Программы по подготовке к экзаменам по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (11 класс) на тему

Морозова Елена Васильевна

Данные программы позволяют в течение одного учебного года организовать повторение материала по русскому языку за курс 5-9 классы на базовом и профильном уровне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.ege_doc.doc111 КБ
Microsoft Office document icon programma_podgotovki_k_gia.doc148 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА КУРСА

«Подготовка  к ЕГЭ по русскому языку»

составлена учителем 1 к. к. Морозовой Е.В.

г. Екатеринбург

Пояснительная записка

Сдача экзамена в форме Единого государственного экзамена (ЕГЭ) существенно отличается от традиционного выпускного экзамена как по содержанию, так и по форме. Его главная особенность состоит в том, что необходимо при подготовке охватить учебный материал всего курса русского языка. Успешность сдачи экзамена во многом зависит от уровня подготовленности учащихся. ЕГЭ требует обобщения знаний по предмету, умения организовать работу по подготовке. На аттестацию с высоким баллом выпускник может претендовать при выполнении задания С – написании сочинения-рассуждения. В связи с этим актуальным является развитие речеведческих способностей учащихся.

 Данная программа разработана на основе действующих образовательных стандартов по русскому языку, развивает содержание базового курса «Русский язык», позволяет удовлетворить познавательные потребности учащихся и создает условия для дополнительной подготовки к сдаче ЕГЭ по русскому языку.

Программа учитывает специфику КИМов, дает комментарии ко всем заданиям демонстрационной версии. При этом рассматриваются наиболее сложные случаи в орфографии и пунктуации, незнание которых приводит к наибольшему количеству ошибок.

Программа предназначена для преподавателей русского языка, работающих в выпускном классе.

Программа состоит из двух модулей. Содержание первого модуля охватывает материал, необходимый для выполнения части А и В. Это базовые знания. На аттестацию с высоким баллом выпускник может претендовать при выполнении задания С – написании сочинения-рассуждения. Содержание второго модуля поможет тем выпускникам, которые заявились на получение высоких результатов.

МОДУЛЬ 1

(базовый уровень)

Режим занятий: занятия проводятся один раз в неделю.

Категория слушателей: учащиеся 11-ых классов.

Цели обучения:

- обеспечить качественную подготовку учащихся 11-ых классов к итоговой аттестации по русскому языку в форме ЕГЭ;

- упорядочить процесс обучения путем алгоритмизации всех правил, орфографических, пунктуационных, речевых.

Задачи обучения:

- создать условия, способствующие эффективной организации деятельности учащихся по освоению и закреплению учебного материала;

- познакомить с основными разделами языка, входящими в объем знаний, требуемых для выполнения КИМов;

- отработать этапы формирования и развития речеведческих умений в написании сочинения-рассуждения;

- использовать при подготовке к ЕГЭ эффективные образовательные технологии, позволяющие формировать у учащихся языковую, лингвистическую, коммуникативную компетенции.

Изложение программного материала определено аудиторными занятиями.

Формы обучения:

- лекции по теории основных разделов базового курса «Русский язык»;

- практические занятия;

- работа с текстами;

- самостоятельная работа учащихся с КИМами.

Критерии ожидаемых результатов:

  • Повышение мотивации учащихся на учебную деятельность;
  • Качественная сдача ЕГЭ  учащимися;
  • Ученик становится субъектом, конструктором своей подготовки к ЕГЭ.

Требования к подготовке учащихся по предмету:

  • Умение проводить морфемный и словообразовательный анализ слова.
  • Умение оценивать речь с точки зрения соблюдения основных орфоэпических норм русского литературного языка.
  • Умение оценивать речь с точки зрения соблюдения основных лексических норм русского литературного языка.
  • Умение оценивать речь с точки зрения соблюдения основных морфологических норм русского литературного языка.
  • Умение оценивать речь с точки зрения соблюдения основных синтаксических норм русского литературного языка.
  • Умение использовать основные приемы информационной обработки текста.
  • Умение оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.
  • Умение определять принадлежность предложения к определенной синтаксической модели по его смыслу, интонации, грамматическим признакам.
  • Умение определять принадлежность слова к определенной части по его грамматическим признакам.
  • Умение определять принадлежность слова к определенной части речи по его признакам.
  • Умение проводить лексический анализ слов.
  • Умение объяснять зависимость значения, морфемного строения и написания слова.
  • Умение проводить орфографический анализ слова, предложения.
  • Умение применять знания по лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания.
  • Умение проводить пунктуационный анализ предложения.
  • Умение соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка.
  • Умение определять стили речи.
  • Умение определять основные способы образования слов.
  • Умение проводить синтаксический анализ предложения и словосочетания.
  • Умение определять и интерпретировать содержание исходного текста.
  • Умение создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение по поводу прочитанного.
  • Умение последовательно излагать собственные мысли.
  • Умение использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка.
  • Умение оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка.

Содержание программы.

Морфемика и словообразование (2 часов).

Значимые части слова (морфемы). Суффиксы. Приставки.

Морфемный анализ слова. Разбор слова по составу.

Основные способы словообразования.

Лексика и фразеология (2 часов).

Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению.

Морфология (3 часов).

Самостоятельные части речи. Служебные части речи.

Орфография (7 часов).

Орфограмма. Употребление гласных букв и/ы, а/я, у/ю после шипящих и Ц. Употребление гласных букв о/е(ё) после шипящих и Ц.

Употребление Ь и Ъ. Правописание корней. Правописание приставок.

Правописание суффиксов различных частей речи.

Правописание Н-НН в различных частях речи.

Правописание падежных и родовых окончаний. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени.

Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи.

Правописание отрицательных местоимений и наречий.

Правописание НЕ и НИ. Правописание служебных слов.

Правописание словарных слов. Слитное, дефисное, раздельное написание.

Орфографический анализ.

Синтаксис и пунктуация (7 часов).

Словосочетание. Виды подчинительной связи в словосочетании. Правила построения словосочетания. Синтаксические нормы управления в словосочетании. Предложные и беспредложные конструкции словосочетаний.

Предложение. Нарушение логических связей между словами и изменение смыслового содержания  в предложении.

Подлежащее. Способы выражения подлежащего. Выражение подлежащего инфинитивом, синтаксически неделимым словосочетанием, фразеологическим сочетанием, предложением.

Сказуемое.   Способы выражения простого глагольного сказуемого. Способы выражения составного глагольного сказуемого. Способы выражения именной части составного именного сказуемого. Осложненное составное именное сказуемое. Согласование сказуемого с подлежащим. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении вместо отсутствующего глагольного сказуемого.

Второстепенные члены предложения. Способы выражения согласованных и несогласованных определений. Приложение. Виды дополнений и обстоятельств.

Односоставные предложения. Типы односоставных предложений. Неполные предложения.

Предложения с однородными членами. Однородные и неоднородные определения. Употребление однородных членов предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения.

Предложения с обособленными членами предложения. Виды обособленных членов. Употребление деепричастных оборотов. Знаки препинания при обособленных членах предложения.

Предложения с вводными словами и обращениями. Знаки препинания при вводных словах и предложениях, вставных конструкциях и обращениях.

Сложное предложение. Основные типы сложных предложений. Типы сложноподчиненных предложений. Виды придаточных частей. Знаки препинания в сложном предложении. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.

Основные типы бессоюзного сложного предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Сложное предложение с разными видами связи. Союзная и бессоюзная  связь в сложной синтаксической конструкции. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Особенности состава и структуры сложных предложений. Употребление союзов и союзных слов в сложном предложении.

Способы передачи чужой речи. Цитаты. Косвенная речь. Прямая речь. Синтаксический анализ простого предложения. Синтаксический анализ сложного предложения.

Культура речи (2 часа).

Нормы ударения, нормы словоупотребления, морфологические нормы.

Синтаксические нормы: согласование, управление; сочетание однородных членов; построение предложения с чужой речью.

Текст (5 часов).

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста.

Средства связи предложений в тексте.

Параллельная связь, кольцевая, последовательная; замена слов синонимичными.

Стили и функционально-смысловые типы речи. Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения.

Анализ текста.

Создание текстов различных стилей и функционально-смысловых типов речи.

Выразительность русской речи (2 часа).

Выразительные средства русской фонетики. Выразительные средства словообразования. Выразительные средства лексики и фразеологии. Выразительные средства грамматики.

Учебно-тематический план модуля 1

№ п/п

Разделы программы

Кол-во часов

Теория

Практика

Формы контроля

1.

Морфемика и словообразование.

2

1

1

п/р

2.

Лексика и фразеология.

2

1

1

тест

3.

Морфология.

3

2

1

тест

4.

Орфография.

7

3

4

тест

5.

Синтаксис и пунктуация.

7

4

3

теоретико-практические задания по карточкам

6.

Культура речи.

2

1

1

тест

7.

Текст.

2

1

1

контрольная работа

8.

Анализ текста и создание сочинения-рассуждения.

5

2

3

тест

9.

Выразительность русской речи.

2

1

1

сочинение-рассуждение

10.

Итоговый контрольный тест

2

2

тест

Итого

34

16

18

Список литературы для подготовки к ЕГЭ по русскому языку

ЕГЭ 2013. Русский язык. Типовые тестовые задания.  Пучкова Л.И.

ЕГЭ 2013. Русский язык. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ. Мамона Т.Н., Сергеева Е.С. и др.

ЕГЭ 2013. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению части 3 (С).  Егораева Г.Т.

ЕГЭ 2013. Русский язык. Сборник экзаменационных заданий.  Цыбулько И.П. и др.

Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2013. Русский язык. Цыбулько И.П., Бисеров А.Ю. и др.

Русский язык. ЕГЭ-2013. Самые новые реальные задания.  Бисеров А.Ю., Соколова Н.В.

Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ.  Корчагина Е.В.

МОДУЛЬ 2

(повышенный уровень)

В современной школе, когда приоритеты отданы развивающему обучению, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составления плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей деятельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов. Работа над сочинением также является элементом развивающего обучения

Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном

Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они, прежде всего, должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства — и устно, и письменно. А развитие личности — это необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач

Не случайно и в КИМ ЕГЭ по русскому языку в 11-м классе говорится, что часть С - небольшое сочинение-рассуждение — предназначено для проверки не только подготовленности выпускников по русскому языку, но и общей культуры. Кроме того, сочинение-рассуждение является и вариантом задания С на ЕГЭ по другим предметам образовательного цикла

Таким образом, научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или сочинение-размышление — одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни самореализовывался.

Предлагаемая программа данного модуля «Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку» будет полезен не только учащимся, претендующим на повышенный балл ЕГЭ, но и любому выпускнику школы

Цели модуля:

  • гуманитарное развитие учащихся
  • развитие творческих способностей личности
  • овладение учащимися свободной письменной речью
  • подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому язык

Задачи:

  • помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к выполнению задания С на ЕГЭ
  • совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения
  • формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью
  • совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей
  • совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений
  • формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст

Технология организации занятия по данному модулю

Программа базируется на учебно-методических материалах по русскому языку и анализе результатов выполнения задания С ЕГЭ предыдущих лет.

Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса

Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого учащегося при его взаимодействии с учителем и другими учащимися. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Формы проведения занятий: урок-лекция с элементами исследовательской деятельности, урок применения знаний на практике, уроки навыков (тренировочные), уроки комплексного применения знаний.

Основные организационные формы вовлечения учащихся в учебную деятельность:

  • работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов типа рассуждения)
  • самостоятельная работа;
  • работа в группах, парах
  • индивидуальная работа

Организация занятия предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности

Программа рассчитана на 18 часов и адресована учащимся 11-ого класса, сдающим ЕГЭ по русскому языку. Материалы курса могут быть использованы на факультативных занятиях

Содержание модуля

Часть 1. Теоретический аппарат курса.

  1. Введение. Задачи курса «Как работать над сочинением. Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку в 11 классе
  2. Композиция сочинения-рассуждения. Критерии оценивания сочинения-рассуждения
  3. Зачин. Роль вступления в сочинении-рассуждении. Формы вступления.
  4. Виды информации в тексте. Формулировка основной проблемы исходного текста. Соотношение тематики и проблематики текста
  5. Комментарий основной проблемы текста. Виды и категории проблем, рассматриваемых авторами в исходных текстах.
  6. Авторская позиция. Способы выражения авторской позиции. Лексические и синтаксические средства выражения авторской позици
  7. Логические приёмы мышления. Типы аргументации в изложении собственной позиции
  8. Заключительная часть сочинения

Часть 2. Практикум. Творческие работы разной стилевой направленности.

  1. Художественный стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля
  2. Публицистический стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля
  3. Научно-популярный стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту научно-популярного стиля
  4. Экспертная оценка творческих работ.

Учебно-тематический план модуля 2

№п\п

Тема

Форма работы

1

Композиция сочинения - рассуждения

Лекция

2

Зачин сочинения-рассуждения. Как начать

Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности

3-5

Тема и проблема текста. Как определить проблему

Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности

6

Как прокомментировать проблему. Виды комментария

Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности

7

Позиция автора. Лексические и синтаксические средства выражения авторской позиции

Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности

8

Как выразить собственное мнение по выявленной проблеме

Практикум

9

Что такое аргумент? Типы аргументирования. Способы ввода аргументов

Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности

10

Финал сочинения

Практикум

11-12.

Как писать сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля

Комплексное применение знаний

13-14

Как писать сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля

Комплексное применение знаний

15-16.

Как писать сочинение-рассуждение по тексту научно-популярного стиля

Комплексное применение знаний

17-18

Итоговые занятия. Защита творческих работ

Презентация, рецензирование, экспертная оценка

Прогнозируемый результат

Модуль предусматривает обучение конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом стиля и типа речи. Умения и навыки, приобретённые в ходе изучения данного курса, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности

К концу изучения курса учащиеся должны уметь:

  • понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
  • формулировать проблему, поставленную автором исходного текста, и комментировать её;
  • определять позицию автора;
  • высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (приводить не менее двух аргументов, опираясь жизненный или читательский опыт);
  • уметь излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно;
  • анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.

Формы итогового контроля по освоению модуля программы и критерии их оценки.

  1. текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом уроке)
  2. промежуточный (проводится в форме творческих работ)
  3. итоговый (в конце курса) проводится в форме презентации творческой работы в соответствии с требованиями ЕГЭ и критериями оценивания

Критерий эффективности реализации программы: в результате изучения курса максимальное количество баллов за содержание сочинения - 18.

Список рекомендуемой литературы

Литература для учащихся:

  1. Александров В.Н. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык: Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста. - Челябинск, «Взгляд», 2004
  2. Власенков А.И. Русский язык, 10-11кл. - М.: Просвещение, 2004
  3. Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С). - М.: «Экзамен», 2013.
  4. Единый государственный экзамен. 2013: Русский язык. – М.: Просвещение, 2013
  5. Сокольницкая Т.Н. Русский язык: сочинение-рассуждение (часть С): ЕГЭ. Сдаём без проблем! – М.: Эксмо, 2009
  6. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. – М.: Интеллект-Центр, 2013

Дополнительная литература

  1. Всё об экзаменационном сочинении. Материалы к письменному экзамену. - М.:Астрель, 2002
  2. Как написать сочинение? Справочник школьника. – М.:Слово, 1997
  3. Калганова Т.А.. Сочинения различных жанров в старших классах. - М.: Просвещение , 2002.
  4. Ладыженская Т.А.. Развивайте дар слова. - М.: Просвещение, 1977
  5. Морозова Н.П. Учимся писать сочинение. – М.: Просвещение, 1987

        



Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА КУРСА

«Подготовка к ГИА по русскому языку»

9 класс

составлена учителем 1 к. к. Морозовой Е.В.

г. Екатеринбург

Базовый уровень

Пояснительная записка

Курс предназначен для подготовки обучающихся к итоговой государственной  аттестации по русскому языку. Программа составлена в соответствии с целями, сформулированными в Стандарте образования по предмету  «Русский язык» и предполагает формирование способности комплексно  использовать знания по орфографии, синтаксису, пунктуации, лексике, словообразованию, морфологии, стилистике.

Работа по написанию сжатого изложения и  сочинения-рассуждения на лингвистическую тему направлена на совершенствование навыка комплексного анализа текста.

Работа с тестами предполагает обобщающее повторение по предложенным для тестирования  темам.  Материал повторения строится по принципу возрастающей сложности.

В программе  предусмотрена работа по правильному заполнению бланков.

Программа состоит из двух модулей. Содержание первого модуля охватывает материал, необходимый для выполнения части А и В. Это базовые знания. На аттестацию с высоким баллом выпускник может претендовать при выполнении задания С1. – написании сжатого изложения. Содержание второго модуля поможет тем выпускникам, которые заявились на получение высоких результатов.

МОДУЛЬ 1

(базовый уровень)

Цель: подготовить обучающихся к успешному прохождению государственной итоговой аттестации

Задачи:

  1. Выработать навык комплексного анализа текста.
  2. Совершенствовать навыки работы над изложением.
  3. Сформировать навык комплексного  использования знаний  по всем разделам русского языка (в рамках школьной программы).

Формы и режим занятий

Программа рассчитана на 30 часа (10 часов – теоретические занятия; 20 часов – практические занятия). Срок реализации программы 1 год.

Ожидаемые результаты

   Выполнение экзаменационной работы по русскому языку потребует от     выпускников следующих умений:

-активизировать, классифицировать языковые факты с целью  обеспечения  

различных видов речевой деятельности;

-оценивать языковые факты с точки зрения правильности, точности,  уместности их употребления;

-использовать основные приемы информационной переработки текста;

-оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового  оформления, эффективности достижения поставленных задач;

-создавать собственное речевое высказывание в соответствии с  поставленными  задачами;

-осуществлять речевой самоконтроль.

    Изучив программу, ученики смогут успешно сдать итоговую аттестацию по русскому языку.

    Эффективность  обучения  по данной программе будет зависеть от организации занятий, которые будут проводиться  в форме дополнительных занятий, сочетающихся с другими формами работы.

Формы подведения итогов реализации программы:

-  диагностические контрольные работы;

- тестирование по пройденному материалу;

- написание сжатого изложения.

Содержание МОДУЛЯ 1

Раздел I      2 часа

1. Введение

 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оценивания. Тренировочные задания по оформлению бланков.

Раздел II Лексика   8 часа  

Упражнения по лексике. Это работа по определению лексического значения слова, по различению контекстных значений многозначных слов, знакомство с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены, работа по расширению словарного запаса учеников. Специальные упражнения учат школьников опознавать средства выразительности русской речи, без чего невозможно в полной мере содержательно анализировать текст. Обучать опознаванию средств выразительности речи и их функциям в тексте необходимо еще и в расчете на перспективу сдачи экзамена в 11-м классе.

Лексика. Лексическое значение слова. Лексика русского языка с точки зрения происхождения и употребления. Синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы. Практическая работа № 3

Раздел III.  Орфография и Синтаксис   20 часов

Программа содержит практикум по анализу некоторых языковых явлений, опознаванию определенных синтаксических конструкций (однородных членов предложения, обособленных определений и обстоятельств, других осложняющих элементов), структуры сложных предложений, без чего невозможно восприятие текста.

Параллельно с этим на каждом занятии проводится работа по закреплению орфографических и пунктуационных навыков учащихся. Выполняя специальные упражнения, девятиклассники учатся находить в тексте конкретные примеры, иллюстрирующие определенные орфографические правила, что требуется при выполнении части В заданий ГИА.

Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. Практическая работа № 4        

Орфограммы в корнях слов. Практическая работа № 5        

Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения. Практическая работа № 6        

Правописание приставок. Второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения. Простое осложненное предложение. Практическая работа № 7

Правописание суффиксов. Морфология. Обособленные члены предложения. Простое осложненное предложение. Практическая работа № 8

Правописание Н, НН в разных частях речи. Вводные слова и предложения. Вставные конструкции. Обращения. Практическая работа № 9        

Гласные после шипящих. Ь после шипящих. Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложном предложении. Типы придаточных предложений. Практическая работа № 10        

Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Типы соподчинения. Практическая работа № 11        

Сложные слова. Слитные, раздельные, дефисные написания. Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Практическая работа № 12        

Правописание производных предлогов. Правописание союзов. Правописание частиц. Частицы НЕ-НИ. Практическая работа № 13.

Способы оформления чужой речи (прямая речь, косвенная речь, диалог, цитаты)        

Сложные предложения с разными видами связи. Средства речевой выразительности        

Контрольная работа № 2. Тестирование        

Календарно-тематическое планирование по подготовке к ГИА по  русскому языку  9 класс

МОДУЛЬ 1

№ разде

ла

№ уро

ка

Тема урока

Кол-во часов

Содержание учебного материала

1

1

Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оценивания.

1

Цели и задачи курса. Содержание контрольно-измерительных материалов.

2

Тренировочные задания по оформлению бланков

1

Тренировочные задания по оформлению бланков. Оформление бланка №1, оформление бланка ответов.

2

3

Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования. Практическая работа № 1 (приложение)

1

Основные требования к написанию подробного или сжатого  изложения.

Написание подробного или сжатого изложения по предложенному тексту

Анализ работ обучающихся: содержание, стилистические ошибки, речевые недочёты, нарушение абзацев, грамматические, орфографические, синтаксические ошибки.

4

Композиция, логическая, грамматическая структура текста

1

5

Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Представление об абзаце как о пунктуационном знаке

1

6

Главная и второстепенная информация в тексте. Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические.

1

7-8

Практическая работа № 2

2

3

9

Лексика. Лексическое значение слова. Лексика русского языка с точки зрения происхождения и употребления.

1

Это работа по определению лексического значения слова, по различению контекстных значений многозначных слов, знакомство с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены, работа по расширению словарного запаса учеников. Специальные упражнения учат школьников опознавать средства выразительности русской речи, без чего невозможно в полной мере содержательно анализировать текст. Обучать опознаванию средств выразительности речи и их функциям в тексте

10

Синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы.

1

11

Практическая работа № 3

1

4

12

Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. Практическая работа № 4

1

Работа по закреплению орфографических и пунктуационных навыков учащихся. Выполняя специальные упражнения, девятиклассники учатся находить в тексте конкретные примеры, иллюстрирующие определенные орфографические правила, что требуется при выполнении части В заданий ГИА.

13

Орфограммы в корнях слов. Практическая работа № 5

1

14

Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения. Практическая работа № 6        

1

15

Правописание приставок. Второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения. Простое осложненное предложение. Практическая работа № 7

1

16

Правописание суффиксов. Морфология. Обособленные члены предложения. Простое осложненное предложение. Практическая работа № 8

1

17

Правописание Н, НН в разных частях речи. Вводные слова и предложения. Вставные конструкции. Обращения. Практическая работа № 9        

1

18

Гласные после шипящих. Ь после шипящих. Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложном предложении. Типы придаточных предложений. Практическая работа № 10

1

19

Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Типы соподчинения. Практическая работа № 11        

1

20

Сложные слова. Слитные, раздельные, дефисные написания. Бессоюзные сложные предложения.        

1

21

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Практическая работа № 12

1

22

Правописание производных предлогов. Правописание союзов

1

23

Правописание частиц. Частицы НЕ-НИ.

1

24

Практическая работа № 13.

1

25

Способы оформления чужой речи (прямая речь, косвенная речь, диалог, цитаты)        

1

Тема и идея текста. Проблемы, поднятые автором текста. Композиция сочинения рассуждения. Тезисы и аргументы. Цитирование.

26-27

Сложные предложения с разными видами связи. Средства речевой выразительности        

2

28

Контрольная работа № 2. (Тестирование        )

1

Анализ работ обучающихся: логическая последовательность,  исправление стилистических, грамматических, орфографических, пунктуационных ошибок.

29

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему С2.1

1

Заключение. Содержание заключения. Как правильно сделать вывод. Написание заключения.

30

Урок контроля

1

Написание сочинения-рассуждения

Список литературы по подготовке к ГИА

1. Арефьева С.А. Синтаксические и стилистические ошибки в письменной речи учащихся. – М., 1997.

2.Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М., 1988.

3.Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика. – М., 1993.

4.Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Книга о хорошей речи. – М.,1997.

5.Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности. – М., 1995.

6.Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М.,1989.

7.Ипполитова Н.А. Упражнения по грамматической стилистике при изучении частей речи. – М., 1980.

8.Кайдалова А.И., Калинина И.К. Трудные вопросы орфографии. – М.,1982.

9. Государственная итоговая аттестация: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме / ФИПИ, авт.сост.: И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова. М.: "Астрель".

10. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Как учить работать  с книгой. М., 1995.

11. Опыты анализа художественного текста / Сост. Н.А. Шапиро. М.: МЦНМО, 2008.

12. Материалы сайта ФИПИ www.fipi.ru.

Словари и справочники

1.Александрова З.С. Словарь синонимов русского языка. – М., 1998.

2.Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова: Литературные цитаты. Образные выражения. – М., 1988.

3.Зимин В.И. и др. Русские пословицы и поговорки: Учебный словарь. – М., 1994.

4.Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы/Под ред. Р.И.Аванесова. – М., 1989.

5.Панов Б.Г., Текучев А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. – М., 1991.

6.Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. М., 1998.

7.Энциклопедический словарь юного филолога (Языкознание). – М.,1984.

8.Энциклопедический словарь юного литературоведа. – М., 1988.

МОДУЛЬ 2

(повышенный уровень)

Написание сжатого изложения по прослушанному тексту – аттестационная форма контроля за курс основной школы.

Анализ современных программ по русскому языку (раздел «Связная речь») и развитию связной речи учащихся общеобразовательных школ показал, что в программах не содержится законченной, стройной, логически обоснованной системы работы по обучению созданию сжатых текстов. Кроме того, в существующих программах не определен круг специальных речевых умений в этой области и не описаны требования, предъявляемые к сжатым изложениям школьников. Все это доказывает необходимость создания такой системы работы с учащимися в условиях подготовки к итоговой аттестации в новой форме.

Основная цель модуля - научить каждого ребенка правильно, точно и лексически грамотно создавать сжатые тексты и на основе этого повысить уровень сформированности точности и лаконичности связной речи.

Данный курс предназначен для учащихся 9-ых классов.

Реализация данного курса позволит тщательно подготовиться к выполнению части С1 аттестационной работы за курс основной школы, отработать технологию написания изложения, приемы компрессии текст.

Сжатое изложение считается наиболее трудным упражнением, применяющихся с целью развития речи школьников, и вводится позже других. Это объясняется тем, что при написании сжатого изложения необходимо осуществить компрессию (сжатие) воспринятой информации, в результате чего добиться построения такого текста, в котором был бы максимально выражен необходимый смысл при минимальной затрате речевых средств. Таким образом, сжатые изложения требуют специальной логической работы над текстом.

Этапы работы над сжатым изложением сходны с последовательностью и приемами работы над подробным изложением. Различия состоят лишь в методике. Учебный курс позволяет подробно рассмотреть все этапы работы над сжатым изложением, учащиеся получают возможность попрактиковаться в написании сжатого изложения, что не предусмотрено программой по русскому языку для общеобразовательных школ (5-9 классы).

Ожидаемые результаты:

В результате изучения данного курса учащиеся должны приобрести следующие умения: 

1.Умение адекватно понимать информацию устного сообщения (цель, тему, главную мысль, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию).

2.Умение сжато излагать содержание прослушанных публицистических и научных текстов различных функционально-смысловых типов речи.

3.Умение обрабатывать информацию звучащего текста.

4.Умение адекватно понимать информацию письменного сообщения (цель, тему, главную мысль, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию).

5.Умение понимать отношение автора к поставленной в прочитанном тексте проблеме.

6.Умение интерпретировать информацию прочитанного текста.

7.Умение использовать информацию, содержащуюся в прочитанном тексте, в качестве аргумента.

8.Умение создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.

9.Умение последовательно излагать собственные мысли.

10.Умение осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи.

11.Умение использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка.

12.Умение оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка.

Форма контроля усвоенных знаний и приобретенных умений – контрольное изложение, которое оценивается с учетом методических рекомендаций для экспертов территориальных предметных комиссий по проверке заданий с развернутым ответом

Данный курс рассчитан на 30 часов.

Программа составлена с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся, она ориентирована на развитие логического мышления, предметных умений и творческих способностей учащихся

От сжатого пересказа небольшого по объему и несложного по содержанию художественного повествовательного текста к самостоятельному составлению конспектов, тезисов учебной (научной) статьи − таков путь движения учащихся в работе над сжатым изложением на уроках русского языка.

Содержание МОДУЛЯ 2

1.Вводное занятие. Цели и задачи курса (1ч) Цели и задачи курса. Рекомендации по психологической подготовке к экзамену выпускников и их родителей «Экзамены: как к ним подготовиться и как их пережить». (Приложение2) Понятия «текст», «главная мысль текста». Устный пересказ текстов. Выделение главной мысли.

2. Знакомство с образцами КИМов, предназначенных для проведения письменного экзамена в 9 классе. (1ч) Особенности экзаменационной работы за курс основной школы. Знакомство с образцами КИМов, предназначенных для проведения письменного экзамена в 9 классе. Практикум по выполнению тестовых заданий. Мини-сочинение «Скоро экзамен. Мои первые впечатления». Оценка уровня речевого развития учащихся класса .

3.Понятие об изложении. Алгоритм написания изложения. (2ч) Понятие об изложении. Виды изложений. Алгоритм написания изложения. Упражнения для подготовки учащихся к изложению. Упражнения на сравнение исходного текста с его письменным изложением Анализ ученического изложения. Работа над ошибками.

4.Приемы работы, направленные на первичное восприятие текста. Разбор текста. (1ч) Приемы работы, направленные на первичное восприятие текста: - определить тему текста, - пересказать его содержание, -ответить на вопросы: кто действующее лицо, что произошло (или описывается, или доказывается), почему, где, когда и т. д., -восстановить последовательность эпизодов , -определить общий смысл текста: что хотел сказать автор, -какова главная мысль текста, --каково отношение автора к проблеме, поставленной в тексте. Понятие «авторский стиль изложения». Упражнения для подготовки учащихся к изложению

5. Составление плана текста. Выделение микротем в тексте. Абзацное членение. (2ч.) Искусство слушать текст. Как составить план текста. Основные пункты плана. Последовательность событий. Выделение микротем. Упражнения в абзацном членении текста. Коллективная работа – составление плана текста. Пересказ содержания текста по составленному плану. Упражнения для подготовки учащихся к изложению 

6. Подготовка рабочих материалов к изложению (2ч) Подготовка рабочих материалов к изложению. Выделение микротем. Составление плана. Словарная работа. Изложение каждой микротемы . Анализ черновых работ. Исправление недочетов.

7. Приемы компрессии текста. (5ч) Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации. – 1ч Свёртывание исходной информации за счёт обобщения (перевода частного в общее) -1ч Замены: -замена однородных членов обобщающим наименованием; -замена фрагмента предложения синонимичным выражением; -замена предложения или его части указательным местоимением; -замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением; -замена сложноподчинённого предложения простым -1ч Исключения: -исключение повторов; -исключение фрагмента предложения; исключение одного или нескольких из синонимов. Слияния: -слияние нескольких предложений в одно и т.д.- 1ч. Практикум по сокращению текста с использованием приемов компрессии.-1ч
8. Практическая работа. Подготовка к написанию сжатого изложения. (1ч) Словарная работа. Выделение микротем. Составление плана. Компрессия текста. Изложение каждой микротемы на черновике. Работа над ошибками с использованием памятки «Как работать над сжатым изложением»

9. Самостоятельная работа. Написание сжатого изложения. (1ч) Написание сжатого изложения.

10. Работа над ошибками. Редактирование текста. Сравнение с образцом.(1ч)

11. Обучающее изложение «Как делаются слова». (3ч) (Разработка урока дана в пособии И.Д.Морозовой «Виды изложений и методика их проведения», М. «Просвещение», 1984)

12.Проверка и оценка сжатого изложения. Памятка для анализа изложения. (1ч)

Проверка и оценка сжатого изложения. Критерии оценивания задания С1:
-содержание изложения, -наличие сжатия исходного текста, -смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Рассмотрение системы оценивания задания С1 (Приложение3) Памятка для анализа изложения. (Приложение 1) Упражнения для подготовки учащихся к изложению

13.Семинар «Классификация речевых и грамматических ошибок» (2ч) Рекомендации по квалификации ошибок.

14.Практическая работа. Подготовка и написание сжатого изложения. (2ч) Словарная работа. Выделение микротем. Составление плана. Компрессия текста. Изложение каждой микротемы на черновике. Работа над ошибками с использованием памятки « Как работать над сжатым изложением. Написание изложения .

15.Проверка и оценка изложения. (1ч)

16.Контрольное изложение. (2ч)

17. Проверка и оценка изложения. Работа над ошибками(1ч)

18. Итоги учебного курса . Оценка уровня речевого развития учащихся на конец обучения.(1ч)


Календарно-тематическое планирование

МОДУЛЬ 2

Тема

Кол-во часов

1.Вводное занятие. Цели и задачи курса

1 ч

2. Знакомство с образцами КИМов, предназначенных для проведения письменного экзамена в 9 классе.

2 ч

3.Понятие об изложении. Алгоритм написания изложения.

2 ч

4.Приемы работы, направленные на первичное восприятие текста. Разбор текста.

1 ч

5. Составление плана текста. Выделение микротем в тексте. Абзацное членение.

2 ч

6. Подготовка рабочих материалов к изложению

1 ч

7.Сжатое изложение. Особенности сжатого изложения.

1 ч

8. Приемы компрессии текста.

4 ч

9. Практическая работа. Подготовка к написанию сжатого изложения

2 ч

10. Самостоятельная работа. Написание сжатого изложения.

1 ч

11. Работа над ошибками. Редактирование текста. Сравнение с образцом.

1 ч

12. Обучающее изложение «Как делаются слова».

2 ч

13.Проверка и оценка сжатого изложения. Памятка для анализа изложения.

1 ч

14.Семинар «Классификация речевых и грамматических ошибок»

2 ч

15.Практическая работа. Подготовка и написание сжатого изложения.

2 ч

16.Проверка и оценка изложения.

1 ч

17.Психологический тренинг « Боремся со стрессом».

1 ч

18.Контрольное изложение.

2 ч

19. Проверка и оценка изложения. Работа над ошибками

1 ч

ИТОГО:

30 ч

Справочная литература по подготовке к ГИА

(МОДУЛЬ 2)

1. Александров В.Н. Письменный экзамен (изложение). Русский язык. 9 кл.: Учеб. пособие / В.Н. Александров, О.И. Александрова. – 2-е изд., испр. – Челябинск: Взгляд, 2006.

2.Государственная итоговая аттестация учащихся IX класса: Принципы и особенности организации. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2006.

3. Готовые изложения к сборнику текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку 9 класс авторов Л.М. Рыбченковой, В.Л.Скляровой, -М.: «ВАКО»,-2004

4.Комплект методических материалов, обеспечивающих проведение государственной (итоговой) аттестации учащихся 9-х классов общеобразовательных учреждений в новых формах. – 2-е изд.. – М.: Просвещение, 2013.

5. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. – М.: Интеллект-Центр, 2001.

6.Морозова И.Д.«Виды изложений и методика их проведения».-М. : «Просвещение», -1984)

7.Методические рекомендации для экспертов территориальных предметных комиссий по проверке заданий с развернутым ответом. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений в новой форме .Русский язык, - Федеральный институт педагогических измерений, 2013

8.Русский язык. 9-й класс. Итоговая аттестация-2013. Предпрофильная подготовка: Учебно-методическое пособие для подготовки к итоговой аттестации / Под ред. Н.А. Сениной. – Ростов-на-Дону: Легион, 2013.
9.Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной средней школы. 9 кл.: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ авт.- сост. Л.М. Рыбченкова, В.Л. Склярова. – М.: Дрофа, 2013.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»

Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....

интенсивный курс подготовки к экзамену по русскому языку

В работе предложено несколько занятий  на основные правила орфографии, встречающиеся в тестах на экзамене.  В каждом занятии  предусмотрен краткий обзор правил и рекомендаций выпускника...

ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в 9 классе

Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 34 часа. Он отвечает важным целям: знакомит с практикой экзамена по русскому языку в новой форме (ГИА...

Программа электива "Подготовка к экзамену по русскому языку в новой форме (9класс)"

Важный экзамен по русскому языку будет сдан успешно при одном условии: детям в системе надо преподать данный курс. Мною предусмотрены все направления работы. Рассмотрены все составные части экзамена и...

Методическая разработка по русскому языку: «Использование лингвостилистического анализа текстов разных стилей в процессе подготовки к экзамену по русскому языку»

Культурно-ориентированное обучение – актуальная установка сегодняшней лингводидактики. Включение языкового сознания ребенка в контекст культуры осуществляется посредством тексто-ориентированного препо...

Рабочая программа по элективному курсу "ОГЭ: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме»

Данная программа элективного курса предназначена для 9 класса и рассчитана  на 35 часов. Она знакомит с практикой экзамена по русскому языку в новой форме....

Программа по русскому языку в 9 классе «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме»

Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 34 часа. Он отвечает важным целям: знакомит с практикой экзамена по русскому языку в новой форме (ГИА...