Урок -игра по теме "Лексика"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Яковлева Светлана Александровна

Данный урок в игровой форме поможет повторить материал по теме "Лексика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_teme_leksika.docx18.88 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-игра  по теме «Лексика»

Цель игры: повторить изученное по теме «Лексика», проверить знания и умения учащихся в области лексикологии

Оборудование урока: доска, проектор

Ход урока:

1.Организационный момент.

2. Введение в тему урока.

Слайд 1. Изображение теремка.

В чистом поле теремок.

Он не низок, не высок, не высок.

 Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в невысоком живёт?

Учитель: Ответ на этот вопрос можно найти, разгадав загадку: Не мёд, а ко всему липнут. (Слова)

Затем детям предлагается ответить на вопросы:

1.Как называется раздел русского языка, изучающий словарный состав русского языка?

2.Для чего служат слова?

3. Работа с текстом.

Следующее задание выполняется письменно: (Слайд 2 с текстом)

Возят почту корабли,

Самолёты, поезда,

Мчат во все концы земли:

В степи, горы, города.

Почту в дальние районы

Доставляют почтальоны.

Задания к тексту:

1.Объясните орфограммы и пунктограммы.

2. Найдите слова, которые служат для обозначения предметов, признаков, действий.

3. Определите лексическое значение слов почта и почтальон. С помощью толкового словаря выясните, однозначными или многозначными являются эти слова.

4. Повторение изученного материала.

Учитель: Угадайте, кто это с толстой сумкой на ремне бодро шагает по извилистой тропинке и вот-вот подойдёт к теремку? (Слайд 3. Изображение почтальона Печкина.)

А вот и знакомый нам почтальон Печкин! Давайте поможем ему разобрать и разнести корреспонденцию. Как вы понимаете значение данного слова?

Выяснив значение слова корреспонденция, класс вместе с учителем приступает к вручению писем адресатам. В процессе этой работы формулируются задания для учащихся.

 Учитель: Пакет предназначен для вручения словам, близким по значению. Что это за слова? (Синонимы)

На стук вышел один из братьев, проживающих в квартире № 1. Зовут его Смелый.

Задание 1.

Назовите имена остальных братьев. (Храбрый, Мужественный, Бесстрашный, Отважный.)

Вскрыл хозяин квартиры письмо и прочитал его вслух: «Дорогие синонимы, хотелись обойтись без вас, но вот что-то не получилось. Помогите нам»

Задание 2.

Отредактируйте текст, используя синонимы. (Слайд 4 с текстом.)

«После гибели Муму Герасим пошёл в родную деревню. Герасим шёл полями и лугами. Он шёл всю ночь. Он шёл и радостно глядел по сторонам, вдыхая запах родных полей. Когда он пришёл в родную деревню, то стал там прилежно работать».

Учитель:                                          Жильцов квартиры номер два

Застать сумели мы едва.

                                                          Они стояли у порога,

Уже готовые в дорогу.

Угадайте, кто они: один высокий, другой низкий, один толстый, другой тонкий. (Антонимы.)

Вскрыли братья квартиры письмо и обрадовались. Наконец пришла весточка от дорогого дедушки. Начали читать письмо – и чуть не заплакали от огорчения: половина письма – сплошное чернильное пятно. Видимо, во время долгих странствий попало письмо под дождь.

Задание 3.

Помогите братьям прочитать письмо. (Слайд 5 с текстом.)

«Дорогие внучата, я не люблю людей трусливых, жадных, ленивых, глупых, невежественных, безвольных. Я хочу, чтобы вы выросли людьми смелыми…»

Учитель: Окна квартиры № 3 распахнуты настежь. Весёлая песенка, которая льётся оттуда, поможет угадать вам, кто там живёт.

Мы – слова из русской речи, из родного языка.

Одинаково нас пишут, одинаково нас слышат.

Но важна не только внешность, ты до смысла доберись.

Наподобие начинки смысл запрятан в серединке.

Схожим лицам вопреки мы по смыслу далеки.

Омонимам  почтальон Печкин принес их любимый журнал «Мир».

Задание 4.

Пользуясь словарём, определите значение слова мир. Составьте предложения с этими омонимами.

Давайте заглянем в журнал, там много интересного.

Юмореска.

Это было давно. Путник тащился по пустыне шесть суток. Адски хотелось пить. Тои дело ему мерещился торчащий из песка водопроводный кран с прохладной, освежающей водой. Но увы! Это была то вытянувшаяся в стойку кобра, то вообще мираж. Тогда путник встал на колени и, воздев руки к небу, стал взывать к Всевышнему:

- О, Всемилостивейший! Умоляю, ниспошли мне сюда кран, кран, кран! Кран, кран, кран мне ниспошли, о, Всевышний!

И случилось чудо. Сверкнула молния, поднялся столб песка, а когда он рассеялся, несчастный увидел кран. Но, увы, кран был не водопроводный, а подъёмный.

Задание 5.

 Объясните, почему произошла ошибка. С какой целью используются омонимы в художественной литературе?  (Средство создания юмора)

Учитель: А под самой крышей находится мансарда. (Выясняется значение этого слова) Там идёт заседание Общества любителей образного слова. Собрались здесь необыкновенные слова, пламенные и нежные, ласковые и беспощадные, яркие и меткие, живые и вещие.

Эти слова умеют плакать и смеяться, приказывать, молить и заклинать, и, словно сердце, кровью обливаться, и равнодушно холодом дышать.

Что это за слова? ( Слова, использованные в переносном значении.) Для них почтальон Печкин принёс бандероль. (Определяется значение этого слова.) Она предназначена для любителей поэзии. Это сборник стихотворений. Давайте откроем его.

Задание 6.

 Найдите слова, использованные в переносном значении.( Слайд 6 с текстом)

Усталое солнце по небу гуляет.

Ленивая туча над лесом скучает.

На сонной берёзе щебечут синицы.

Спит ветер игривый средь поля пшеницы.

( А.Громова)

Полз состав. Он устал –

От гудка до хвоста.

Полз состав, полз, и стал,

И уснул у моста.

(В.Левин)

Задание 7 (письменно, на выбор)

1.Составьте словосочетания, используя в прямом и переносном значениях слова: горький, тяжёлый, холодный, злой, печальный, дышит.

2. Напишите сочинение-миниатюру на одну из тем: «Гулял по лесу ветер», «Бежал весёлый ручеёк», «Пришла волшебница-зима».

5. Домашнее задание.

Учитель: Опустела сумка почтальона Печкина. Давайте её снова заполним. Пишут письма обитатели теремка, пишите и вы жильцам теремка. Это ваше домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра "Своя Игра"

Урок-игра "Своя Игра", 10 классЭлемент внеурочного мероприятия, используем на уроках-викторинах....

Урок-игра "Олимпийские игры", 6 класс

Урок на действия с дробями....

Урок - игра "Своя игра: Нервная система и анализаторы"

Урок направлен на повторение и закрепление знаний по темам «Нервная система» и «Анализаторы. Органы чувств».  При обучении классов, в которых биология не является профильной дисциплиной, во...

Играем всерьёз. Урок-игра "Путешествие в страну Русского языка"

Заключительный урок русского языка в 5 классе...

Урок-игра. Размещение предприятий на территории Кубани. интегрированный урок - деловая игра по технологии и экологии в 8 классе

деловая игра,  интегрированный урок .Проводится в групповом в сочетании с индивидуальной деятельностью учащихся. Обобщает знания учащихся полученные на предыдущих уроках технологии, географии.Фор...

Обобщающий урок по теме "Общий обзор природы России" (Урок - игра "Своя игра ") 8 класс

Цель урока: Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по теме....

Урок- игра по истории, 10 класс. Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»

Урок- игра по истории, 10 класс.Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»...