Урок по теме «Письмо. Официальное. Личное»
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Бажан Светлана Михайловна

Тема: Письмо. Официальное. Личное

 

Цель: познакомить учащихся с особенностями эпистолярного жанра.

Задачи:

расширение знаний о речевых жанрах;

углубление знаний об эпистолярном жанре;

обогащение словарного запаса;

овладение приемами языкового анализа и синтеза;

воспитание  любви к родному языку, привитие интереса к его познанию;

воспитание эстетического отношения к слову;

воспитание творческой личности;

воспитание  патриотизма.

 

Оборудование:

раздаточный материал (карточки с текстом);

репродукция картины;

тетради.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_-_pismo.doc334 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №6 станицы Андрюки муниципального образования Мостовский район

Методическая разработка урока по теме

«Письмо. Официальное. Личное»

( 6 класс)

Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №6 Бажан С.М.

2008 уч. год

Тема: Письмо. Официальное. Личное

Цель: познакомить учащихся с особенностями эпистолярного жанра.

Задачи:

расширение знаний о речевых жанрах;

углубление знаний об эпистолярном жанре;

обогащение словарного запаса;

овладение приемами языкового анализа и синтеза;

воспитание  любви к родному языку, привитие интереса к его познанию;

воспитание эстетического отношения к слову;

воспитание творческой личности;

воспитание  патриотизма.

Оборудование:

раздаточный материал (карточки с текстом);

репродукция картины;

тетради.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Опрос.

Учитель:

– Дайте определение слову «эпистолярный».

Ученик:

– Эпистолярный произошло от греческого слова «эпистола» – письмо, послание.

Учитель:

– Какими бывают письма?

Ученик:

– Письма бывают официальные (деловые), дружеские, поздравительные, письма в газету.

Учитель:

– Для чего нам нужны письма?

Ученик:

– В письмах мы советуем, утешаем, убеждаем, спорим, рассказываем о своих делах, делимся мыслями, чувствами, переживаниями.

Учитель:

– Совершенно верно. Еще письма могут содержать какую-то информацию.

III. Работа по теме урока.

1.Слово учителя.

Наверное, нет в мире человека, которому не приходилось бы писать писем, тем самым мы и обращаемся к эпистолярному жанру.

Письмо отражает внутренний мир пишущего, мельчайшие душевные движения автора. Но не все умеют писать интересные письма. В одном письме поэта Константина Симонова читаем:

Письма пишут разные –

Слезные, болезные,

Иногда прекрасные,

Чаще бесполезные.

Очень многие писатели используют жанр письма в своих произведениях. Например, встречается он в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор», в рассказах О.Ф. Бергольц «Лучший друг», А.П.Чехова «Ванька Жуков». Есть и другие произведения, в которых можно найти письма героев: «Евгений Онегин» А.С.Пушкина, «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского, «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова. С ними познакомимся при изучении этих произведений. А сегодня мы совершим путешествие в историю создания жанра, проанализируем некоторые образцы писем, создадим собственные.

2.Сообщение об истории жанра.

Словечком “эпистолярный” мы обязаны грекам. Они же подарили миру и первого классика жанра, афинянина Эпикура. Письма несут богатейшую информацию, они, непосредственные и неподкупные свидетели, воскрешают ушедшие эпохи, их нравы, вкусы и устремления, они мимоходом запечатлевают как мельчайшие бытовые подробности, так и события исторического масштаба, но все-таки, прежде всего и ярче всего они повествуют о душе человеческой. О драмах, которые разыгрываются в ней. Письма вообще чрезвычайно живучий жанр.

3.Словарная работа.

На доске записаны слова:

адресат;

адресант;

эпистолярная форма.

Объясните значение этих слов.

Учитель:

– Совершенно верно. Адресат – получатель, адресант – отправитель, а важнейшие функции письма – коммуникативная и информационная (деловая и неделовая информация). То есть письмо может быть личным или официальным.

4.Слово учителя.

В разных по типу и назначению письмах выделяются одинаковые части. В своё время А.П.Чехов отмечал, что «письмо вставляет автора в рамки – это главное». Рамки формальные: начало письма – обращение к адресату, конец письма – прощание с ним, дата написания письма, место письма… Рамки содержательные – разнотемье письма, стилистическая подвижность, лёгкость перехода с предмета на предмет независимо от его значимости.

5.Письменная работа.

Совместно с учителем составляются правила, которых обязан придерживаться всякий культурный человек. Например:

  1. Ответить на полученное письмо нужно как можно быстрее. Не позднее чем через три-пять дней после получения.
  2. Бумага для письма должна быть абсолютно чистой, аккуратно обрезанной. Само собой разумеется, что в письме не должно быть помарок и клякс, почерк должен быть разборчивым…
  3. Письма надо начинать с обращения: «Здравствуй…», «Добрый день…», «Дорогой….», «Милый…».
  4. Близкому человеку можно писать в тех выражениях, в каких ты привык с ним говорить. Человеку малознакомому пиши сдержанно.
  5. В правом верхнем углу письма  непременно поставь дату написания.
  6. Закончи письмо пожеланием здоровья, успехов или выражениями: « Счастливо!», «Всего доброго» и т.д.
  7. Обязательно поставь подпись.
  8. Если ты случайно забыл написать о чем-то, можешь добавить это уже после подписи, поставив две латинские буквы P. S. , что означает : «после написанного».
  9. Никогда не употребляй шаблонных,  безвкусных выражений: «Лети с приветом – вернись с ответом», «Жду ответа, как соловей лета», « Найдешь ошибку – прими за улыбку».

6.Письменная работа.

Сравните отрывки из писем, укажите тип и его признаки (личное, официальное).

                                                        Уважаемый Денис Иванович!

           В ответ на Ваш запрос от 04.02.05 г. сообщаем, что согласно Вашей просьбе мы направили Вам 30.01.05г. всю необходимую учебно-методическую литературу по адресу, указанному в Вашем письме.

Учебный центр заочного обучения ТГУ.

Дорогие мои, я спешу вам сообщить, что скоро уезжаю в учебку, в разведчасть, учиться на командира отделения. Из всего батальона нас всего четверых туда взяли… Как у вас дела? Я очень соскучился по вас. Каждое утро, просыпаясь, думаю, что я дома, но открываю глаза – оказывается, в армии…

Отрывок из письма Ивана Сватко, погибшего 26 мая 2001 года в Чечне.

7.Работа с иллюстративным материалом.

На доске репродукция картины А.И.Лактионова «Письмо с фронта».

Внимательно рассмотрите её. Ответьте на вопросы:

– В какое время получено письмо?

– Кто его читает?

– Какие эмоции отражены на лицах слушателей?

Таким образом, к жанру письма обращается не только литература.

8.Самостоятельная работа.

Представьте, что вы находитесь на необитаемом острове. У вас есть возможность отправить весточку родным и близким. Каким будет это письмо? (Личное). Напишите письмо в тетрадь.

Выборочная проверка написанных текстов.

9.Слово учителя.

Особое место занимает эпистолярный жанр публицистики (письма, адресованные в редакцию). Внимание журналистов привлекают, прежде всего, письма, в которых поднимаются вопросы и проблемы, представляющие общественный интерес.

Пишут в газету и ваши ровесники. Вот несколько отрывков из писем ребят, отправленных в редакцию православного журнала для детей «Свечечка».

Здравствуй, дорогая «Свечечка»!

Поздравляем дорогую редакцию и всех читателей с праздником Рождества Христова! Мы очень любим ваш журнал и решили рассказать вам, как прошел праздник Рождества в нашем храме... Служба на праздник была ночью. Пришло много людей с детьми. Малышей к помазанию приносили сонными, а к Причастию они уже шли сами...

Малиновская Вероника...

Здравствуйте, отец Николай и редакция газеты «Свечечка»!

Пишет вам Гудкова Алина. Мне 13 лет. Через «Свечечку» я познакомилась с девочкой. Сейчас мы переписываемся. Скоро праздник Рождества Христова. Я очень люблю этот праздник. Праздник Рождества приносит на землю добро, милосердие, нет зла и ненависти. Я очень люблю чудесную Рождественскую ночь, потому что в эту ночь сбываются все  желания, происходят чудеса. Поздравляю всех людей с Рождеством!..

IV. Подведение итогов.

Сегодня мы с вами обращались к личным и официальным письмам. Узнали основные функции – коммуникативную и информационную, выделили одинаковые части в разных по тину и назначению письмах.

V. Задание на дом.

Написать на выбор: «Письмо Президенту», «Письмо другу. Однажды со мной случилось…», «Письмо моей семье», «Хочу рассказать тебе о своем родном крае», «Письмо солдату», «Письмо ветерану».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План урока по теме "Письма Санта Клаусу"

Урок был проведён в 3а классе. УМК Enjoy English....

Презентация к уроку по теме "Письмо" "Мне важно всё, что ты пишешь..."

Презентация сопровождает урок на краеведческом материале...

Обобщающий урок по теме "Письмо" "Общение на расстоянии"

Создавая тексты эпистолярного жанра, нужно знать, что писать, для чего писать и как писать....

Приложение к уроку по теме "Письмо" "Общение на расстоянии"

Данное письмо с фронта возможно заменить краеведческими материалами Вашей местности...

Урок по теме "Письмо Шерил" Enjoy English 6 класс.

Методическая разработка урока с презентацией и тестом hot potatoes....

презентация к уроку по теме "Правописание безударных личных окончаний 1 и 2 спряжения"

презентация к уроку по теме "Правописание безударных личных окончаний 1 и 2 спряжения"Конспект урока русского языка в 5 классепо теме «Безударные личные окончания глаголов»Тема: Правописание личных бе...

Урок по теме "Правописание безударных личных окончаний глаголов"

Разработка урока на тему "Правописание безударных личных окончаний глаголов"...