статья на Республиканскую научно-практическую конференцию учителей-филологов
статья по русскому языку на тему

 Доклад на тему "Учебный проект как эффективная форма формирования личностных качеств учащихся на основе базовых национальных ценностей при изучении языков и литератур"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konferentsiya.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

                                                              Ляховая Людмила Федоровна

                                                                       МКОУ «Кизлярская

                                                                       гимназия № 1

                                                                       им. М.В. Ломоносова»

                                                                       учитель русского языка

                                                                       и литературы высшей

                                                                       категории

Учебный проект как эффективная форма формирования личностных качеств учащихся на основе базовых национальных ценностей при изучении языков и литератур.

                                                               Два мира есть у человека:

                                                               Один, который нас творил,

                                                               Другой, который мы до века

                                                               Творим по мере наших сил.

                                                                                  Н. Заболоцкий

     XXI век – время коренных изменений в системе образования. К.Роджер справедливо отметил: «Школа должна превратиться из супермаркета, где раздаются «замороженные идеи», в место, где можно искать и самостоятельно находить новые знания».

     На современном этапе образовательная политика основывается на Федеральном государственном образовательном стандарте. Одним из требований результатов освоения основных образовательных программ являются личностные результаты, т.е. становление личностных характеристик выпускника:

     - любящий свою Родину, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

     - активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;

     - умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;

    - социально активный, уважающий закон, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями.

     . Как известно, в основе стандартов лежит системно-деятельностный подход, исходящий из положения о том, что личное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером их учебной деятельности, которая является условием развития у ребенка  познавательных процессов. Чтобы ребенок всесторонне развивался, нужно организовать его деятельность. При пассивном восприятии учебного материала развития не происходит. 

     Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске – одна из основных практических задач современного образования.

     Оценивание уровня сформированности ключевых компетентностей

на уроках гуманитарного цикла возможно в процессе выполнения школьниками особого вида учебных заданий – проектных работ, приобретающих характер проблемно-поисковой деятельности.

     Практика показывает, что использование элементов проблемных, поисковых, исследовательских, эвристических методов обучения делает процесс обучения более продуктивным.  Здесь уместно вспомнить слова А. Дистерверга: «Развитие и образование ни одному не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением».

     Особая роль в достижении целей образования принадлежит проектной технологии, т.к. она оказывает влияние на все сферы жизнедеятельности человека, особенно на информационную деятельность, к которой относится обучение. Метод проектов способствует развитию наблюдательности и стремлению находить ответы на возникающие вопросы, проверять правильность своих ответов на основе анализа информации, при проведении экспериментов и исследований.

     Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:

     - самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников;

     - пользуются приобретенными знаниями для решения познавательных и  практических задач;

     - приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

     - развивают исследовательские умения;

     - развивают системное мышление.

     Для успешной организации учебного проекта необходимо тщательно продумывать формы уроков. Здесь в арсенале могут быть разнообразные формы: урок – творческий отчет, урок – защита идей, урок «Мой герой», урок открытых мыслей, урок – защита диссертации, урок - конференция, урок – круглый стол и другие.          

     В чем заключается стратегия учебного проекта?

     На первом этапе – погружение в проект – учитель должен пробудить у учеников интерес к теме проекта. В результате работы над проблемой учитель вместе с учащимися определяет цель и задачи проекта – поиск способов решения проблемы проекта.

     На втором этапе учитель организует школьников в группы, определяя цели и задачи каждой из них. При этом необходимо учитывать характер задания, используя индивидуальный подход. В этом проявляется личностно-ориентированный аспект проектной деятельности.

     Третий этап – осуществление деятельности. Именно на этом этапе обучающиеся проявляют наибольшую самостоятельность в поиске информации по теме.

     Четвертый этап - презентация проекта – одна из целей проектной деятельности.

      В образовательной практике необязательно добиваться того, чтобы каждый ребенок все открывал сам. Учитель должен быть не сторонним наблюдателем, время от времени подкидывающим идеи для их реализации, а мудрым советчиком, помощником, указывающим верное решение. Тогда в учебный проект будут вовлечены не только сильные учащиеся, но и дети со слабой мотивацией обучения.

     Задача учителя состоит в том, чтобы научить учеников видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, делать выводы, структурировать материал, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи.

Например, можно оценить ключевые компетентности во время

реализации проекта учащимися 11 класса:

  1. Формулирование проблемы: «Как человек, находящийся так близко к Абсолютному Добру мог совершить Абсолютное Зло?» (по рассказу Л.Андреева «Иуда Искариот»).
  2. Отбор материала:

- задачи историков: рассмотрение библейских сюжетов об Иуде и его предательстве;

-литераторы: библейские сюжеты в произведениях русских классиков: Пушкина, Лермонтова, Л.Толстого, Ф.Достоевского, М.Булгакова, А.Блока;

- искусствоведы: предательство Иисуса в изображении живописцев;

- аналитики: сравнение библейских сюжетов;

- эксперты: оценивание предоставленного материала.

     3. Завершение: отчет отдельных групп (презентация, общие выводы, оформленные документально, конференция, круглый стол).

     

     В целях формирования национального самосознания, чувства любви к своему народу, своей литературе учащиеся 11 класса реализовали учебный проект по литературе Дагестана, посвященный  100-летию со дня рождения татского писателя Хизгила Авшалумова: «И правду хорошо говорить шуткой» Предварительно класс был поделен на 4 группы по темам исследования:

1)биографы

2) литературоведы

3) эксперты

4) актерского мастерства.

В задачу биографов входило исследование жизни и творчества писателя на основе материалов газет, автобиографии, воспоминаний доктора филологических наук Л.Х. Авшалумовой об отце.

Литературоведы представили проект о приемах комического: перенесение, парадокс, несоответствие, возвышение низкого, снижение высокого.

Однако только знать о тех или иных приемах недостаточно. Нужно научиться видеть их в тексте. Это была задача экспертов, которые на примерах из юмористических рассказов Х.Авшалумова показали природу комического в художественном произведении. Их исследования шли по нескольким направлениям:

- заглавие как ключ к душе героя;

- лаконизм, насыщенность портрета, образа;

- контраст – сопоставление героя с другими действующими лицами, чтобы оттенить его характер;

- речевая самохарактеристика как фон, отражающий мировоззрение героя;

- фразеологизмы, пословицы.

     Группа актерского мастерства инсценировала рассказ «Невеста с сюрпризом»

     Суть инициативы учебного проекта состоит в том, каким образом

организовать учебный процесс, чтобы не просто выработать у учеников

навыки работы над проектом, а также умения проведения исследований, но и

решить более глубокую задачу формирования ключевых компетентностей,

наличие которых необходимо для продолжения образования, успешной

деятельности в различных сферах производства.

 

     В заключение следует отметить, что проектное и личностно-

ориентированное обучение - хорошая альтернатива классно-урочной системе,

это способ выйти за пределы урока с вопросами, это выход на олимпиады,

научные конференции для учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на Республиканской научно-практической конференции "Здоровьесберегающее образование:опыт, проблемы, перспективы развития"по реализации проекта "Спортивная суббота в школе"

Доклад "Реализация проекта " Спортивная суббота на базе МОУ "Акчеевская СОШ " (Республиканская научно-практическая конференция)...

Доклад на республиканской научно-практической конференции.

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы....

IV Республиканская научно-практическая конференция для студентов и школьников «Их имена составили славу России»

3-4 марта 2015г. в городе Елабуга Республики Татарстан состоялась IV Республиканская научно-практическая конференция для студентов и школьников «Их имена составили славу России», посвященная Году лите...

Выступление на Республиканской научно-практической конференции "Совершенствование педагогических технологий путем внедрения инноваций в сферу дополнительного образования детей художественной направленности" на тему:"Развитие художественно-творческих спос

Доклад     представляет систему работы, направленную на формирование творческих способностей детей дошкольного возраста на основе изучения и освоения различных техник рисовани...

Статья «По страницам школьных учебников» (из книги по материалам республиканской научно-практической конференции «Современная школа. Внедрение ФГОС. Опыт. Проблемы. Перспективы»).

Статья «По страницам школьных учебников» (из книги по материалам республиканской научно-практической конференции «Современная школа. Внедрение ФГОС. Опыт. Проблемы. Перспективы»...

Публикация статьи в сборнике III республиканской научно-практической конференции «Одаренные дети в системе общего образования: проблемы, перспективы, развитие», 2016 год

Каждый ребенок от рождения обладает  неповторимым набором  особых качеств - природными задатками.   В тесном сотрудничестве родителей, педагога и,  конечно же, самого ребенка ...

Публикация статьи в сборнике I Поволжской (VI республиканской)научно-практической конференции «Одаренные дети в системе общего образования: проблемы, перспективы, развитие»

ОТ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ – К МЫСЛИТЕЛЬНЫМ НАВЫКАМ           Исследовательский проект  как элемент творчества учащихся сегодня часто рассматриваетс...