Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы
статья по русскому языку на тему

БАЛОБАНОВА СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА

Необходимость использования ИКТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt_na_urokakh_russkogo_yazyka_i_literatury.docx28.23 КБ
Office presentation icon ikt_na_urokakh.ppt1.16 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кокинская основная общеобразовательная школа»

ИКТ на уроках русского языка и литературы

учитель русского языка и

литературы Балобанова С.В.

Кашира, 2014

ИКТ на уроках русского языка и литературы.

 Знания будут тем прочнее и полнее, чем большим

количеством органов чувств они воспринимаются.

К. Ушинский

   Современный ритм жизни вносит свои коррективы в методику преподавания, заставляет учителя менять свои подходы к организации уроков русского языка и литературы, осваивать современные образовательные технологии.

Современный урок – событие для ребенка в цепочке познания, исследования окружающего мира (слайд 2).

         Сейчас успех учащихся напрямую зависит от качества работы учителя, от того, насколько он способен уловить дух и потребности времени. Несомненно, применение новых информационных технологий напрямую отвечает требованиям модернизации образования.

    Использование новых информационных технологий в обучении позволяет рассматривать школьника как центральную фигуру образовательного процесса, и ведет к изменению стиля взаимоотношений между его субъектами. При этом учитель перестает быть основным источником информации и занимает позицию человека, организующего самостоятельную деятельность учащихся, и управляющего ею. Его основная роль состоит теперь в постановке целей обучения, организации условий, необходимых для успешного решения образовательных задач. Таким образом, ученик учится, а учитель создает условия для учения.

Функции современного урока русского языка и литературы: (слайд 3)

  • вооружение учащихся глубокими и осознанными знаниями;
  • обучение учащихся самостоятельной деятельности по овладению знаниями;
  • формирование прочных мотивов учения, самосовершенствования, самообучения, самовоспитания;
  • формирование нравственных основ личности, ориентированных на общечеловеческие ценности.

 Сегодня, когда в нашу жизнь уже прочно вошло такое понятие, как информационные технологии, трудно представить себе урок без использования компьютера, мультимедийных продуктов, ресурсов Интернет.

Информационно-коммуникационные технологии – инструмент исследования, позволяющий: (слайд 4)

  • разнообразить формы работы;
  • активизировать внимание;
  • повысить творческий потенциал личности.

ИКТ на уроках русского языка и литературы: (слайд 5)

  • способ самоорганизации труда и самообразования;
  • возможность личностно-ориентированного подхода для учителя;
  • способ расширения зоны индивидуальной активности каждого ученика.

Компьютер может использоваться на всех этапах обучения:

· при объяснении нового материала;

· закреплении;

· повторении;

· контроле знаний, умений и навыков.

Результаты использования ИКТ на уроках русского языка и литературы: (слайд 6)

  • увеличение скорости и объема подачи материала в рамках одного урока;
  • расширение возможностей в выборе материалов и форм учебной деятельности;
  • урок становится ярким и увлекательным, информационно и эмоционально насыщенным.

                                                                                                                                                                                

  Таким образом, обучение русскому языку в школе как раз та область, где компьютеризация может принципиально изменить и методы работы, и, что самое главное, ее результаты.

    Взять одну из «болевых» точек изучения русского языка в школе – орфографическую грамотность учащихся. Здесь необходимо не только добиться знания и понимания правил, но и выработать «автоматическую грамотность», которая должна стать подсознательным навыком. В этой работе не найти лучшего помощника учителю, чем компьютер: учебник, практикум, словари, интерактивные таблицы, создают для учащегося комфортную обучающую среду, в которой есть все, что нужно для самостоятельного освоения предмета.        

    Общеизвестно, что при использовании видеосюжетов мобилизуется психическая активность учащихся, повышается интерес к уроку, расширяется объём усваиваемого материала,  формируются нравственные качества.  Всё это позволяет понять практическую значимость использования видеосюжетов на уроках русского языка.

    Уроки литературы – это разговор особый. Они должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстрированного материала, с использованием  аудио- и видео- сопровождений. Всем этим может обеспечить компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями, которые позволяют увидеть мир глазами живописцев, услышать актерское прочтение стихов, прозы и классическую музыку, попасть на заочную экскурсию по местам, связанным с жизнью и творчеством какого-либо писателя. На уроках литературы применение ИКТ позволяет использовать разнообразный иллюстративно-информационный материал.

    Сегодня на уроках литературы все чаще используются современные технологии: к ним можно отнести и показ презентаций, и проигрывание музыкальных композиций, и просмотр видеофильмов…

Учитель может использовать отдельные видеофрагменты при проведении традиционного урока, а может организовать киносеанс с обязательным последующим обсуждением просмотренного кинофильма.

        Индивидуальная работа учащихся по созданию презентаций развивает их самостоятельность, поисковую деятельность, инициативность, творчество.

В презентации могут быть показаны: (слайд 7)

  • Самые выигрышные моменты темы;
  • Эффективные опыты и превращения;
  • Подборка электронных портретов и цитат;
  • Определения, которые учащиеся записывают в тетрадь.

Презентация обеспечивает возможность для: (слайд 8)

  • информационной поддержки;
  • иллюстрировния;
  • использования разнообразных упражнений;
  • экономии времени и материальных средств;
  • построения канвы урока;
  • расширения образовательного пространства урока.

Благодаря использованию презентаций у школьников наблюдается: (слайд 9)

  • концентрация внимания;
  • включение всех видов памяти: зрительной, слуховой, моторной, ассоциативной;
  • повышение интереса к изучению предмета;
  • возрастание мотивации к учебе.

        Защита презентаций помогает детям обрести уверенность в себе, способствует выработке коммуникативных качеств.    Наиболее часто презентация используется на уроках изучения биографии. Данные работы обычно представляют набор изображений: портреты, фотографии писателей, мест, связанных с их жизнью и творчеством; а также несут краткую информацию об основных этапах литературной деятельности и жизни.
   Активно использую в своей работе Интернет-ресурсы. С их помощью можно создать портретные галереи и фонотеку: сделать записи исполнения произведений самими авторами или мастерами художественного слова, подобрать видеофрагменты.

    В современном обществе, когда информация становится высшей ценностью, а информационная культура человека - определяющим фактором их профессиональной деятельности, изменяются и требования к системе образования, происходит существенное повышение статуса образования. Каждому человеку необходимо постоянно повышать уровень своего образования для обеспечения успешности. Повышение эффективности, адаптивности и содержательности учебного процесса достигается путем комплексного использования различных программных и технических средств, а также применения приемов и методов активного обучения.

    Поэтому, я считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Необходимо расширять кругозор учащихся, повышать уровень их культурного образования, развивать языковые и коммуникативные навыки и умения.

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы позволяет: (слайд 10)

  • интенсифицировать деятельность учителя и школьника;
  • повысить качество обучения предмету;
  • отразить существенные стороны филологических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности;
  • вывести на передний план наиболее важные ( с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов.

Полезные сайты: (слайд 12-13)

Газета "Литература" и сайт для учителя "Я иду на урок литературы" http://lit.1september.ru/

Коллекция "Русская и зарубежная литература для школы" Российского общеобразовательного порталаhttp://litera.edu.ru

Газета "Русский язык" и сайт для учителя "Я иду на урок русского языка" http://rus.1september.ru/

Грамота.Ру: справочно-информационный портал "Русский язык" http://www.gramota.ru

Официальный информационной портал поддержки ЕГЭ (http://www.ege.edu.)

Уроки, презентации:www.proshkolu.ru (клуб учителей русского языка и литературы) www. pedsovet.su«Сеть  творческих учителей» (www.it-n.ru) «Учительский портал»  (http://www.uchportal.ru.) «Завуч.инфо»http://www.zavuch.info/

Каждый педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения, чтобы обеспечить одно из главнейших прав человека- право на качественное образование.

Использование мультимедиа позволяет «зацепить» каждого ученика, насытить урок разнообразным материалом, создает возможность выбора форм и методов воздействия.

Использование мультимедиа повышает качество знаний, «продвигает» ребенка в общем развитии, помогает преодолевать трудности, создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся, их сотрудничества  в учебном процессе. (слайд 14)

Использование ресурсов сети Интернет на уроках русского языка и литературы

www.ege.edu.ru.

На официальном информационном портале Единого Государственного Экзамена предоставляются основные сведения о ЕГЭ, разъясняются правила и процедура проведения экзамена, система оценки результатов, приводятся нормативно-правовые документы. Своевременно обновляются демонстрационные материалы по всем предметам. Возникшие вопросы поможет решить горячая линия или форум.

www.ed.gov.ru.

Сайт министерства образования Российской Федерации

www.informika.ru

Сайт центра информации Министерства образования РФ

www.fcpro.ru

Сайт Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы

www.profile-edu.ru

Сайт о профильном обучении

www.rustest.ru.

Центр тестирования Министерства образования РФ

Imso. Ioso.ru.

Институт содержания и методов обучение РАО (Российская Академия Образования)

www.edu.ru

Официальный портал  «Российское образование»

Справочно-информационный портал «Русский язык» –

www.gramota.ru

Электронное пособие: «Литература 10-11 класс: поурочные планы по учебнику Ю.В.Лебедева и учебнику под редакцией В.П.Журавлева (помпакт-диск)» – издательство «Учитель», 2011

ООО «ПО «Евро Оптикал Диск»»

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

http://fcior.edu.ru

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru

Фундаментальная электронная библиотека

http://feb-web.ru


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы. Из опыта работы

Учителя русского языка и литературы особенно осторожно относятся к применению компьютера на уроке, и это вполне обоснованно. Ведь задачи, стоящие перед учителем – словесником, во многом отличаются от ...

использование ИКТ на уроках русского языка и литературы

Эта статья о том, как учитель использует ИКТ на уроках русского языка и литературы....

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы

Стремительное развитие общества, распространение мультимедийных технологий позволяют расширить возможности использования ИКТ на уроках  в современной школе, в том числе и на уроках русского языка...

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы в речевых классах.

Дисграфия и дислексия – вот та проблема, с которой сталкивается сейчас каждый учитель и особенно учитель русского языка. С каждым годом таких детей становится все больше и больше, а мы, часто, н...

«Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»

«Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока» ...

Статья "Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средство повышения эффективности урока"

Внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью школьного обучения. Современный школьник уже на начальной ступени образования имеет элементарные навыки пользователя пе...

План самообразования учителя русского языка и литературы «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»

В рамках работы над темой самообразования «Использование электронных ресурсов  ИКТ на уроках русского языка и литературы условиях перехода на ФГОС 2 поколения»  работаю над повышением к...