Урок русского языка в 8 классе "Предложения с прямой речью"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Гильманова Светлана Станиславовна

Урок построен на основе системно-деятельностного подхода в обучении, с применением приема самооценки учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok8kl.-pryamaya_rech.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 8 классе

Тема: знаки препинания в предложениях с прямой речью.

        Цель:

1) обобщить знания о предложениях с прямой речью, о правилах постановки в них знаков препинания;

2) закрепить умения:

   - выразительно читать предложения с прямой речью;

   - определять место слов автора и прямой речи в предложении;

   - правильно ставить знаки препинания и обосновывать их выбор;

   - составлять схемы предложений с прямой речью;

   - строить устное высказывание на лингвистическую тему;

3) воспитывать интерес и уважение к родному языку, потребность стать грамотным человеком.

Повторение: однородные члены предложения, вводные слова, обращение, обособленные определения и обстоятельства, тире между подлежащим и сказуемым; сложное предложение; стиль и тип текста, тема и главная мысль.

Ход урока.

1. Фронтальный опрос.

   - Что такое прямая речь?

   - Из каких частей состоят предложения с прямой речью?

   - Какую функцию выполняют слова автора?

   - Прокомментируйте схемы, записанные на доске: "П,"- а.

 А:"П?"

        "П,-а,- п".  

        "П,-а.- П?"

        "П!-а.- П!"

2. Проверка домашнего задания.

     На доске вперемешку записаны схемы предложений и пронумерованы.Ученик выразительно читает предложение в тетради, уточняет, где прямая речь и слова автора, а затем называет номер соответствующей схемы. Оценку за домашнее задание каждый ставит себе в тетрадь самостоятельно.

3. Вводный контроль. Схематический диктант с объяснением и самопроверкой (карточка № 1).

     Предложения для диктанта напечатаны на карточке без знаков препинания. Карточки размножены и лежат на партах. Учитель читает предложения вслух. Ученики после каждого предложения пишут его схему прямо на карточке, расставляют

 знаки препинания.

     Проверка осуществляется последовательно от предложения к предложению через кодоскоп, проектор, либо учитель постепенно записывает схемы предложений на доске. В конце работы - самооценка (оценка ставится на карточке).

     Дополнительное задание: подчеркнуть в словах автора глаголы "говорения" или слова, сопровождающие речь, обозначающие процесс речи, мышления.

   

  Карточка № 1. (Отдельные высказывания взяты из книги: Зубков В.Н. Афоризмы и мысли выдающихся людей.-"Астрель",М.,2007)

     1. Первый великий учитель русской литературы Михаил Ломоносов говорил смутно пишут о том что смутно себе представляют. (Фед.)

     2. Защити меня Боже от фальшивых друзей сказал однажды Александр Македонский. От явных моих врагов я и сам сумею себя защитить.

     3. Чайковский утверждал что для творчества необходимо не только вдохновение но и труд.

     4. Кого Бог хочет наказать, того сначала лишает разума сокрушался древнегреческий писатель Еврипид.

     5. Друзья важные дела в жизни нужно делать вовремя а не откладывать на потом.

     6. Достойная смерть писал древнеримский историк Тацит лучше постыдной жизни.

     7. Я знаю только то, что ничего не знаю часто повторял древнегреческий философ Сократ. Другие даже и этого не знают.

4. Пунктуационный анализ предложений.                                

     Предложения записаны на доске без знаков препинания и закрыты. Ученики воспринимают предложения на слух, записывают, самостоятельно расставляя знаки препинания; затем два человека у доски выполняют пунктуационный разбор, составляют схемы предложений. В конце работы - самооценка.

     "Вы, безусловно, аристократ,"- гневно сказал один из рабочих писателю Дюма на митинге, выразив тем самым свое презрение к знатности и богатству. "Дорогой мой, руки, написавшие за 20 лет 400 романов и 35 драм,- это руки рабочего,- ответил Дюма.- Не происхождение возвышает человека, а дело, которым он занимается".

     Вопросы классу:

     - Можно ли назвать эти два предложения текстом? Почему?

     - Какая проблема поднимается в данном небольшом тексте?

     - В каких словах заключена главная мысль?

     - Если вы согласны с Дюма, какие аргументы могли бы привести в поддержку его позиции?

5. Самостоятельная работа с творческим заданием (предложения записаны на доске).                

     Задание: придумать и вставить в данные предложения слова автора так, чтобы в 1-м и во 2-м примерах слова автора

разрывали прямую речь, в 3-м стояли в конце, а в 4-м - в начале предложения. (Задание и предложения взяты из книги: Богданова Г.А. Уроки русского языка в 8 классе.- "Просвещение", М., 1998 )                

     Уточнение: слова автора должны эмоционально соответствовать смыслу прямой речи и содержать некоторую информацию об авторе. ( Проверка осуществляется в устной форме)

     1. Копаясь в старых бумагах, я нашел интереснейшие письма. 2. Где начинается наша река? Надо обязательно добраться до ее истоков. 3. Тише! Слышите, как заливается соловей? 4. Ну, барин, беда: буран! (П.)

Примерные ответы учеников:        

     1. "Копаясь в старых бумагах,- радостно сообщил друзьям молодой историк,- я нашел интереснейшие письма". 2. "Где начинается наша река?- задумчиво произнес отец.- Надо обязательно добраться до ее истоков". 3. "Тише! Слышите, как заливается соловей?"- восторженно и удивленно воскликнул наш друг Сашка. 4. Ямщик испуганно прокричал: "Ну, барин, беда: буран!"

6. Работа с текстом. (Текст взят из книги:  Францман Е. К. Сборник диктантов по русскому языку.- "Просвещение, М.,1995)

     Рассказ читает учитель, ученики воспринимают содержание на слух.

Паганини

     Я только что начал писать новую главу романа, как вдруг свет погас и в комнате стало темно. К счастью, мой сосед был электромонтер. Куском обыкновенной проволоки он вернул мне свет. И не только свет! Из телевизора полились чудесные звуки музыки. Монтер вернул мне Паганини!

     Я спросил его:

     - Между прочим, вы знаете, кто такой Паганини?

     - Знаю,- ответил он, - композитор. А почему вы об этом спросили?

     - Потому что теперь и простой монтер должен знать и любить искусство! Разве в этих звуках вы не слышите проблеск гения исполнителя?

     - Это, извините, должен сказать кто-то другой, но не я.

     "Ну этот еще не на высоте",- подумал я. И вслух спросил:

     - Может быть, вы скажете, какой это инструмент?

     - Скрипка.

     - Отлично. А знаете, кто так прекрасно играет?

     - Знаю... Я.

     В это время диктор объявил: "Вы слушали концерт художественной самодеятельности"...

     Монтер пожал мне на прощание руку и сказал:

     - Не забудьте послушать завтра.

     - Почему?

     - Будут передавать Паганини. Сегодня был Моцарт.

                                                                                                                       (По В. Пицигою.)

     Беседа по содержанию:

     -Что объединяет данный рассказ и небольшой текст о писателе Дюма?

     -Как вы поняли основную мысль этого рассказа?

     -Назовите стиль речи и тип текста.

     -Что придает сюжету динамику, эмоциональность, способствует легкости восприятия содержания? (Предложения с прямой речью и диалог)

7. Итоговый контроль (карточка № 2; обе карточки печатаются на одном листе бумаги индивидуально для каждого ученика).

     Задание: расставить знаки препинания в предложениях на карточке, записать схемы (работа проверяется учителем).

     Карточка № 2.

     1. Я только что начал писать новую главу романа но вдруг свет погас и в комнате стало темно.

     2. К счастью мой сосед был электромонтером и быстро вернул мне свет чтобы я мог дослушать телевизионный концерт классической музыки.

     3. Я спросил его между прочим вы знаете кто такой Паганини?

     4. Знаю ответил он композитор. А почему вы об этом спросили?

     5. Может быть вы скажете продолжал я какой это инструмент?

     6. Обязательно послушайте концерт завтра: будут передавать Паганини сказал на прощание монтер. Сегодня был Моцарт.

8. Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру на тему "Моя будущая профессия", включив в него предложения с прямой речью.

9. Итоги урока.

     Все ученики в верхней части листа с карточками, который сдают учителю на проверку, записывают оценки, полученные ими на уроке: за домашнее задание, пунктуационный разбор предложений в тетради, за самостоятельную работу с творческим заданием; на этом же листе есть самооценка за вводный контроль. После того как учитель проверит и оценит итоговое задание, перепроверит правильность выполнения задания на карточке №1, интересно будет сравнить, насколько самооценка

учеников совпадает с оценкой учителя. Кроме того, два ученика получают оценки за работу у доски.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка в 5 классе "Прямая речь"

Данная презентация подходит для урока .посвященного изучению нового материала. Включает в себя основные моменты теории по теме, далее полученные знания закрепляются на примере блока разнообразных по т...

конспект урока по русскому языку в 5 классе "Прямая речь"

это подробный конспект урока для повторения в начале года...

Конспект урока по русскому языку в 5 классе "Прямая речь"

Конспект урока изучения нового материала в 5 классе по теме "Прямая речь"...

Урок русского языка в 5 классе "Прямое и переносное значение слова"

Данный  урок представлен в виде технологической карты. Это урок открытия новых знаний, на котором обучающиеся работают с различными видами тексов, учатся преобразовывать информацию ( текст в схем...

урок русского языка в 5 классе "Прямое и переносное значение слов"

Конспект урока русского языка в 5 классе "Прямое и перносное значение слов"...

11.06.2020 МЖКХ2 русский язык Знаки препинания при прямой речи

изучить материал, выполнить упражнение...