Примерные задания, для формирования универсальных учебных действий в основной школе.
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) на тему

Формирование универсальных учебных действий хочу  показать на примере изучения темы « Имя существительное как часть речи в 5 классе по учебно-методическому комплексу под редакцией  М.М. Разумовской». На мой взгляд возможно использование следующих форм и заданий: 12 заданий  направлены  формирование универсальных учебных действий с учётом  специфики предмета обучения: личностных, предметных и метапредметных

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Примерные задания, для  формирования универсальных учебных действий в основной школе.

Подготовила - Юлдашева Ольга Вячеславовна –

учитель первой категории

МБОУ СОШ № 56 города Хабаровска.

12 заданий  на формирование универсальных учебных действий с учётом  специфики предмета обучения: личностных, предметных и метапредметных.

  Формирование универсальных учебных действий хочу  показать на примере изучения темы « Имя существительное как часть речи в 5 классе по учебно-методическому комплексу под редакцией  М.М. Разумовской».

На мой взгляд возможно использование следующих форм и заданий:

  1. Мозговой штурм (игра)

Суть игры.

Разноцветные карточки (24 штуки на каждую из 6 групп). На одной стороне карточки – вопрос, на другой – ответ. Ведущий группы по кругу раздаёт каждому по очереди по одной карточке. Получивший карточку читает  предназначенный  ему вопрос и затем отвечает на этот вопрос. Сверив свой ответ с правильной версией, отмеченной на обратной стороне карточки, отвечающий или оставляет карточку себе (если ответ верный),или возвращает карточку ведущему ( если ответ неверный). У кого накопится больше карточек, тот и выиграл.

№ п/п

Задание

ответы

1.

Выбери  букву   а/о_кула акула  

акула

2.

Выбери  букву ли/е_сичка

лисонька

3.

Выбери  букву  рус/сс_кий язык

русский

4.

Выбери букву в приставке Бес/з_ порядок

беспорядок

5.

Выбери букву в приставке  При/пре _школьный

пришкольный

6.

Лыжы ( звук И или Ы)?

[ Ы ]

7.

Запиши правильное окончание у существительного песня, деревня в П.п.

Е

Е

8.

Образуй от существительного соловей ласковую форму.

соловушка

9.

Образуй от существительного лицо ласковую форму

личико

10.

Начальная форма имени существительного?

Им.п.

11.

Определи род существительного неряха, обжора

Общий

12.

Определи род существительного тюль,кофе

М.р.

13.

Почему слова недруг и несчастье пишем слитно?

Можно подобрать синоним без приставки не

14.

Почему слова невидаль и небывальщина пишем слитно?

Без НЕ не имеет смысла.

Не употребляется.

15.

Как написать? Извоз ЩИК/ЧИК

чик

16.

Как написать маленький баран?

чик

17.

Каким словом проверим слово чёрный?

чернота

18.

Можно ли проверить гласные в слове шоколад?

Нет.

19.

Сколько морфем в слове молочко

3

20.

Подели на слоги слово русский

Рус-ск-ий

18.

Молоточ(ИК, ЕК)

-ЕК

19.

Синоним к слову УЧИТЕЛЬ с таким же суффиксом (ТЕЛЬ)?

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

20.

Суффикс –ЧИК или щик? (ОБЪЕЗД___)

-ЧИК

21.

Число имени сущ. – постоянный или непостоянный признак?

непостоянный

22.

Антоним к слову СМЕЛОСТЬ?

ТРУСОСТЬ

23.

КОВАРСТВО – признак или свойство?

свойство

24.

ЖЕЛТИЗНА – признак или свойство?

признак

2. Сиквейн.

Существительное.

Одушевлённое – неодушевлённое.

Обозначает, изменяется, выполняет.

Хочу изучить существительное.

Имя как часть речи.

3. Кластер.

   

4 . Инсерт

Известное

Противоречивое

Интересное- неожиданное

Желание узнать новое

Самостоятельные

части речи.

Начальная форма.

Собственное -нарицательное.

Одушевленное -неодушевлённое.

Род  (м.р, ж.р., ср.р.)

Склонение (1.2,3)

Падеж .

Расхождение между современным  значением слов и их этимологическим значением.

Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Существительные общего рода.

Несклоняемые существительные.

Толкование слов. уместное употребление в речи, постановка ударения

5.  Сконструируйте дерево познания об имени существительном (учащиеся делают дополнения: синонимы, омонимы, толкования, этимология, орфоэпия).

6. Дискуссия.

  • « Грамматика не только учит нас тому, как можно связать слова, но и позволяет нам связать между собою любые русские слова,  чтобы выразить любую мысль, о любом предмете».

? Как вы понимаете эти слова Л.В. Успенского?

? Какое отношение они имеют к имени существительному?

  • Имя существительное самая продуктивная часть речи.

?  Но могут ли люди правильно употреблять их в речи?

!  Приведите примеры и обоснуйте своё мнение.

?  Кому вы можете адресовать слова: задира, растрёпа, неряха.

 !  Составьте с этими словами предложения.

7.  Рефлексия.

  • Защита представителями групп «дерева познаний.
  • Игра «Незаконченные предложения»:
  • Имя существительное – это……
  • Существительное имеет…
  • Существительное может быть в предложении…
  • Существительное образуется при помощи…

8. Глоссарий.

А) Произноси правильно слова:

Щавель, свёкла, торты, банты, шарфы, квартал, каталог….

Б) Определи род:

Тюль, шампунь, мозоль, Баку, Сочи, Токио…

9. Составление  сказки об имени существительном.

10. Таблица.

знаю

узнал

хочу узнать

Осталось узнать

Таблица заполняется на разных этапах урока.

11. Хокку (Хайку).

      Выразите своё настроение  в конце урока « Имя существительное как часть речи».

Существительные!

Много!

Радостно  и весело мне!

Река!

Течёт спокойно –

 Прекрасно!

12. Работа с текстом:

  • Прочитайте текст.
  • Определите тему.
  • Озаглавьте текст.
  • Найдите ключевые слова существительные, определите их  синтаксическую роль в предложениях.

 

2. Задание предметно – технологического блока.

                 Разработать 3 задания на определение уровня грамотного чтения с учётом возрастных параллелей основной школы (1 комплект заданий для 5-7 класса, 2 – для учащихся 8-9 классов).

Тема урока « Основной конфликт пьесы Н.В.Гоголя «Ревизор» и способы его разрешения».

1.   В ходе урока заполните таблицу в рабочей тетради о ВНЕШНЕМ И ВНУТРЕННЕМ КОНФЛИКТАХ пьесы.

ВНЕШНИЙ

ВНУТРЕННИЙ

Результат работы детей.

ВНЕШНИЙ

ВНУТРЕННИЙ

Между Хлестаковым и Городничем

Между истиной и обманом,

заблуждением и  правдой

Комедийный

Мелочная возня чиновников вокруг гостя из столицы. Игра самолюбий. Страх  и подозрения

2.  Средства разрешения конфликта (можно более подробно).

Иллюзорность конфликта.           Комические и трагические

                                                         ( монологи   героев:

                                                                  Хлестакова и Городничева ).

                                                                                   

3.                Составить композиционный   треугольник.  

Кульминация.

Сцена вранья, потрясения чиновников.

 

Завязка.

Появление Добчинского и Бобчинского.

     Экспозиция.

Ожидание Ревизора.

Развязка.

Письмо Хлестакова.

Известие о приезде настоящего Ревизора.

Немая сцена.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект Использование современных интерактивных образовательных технологий на уроках ФК и во внеурочной деятельности как механизм развития универсальных учебных действий учащихся основной школы

   В наше  время основным нормативным документом, на котором строятся и проектируются результаты обучения, является Федеральный государственный образовательный стандарт, ко...

Формирование универсальных учебных действий в основной школе

Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование УУД, которые являются инвариативной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимис...

Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя. Под редакцией А. Г. Асмолова

Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя. Под редакцией А. Г. Асмолова...

Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий в основной школе

Программа  мониторинга уровня    сформированности универсальных учебных действий в основной школе. Диагностический инструментарий....

Формирование универсальных учебных действий в основной школе от действия к мысли Система заданий Пособие для учителя Под редакцией А. Г. Асмолова

Пособие посвящено одному из ключевых положений Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения — формированию универсальных учебных действий в осн...

Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образования Составила Алеева ЭГ по пособию «Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий», пособие для учи

Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образованияСоставила Алеева ЭГ по пособию «Формирование универсальных учебных действий в основной школе : о...

План реализации программы мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий учащихся основной школы

Подробный план реализации программы мониторинга уровня сформированности УУД учащихся основной школы...