«Буквы И, Ы после Ц» Конспект урока
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Горбылева Татьяна Ивановна

Предлагается конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы И,Ы после Ц" по

учебнику «Русский язык. 6 класс» авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Л.Ю.Комиссарова, И.В.Текучева, программа "2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Правописание И/Ы после Ц28.09 КБ

Предварительный просмотр:

  Русский язык 6 класс

Горбылева Татьяна Ивановна учитель русского языка и литературы ГБОУ гимназии №524

Программа «2100»

Использование технологий: технология проблемного диалога, групповые технологии, информационно-компьютерные технологии

Тема: «Буквы И, Ы после Ц»

Цели урока:

      1. Метапредметные:

•        Познавательные: продолжить учиться искать информацию, формулировать проблему, учиться методам аналитической работы: сравнение, наблюдение, выдвижение гипотез, умение делать выводы

•        Регулятивные: продолжить вырабатывать умение действовать по определенному алгоритму при применении орфографического правила, умение ориентироваться в информации, полученной на уроке, умение проверять свои предположения, обращаясь к учебнику, умение оценивать свой результат

•        Коммуникативные: работа в парах, учебное сотрудничество, взаимодействие во время диалога, свобода выражения своих мыслей;

2.Предметные:

 - научиться видеть орфограмму в словах, т.е. находить ее по                              опознавательным признакам;

- научиться правильно писать слова с этой орфограммой;

- научиться графически объяснять выбор написания;

3.Личностные:

     -  осознавать роль слова в формировании и выражении мыслей и чувств

Тип урока: урок открытия нового знания

Средства обучения: Информационные технологии:

MS Word, MS PowerPoint, интернет браузеры,

Мультимедийный проектор, колонки, экран, учебник «Русский язык. 6 класс» авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Л.Ю.Комиссарова, И.В.Текучева.

Ход урока:

На экране изображение цыпленка, учитель предлагает учащимся подумать, почему урок русского языка начинается с этого слайда, учащиеся поднимают руки, но учитель

предлагает им запомнить их гипотезу, обещая проверить ее в конце урока.

1 этап урока (формулируем тему и цели урока)

Учитель диктует слова, 2 ученика записывают их на доске, остальные учащиеся в тетрадях: ножницы, цифра, полиция, синицын.

Учитель показывает слайд, говоря о том, что именно такое написание этих слов предлагает словарь современного русского языка. Учащиеся проверяют правильность записи на доске, если допущены ошибки, учитель спрашивает:

-Как вы думаете, почему ваши товарищи допустили ошибки? Видимо, мы чего-то не знаем? Далее учащимся предлагается сформулировать тему урока:

- Посмотрите на эти слова, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (Правописание гласных после Ц). Это и есть тема нашего урока. (Учащиеся записывают ее в тетради)

Если же учащиеся, вызванные к доске, не допускают ошибок в данных словах, учитель хвалит их и просит, внимательно посмотрев на предложенные слова, определить, можем ли мы объяснить, почему мы выбрали именно такое написание, и не допустить ошибку в правописании других аналогичных слов. Когда учащиеся убедились, что они не знают какое-то правило, учитель предлагает им сформулировать тему урока:

- Посмотрите на эти слова, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (Правописание гласных после Ц). Это и есть тема нашего урока. (Учащиеся записывают ее в тетради)

- Теперь давайте сформулируем цели нашего урока: чему мы должны научиться, изучая эту орфограмму? (Видеть орфограмму в словах, т. е. находить ее по опознавательным признакам; правильно писать слова с этой орфограммой; графически объяснять выбор написания) Сформулировать цели урока учащимся помогает следующий слайд.

Цели урока:

Научиться находить

Научиться писать

Научиться объяснять

2 этап урока (выдвижение рабочих гипотез и составление плана решения проблемы)

Итак, какой же вопрос мы должны решить на этом уроке? (Как выбрать, что писать после Ц – И или Ы?) Какие у вас будут гипотезы? Давайте попробуем предположить.

Ученики выдвигают гипотезы, которые учитель фиксирует на доске.

- А теперь давайте попробуем вместе составить план решения этой проблемы. Основным методом нашего исследования будет метод наблюдений. (Учитель показывает следующий слайд).

ЦИРК

АКАЦИЯ

ПТИЦЫН

СЕСТРИЦЫН

ПТИЦЫ

БЕЛОЛИЦЫЙ

- Прочитайте про себя эти слова, если нужно, тихонечко произнесите их. Какой звук мы слышим после Ц?

- По какому признаку сгруппированы слова?

Учитель показывает следующий слайд:

Корень

Суффикс

Окончание

ЦИРК

АКАЦИЯ

ПТИЦЫН

СЕСТРИЦЫН

ПТИЦЫ

БЕЛОЛИЦЫЙ

- Кто оказался прав? Можем ли мы сделать вывод: когда после Ц нужно писать И, а когда Ы? Где мы можем проверить наши предположения? А где можно узнать, правильно ли мы сформулировали правило? Конечно, в учебнике. Откройте страницу34. Молча самостоятельно читаем правило, проверяем, верно ли мы его сформулировали.

- В чем мы были правы? (В корне звук Ы обозначается буквой И, а в суффиксе и в окончании звук  Ы обозначается буквой Ы.

- О чем мы не могли догадаться? (Об исключениях).

- А теперь закрыли учебник. Какую проблему мы сегодня решаем? Кто помнит?  Какие у нас были гипотезы? Они оправдались? (Учитель стирает с доски гипотезы, которые не нашли подтверждения)

- А теперь тихонечко расскажите друг другу это правило.

- Поднимите руки, кто не допустил ошибки? (Затем 1-2 учащимся предлагаем ответить правило вслух).

- Итак, теперь мы знаем это правило. Сможем ли мы находить в тексте слова на это правило? А применять это правило? А верно написать слова, где после Ц встречается звук Ы? Тогда давайте попробуем выполнить по заданию упражнение 74 на странице 35.

3 этап урока (применение полученных знаний)

(Работаем устно, выполняем первые 2 строчки,  далее ищем только словосочетания с исключениями),

- Ребята, среди слов с этой орфограммой очень часто мы можем встретить трудные, непонятные нам слова. Вот и в упражнении 75 некоторые слова помечены звездочкой, что это значит? (Разъяснение этих слов дается в толковом словаре).

Разделившись по колонкам, ищем эти слова в словаре и читаем их толкование.

 Далее учащиеся записывают 10 первых словосочетаний из упражнения 75 .

Затем шестиклассники проверяют правильность записей по следующему слайду и устно комментируют правописание слов с изученной орфограммой.

Бледнолицый юноша, знакомые инициалы, книга с иллюстрациями, выращивать цикорий, тёплая цигейка, цирковой аттракцион, современные танцы, белая акация, прием пациентов, песни цыган, цыплячий пух.

После этого учащимся предлагается закрыть учебники и ответить на следующие вопросы:

- Что является опознавательным признаком этой орфограммы?

- Какая буква пишется после Ц в суффиксах существительных?

- В какой части слова должно располагаться ЦЫ, чтобы мы могли написать букву И.

- Назовите случаи , когда в слове всегда будет писаться Ы.

- В какой части слова будет расположено ЦЫ , если мы знаем, что звуки и буквы в нем совпадают?

- ТЕПЕРЬ ЗАДАЙТЕ САМИ СЕБЕ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

- Что вы должны будете выучить, повторите правило.

- Каким значком в учебнике помечено домашнее упражнение? Какое это упражнение (78)

Отметьте себе домашнее задание, вдруг у кого-то не откроется электронный дневник.

Дополнительно для желающих: составить кроссворд со словами на изучаемое правило.

Написать грамматическое стихотворение, вот как с этим заданием справился поэт:

Цыпленок в цирке выступал

Играл он на цимбалах,

На мотоцикле разъезжал,

И цифр он знал немало.

Он из цилиндра доставал

Морковь и огурцы

И только одного не знал,

Где пишут ЦЫ, где ЦИ.

Цыган цыпленка увидал,

Заиграл на скрипочке,

А цыпленок услыхал-

Станцевал на цыпочках.

Цыц, ребята, не шуметь,

А то цыган собьется,

Перестанет скрипка петь,

Наш урок сорвется.

Прозвучал для вас, ребята,

Наш урок про ЦЫ и ЦИ.

Кто не понял, те цыплята,

Кто запомнил, молодцы!

-Вспомните ваши гипотезы, которые вы выдвинули в начале урока по поводу появления цыпленка на уроке русского языка. Где цыплята? (на экране) А где молодцы? (в классе) Чья гипотеза оправдалась?

- Итак, мы научились видеть эту орфограмму, научились применять ее, а теперь работаем самостоятельно, выполняем упражнение 76. Если сомневаетесь, смотрите правило, тихонечко советуйтесь с соседом, в случае серьезного затруднения спрашивайте у меня.

 4 этап урока (самооценка)

Учащиеся оценивают свою работу над упражнением 76 по следующему плану:

1.        Какая задача стояла?

2.        Ты справился полностью?

3.        Самостоятельно или с помощью других?

4.        Какие ошибки допустил (если они есть)?

5.        Как оцениваешь свой результат?

Можно последнее упражнение заменить на петербургский текст, поискать значение слов в различных словарях и т.д., правда в 45 минут это уже не уложится


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 5-ом классе "Буквы Ы-И после Ц"

Конспект открытого урока порусскому языку с применением игровых технологий и технологии уровневой дифференциации....

Конспект урока русского языка в 7 классе "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени"

Конспект урока русского языка по учебнику Русский язык: учеб. для 7 класса общеобразоват. учреждений / [ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М. Шанский ]. – 30-е и...

Конспект урока русского языка Тема: «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.»

Цели урока.Образовательная:научить детей грамотному письму слов с данной орфограммой, умению видеть ее в тексте и слышать;Развивающая: развивать орфографическую зоркость, творческие способности детей:...

Конспект урока по теме:"Буквы Ы-И после Ц"

Урок разработан для учащихся 5 класса...

Конспект урока по теме "буквы О-Ё после шипящих"

Урок по теме "Буквы О-Ё после шипящих " представляет собой урок повторения и знакомства с новым материалом на основе уже изученного материала.Постороен в виде путешествия, с применением современных пе...

План-конспект урока русского языка в 6-ом классе по теме "Буквы ы-и в корне после приставок".

ЦЕЛЬ урока: 1) познакомить уч-ся с условиями выбора и написания букв Ы и И после приставок;  учить находить данную орфограмму в словах и правильно писать буквы Ы и И после приставок; уметь ...