Конспект урока русского языка в 6 классе "Глагол или прилагательное? Причастие!"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Гончарова Наталья Вячеславовна

Цели урока:

1) познакомить учащихся с новой частью речи – причастием; найти сходство данной части речи с именем прилагательным и глаголом; определить грамматические, морфологические и синтаксические признаки причастия;
2) продолжить развивать умения решать проблемные вопросы, обобщать полученные знания и делать выводы по теме урока; находить нужную часть речи в предложении по грамматическим признакам; развивать устную речь учащихся, умение работать самостоятельно и в группах;
3) способствовать формированию интереса к урокам русского языка; развивать и воспитывать у учащихся понимание важности изучения родного языка.

Вид урока – урок изучения нового материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon glagol_ili_prilagatelnoe_prichastie.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка «Глагол или прилагательное? Причастие!»

Гончарова Наталья Вячеславовна, учитель русского языка и литературы.

Цели урока:

1) познакомить учащихся с новой частью речи – причастием; найти сходство данной части речи с именем прилагательным и глаголом; определить грамматические, морфологические и синтаксические признаки причастия;
2) продолжить развивать умения решать проблемные вопросы, обобщать полученные знания и делать выводы по теме урока; находить нужную часть речи в предложении по грамматическим признакам; развивать устную речь учащихся, умение работать самостоятельно и в группах;
3) способствовать формированию интереса к урокам русского языка; развивать и воспитывать у учащихся понимание важности изучения родного языка.

Вид урока – урок изучения нового материала.

Оборудование

Учебник русского языка М.М. Разумовской «Русский язык, 6 класс», компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация,  карточки (см. приложение-1, приложение - 2), яркий воздушный шар.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Запишем число и вид работы. Какова будет тема нашего урока? На этот вопрос мы ответим вместе, выполнив следующее задание. Оставим две строки для темы.

       2. Создание проблемной ситуации

Спишите предложение, объясняя орфограммы.

Кружащиеся в волшебном танце снежинки бл_стят в лучах утре(н,нн)его солнца.

  • К какому стилю относится это предложение? Докажите.
  • Какой прием использован? (олицетворение).
  • Что делают снежинки? (кружатся, блестят)
  • Сколько глаголов употреблено в предложении? А прилагательных?
  • К какой части речи отнесем слово «кружащиеся»?

       Запишем первый вопрос урока в качестве темы:

Глагол или прилагательное?  (Слайд1)

Оставим строку для ответа

  • Что нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос?

        Исследуем данное слово.

  • Перед вами карточки  (см. приложение-1) с морфологическими признаками глагола и прилагательного. Работая в парах, выберите те, которые верно характеризуют это слово.
  • Называем по одному признаку и доказываем наличие признака у слова «кружащиеся».
  • Почему использованы карточки двух цветов? (на карточках красного цвета – признаки имени прилагательного, на карточках желтого цвета – признаки глагола)
  • (Слайд2)К какому выводу мы пришли? (слово «кружащиеся» объединяет признаки глагола и прилагательного).

  1. Формулировка темы. Целеполагание.

 Слайд 3 Владимир Иванович Даль так писал об этой части речи: …………….– это часть речи, причастная к глаголу в образе прилагательного.

  • Предположите, как может называться эта часть речи.
  • Итак, глагол или прилагательное?

Слайд 4 Допишем название нашей темы:

Глагол или прилагательное?

Причастие!

Сегодня на уроке нам предстоит сформировать представление о причастии, т.е. познакомиться с новой частью речи. Что нам для этого нужно сделать? (формулируем задачи) Слайд 5

  • Какую задачу уже решили? (определили морфологические признаки)
  • Что обозначает причастие?

3. Эксперимент.

Чтобы ответить на этот вопрос, проведем эксперимент. (используем воздушный шар). 

  • Разделите страницу на две части.
  • Запишите слова, которые характеризуют этот шар и отвечают на вопрос «Какой?» в первый столбик.

Шар начинает прыгать. Вновь как можно более точно опишите шар, записывая слова во второй столбик.

  • Когда появились слова во втором столбике? (шар начал прыгать, действовать)
  • Итак, что обозначает причастие? Обозначает ли признак? Какой признак? (признак предмета по действию) Слайд 6

4. Тематическая физминутка.

Сегодня у нас необычная физминутка. Как мы только что описывали этот воздушный шарик, так и я буду характеризовать вас по вашим действиям, а вы должны точно им соответствовать.

Для начала вы станете встающими, затем – потягивающимися, затем – поворачивающимися вправо, влево. Теперь – наклоняющимися вправо, влево. Теперь вы прыгающие, теперь – улыбающиеся, теперь – садящиеся.  

  1. Закрепление.

Закрепим полученные знания о причастии, составляя автобиографию этой части речи (приложение – 2). Работая в парах, составьте автобиографию причастия из предложения. Пары с первого ряда работают с первым предложением, со второго ряда – со вторым, с третьего – с третьим. (Слайд7)

Автобиография причастия

Я, причастие ____________________________,

обозначаю ___________________________________________________,

происхожу из семьи частей речи:______________ и _______________.

Мой отец, глагол, оставил мне в наследство свои признаки:

Я отвечаю на вопрос ___________________, я причастие_______________времени, ____________________вида,    ___________________ (возвратное или невозвратное?)

Мать, прилагательное, подарила мне вопрос_____________________,

свою синтаксическую роль ____________________________________, научила изменяться по родам, числам и падежам.

Вот сейчас я стою в форме_________________________ рода,

_________________________падежа, _______________________числа.

В предложении выполняю роль____________________________.

6. Выявление роли причастий в речи

  • Нужны ли причастия в речи?
  • Зачем, ведь у нас уже есть прилагательные и глаголы? (Слайд 8)

Чтобы ответить на этот вопрос, выполним следующее задание. Замените каждое словосочетание причастием. (устно). (Слайд 9).

  • Зачем нужны причастия в речи?

Они (причастия) служат для сокращения человеческого слова, заключая  в себе  

ИМЕНИ  и  ГЛАГОЛА  силу. (М.В. Ломоносов) (Слайд 10)

Сократим предложение с помощью причастия.

Жемчужные снежинки, которые падают на мою ладонь, превращаются в блестящие капельки. (Слайд 11, 12)

  • Может быть, не стоит сокращать фразы?

              Сравним два текста. Какой из них является более выразительным? Почему?

           Слайд 13,14

7.  Формулировка определения причастия

  • Вспомним цель и задачи урока. Слайд 15.
  • Все ли задачи решили?
  • С опорой на данную схему постройте определение причастия. Слайд 16.

Сравним наше определение с определением в учебнике (на стр. 164).

Итак, Причастие - это особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию, отвечает на вопрос какой? что делающий? что сделавший?, объединяет в себе свойства имени прилагательного

и глагола. Слайд 17

8. Домашнее задание.

Причастие – очень интересная часть речи! Ей посвящено множество лингвистических сказок, созданных детьми, вашими сверстниками.

Вот фрагмент одной из них.

В давние-давние времена на планете Языкознание в королевстве  Частиречи  произошло событие, имеющее королевское значение. У короля Глагола и королевы Прилагательного  родился  сын! Принца назвали Причастие.

Как и всякий ребенок, Причастие было похоже и на маму, и на папу.

В этой сказке причастие – принц. Слайд 18.

Но детская фантазия безгранична.

В детских сказках причастие становилось спящей красавицей, чудесным гибридом и даже кентавром! Слайды 19,20, 21

Дома вам тоже предстоит побывать в роли сказочников и сочинить сказку о происхождении причастия. Если это задание кажется сложным, вы можете выбрать альтернативное – упр.386 (Слайд 22)

9. Рефлексия.

Итак, сегодня мы сделали открытие, познакомились с новой частью речи. Все ли вы поняли или что-то осталось неясным?

На этот вопрос мы ответим, выполнив небольшой тест. (Слайды 23,24,25,26)

Взаимопроверка. Обсуждение результатов.

Приложение -1. На красных карточках:

Изменяется по родам, числам, падежам (танцующий –танцующие – танцующую и т.д.)

Отвечает на вопрос какой?(какая? какое? и т.д.).

В предложении является определением

Обозначает признак предмета

Имеет окончание прилагательного (ий, ый, ые,  ых, их, ую, юю и др.)

Изменяется по родам, числам, падежам (танцующий –танцующие – танцующую и т.д.)

Отвечает на вопрос какой?(какая? какое? и т.д.).

На желтых карточках:

Не изменяется по родам, числам и падежам.

Изменяется по временам: играющий ребенок (наст.вр.), игравший ребенок (прош.вр.)

Вид (совершенный и несовершенный) – бежавший ребенок (что делающий? - несов. вид), прибежавший ребенок (что сделавший? - сов. вид)

 

 В предложении является сказуемым

Имеет окончания глагола (ет, ит, ешь, ишь, ите, ете и др.)

Отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Отвечает на глагольные вопросы  что делающий? что сделавший?

Обозначает действие

 

Имеет возвратную форму (суффикс –ся: смеющиеся)

Приложение-2                   Автобиография причастия

Я, причастие ____________________________,

обозначаю ___________________________________________________,

происхожу из семьи частей речи:______________ и _______________.

Мой отец, глагол, оставил мне в наследство свои признаки:

Я отвечаю на вопрос ___________________, я причастие_______________времени, ____________________вида,    ___________________ (возвратное или невозвратное?)

Мать, прилагательное, подарила мне вопрос_____________________,

свою синтаксическую роль ____________________________________, научила изменяться по родам, числам и падежам.

Вот сейчас я стою в форме_________________________ рода,

_________________________падежа, _______________________числа.

В предложении выполняю роль____________________________.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка в 7 классе"Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных" с ЭОР.

Урок - введение нового материала и самостоятельной деятельности учащихся с использованием ЭОР (электронно-образовательных ресурсов)  пробуждает интерес к изучаемому предмету, способствует во...

Конспект урока русского языка в 7 классе "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени"

Конспект урока русского языка по учебнику Русский язык: учеб. для 7 класса общеобразоват. учреждений / [ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М. Шанский ]. – 30-е и...

Конспект урока русского языка в 7 классе ( Комплексная работа с текстом на уроке повторения по теме «Причастие» )

Тема урока: «Осень». Цель урока:  продолжить формирование и закрепление у учащихся навыков работы с текстом; повторить основные речеведческие понятия; закрепить навыки правописания одной «н»...

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС «Морфологические признаки причастия» (первый урок)

Тема урока предполагает расширение представлений учащихся о причастии как особой форме глагола и его морфологических признаках. На уроке учащиеся развивают умения формулировать определения понятий, ум...

Конспект урока русского языка "Повторение и обобщение. Причастие и деепричастие".(7 класс,русский язык)

Урок по теме "Причастие,деепричастие" проведен с целью поввторения и обобщения пройденного материала по данной теме.На уроке использованы различные формы организации учащихся, такие как самостоятельна...

Конспект урока русского языка в 7 классе "Правописание н-нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени" /Вкусный урок/

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС, сопровождается презентацией "Вкусный урок"....

Конспект урока русского языка для 7 класса "Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени"

Технологии: исследовательская, здоровьесберегающая, технология коллективного сотрудничества, технология личностно-ориентированного образования, компьютерная технология....