Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы
статья по русскому языку на тему
Необходимость использования ИКТ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ikt_na_urokakh_russkogo_yazyka_i_literatury.docx | 28.23 КБ |
ikt_na_urokakh.ppt | 1.16 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кокинская основная общеобразовательная школа»
ИКТ на уроках русского языка и литературы
учитель русского языка и
литературы Балобанова С.В.
Кашира, 2014
ИКТ на уроках русского языка и литературы.
Знания будут тем прочнее и полнее, чем большим
количеством органов чувств они воспринимаются.
К. Ушинский
Современный ритм жизни вносит свои коррективы в методику преподавания, заставляет учителя менять свои подходы к организации уроков русского языка и литературы, осваивать современные образовательные технологии.
Современный урок – событие для ребенка в цепочке познания, исследования окружающего мира (слайд 2).
Сейчас успех учащихся напрямую зависит от качества работы учителя, от того, насколько он способен уловить дух и потребности времени. Несомненно, применение новых информационных технологий напрямую отвечает требованиям модернизации образования.
Использование новых информационных технологий в обучении позволяет рассматривать школьника как центральную фигуру образовательного процесса, и ведет к изменению стиля взаимоотношений между его субъектами. При этом учитель перестает быть основным источником информации и занимает позицию человека, организующего самостоятельную деятельность учащихся, и управляющего ею. Его основная роль состоит теперь в постановке целей обучения, организации условий, необходимых для успешного решения образовательных задач. Таким образом, ученик учится, а учитель создает условия для учения.
Функции современного урока русского языка и литературы: (слайд 3)
- вооружение учащихся глубокими и осознанными знаниями;
- обучение учащихся самостоятельной деятельности по овладению знаниями;
- формирование прочных мотивов учения, самосовершенствования, самообучения, самовоспитания;
- формирование нравственных основ личности, ориентированных на общечеловеческие ценности.
Сегодня, когда в нашу жизнь уже прочно вошло такое понятие, как информационные технологии, трудно представить себе урок без использования компьютера, мультимедийных продуктов, ресурсов Интернет.
Информационно-коммуникационные технологии – инструмент исследования, позволяющий: (слайд 4)
- разнообразить формы работы;
- активизировать внимание;
- повысить творческий потенциал личности.
ИКТ на уроках русского языка и литературы: (слайд 5)
- способ самоорганизации труда и самообразования;
- возможность личностно-ориентированного подхода для учителя;
- способ расширения зоны индивидуальной активности каждого ученика.
Компьютер может использоваться на всех этапах обучения:
· при объяснении нового материала;
· закреплении;
· повторении;
· контроле знаний, умений и навыков.
Результаты использования ИКТ на уроках русского языка и литературы: (слайд 6)
- увеличение скорости и объема подачи материала в рамках одного урока;
- расширение возможностей в выборе материалов и форм учебной деятельности;
- урок становится ярким и увлекательным, информационно и эмоционально насыщенным.
Таким образом, обучение русскому языку в школе как раз та область, где компьютеризация может принципиально изменить и методы работы, и, что самое главное, ее результаты.
Взять одну из «болевых» точек изучения русского языка в школе – орфографическую грамотность учащихся. Здесь необходимо не только добиться знания и понимания правил, но и выработать «автоматическую грамотность», которая должна стать подсознательным навыком. В этой работе не найти лучшего помощника учителю, чем компьютер: учебник, практикум, словари, интерактивные таблицы, создают для учащегося комфортную обучающую среду, в которой есть все, что нужно для самостоятельного освоения предмета.
Общеизвестно, что при использовании видеосюжетов мобилизуется психическая активность учащихся, повышается интерес к уроку, расширяется объём усваиваемого материала, формируются нравственные качества. Всё это позволяет понять практическую значимость использования видеосюжетов на уроках русского языка.
Уроки литературы – это разговор особый. Они должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстрированного материала, с использованием аудио- и видео- сопровождений. Всем этим может обеспечить компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями, которые позволяют увидеть мир глазами живописцев, услышать актерское прочтение стихов, прозы и классическую музыку, попасть на заочную экскурсию по местам, связанным с жизнью и творчеством какого-либо писателя. На уроках литературы применение ИКТ позволяет использовать разнообразный иллюстративно-информационный материал.
Сегодня на уроках литературы все чаще используются современные технологии: к ним можно отнести и показ презентаций, и проигрывание музыкальных композиций, и просмотр видеофильмов…
Учитель может использовать отдельные видеофрагменты при проведении традиционного урока, а может организовать киносеанс с обязательным последующим обсуждением просмотренного кинофильма.
Индивидуальная работа учащихся по созданию презентаций развивает их самостоятельность, поисковую деятельность, инициативность, творчество.
В презентации могут быть показаны: (слайд 7)
- Самые выигрышные моменты темы;
- Эффективные опыты и превращения;
- Подборка электронных портретов и цитат;
- Определения, которые учащиеся записывают в тетрадь.
Презентация обеспечивает возможность для: (слайд 8)
- информационной поддержки;
- иллюстрировния;
- использования разнообразных упражнений;
- экономии времени и материальных средств;
- построения канвы урока;
- расширения образовательного пространства урока.
Благодаря использованию презентаций у школьников наблюдается: (слайд 9)
- концентрация внимания;
- включение всех видов памяти: зрительной, слуховой, моторной, ассоциативной;
- повышение интереса к изучению предмета;
- возрастание мотивации к учебе.
Защита презентаций помогает детям обрести уверенность в себе, способствует выработке коммуникативных качеств. Наиболее часто презентация используется на уроках изучения биографии. Данные работы обычно представляют набор изображений: портреты, фотографии писателей, мест, связанных с их жизнью и творчеством; а также несут краткую информацию об основных этапах литературной деятельности и жизни.
Активно использую в своей работе Интернет-ресурсы. С их помощью можно создать портретные галереи и фонотеку: сделать записи исполнения произведений самими авторами или мастерами художественного слова, подобрать видеофрагменты.
В современном обществе, когда информация становится высшей ценностью, а информационная культура человека - определяющим фактором их профессиональной деятельности, изменяются и требования к системе образования, происходит существенное повышение статуса образования. Каждому человеку необходимо постоянно повышать уровень своего образования для обеспечения успешности. Повышение эффективности, адаптивности и содержательности учебного процесса достигается путем комплексного использования различных программных и технических средств, а также применения приемов и методов активного обучения.
Поэтому, я считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Необходимо расширять кругозор учащихся, повышать уровень их культурного образования, развивать языковые и коммуникативные навыки и умения.
Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы позволяет: (слайд 10)
- интенсифицировать деятельность учителя и школьника;
- повысить качество обучения предмету;
- отразить существенные стороны филологических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности;
- вывести на передний план наиболее важные ( с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов.
Полезные сайты: (слайд 12-13)
Газета "Литература" и сайт для учителя "Я иду на урок литературы" http://lit.1september.ru/
Коллекция "Русская и зарубежная литература для школы" Российского общеобразовательного порталаhttp://litera.edu.ru
Газета "Русский язык" и сайт для учителя "Я иду на урок русского языка" http://rus.1september.ru/
Грамота.Ру: справочно-информационный портал "Русский язык" http://www.gramota.ru
Официальный информационной портал поддержки ЕГЭ (http://www.ege.edu.)
Уроки, презентации:www.proshkolu.ru (клуб учителей русского языка и литературы) www. pedsovet.su«Сеть творческих учителей» (www.it-n.ru) «Учительский портал» (http://www.uchportal.ru.) «Завуч.инфо»http://www.zavuch.info/
Каждый педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения, чтобы обеспечить одно из главнейших прав человека- право на качественное образование.
Использование мультимедиа позволяет «зацепить» каждого ученика, насытить урок разнообразным материалом, создает возможность выбора форм и методов воздействия.
Использование мультимедиа повышает качество знаний, «продвигает» ребенка в общем развитии, помогает преодолевать трудности, создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся, их сотрудничества в учебном процессе. (слайд 14)
Использование ресурсов сети Интернет на уроках русского языка и литературы
www.ege.edu.ru. | На официальном информационном портале Единого Государственного Экзамена предоставляются основные сведения о ЕГЭ, разъясняются правила и процедура проведения экзамена, система оценки результатов, приводятся нормативно-правовые документы. Своевременно обновляются демонстрационные материалы по всем предметам. Возникшие вопросы поможет решить горячая линия или форум. |
www.ed.gov.ru. | Сайт министерства образования Российской Федерации |
Сайт центра информации Министерства образования РФ | |
Сайт Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы | |
Сайт о профильном обучении | |
www.rustest.ru. | Центр тестирования Министерства образования РФ |
Imso. Ioso.ru. | Институт содержания и методов обучение РАО (Российская Академия Образования) |
Официальный портал «Российское образование» |
Справочно-информационный портал «Русский язык» – | |
Электронное пособие: «Литература 10-11 класс: поурочные планы по учебнику Ю.В.Лебедева и учебнику под редакцией В.П.Журавлева (помпакт-диск)» – издательство «Учитель», 2011 | ООО «ПО «Евро Оптикал Диск»» |
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов | http://fcior.edu.ru |
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов | http://school-collection.edu.ru |
Фундаментальная электронная библиотека | http://feb-web.ru |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы. Из опыта работы
Учителя русского языка и литературы особенно осторожно относятся к применению компьютера на уроке, и это вполне обоснованно. Ведь задачи, стоящие перед учителем – словесником, во многом отличаются от ...
использование ИКТ на уроках русского языка и литературы
Эта статья о том, как учитель использует ИКТ на уроках русского языка и литературы....
Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы
Стремительное развитие общества, распространение мультимедийных технологий позволяют расширить возможности использования ИКТ на уроках в современной школе, в том числе и на уроках русского языка...
Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы в речевых классах.
Дисграфия и дислексия – вот та проблема, с которой сталкивается сейчас каждый учитель и особенно учитель русского языка. С каждым годом таких детей становится все больше и больше, а мы, часто, н...
«Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»
«Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока» ...
Статья "Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средство повышения эффективности урока"
Внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью школьного обучения. Современный школьник уже на начальной ступени образования имеет элементарные навыки пользователя пе...
План самообразования учителя русского языка и литературы «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»
В рамках работы над темой самообразования «Использование электронных ресурсов ИКТ на уроках русского языка и литературы условиях перехода на ФГОС 2 поколения» работаю над повышением к...