Волшебные максимы
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Павлович Ольга Геннадьевна

Речь пойдёт об афоризмах морального содержания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1.doc28 КБ

Предварительный просмотр:

С 2008 года я работаю учителем русского языка и литературы в ГОУ «Детский дом-школа №2» (пед. стаж - 31 год).

Первый год работы в данном учреждении оказался самым сложным. Я столкнулась с рядом ключевых проблем у воспитанников 5 - 9 классов:

- низкий уровень интеллектуального развития;

- низкий уровень национального самосознания и любви к Отечеству;

- отсутствие гражданской и духовно-нравственной культуры;

- отсутствие взаимопонимания, уважения и дружбы между людьми.

Передо мной были дети, с ранних лет видевшие падение нравственности : проявление жестокости и насилия со стороны родителей, распад семью, алкоголизм, наркоманию, бродяжничество, что способствовало снижению уровня духовной культуры большинства воспитанников.

Поэтому духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы стало одним из центральных.

С чего начать, как заинтересовать ребят на уроке, поднять их самооценку ?

Начала с фразы из Евангелия: «Расти должны все цветы».Записала её в левой части доски.

Для детей это было неожиданно, когда я попросила после записи числа переписать это предложение в тетрадь. На вопрос : «Зачем ?», ответила : «Будем думать».

И в каждом классе (5,6,7,8,9-ом) мы выделяли ключевое слово высказывания, определяли его тему, идею. Затем задания были индивидуальны (по уровню подготовки):

5-ый класс - раздел «Фонетика» (затранскрибировать слово «цветы»);

6-ой класс - раздел «Орфография» (выделить графически орфограмму в слове «расти»);

7-ой класс - раздел «Морфология» (рассказать о глаголе «расти»);

8-ой класс - раздел «Синтаксис» (выписать из данного предложения словосочетание(-ия), сделать синтаксический разбор его(их));

9-ый класс - раздел «Синтаксис» (сделать полный синтаксический разбор данного предложения: разобрать по членам, указать над словами часть речи, дать характеристику предложения, составить его схему).

Конечно, сначала на эту работу мы тратили 10-15 минут, затем время сократилось до 5-7 минут (но обязательным оставалось одно: о чём изречение; примеры , подтверждающие эту мысль; остальные задания были или на повторении пройденного по разделам языка, или предшествовали новой теме).

Результаты ежедневной работы с афоризмами я заметила уже через месяц:

- воспитанники старались выверить по изречениям своё поведение в различных жизненных ситуациях, т. е. проявляли способность к самооценке ( Больше всего я стыжусь лжи, всегда идущей от трусости и слабости. (А.И.Куприн) А чего стыдишься ты?);

- пробовали оценивать деятельность других (Невежество делает человека равнодушным к миру, а равнодушие растёт медленно, но необратимо, как раковая опухоль. (К.Г.Паустовский));

- начала формироваться положительная мотивация учения (Ведь и в трудовой жизни есть свои удовольствия. (А.Н.Островский));

- активизировалась умственная деятельность ребят (Книги изречений не только не подавляют самостоятельной деятельности ума, но, напротив, вызывают её. (Л.Н.Толстой));

- ребятам эти меткие изречения стали необходимы, они их ждали каждый урок (Да, это великое русское слово … (В.А.Гиляровский));

- сами дети начали заглядывать в словари (толковые, орфографические, пословиц и поговорок, афоризмов), увеличивая нашу «Копилку умных мыслей».

Вот так уже 6 лет из урока в урок в левой части доски я записываю новый афоризм, пытаясь наставлять на путь истинный наше новое поколение и прививать ему устойчивые гражданские понятия любви к Родине, Отечеству и соотечественникам:

- Человек без Родины жалок. Он никто.(С.В.Михалков).

- Любовь не может быть без уважения.(Н.С.Лесков).

- У честных <людей> врагов всегда больше, чем у бесчестных.(Ф.М.Достоевский).

- Бессильному не смейся

        И слабого обидеть не моги!

                                (И.А.Крылов).

- При открытом обсуждении не только ошибки, но самые нелепости легко устраняются. (М.Е.Салтыков-Щедрин).

Эти и другие максимы (афоризмы морального содержания) я нашла в книге А.В.Корольковой, А.Г.Ломова, А.Н.Тихонова «Словарь афоризмов русских писателей».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "И.С.Максимов-Кошкинский"

Данная работа дает полное представление о творчестве чувашского кинорежиссера и драматурга...

Праздник урожая. Передача "10 миллионов с Максимом Галкиным"

Данная передача была разработана для праздника урожая. Дети реализуют свои артистические способности и расширяют кругозор.   Во время поиска вопросов велась исследовательская работа: поиск в...

Методика изучения творчества Максима Горького в средней школе

В истории русской культуры немало великих имен, известных всему миру. Среди них достойное место занимает имя Максима Горького, звучащее как символ человеческой гордости, как воплощение того, что...

Творческая биография Максима Горького

Данная презентация может быть использована на уроках литературы в 11 классе при изучении творчества М. Горького...

Почему Печорин не спешит на встречу с Максимом Максимычем.

Почему Печорин не спешит на встречу с Максимом Максимычем....

Биография Максима Горького

Данная презентация может быть использована на уроках знакомства с биографией Максима Горького в 11 классе...


 

Комментарии

Сухинина Людмила Анатольевна

Спасибо за интересную статью!