам на него отвечает

Парцелляция  (+ синтаксическое средство) – фигура речи, состоящая в расчленении предложения на два (или несколько) интонационно обособленных отрезка

Анафора - одинаковое начало строк или предложений.

СИНТАКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

Ряды однородных членов –  сочинительное сочетание слов, в котором ни одно не является главным.

Восклицательные предложения – предложения эмоционально окрашенные, что передается специальной восклицательной интонацией.

Вопросительные предложения – предложения, с помощью которых говорящий спрашивает о чём-либо, то есть хочет получить какую-либо позитивную информацию, которой сам не обладает.

Вводные конструкции –  слова и словосочетания, грамматически не связанные с предложением, не являющиеся его членами и как бы вклинивающиеся в его состав

Риторический вопрос – вопросительное по форме, но утвердительное по смыслу предложение (вопрос ставится не с целью получить ответ, а с целью привлечь внимание)

Назывные предложения - это односоставные предложения, в которых утверждается существование, бытие предметов или явлений. Грамматическая основа назывных предложений состоит только из одного главного члена – подле6жащего

ТРОПЫ (слова и обороты, употребленные в переносном значении)

Эпитет – образное, художественное определение, подчеркивающее характерное свойство предмета: лохматые тучи;

Метафора /  развёрнутая метафора(скрытое сравнение) -переносное значение слова, основанное на сходстве  предметов или явлений:  пожар заката; говор волн.

Гипербола чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета: целое море мотыльков.

Олицетворение – перенесение человеческих свойств на неодушевленные предметы: ветер воет.

Сравнение - сопоставление двух предметов или явлений при помощи:                                                        а) сравнительных союзов как, словно, будто, как будто: как пахарь, битва отдыхает;                             б) существительного в творительном падеже: дорога вьется лентой.

Ирония -  употребление слова (выражения) в таком контексте, который придаёт слову противоположное значение

ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

Фразеологизм – это маленькая, устойчивая фраза с переносным смыслом, с двойным или более смыслом, которая может интерпретироваться по-разному. Внутри такой фразы нельзя менять слова местами. В таких фразах трудно уловить смысл сказанного, буквально.

Синонимы / антонимы –  синонимы – это слова одной и той же части речи, очень близкие по своему лексическому значению / антонимы – противоположные по своему значению

Контекстные синонимы/антонимы –  слова, которые являются синонимами или антонимами лишь в данном контексте.

Разговорные слова – слова, которые, придавая речи непринужденный, неофициальный характер, лишены в то же время грубости.

Термины –  одна из двух групп специальной лексики – слов и сочетаний слов, употребляемых преимущественно людьми определенной отрасли знания, профессии.

Лексический повтор –  намеренное повторение одного и того же слова, так выделяется ключевое слово, на значение которого нужно обратить внимание.

Эмоционально – оценочные слова -  лексическая единица, которая включает в себя элемент оценки: дождичек, беленький и т.п. Слова с эмоциональной окраской могут включать разнообразные оттенки: иронический, неодобрительный, презрительный, ласкательный, торжественно приподнятый и другие

Индивидуально – авторские слова -  это слова, которые образуются художниками слова, публицистами, поэтами  по законам русского словообразования с целью усиления экспрессивности текста. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренировочные задания по заданию 4 ЕГЭ по русскому языку

Тренировочные задания по заданию 4 ЕГЭ по русскому языку...

Как правильно выполнить работу над ошибками по русскому языку

Данная памятка поможет правильно выполнять работу над ошибками учащимся 2-4 классов....

Задания для конкурса по русскому языку Знатоки русского языка"

Задания по орфографии и пунктуации для конкурса "Знатоки русского языка" в рамках недели гуманитарных дисциплин...

Аргумент из литературы. Справочный материал для учащихся 10-11 классов при выполнении задания № 26 ЕГЭ по русскому языку (сочинения) Автор: учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ № 19 г. Кореновска Краснодарского края Гузей Светлана Анатольевна

Методическая разработка предназначена для педагогов и учащихся 10-11 классов при подготовке наиболее сложной части задания ЕГЭ по русскому языку - сочинения. Она содержит примеры аргументов из художес...

Как выполнять задание № 8 ЕГЭ по русскому языку

В помощь начинающим учителям русского языка и ученикам...

ЕГЭ по русскому языку. Задание 9. Тренажёр-практикум "Задание 9 ЕГЭ по русскому языку. Правописание корней"

Безударные гласные в корне – проверяемые, чередующиеся и другие – представляют собой одну из наиболее важных орфограмм русского языка. Презентация представляет собой тренажёр по отра...