Н -НН в именах прилагательных образованных от существительных
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Сычева Наталья Анатольевна

Разработка урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_2011.docx17.66 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Роговская средняя общеобразовательная школа №4 им. С.В.Пешеходько          

Урок русского языка в 6 классе

                                                                               

                                                                                  Подготовила:

Сычева Наталья Анатольевна

     

п. Роговский 2011 год

                 

16 ноября 2011год

Тема:  « н –нн в суффиксах имен прилагательных.»

 Тип урока: повторительно – обобщающий

  Используемые технологии: элементы технологии дифференцированного и проблемного обучения.

  Цели: 1) познавательный аспект: углубить и обобщить знания, полученные при  

                  изучении темы; совершенствование умений писать слова с изученной  

                  орфограммой

            2) развивающий аспект: развивать мыслительно –  речевую деятельность, память;

            3) воспитательный аспект: воспитывать интерес к русскому языку.

Оборудование: распечатка текстов, презентация ,творческие работы учащихся.                                               

Ход урока:

 I.Организационный момент.

Давайте, друзья, улыбнемся друг другу,

Улыбки подарим гостям!

К уроку готовы? Тогда -  за работу!

Удачи желаю всем нам!

II.Фронтальный опрос.

   У нас на уроке присутствуют гости, Они вас совсем не знают. Но очень хотят узнать. Подберите слова, которые характеризуют вас. Вы какие ученики? ( умные, настойчивые, упрямые, внимательные).

 - Характеризуя себя , вы использовали слова какой части речи? (имена     прилагательные)

  - А что такое прилагательное? (слова объединенные общим грамматическим значением «признак предмета» и отвечающие на вопросы какая? Какие? и др.)

  - Скажите, пожалуйста , а от какой части речи чаще всего образуются имена прилагательные? ( от имен существительных)

  - Сколько  н может писаться в суффиксах имен прилагательных ( н –нн)

  - Когда в именах прилагательных будет писаться НН?  (-онн; -енн с основой на Н)

  - А когда одна? (-ан –ян –ин)

  - О каком пункте правила, мы с вами  еще не говорили?

III.Формулирование темы и целей урока. Запись в тетради.

 IV. Развитие учебно-языковых навыков.

      1. Работа с текстом

Выразительно прочитайте текст.  Определите тему и основную мысль данного текста . К какому стилю и типу речи относится данный текст. (Карточки с текстом у каждого ученика). Чтение текста на фоне презентации.

Серебряная сказка

Сколько свежести, бодрости и красоты приносит зима.

В звёздные ночи лунный свет колдует над сонным лесом, над белыми полями, пересечёнными звериными тропами.

Много красивого в зиме, но самое прекрасное – иней.

Обильный и пушистый, он всё окружающее делает праздничным и торжественным. Я видел такой иней. Деревья, скворечники, провода – всё было в инее и казалось чудесным. Придорожные былинки превратились в белые стеклянные цветы, а кусты шиповника – в причудливые искусственные кружева. Шишки сосен вблизи напоминали ледяные кудри великана. Заиндевелые берёзки казались таинственными призраками.

Вечерело. Багряное солнце уходило за горизонт, окрашивая розовым цветом стволы берёзовых рощ, волны сугробов, но в этот вечерний час красивее всего был пушистый иней. Заря, отполыхав, стала меркнуть, и из-за леса вылез серебряный щит луны, который ярко осветил снег.

А утренний ветер погубил серебряную сказку, но в эту зиму она часто возвращалась, и я навсегда полюбил иней – призрачную и хрупкую красоту русской зимы.

                                                                                                                (По Скребицкому…..)

- Докажите, что перед вами текст.

- Назовите тему и основную мысль данного текста. (Тема – зима, основная мысль – красота зимнего леса)

 - К какому стилю речи относится (к художественному)

- А к какому типу речи можно отнести текст. (Описание)

Найдите в тексте прилагательные образованные от имен существительных  при помощи изученных суффиксов.( Буквы вставлены)

Выбранные слова запишите в два столбика  Н – НН

         

           Н                                             НН

Звездные                                       лунные

Звериные                                      сонные                  

Ледяные                                        торжественным

Серебряный                                  стеклянные

                                                       таинственный

                                                        утренний

Записываем в тетради, обозначая морфемы.

2.Работа в ТСР стр5 упр3 (со слабыми учениками),сильные выполняют упр4 стр6.

V. Творческие отчеты учащихся. Рисунки, презентации, стихи и др.

VI.Итог урока.

Ученик читает стихотворение:  Хоть мы умны не по годам, не всё нам ясно и понятно.
А сколько Н писать в -АН-(-ЯН- ) нас мучит всех невероятно.
Как не верти, как не мудри, но с этим суффиксом при встрече
Сначала внимательно прочти, какая встретилась часть речи.
Для прилагательных давно записано в учёных книжках:
Когда -АН-, -ЯН-, то -Н- одно – и больше никаких излишек.
Румяный Дед Мороз взмахнёт серебряною рукавицей –
Здесь -Н- одно лишь подойдёт, а два тут не годится.
А где два -Н-? Ответ простой: в окне с поверхностью стеклянной,
Где оловянный шпингалет и подоконник деревянный.
Туман одно имеет -Н-, но если город стал туманный,
В основе -Н- и суффикс -Н-, и получается два -Н-.

       Из данного списка начала предложений выберите для себя, о чем бы вы хотели сказать в заключение нашего урока.

- Мне понравился урок, потому что…

- Мне урок не понравился, потому что…

- Хочется сказать спасибо….

- Эта тема мне показалась…… , потому что….

- Я ничего не понял из данной темы и поэтому нуждаюсь в ….

 Запись  д/ з. Упр288; или упр289


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Буквы -н- и -нн- в именах прилагательных, образованных от имен существительных"

 ПРЕЗЕНТАЦИЯ  «Буквы Н и НН в именах прилагательных, образованных от имен существительных»  является мультимедийным обеспечением для проведения урока – получения новых знаний ...

Презентация к уроку "Правописание букв Н-НН в именах прилагательных, образованных от существительных"

Презентация к уроку русского языка в 6 классе "Правописание букв Н-НН в именах прилагательных, образованных от существительных"...

Конспект урока "Правописание букв Н-НН в именах прилагательных, образованных от существительных"

Конспект урока русского языка в 6 классе с применением технологии встречных усилий "Правописание букв Н-НН в именах прилагательных, образованных от существительных"...

План-конспект урока по русскому языку Тема урока: «Правописание букв н – нн в именах прилагательных, образованных от существительных»

Цель урока: изучить правила правописания н и нн в суффиксах имен прилагательных, актуализировать знания учащихся по теме. Предметная:- формирование умения правильного написания  Н и Н...

Тема урока «Буквы н – нн в именах прилагательных, образованных от существительных»

Данная разработка представляет собой технологическую карту открытого урока русского языка по теме «Буквы Н и НН в суффиксах имён прилагательных», которая изучается в 6 классе, а также дида...

Буквы Н и НН в именах прилагательных, образованных от имён существительных

Цель урока: выяснить условия написания одной и двух Н в суффиксах прилагательных, сформулировать правило правописания одной и двух Н в суффиксах прилагательных;  обозначить основные условия ...

Презентация к дистанционному уроку русского языка в 6 классе по теме "Буквы НН и Н в именах прилагательных, образованных от имен существительных"

Презентация к дистанционному уроку русского языка в 6 классе по теме "Буквы НН и Н в именах прилагательных, образованных от имен существительных"...