статья "Информационно-коммуникационные технологии на уроках русского языка и литературы"
статья по русскому языку на тему

Поминова Татьяна Александровна

В современных условиях главной задачей образования является не только получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний. Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразования, навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать и делать выводы. Поэтому очень важна роль учителя в раскрытии возможностей новых компьютерных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_satpaev.docx22.43 КБ

Предварительный просмотр:

Информационно-коммуникационные технологии

на уроках русского языка и литературы

Поминова Т.А.

Учитель русского языка и литературы  «ГУ Розовская СОШ Павлодарского района»

Современная школа с ее проблемами заставляет думать о том, как сделать процесс обучения более результативным. Как учить так, чтобы ребенок проявлял интерес к знанию?

В ходе научно-технического прогресса появляется все больше технических средств с новыми информационными возможностями.

В современных условиях главной задачей образования является не только получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний. Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразования, навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать и делать выводы. Поэтому очень важна роль учителя в раскрытии возможностей новых компьютерных технологий.

Информационно-компьютерное обучение – большая и трудная работа. Она требует от учителя не только хороших знаний, но и высокого методического уровня.

Задачами ИКТ являются:

1. Развитие познавательных навыков учащихся.

2. Умений самостоятельно конструировать свои знания.

3. Ориентироваться в информационном пространстве.

4. Развитие критического и творческого мышления.

5. Умения увидеть, сформулировать и решить проблему.

6. Формирование социокультурологических и коммуникационных компетенций.

      Компьютерные технологии, не вытесняя традиционные методы и приёмы преподавания русского языка, способствуют раскрытию творческого потенциала и учителя, и ученика, приближают традиционную методику к требованиям современной жизни, помогают формировать основные ключевые компетентности. Учителю русского языка необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка, дать детям знание лингвистических и литературоведческих терминов.

      На уроках литературы применение ИКТ позволяет использовать разнообразный иллюстративно-информационный материал. Причем материал находят сами учащиеся в Интернете, составляют презентации, таким образом, ИКТ развивает самостоятельность учащихся, умение находить, отбирать и оформлять материал к уроку

      Оружие словесника — слово. Задачи, стоящие перед ним при применении информационных технологий предполагают работу с текстом, с  книгой, художественным словом. Современный мультимедийный урок строится по той же структуре, что и традиционный: актуализация знаний, объяснение нового, закрепление, контроль. Используются те же методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый и другие. Знание ИКТ значительно облегчает подготовку к уроку, делает уроки нетрадиционными, интересными,  более динамичными. Интеграция ИКТ и современных педагогических технологий способна стимулировать познавательный интерес к русскому языку и литературе, создавая условия для мотивации к изучению этих предметов. Это рациональный способ повышения эффективности  обучения, повышения качества образования.

Одним из инструментов ИКТ на уроках русского языка и литературы является программа Power Point. В данной программе учителем и учениками составляются презентации, которые позволяют создать информационную поддержку при подготовке, проведении уроков литературы и русского языка.

Также на уроках используются такие формы работы, как подготовка учениками докладов и рефератов, составление проектов. Интернет и наличие в нем текстовой и  иной информации позволяет учащимся пользоваться готовой шпаргалкой для выступления на уроке. При работе над презентацией в программе Power Point  это становится невозможным. Для подготовки презентации ученик должен провести огромную научно-исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации, это позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. Ученик при создании каждого слайда в презентации превращается в компьютерного художника (слайд должен быть красивым и отражать отношение автора к излагаемому вопросу). Данный вид учебной деятельности развивает у ученика логическое мышление, формирует общеучебные умения и навыки. Ранее неинтересные и бесцветные, порой не подкрепляемые даже иллюстрациями, выступления превращаются в яркие и запоминающиеся. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика, т.к. умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры. Учащиеся выполняют задания творческого характера (сочинения, статьи, рисунки и т.д.). Например, оформление сборника стихов любого поэта с использованием технологии обработки информации исследовательского характера, создание проектов, составление обобщающих таблиц, алгоритмы действий, схем, выступления в различных ролях, которые требуют от школьников умения владеть способами познавательной деятельности.

Одной из специфических особенностей уроков в русском языке является большой объем работы, который необходимо осуществлять для приобретения учащимися соответствующих знаний, умений и навыков, а также характер этой работы: кропотливое выполнение упражнений, переписывание из учебника или другой книги дидактического материала с одновременным выполнением каких-либо грамматических заданий и т.д.

Применение ИКТ позволяет реализовать идеи индивидуализации и дифференциации обучения, что особенно важно в условиях профильной школы. Во-первых, компьютер может повторить объяснение 5-10 раз и все без устали и неудовольствия. Во-вторых, он целиком занят только одним учеником, все внимание только ему одному.

Компьютер практически решает проблему индивидуализации обучения. Обычно ученики, медленнее своих товарищей усваивающие объяснения учителя, стесняются поднимать руку, задавать вопросы. Имея в качестве партнера компьютер, могут многократно повторять материал в удобном для себя темпе и контролировать степень его усвоения. Индивидуальная образовательная программа может использовать различные информационные средства и быть в разной степени самостоятельной и осуществляться в виде:

- выполнения индивидуального задания в классе;

- работы с модульной частью электронного пособия (изучение нового, упражнения, контрольные работы);

- самостоятельного усвоения учебного материала по электронному учебнику ИТК на уроках русского языка позволяют устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием сути проблемы, пробелами в знаниях.  На компьютере ученик получает возможность довести решение любой учебной задачи до конца, опираясь на необходимую помощь.

Презентации эффективно используются на различных этапах урока, зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать излагаемый материал. При актуализации знаний по любой теме, использование гиперссылок позволяет осуществить последующую проверку сразу в классе. При объяснении нового материала создание слайдов дает возможность использовать анимацию, которая поможет поэтапно излагать учебный материал. Выделение объектов, передвижение их по слайду, акцентирует внимание учащихся на главном в изучаемом материале, помогает составлению плана изучения темы.

При закреплении знаний, используя программу Power Point, можно организовать на уроке групповую деятельность учащихся, совместное творчество по созданию слайдов учителя и учеников, создает на уроке благоприятный психологический климат, формирует умение работать в группе. Данный метод работы позволяет провести урок интересно и нестандартно, закрепить полученные на уроке знания.

При первичном контроле по любой теме урока ученикам предлагаются вопросы. В случае неудачного ответа учащихся созданная презентация дает возможность, используя гиперссылки, вернуть учеников в нужный фрагмент урока, где есть необходимая информация для ответа.

ИКТ на уроках русского языка и литературы могут рассматриваться:

- Не как цель, а как еще один инструмент исследования.

- Как источник дополнительной информации по предмету.

- Как способ самоорганизации труда и самообразования.

- Как возможность личностно-ориентированного подхода для учителя.

- Как способ расширения зоны индивидуальной активности человека.

На уроках русского языка и литературы использую следующие ИКТ:

1. Компьютерные тесты, предназначенные для контроля за уровнем усвоения знаний учащихся, используемых на этапах закрепления и повторения пройденного.

Школьники с удовольствием отвечают на вопросы компьютера, сами задают темп работы и ответов на вопросы, сразу же могут получить оценку за свою работу.

2. Электронные учебники и интерактивные задания.

3. Тексты в электронном варианте.

4. Словарно-орфографическая работа.

5.  Выполнение творческих заданий и научно-исследовательских работ (презентации учащихся).

7. Слайды с текстовыми изображениями.

При использовании ИКТ меняется вся существующая в традиции педагогическая ситуация: учитель перестает быть для ученика источником информации, носителем истины, становится партнером. Учитель не «отменяется», он координирует, направляет, руководит и организовывает учебный процесс, воспитывает.

Применение  ИКТ в преподавании русского языка и литературы  интенсифицирует процесс обучения, повышает мотивацию современного школьника к знаниям, стимулирует его познавательный интерес, создаёт условия для индивидуальной работы, повышает эффективность самостоятельной работы,  развивает творческие способности, навыки исследовательской деятельности, формирует умение работать с информацией, качественно меняет  контроль за деятельностью учащихся. 

Я глубоко убеждена в том, что информационно-компьютерные технологии, применяемые на уроках русского языка и литературы, повышают интерес к изучаемым предметам, активизируют познавательную деятельность учеников, развивают их творческий потенциал, позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу, осуществляют индивидуально-дифференцированный подход в обучении, способствуют совершенствованию практических умений и навыков школьников, обеспечивают надёжность и объективность оценки знаний учащихся, повышают эффективность обучения, качество образования (развитие интеллекта школьников и навыков самостоятельной работы по поиску информации, разнообразие форм учебной деятельности детей на уроке), включают школьников и педагогов в современное информационное пространство, способствуют самореализации и саморазвитию личности ученика.

        Используя ИКТ на своих уроках, я решаю не только задачи развивающего обучения и подготовки ученика, умеющего применять новые технологии в своей деятельности, но и специальные практические задачи, записанные в программе по русскому языку и литературе. Всё это способствует формированию разносторонне развитой личности.

       

Литература:

1. Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы.М., 2005. с.3-5.

2. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств . М., 2005. с. 100-116.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы (Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Ялгинская СОШ» Калединой Натальи Владимировны)

Неудовлетворительные показатели состояния здоровья детей и подростков, обучающихся в учебных заведениях, являются актуальной проблемой современности. Неуклонное снижение числа практически здоровых дет...

Доклад на заседание школьного методического объединения учителей русского языка и литературы «Использование новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы»

Доклад на заседание школьного методического объединения учителей русского языка и литературы «Использование новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы»...

"Эффективные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы" статья по русскому языку на тему

quot;Эффективные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы"статья по русскому языку на тему...