Конспект урока "Правописание букв Н-НН в именах прилагательных, образованных от существительных"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

 Маслакова Елена Вениаминовна

Конспект урока русского языка в 6 классе с применением технологии встречных усилий "Правописание букв Н-НН в именах прилагательных, образованных от существительных"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок русского языка

с применением технологии встречных усилий.

Тема урока: «Правописание букв Н-НН в суффиксах имен прилагательных, образованных от существительных.»

Цели урока:

  1. Образовательные: познакомить учащихся с условиями выбора орфограммы   «Правописание суффиксов прилагательных»      
  2. Практические: совершенствовать умения писать слова с изученной орфограммой; формировать орфографическую  зоркость.
  3. Воспитательные: создать  эмоциональную творческую обстановку.
  4. Развивающие: обогащать  словарный запас учащихся; обучать сравнению, умению выделять главное, систематизировать, объяснять понятия; развивать творческие способности учащихся.

Тип урока: изучение нового материала.

    Планируемые результаты:

  • познавательные УУД:  самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний;
  • личностные УУД:  установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;
  • регулятивные УУД:  целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
  • коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать  свою точку зрения.

Оборудование: учебник русского языка для 6 класса, авторы С.И.Львова, В.В.Львов, мультимедийная презентация, раздаточный материал, таблицы, карточки.

                                                           Ход урока.

I.Оргмомент. 

II. Орфоэпическая разминка. (Индивидуальное домашнее задание. Воспитанницы сообщают о правильном произношении и лексическом значении слов.)

Смотрим на доску, правильно произносим слова, следя за ударением.

- От каких слов они образованы?

- Однозначные они или  многозначные? А в каком словаре найдем эти сведения?

(в толковом словаре Ожегова)

-  С помощью чего они образованы?

- Если вы не знаете, как правильно ставить ударение в словах, в каком словаре посмотрите?

(орфоэпическом)

 - кухонный (шкаф)– кухня -  1 помещение для приготовления пищи, 2 комплект мебели, 3 подбор кушаний, 4 переносн. значение скрытая сторона какой-нибудь деятельности);

- гусеничный (ход) – гусеница – 1 личинка бабочки, 2 у тракторов, танков: охватывающее колеса замкнутое полотно, состоящее из отдельных шарнирно закрепленных звеньев;

 атла′сный – атлас – сорт гладкой и блестящей шелковой ткани; атла′сная кожа – мягкая, нежная

а′тласный – атлас – сборник таблиц, карт, специальных рисунков.

- Эти прилагательные  относятся к одному разряду или разным? (первое относительное, второе качественное)

-  Такие слова, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному называются омографами.

- Почему так важно соблюдать правила орфоэпии? (потому что от этого зависит смысл слов)

- Мы выяснили, что данные слова образуются с помощью суффикса. Как называется такой способ? (суффиксальный)

А слова какой части речи у нас? (имена прилагательные).

III. «Вызов».Определение темы и целей урока.

       Прочитайте слова  и определите тему урока.                                                                

     ЗИМ (Н, НН) ИЙ,   ТРАВЯ (Н, НН) ОЙ, ОРЛИ (Н, НН) ЫЙ,  КОЖА (Н, НН) ЫЙ,

    РЕМЕСЛЕ (Н, НН) ЫЙ, ЛУ (Н, НН) ЫЙ, ЭКСКУРСИО (Н, НН) ЫЙ

-Что мы должны будем узнать сегодня на уроке?

-Что должны будем уметь концу урока?

Сформулируйте и запишите тему урока:Правописание букв Н - НН в именах прилагательных, образованных от существительных.

IV. Актуализация знаний, побуждение интереса к учению.

1. Работа с текстом.

                                       Серебряная сказка

Сколько свежести, бодрости и красоты приносит зима!

         Ночами  лунный свет колдует над сонным лесом, над белыми полями, звериными тропами.

    Пушистый иней всё вокруг делает торжественным.    Травинки превратились в белые цветы, искусственные кружева. Шишки сосен напоминают ледяные кудри великана. Берёзки кажутся таинственными призраками.

         Вечереет. Из-за леса появляется серебряный щит луны.

-О чём текст? Какова основная мысль текста? Какие художественные средства вы увидели? Какую роль играют прилагательные в тексте? (Они придают особую выразительность тексту, точность, эмоциональность).

Задание

Выписать имена прилагательные в два столбика: с  –н- и –нн-

Звериные                                           лунные
ледя
ные                                             сонные
серебряный                                       торжественным

                                                           искусственные

                                                           таинственными

                                                           пристанционным

-Как вы думаете, почему в одних прилагательных пишется одна буква н, а в других - две н?

     - Какую закономерность заметили?

(Девочки пытаются вывести правило написания Н-НН в суффиксах прилагательных.)

2.Работа с учебником. Прочитать правило параграфа 29,стр.177-178.Пересказать.

-Что нужно знать,чтобы не ошибиться в написании н-нн?

-Когда пишется –н-?

- Когда пишется –нн-?

-Есть ли исключения?

3.Опорный конспект.

V. Закрепление. Обратимся к листочкам на ваших столах и рассмотрим алгоритм работы с правилом (Воспитанницы заранее получают карточки с алгоритмом-правилом «Н-НН в прилагательных, образованных от существительных»)

1.Пользуясь алгоритмом, обоснуйте выбор -н- или -нн-. Выделите суффиксы прилагательных:

Песча…ый, комари…ый, стекля…ый, ветре…ый, бритве…ый

2.Вставить пропущенные буквы в слова из стихотворных фрагментов и объяснить свой выбор:

1.Свет луны, таинств…ый и дли…ый.
Плачут вербы, шепчут тополя.
Но никто под окрик журавл…ый
Не разлюбит отчие поля.

                                        С.Есенин

3. И стоит берёза в со…ой тишине,
И горят снежинки в золотом огне.

                                            С.Есенин .

2. Ты любишь ледя…ой январь,
Безветрье, стужу зверскую.
А я – лютующий февраль,
Метель, позёмку дерзкую.

                                     С.Кирсанов 

4.Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба,
Как месяца луч в углубленье дупла.
Ему заменяли овчи…ую шкуру
Осли…ые губы и ноздри вола.

                                       Б.Пастернак

3. Работа в парах.

1) 1 вариант.

Вставьте пропущенные буквы, выделите суффиксы.

  Утре..ий

  мыши..ый

  кожа..ый

   оловя..ый

   тума..ый

2 вариант.

Образуйте прилагательные от существительных, объясните графически выбор –Н- и –НН-.

   Глина

   клюква

   лимон

   петух

   дерево.

2).Взаимопроверка.

3).Проверка на доске.

4. « Четвертый лишний»:

1)Устно вставьте пропущенные буквы, найдите «четвёртое лишнее».

а) ржа..ой, волося..ой, зим..ий, тыкве..ый;

б) обеде..ый, обществе..ый, ветре..ый, безветре..ый;

в) пчели..ый, муравьи..ый, со..ый, лебеди..ый.

2).Проверка на доске.

5.Тест.

1).Отметьте строку, в которой все прилагательные имеют суффикс –ЕНН.:

а) песенный, безветренный, бритвенный;

 б) болезненный, клюквенный, фирменный;

 в) осенний, производственный, тыквенный

2).Проверка.

VI .Физкультминутка.

6. Графический диктант.- контрольно-тренировочное задание в письменной форме, которое характеризуется быстротой процедуры выполнения и точностью оценки результата и позволяет выявить уровень усвоения правил.

1)мыши..ый, стекля..ый, соломе..ый, тыкве..ый,

сви..ой

2)осли..ый,безветре..ый,басе..ый,песе..ый, песча..ый

3)гуси..ый, ветре..ый,голуби..ый,орли..ый,кожа..ый

4)пчели..ый,клюкве..ый,балко..ый,дли..ый, серебря..ый

5)зеле..ый,тума..ый,огне..ый,ваго..ый,почве..ый

   Проверка на доске и самооценка.

7.Электронный тренажер.

8.Работа в группах. Каждая группа получат лист с заданием в слова вставить буквы Н-НН, пользуясь опорной таблицей. Воспитанницы по очереди дописывают слова, проверяя правильность предыдущего слова.

VII.Рефлексия.

1.Что означает эта схема?  

   

2.Возвращение к началу урока. Теперь вы можете правильно написать и обосновать  написание слов, которые видели в начале урока:

     ЗИМ (Н, НН) ИЙ,   ТРАВЯ (Н, НН) ОЙ, ОРЛИ (Н, НН) ЫЙ,  КОЖА (Н, НН) ЫЙ,

    РЕМЕСЛЕ (Н, НН) ЫЙ, ЛУ (Н, НН) ЫЙ,ЭКСКУРСИО (Н, НН) ЫЙ

VIII.Итоги урока.

  1. С какой новой орфограммой вы сегодня познакомились?
  2. Расскажите о правописании Н и НН в прилагательных,образованных от существительных.
  3. Сведения из каких разделов науки о языке вам пригодились на уроке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Буквы -н- и -нн- в именах прилагательных, образованных от имен существительных"

 ПРЕЗЕНТАЦИЯ  «Буквы Н и НН в именах прилагательных, образованных от имен существительных»  является мультимедийным обеспечением для проведения урока – получения новых знаний ...

Презентация к уроку "Правописание букв Н-НН в именах прилагательных, образованных от существительных"

Презентация к уроку русского языка в 6 классе "Правописание букв Н-НН в именах прилагательных, образованных от существительных"...

План-конспект урока по русскому языку Тема урока: «Правописание букв н – нн в именах прилагательных, образованных от существительных»

Цель урока: изучить правила правописания н и нн в суффиксах имен прилагательных, актуализировать знания учащихся по теме. Предметная:- формирование умения правильного написания  Н и Н...

Урок по русскому языку Урок - исследование с применением игровых форм на тему "«Буквы Н и НН в прилагательных, образованных от существительных»

Тип урока:  урок - исследование с применением игровых форм .  Цели: Образовательные: изучить правило употребления Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительны...

Тема урока «Буквы н – нн в именах прилагательных, образованных от существительных»

Данная разработка представляет собой технологическую карту открытого урока русского языка по теме «Буквы Н и НН в суффиксах имён прилагательных», которая изучается в 6 классе, а также дида...

Презентация к дистанционному уроку русского языка в 6 классе по теме "Буквы НН и Н в именах прилагательных, образованных от имен существительных"

Презентация к дистанционному уроку русского языка в 6 классе по теме "Буквы НН и Н в именах прилагательных, образованных от имен существительных"...