Буквы Н и НН в именах прилагательных, образованных от имён существительных
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Цель урока: выяснить условия написания одной и двух Н в суффиксах прилагательных, сформулировать правило правописания одной и двух Н в суффиксах прилагательных;  обозначить основные условия для составления алгоритма  выбора написания Н и НН.

Тип урока: открытие новых знаний.

Планируемые образовательные результаты:

предметные:  знать правило написания Н и НН в суффиксах прилагательных;  уметь правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильных написаний, пользоваться орфографическим словарем.

метапредметные:  способность осознания целей учебной деятельности и умение их объяснить; умение ставить цель и организовать  её достижение;  рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка.

личностные:  осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_n.nn_v_6_d_16.11.18.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет___русский язык________ Класс_______6 ________ Автор УМК__М.М. Разумовской___

Тема урока_____Буквы Н и НН в именах прилагательных, образованных от имён существительных_____

Тип урока______Урок открытия нового знания__________________________________________________

Учитель Михайлова Татьяна Борисовнам

Цель  деятельности учителя

выяснить условия написания одной и двух Н в суффиксах прилагательных, сформулировать правило правописания одной и двух Н в суффиксах прилагательных;  обозначить основные условия для составления алгоритма  выбора написания Н и НН

тип урока

открытие новых знаний

планируемые образовательные результаты

предметные:  знать правило написания Н и НН в суффиксах прилагательных;  уметь правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильных написаний, пользоваться орфографическим словарем.

метапредметные:  способность осознания целей учебной деятельности и умение их объяснить; умение ставить цель и организовать  её достижение;  рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка.

личностные:  осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

методы и формы обучения

эвристический метод, анализ и синтез языковых явлений, работа индивидуальная, в парах; фронтальная,групповая

оборудование

экран, компьютер, медиапроектор

наглядно-демонстрационный материал

презентация «Н-НН в суффиксах прилагательных»,  выполненная  учителем

основные понятия

способ образования, исключение, на стыке, с основой на -н

Содержание урока

этапы урока

деятельность учителя

деятельность учащихся

промежуточный контроль

1. Оргмомент

Мотивация (самоопределение учебной деятельности)

 

Прозвенел звонок – начинаем урок

Друг на друга смотрим, улыбаемся и за дело принимаемся. Сегодня у нас на уроке гости. Покажите, какие вы умные и хорошие ребята.

слушают, отвечают, строят высказывание, принимают учебную задачу  

2.

Актуализация знаний и пробное учебное действие

3.Выявление места и причины затруднения

 

  1. Что обозначает имя прилагательное?
  2. На какие разряды делятся прилагательные?
  3. К какому разряду относится прилагательное стеклянный?Докажите.
  4. Назовите разряд прилагательного орлиный

Молодцы !

Слайд3

Сколько свежести приносит зима. Лу_ый свет колдует над лесом. Иней делает всё торжестве_ым. Травинки превратились в стекля_ые цветы, а кусты шиповника - в искусстве_ые кружева. Шишки сосен вблизи напоминают лед_ые кудри великана. Хорошо зимой! Но так хочется услышать соловьи_ую песню.

               Прочитаем текст

- Все ли слова понятны?

- Обьясните значение слова  иней

Иней

И́ней —тонкий слой кристаллического водного льда

Иней — У этого термина существуют и другие значения, см. Иней (значения). Иней в тени на травяном покрове при утреннем заморозке

Инеевые узоры (на Урале и в Сибири часто называют - куржа, куржачина)...

  -Как называются слова жителей определенной  местности(диалектизмы)

  • Выпишите слова с пропущенными буквами.
  • В какой части слова пропущена орфограмма?
  • Что общего во всех словах с пропущенными буквами?
  • Проверьте ,пожалуйста,(слайд)
  • У кого были ошибки?

Теперь вы, наверное, легко определите тему нашего урока

.Запишите ее

Н-НН в суффиксах прилагательных

 

читают, выполняют учебно-познавательные действия в умственной форме, обосновывают свою точку зрения.

принимают задание, выполняют его, отвечают, высказывают свои суждения

понимают, что знаний недостаточно, формулируют тему урока, записывают в тетради

устные ответы, запись в тетрадях

работа по карточкам с самопроверкой

Запись темы урока

4. Целеполагание и  поиск выхода из затруднения

Цели урока (слайд)-2

От каких слов образованы  эти прилагательные?

 С помощью чего? Выделите суффиксы

Какие суффиксы вы нашли?

Почему в одних суффиксах –Н, а в других -НН

Можете сформулировать правило?  Да, именно эту задачу мы должны решить на уроке

   

 Посмотрите на таблицу Слайд 4

принимают и сохраняют учебную задачу,

отвечают,  выделяют суффиксы, осознают свои затруднения, пытаются заглянуть в учебник

записи в

тетрадях

 

5.Творческая практическая деятельность для достижения цели

Образование и написание имен прилагательных

Существительное

суффикс

прилагательное

?

карман

-Н-

станция

-ОНН-

клюква

-ЕНН-

ветрЕНый

Вывод:5

Заполните пустые графы. Вспомните способ образования прилагательных. Объясните, как образовались эти прилагательные? Сколько Н в словах? Почему слово ветреный  находится отдельно? Как эту графу обозначить?

Можете объяснить, почему в слове утренний и осенний нужно писать НН?

Как быть со словом серебряный?  

Слайд6

Предлагаю подсказку №2

Образование и написание имен прилагательных

Существительное

суффикс

прилагательное

? 

зверь

-ИН-

кожа

-АН-

шерсть

-ЯН-

Стеклянный  

Оловянный

деревянный

Вывод:7

Какие суффиксы пишутся с одной Н?  Почему у этих прилагательных пишется в суффиксе одна Н? Что находится в 4 графе? Запишите вывод.

Объясните, почему в слове серебряный пишется одна Н?

Как вы думаете, исследование завершилось? Да, вы уже можете сформулировать правило. Но будет ли оно полным?

Слайд 8

 Посмотрите на подсказку №3 и завершите свое исследование.

Подсказка №3

Написание имен прилагательных

Утро туманное

Утро туманно

Движения медленные

Движения медленны

Вывод :9

К какому выводу вы пришли, используя информацию третьей подсказки?

Молодцы! Вы настоящие исследователи – ученые. Можно отдохнуть.

выполняют задание,

думают, отвечают на вопросы, под руководством учителя делают выводы, объясняют правописание слов, в которых допустили ошибки,  записывают выводы, осваивают новые лингвистические понятия,

сохраняют учебную задачу

формулируют полное правило

записи в тетради,

устные ответы

вывод формулируют устно

Физкульминутка

выполняют упражнение для глаз

6,Работа в группах

7. Закрепление

.

Как это правило лучше запомнить? Изобразите правило графически.

Затем каждая группа демонстрирует все положения правила в виде схем,алгоритмов, кластеров. дробей

 

10 слайд

работа со слайдом . Образование прилагательных (картинки)

11 слайд

Синтаксический разбор предложения  Роняет лес багряный свой убор

Лексическая работа со словом «багряный»

думают, советуются друг с другом, рисуют кластер или схему на ватмане,

выполняют  его, находят ошибки, исправляют их, проверяют друг друга по образцу, оценивают выполненную работу

1 ученик

1 ученик

 

представление и защита групповых работ

записывают в тетради

взаимопроверка

у доски и в тетрадях

9. Рефлексия учебной деятельности

  1. Я умею выделять морфемы в слове.
  2. Я умею правильно определять Н-НН в прилагательных.
  3. Я умею приводить примеры.
  4. Мне понравилось работать на уроке.
  5. Мне было тяжело, когда______________________________________.
  6. Я так и не понял(а)___________________________________________.
  7. Моя оценка своей деятельности на данном уроке :_______________.

определяют свое эмоциональное состояние на уроке

заполнение

самооценка

10. Объяснение домашнего задания

Для всех

мини-сочинение (по выбору)Темы: Первый снег. Иней.  Зимушка-зима Синквейн ЗИМА (дополнительная оценка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Буквы -н- и -нн- в именах прилагательных, образованных от имен существительных"

 ПРЕЗЕНТАЦИЯ  «Буквы Н и НН в именах прилагательных, образованных от имен существительных»  является мультимедийным обеспечением для проведения урока – получения новых знаний ...

Презентация к уроку "Правописание букв Н-НН в именах прилагательных, образованных от существительных"

Презентация к уроку русского языка в 6 классе "Правописание букв Н-НН в именах прилагательных, образованных от существительных"...

Конспект урока "Правописание букв Н-НН в именах прилагательных, образованных от существительных"

Конспект урока русского языка в 6 классе с применением технологии встречных усилий "Правописание букв Н-НН в именах прилагательных, образованных от существительных"...

План-конспект урока по русскому языку Тема урока: «Правописание букв н – нн в именах прилагательных, образованных от существительных»

Цель урока: изучить правила правописания н и нн в суффиксах имен прилагательных, актуализировать знания учащихся по теме. Предметная:- формирование умения правильного написания  Н и Н...

Тема урока «Буквы н – нн в именах прилагательных, образованных от существительных»

Данная разработка представляет собой технологическую карту открытого урока русского языка по теме «Буквы Н и НН в суффиксах имён прилагательных», которая изучается в 6 классе, а также дида...

Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имён прилагательных в речи

Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имён прилагательных в речи...

Презентация к дистанционному уроку русского языка в 6 классе по теме "Буквы НН и Н в именах прилагательных, образованных от имен существительных"

Презентация к дистанционному уроку русского языка в 6 классе по теме "Буквы НН и Н в именах прилагательных, образованных от имен существительных"...