Словарные игры по русскому языку для 5-7 кл.
опыты и эксперименты по русскому языку (5 класс) на тему

Ошкина Людмила Николаевна

Материал представляет собой образцы словесных игр для учащихся 5-7 классов (шарады, конкурсы, кроссворды, анаграммы...)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slovarnye_igry.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

                Словарные игры

                    ШАРАДЫ

                  МЕТАГРАММЫ

                ЛОГОГРИФЫ

                 АНАГРАММЫ

       ОРФОГРАФИЧЕСКОЕ ЛОТО

         ЗАГАДКИ – СМЕШИНКИ

        ВЕСЁЛАЯ ВИКТОРИНА

ШАРАДЫ

Чтобы правильно назвать загаданное слово в шараде, нужно сначала правильно разгадать его части, которые называются в рифмованных четверостишиях.

  1. Из писка птиц мой первый слог возьмите,

Второй -  с бараньей головы,

Откройте печь и там найдите

То, что не раз едали вы.

                                    Ответ: ПИ-РОГ

  1. Нота – мой первый слог,

   Поставь с ней рядом предлог

   И, разгадав загадку до конца,

  Получишь выражение лица.

                                     Ответ: МИ-НА

МЕТАГРАММЫ

Чтобы отгадать метаграмму, нужно заменить в слове одну букву другой, - и тогда вы получите новое слово.

  1. С «к»  в полях меня найдёте,

С «г» романсы запоёте.

С «в» в косички заплетёте.

                    Ответ: колос –голос – волос

  1. С «ч» летаю над волною,

С «л» не дам волкам покою.

С «м»  - рубашка – безрукавка,

С «з» скачу в лесу по травке,

С «г» меня крепи к детали

Из железа или стали.

           Ответ: чайка – лайка – майка – гайка

                             ЛОГОГРИФЫ

При разгадывании логогрифов нужно отбросить или вставить новую букву или слог, чтобы из одного слова получить другое.

  1. С «п» в полях я пашу и сею,

На работу быстр и спор,

А без «п» я зеленею,

Расстилаюсь, как ковёр.

                          Ответ: плуг – луг

  1. С буквой «к» бери меня на покос,

А без «к» ужалю в нос.

                        Ответ: коса – оса

 АНАГРАММЫ

Чтобы получилось новое слово, нужно

переставить буквы в словах. Добавлять или отбрасывать буквы не разрешается.

  1. Я в пруду живу, жирею.

Переставьте буквы – вмиг

Превращусь я и в аллеи,

И в лужайки, и в цветник.

                               Ответ: карп – парк

  1. В океанах он живёт,

И мала ему река.

Буквы ставь наоборот –

Будет дёргаться щека.

                                Ответ: кит – тик

  1. Воздух в шины я вдуваю,

Жизнь несу я колесу.

Если ж слоги мы смешаем,

Буду деревом в лесу.

                               Ответ: насос – сосна

ОРФОГРАФИЧЕСКОЕ ЛОТО

    Ученикам предлагаю разделить страницу тетради на 4 колонки и в каждой колонке по горизонтали написать безударные гласные : А, О, Е, И. По вертикали расставляются порядковые номера слов (примерно по 5 ).

Для проведения игры подбираю слова с различными безударными гласными. Учитель читает слова, а ученики вписывают их в соответствующие клетки таблицы. Побеждает тот, кто без ошибок заполнит всю таблицу.

Взаимопроверка.

          В целом таблица может иметь  такой вид:

            а

            о

          е

        и

1

2

3

4

5

ЗАГАДКИ – СМЕШИНКИ

Речь идёт о словах – омонимах

  1. – Смотри, по воде барашки бегут

- Ну, и люди… ну, и лгут!

-Полно вам, далеко ль до беды?

Барашки-то ведь тяжелей воды.

                           Барашки –  1) небольшие пенистые волны;

                                                2) молодые баранчики (овцы)

2.- Ты что это к вагонному тормозу башмак приделал, приятель? Неужто с ума спятил?

                             Башмак – 1) приспособление для торможения

                                               железнодорожных вагонов;

                                               2) ботинок или полуботинок

  3.- Сиди на банке и вёслами орудуй смело.

     - А она расколется, и стёкла мне изранят тело!

                              Банка – 1) скамья для гребцов в лодке

                                            2) сосуд стеклянный

 4. Смотри, какая кашка на лугу,

     И здесь, и там, и всюду…

     - Ой, рассмешил, ой, не могу,

     Да кто же её варит без посуды?

                              Кашка – 1) (разг.) клевер, а также – соцветие        

                                             клевера

                                             2) кушанье из вареной крупы

                                               (уменьш. от  КАША)

ВЕСЕЛАЯ ВИКТОРИНА

Учащимся предлагается указать, какая ошибка, приводящая к искажению смысла, допущена  при расстановке знаков препинания.

1 Анатомическо – математический парадокс

Пальцев у него двадцать пять: на каждой руке десять, на ногах всего двадцать.

2. Рогатый скот?!

В нашем совхозе много рогатого скота: лошадей, свиней.

3. Охотники и рябчики

Рябчики говорят: охотники любят дремать на деревьях.

4. Солнце блеяло?!

Когда солнце село с блеяньем и рёвом, прошло стадо.

5. Скамейка ждала подругу?

Ольга сидела на скамейке, которая находилась

в сквере и ждала подругу.

6. Кто же пришёл?

- Все ли здесь?

-Нет. Здесь только Ваня, Миша, маша, Коля, Дима, Настя, ещё не пришли.

Мама Коля, дядя Оля и я пришли в гости к бабушке.

(Можно: посчитайте, сколько всего людей?)

                                                                                                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку в 11 классе ""Источники расширения словарного состава современного русского языка. Заимствования"

Данный урок имеет своей целью: дать представление учащимся об источниках расширения словарного запаса современного русского языка; развивать способности к самостоятельному размышлению над поставле...

Словарный диктант по русскому языку (5 - 6 классы)

В работе представлены словарный диктант с комплексным заданием  для 5 класса,литературный диктант для 5- 6 классов, а также  контрольная работа по русскому языку для 7 класса....

Словарная работа по русскому языку в 5 классе

Словарный диктант по русскому языку в 5 классе составлен на основании учебника по русскому языку для 5 класса под редакцией Разумовской М.М. из раздела "ЗСП-2"...

Словарные диктанты по русскому языку для 8 класса

Словарные диктанты на правописание приставок пре- - при-, з-с на конце приставок. Данный материал подойдёт для 5-8 классов....

Словарные диктанты по русскому языку для 8 класса

Словарные диктанты на правописание приставок пре- - при-, з-с на конце приставок. Данный материал подойдёт для 5-8 классов....

Словарные диктанты по русскому языку

Словарные диктанты по русскому языку...

Словарная работа по русскому языку с самопроверкой по теме "Неопределённые местоимения"

На мой взгляд, особую роль занимают уроки русского языка, на которых проводится словарная работа. С моей точки зрения, на каждом уроке русского языка необходимо проводить словарный диктант с отр...