Дидактический материал по русскому языку 7 класс
учебно-методический материал по русскому языку (7 класс) на тему

Воронкевич Елена Николаевна

Дидактический материал включает в себя тесты, контрольные работы, диктанты, зачеты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Контрольный диктант №5 по теме «Предлог»

       Несмотря на начало сентября, было по-летнему жарко. Чай накрыли в гостиной, выходившей распахнутыми настежь окнами в еще не убранный от опавших листьев сад.

       В помещении вдоль стен стояла полированная старинная мебель, обитая бордовым плюшем. Благодаря ажурным накидкам и белоснежной домотканой скатерти, расшитой причудливым орнаментом, комната выглядела по-праздничному торжественной. Золоченая и посеребренная посуда была начищена до блеска, а посередине стола возвышался, отражая солнечные лучи, кувшин в виде цветка. Вокруг него были расставлены невысокие, но изящные бокалы из граненого хрусталя.

         В течение часа разговор не смолкал. Говорили в основном насчет поездки, которая вопреки опасениям, закончилась благополучно. В заключение чаепития кто-то из присутствующих, развеселившись, предложил осмотреть живописное озеро, разлившееся вследствие недавно прошедших дождей.

(По И.В. Сорокиной)



Предварительный просмотр:

Зачет по русскому языку по теме «Причастие».

Вариант 2.

Теоретическая часть:

1.  К суффиксам действительных причастий прошедшего времени относятся:

а)  -ом-, -ащ-;    б) –вш-, -ш-;      в) –ящ-, -ющ;  г) –нн-, -т-;

2.  К суффиксам страдательных причастий настоящего времени относятся:

а) –вш-, -енн-, -ш-;    б) –енн-, -нн-, -т-;    в) –ем-, -ом-, -им-; г) –ащ-, -ущ-, -ющ-;

3. Какие морфологические признаки имеет причастие:

а) род, число;      б) время, спряжение;  в) лицо, возвратность

4. Какую синтаксическую роль выполняет причастие в предложении:

а) только определение   б) только сказуемое в) определение и сказуемое г) обстоятельство и сказуемое

5. Расскажите правило правописания н и нн в причастиях. Приведите примеры.

Практическая часть:

1. В каком случае пишется суффикс –ющ-?

а) бор..щийся за первенство; б) кле..щаяся бумага; в) клокоч..щий океан; г) стро..щийся стадион;

2. В каком случае пишется е?

а) зате..вший спор;    б) сдерж..нный шепот; в) наде..вшийся на удачу; г) закле..нный конверт;

3. В каких случаях надо писать н?

а) собра..ый урожай; б) некоше..ый луг;      в) деревья подреза..ы;       г) заплете..ая коса;

4. В каком случае не пишется слитно?

а) еще (не) обжитый край; б) (не) погасший костер; в) ничем (не) нарушаемая тишина; г) трава (не) скошена;

5. В каком предложение неправильно расставлены знаки препинания?

а) Морозец ударивший ночью, сразу все преобразил.

б) Еще не сбросившие своих уборов леса радовали глаз темно-багровыми пятнами.

в) Листва, убитая морозом, текла с неподвижных веток.

г) Очень красивы клены, одетые в багряную листву, и желтые березки.

6. Найди причастие, строение которого соответствует схеме:  корень+ суффикс+ окончание?

а) услышанный рассказ; б) отправленное письмо; в) разгоревшийся костер; г) затраченное время;

7. Укажите, в каком предложение допущена пунктуационная ошибка.

а) С серого насупившегося неба посыпались крупинки первого снега.

б) Он всегда слушал с приятной улыбкой гостей, приезжавших к нему.

в) Тени съежились, листва, обмытая росой, радовавшая глаз яркостью теперь потускнела.

г) В дымящихся лапах кедровника медленно таяло ленивое солнце.

8. В каком причастие на месте пропуска пишется нн?

а) груже..ые вагоны; б) сундуки с наклее..ыми  бумажками ; в) выраще...о детьми; г) поле пересече..о оврагами;

9. В каком случае не пишется раздельно?

а) (не) замеченный противником; б)  (не) обозначенная дорога; в) (не) украшенная ель.



Предварительный просмотр:

Зачет по русскому языку по теме «Причастие».

Вариант 1.

Теоретическая часть:

1.  К суффиксам действительных причастий настоящего времени относятся:

а) –ущ-, -ом-, -ащ-;    б) –вш-, -енн-, -ющ-;       в) –ящ-, -ющ-, -ащ-;

2.  К суффиксам страдательных причастий прошедшего времени относятся:

а) –вш-, -енн-, -ш-;    б) –енн-, -нн-, -т-;             в) –ем-, -ом-, -нн-;

3. Какие морфологические признаки имеет причастие:

а) возвратность, вид;      б) время, спряжение;  в) залог, лицо

4. Какую синтаксическую роль выполняет причастие в предложении:

а) только определение   б) только сказуемое в) определение и сказуемое г) обстоятельство и сказуемое

5. Расскажите правило правописания не с причастиями. Приведите примеры.

Практическая часть:

1. В каком случае пишется суффикс –ущ-?

а) хвал..щийся успехами; б) хлопоч..щий о детях; в) дыш..щий в трубку; г) держ..щий знамя;

2. В каком случае пишется е?

а) слыш..вший разговор; б) насто..нный чай; в) наде..вшийся на удачу; г) замеч..нная опечатка;

3. В каких случаях надо писать нн?

а) плете..ая из веток корзина; б) трава скоше..а; в) некраше..ый стол; г) разброса..ые вещи;

4. В каких случаях не пишется раздельно?

а) (не) просохшая земля; б) картина (не) окончена; в) (не) усиливающийся, а затихающий ветер; г) (не) крашенный забор;

5. В каком предложение неправильно расставлены знаки препинания?

а) В небе затянутом дымкой, солнце висело, как багровый паук на седой паутине.

б) В чащах дрожали берёзы, обсыпанные сусальной позолотой, и осинки.

в) Город, растрепанный бурей, выглядел косматым и темным.

г) Листки, сорванные ветром, вертелись в воздухе и порхающим ручейком уносились вдаль.

6. Найди причастие, строение которого соответствует схеме: приставка+ корень+ суффикс+ окончание?

а) начавшийся шторм; б) стелющаяся трава; в) выстроенный дом; г) решенная задача;

7. Укажите, в каком предложение допущена пунктуационная ошибка.

а) Свет зари, угасающей за деревней, еще слабо разливался по двору.

б) В окна обращенные на лес ударяла почти полная луна.

в) Мы добрались до небольшого отеля, расположенного в живописном месте на склоне горы.

г) Караван подошел к возвышенности, сложенной из крупных обломков развалившихся скал.

8. В каком причастие на месте пропуска пишется н?

а) нагруже..ые бочками; б) от съеде..ых фруктов; в) выраще..о детьми; г) поле, пересече..ое оврагами;

9. В каком случае не пишется слитно?

а) (не) замерзающие зимой озера; б) дорога (не) обозначена на карте; в) под (не) греющим солнцем.



Предварительный просмотр:

Итоговая контрольная работа за 1 четверть

Вариант 1

  1. Дайте определение причастию.
  2. Найдите словосочетание «прич. + сущ.».

А. шумный глаз. Б. спелый крыжовник. В. дремучий лес. Г. шумящий ручей.

  1. Укажите словосочетание «прич. + сущ.».

А. освещенный лампой. Б. стелющийся туман. В. увлекающийся человек. Г. дремлющего озера.

  1. Вставьте пропущенные буквы. Выделите окончания. Укажите вопрос.

Бесследно растаявш.. тучи; человек, увидевш.. снег; обрушивш..ся на землю ливень; насквозь промокш.. путешественники; ветер, яростно треплющ..  палатку; прощаемся с угасающ... летним днем; блистающ... искорки; исчезнуть в потемневш.. небе; в разбушевавш..ся метели; видневш..ся сквозь ограду сад; пропадающ.. вдали голоса; под намокш... деревьями;

  1. Для каких выделенных слов верно указаны грамматические признаки:

А. накрытый стол – невозвр., прошед. вр., соверш. вид, страдательное

Б. лающая собака – возвр., наст. вр., несовер. вид, страдательное

В. засеянное поле – невозвр., прошед. вр., соверш. вид, страдательное

Г. летящая птица – невозвр., наст. вр., несоверш. вид, страдательное

  1. Раскройте скобки. Графически объясните правописание не.

(Не) обитаемый остров; трава (не) скошена; никогда (не) знавшие страха; далеко (не) решенный вопрос; (не) написанное сочинение; (не) спавший от боли; (не) потревоженный нами улей;  (не) прочитанная  отцом записка; посуда (не) убрана.

  1. Спишите предложения, расставьте знаки препинания, графически обозначьте причастные обороты.

Маленькая комнатка уставленная необходимой мебелью была очень уютна. Над койкой застеленной шерстяным одеялом висела писанная масляными красками картина. Среди них мальчик увидел книги посвященные морю истории кораблей. На обложке книги была нарисована бегущая по волнам шхуна. Не испытанное ранее волнение охватило мальчика.

Итоговая контрольная работа за 1 четверть.

Вариант 2

1.  Дайте определение причастному обороту.

2.  Найдите словосочетание «прил. + сущ.».

     А. спеющая рожь. Б. гремучий газ. В. лаявшая собака. Г. накрытый стол.

3.  Укажите словосочетание «прич. + сущ.».

     А. расчищенная дорожка. Б. развевающиеся знамена. В. читающий мальчик. Г. очарованный музыкой.

4.  Вставьте пропущенные буквы. Выделите окончания. Укажите вопрос.

Исчезнуть в потемневш.. небе; колеблющ..ся тростник; под раскрывш..ся парашютом; в посвежевш.. воздухе;      шепчущ.. камыша; прощаемся с угасающ... летним днем; развевающ..ся гирлянды; исчезнуть в потемневш.. небе; в разбушевавш..ся метели; солдат, рассказывающ.. о сражении; затухающ.. пламя костра; растаявш.. льдины;

5.  Для каких выделенных слов верно указаны грамматические признаки:

     А. несжатые колосья – возвр., прошед. вр., соверш. вид, страдательное

     Б. лающая собака – возвр., наст. вр., несовер. вид, страдательное

     В. написанное письмо – невозвр., прошед. вр., соверш. вид, страдательное

     Г. заросший пруд – невозвр., наст. вр., несоверш. вид, действительное

6.  Раскройте скобки. Графически объясните правописание не.

(Не) просохшая земля; картина (не) окончена; ничем (не) нарушаемая тишина; далеко (не) решенная задача; (не)   обозримая равнина; (не) вспаханное поле; (не) потревоженный нами улей; роман (не) дописан; комнаты (не) убраны.

7.   Спишите предложения, расставьте знаки препинания, графически обозначьте причастные обороты.

Мы вошли в лес освещенный лучами осеннего солнца и часто останавливались пораженные его яркой красотой. Березы покрыты золотой листвой сверкавшей на солнце. Прекрасны клены одетые в багряную листву желтые листья тихо падающие на землю. Еще не сбросившие своих уборов леса радовали глаз темно-багровыми пятнами.  Листики сорванные ветром вертелись в воздухе и порхающим ручейком уносились вдаль.



Предварительный просмотр:

Итоговая контрольная работа за 3 четверть. Вариант 2.

I часть. Выберите правильный вариант ответа.

1. Найдите неправильное утверждение.

А) Союз  не является самостоятельной частью речи. Б) Союз не является служебной частью речи

В) Союзы могут соединять однородные члены предложения.

2. В каком предложении употреблен подчинительный союз?

А) Солнце село, и мгновенно наступила непроглядная южная ночь. Б) Музыка гремит, но никто не спешит на танец. В) Он весел и любезен только тогда, когда у него хорошее настроение.

3. В каком предложении союз связывает однородные члены предложения (знаки препинания не проставлены)?

А) Заря бывает не только утренняя но и  вечерняя. Б) За окном медленно падал снежок и ясный свет лежал на стенах комнаты. В) Стало темнеть и улицы мало-помалу опустели.

4. В каком предложении употреблен сочинительный союз?

А) Несмотря на плохую погоду, туристы отправились в поход. Б) Мы выбрали эту дорогу, потому что она лежит через живописную речку. В) Он шутил и улыбался, и на душе у всех стало легче.

5. Каково значение подчинительного союза в предложении  Пароход не мог плыть дальше, потому что туман закрыл все вокруг?

А) целевое            Б) причинное         В) изъяснительное         Г) временное

6. Найдите предложение с составным союзом.

 А) Едва начался дождь, ветер усилился. Б) Прошел месяц, прежде чем я встретился с приятелем

 В) Он требовал, чтобы все ехали вместе.

7. Найдите предложение с простым союзом.

 А) Мы оделись потеплее, так как погода начала ухудшаться. Б) Я спрятал ветку под кустом, чтобы она не облетела раньше времени. В) Он ушел, потому что его вызвали на работу.

8. В каких вариантах выделенные слова пишутся раздельно?

А) Вы то(же) здесь бывали? Б) Что(бы) ни случилось – жизнь прекрасна. В) Я хочу, что(б) ты дал мне совет. Г) Эта дверь закрывалась так(же), как и предыдущая.

II часть. Запишите текст, вставляя пропущенные буквы и расставляя запятые. Союзы заключите в овал.

Теплый дождик ш..л всю ночь. Он начался в апреле кончился в мае.

Море то(же) курилось туманом сл..ваясь с ещё (не)ра..чищенным небом. Купальни как(буд?то) в..сели в молочном воздухе. Лишь извилистые отражения свай покачивались на волне цвета бутылочного стекла.

        Гаврик и Петя гребли с насл..ждением опуская весла в теплую на вид воду. Пете трудно было тягаться с Гавриком. Маленький рыбак без труда одолевал гимназистика и3 лодка всё время крутилась.

        Петя сопел высунув язык (по)тому (что) он уже устал. Что(бы) он делал без Гаврика? Мальчишка так(же) беспокоился: (по) тому ли пути будут плыть учас?ники маёвки ? Однако ему (не)хотелось спрашивать что(бы) опять (не)оказаться в дураках.



Предварительный просмотр:

Итоговая контрольная работа за 3 четверть.

Вариант 1.

I часть. Выберите правильный вариант ответа.

1. Найдите неправильное утверждение.

 А) Союз  - это неизменяемая часть речи. Б) Союзы не являются членами предложения.

 В) Союзы не связывают между собой однородные члены предложения

2. В каком предложении употреблен сочинительный союз?

 А) Он не смог ответить, потому что не был готов к уроку.  Б) Я не хочу, чтобы кто-то пострадал по моей неосторожности.  В) Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет.

3. В каком предложении союз связывает однородные члены предложения (знаки препинания не проставлены)?

 А) Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет. Б) Высоко в небе сияло солнце а горы зноем дышали в небо. В) Солнце заблистало и наступило радостное утро.

4. Укажите предложение, в котором союз И связывает простые предложения в составе сложного.

 А) Снег падал и засыпал дорожки сада. Б) Снег падал и дорожки сада скоро покрылись пушистым снегом. В) Снег падал и покрывал снегом деревья.

5. Каково значение подчинительного союза в предложении:  Едва началось утро, мы отправились дальше в горы?

А) целевое       Б) условное         В) уступительное       Г) временное

6. Найдите предложение с составным союзом.

 А) Он подошел к окну, чтобы открыть его. Б) Вечерняя заря начинается, когда солнце уже зайдет за край земли. В) Он сидел и писал неотложное письмо, в то время как посетитель ждал его в приемной.

7. Найдите предложение с простым союзом.

А) Полководец был недоволен ходом операции, несмотря на то что дивизия одержала победу. Б) В степи все открыто, зато ты у всех на виду. В) Она беспокойно оглядывалась на всех, как будто хотела перехватить эти взгляды.

8. В каком варианте выделенные слова пишутся раздельно?

А) Вы то(же) здесь бывали? Б) Он обещал сделать то(же) самое. В) За(то) тайга оживала, когда наступала весна. Г) Чего не знаешь, за(то) не берись.

II часть. Запишите текст, вставляя пропущенные буквы и расставляя запятые. Союзы заключите в овал.

Теплый дождик ш..л всю ночь. Он начался в апреле кончился в мае.

Море то(же) курилось туманом сл..ваясь с ещё (не)ра..чищенным небом. Купальни как(буд?то) в..сели в молочном воздухе. Лишь извилистые отражения свай покачивались на волне цвета бутылочного стекла.

        Гаврик и Петя гребли с насл..ждением опуская весла в теплую на вид воду. Пете трудно было тягаться с Гавриком. Маленький рыбак без труда одолевал гимназистика и3 лодка всё время крутилась.

        Петя сопел высунув язык (по)тому (что) он уже устал. Что(бы) он делал без Гаврика? Мальчишка так(же) беспокоился: (по) тому ли пути будут плыть учас?ники маёвки? Однако ему (не)хотелось спрашивать что(бы) опять (не)оказаться в дураках.



Предварительный просмотр:

Итоговая контрольная работа за курс 7 класса.

Вариант 1.

1. Выберите НЕВЕРНЫЕ утверждения:

А) Причастие – это самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета по действию.

Б) Предлог – это самостоятельная часть речи, которая связывает слова в предложении.

В) Деепричастие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие.

Г) Частица – это служебная часть речи, которая связывает части сложного предложения.

2. Какой морфологический признак отсутствует у причастия:

А) время                                  Б) вид                              В) спряжение                        Г) возвратность

3.Выберите правильный ответ. Укажите столбик: а), б), в) или г), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в данных словах буквам:

                                а)        б)        в)        г)

та..щий снег                     ю         я         ю         ю

ре..щий полёт          я        ю        я        ю

ве..щий флаг               ю         я          я         ю

кле..щий карандаш        я        ю        ю        я

4. Выберите правильный ответ. Задание, аналогичное заданию 2:

                                            а)        б)        в)        г)

наруша..мая тишина                     е        и        и        е

колебл..мые ветром                     е        и        и        е

хран..мый бабушкой             и        е        и        е

вид…мый глазом                     и        е        и        е

5. Н или нн? Задание, аналогичное заданию 2:

                               а)        б)        в)        г)

прочита..ая книга        нн        нн        нн        н

корчева..ые пни         нн        н        н        н

варе..ый картофель        н        н        н        нн

немоще..ые улицы        н        нн        н        нн

6. Что нужно вставить: н или нн в словах предложений?

1. Нам понравилось плете..ое из соломы кресло.  2. Я сидела в плете..ом соломенном кресле. Выберите правильный ответ.

А. В обоих случаях нужно вставить нн.   Б. В обоих случаях нужно вставить н. В. В 1-м случае нужно вставить н, во 2-м – нн.  Г. В 1-м случае нужно вставить нн, во 2-м – н.

7. В каких случаях « не» пишется раздельно?

а) (не) решаемая задача   б) никогда (не) знавшие страха  в) задача (не) решенная, а только начатая г) дорожки (не) расчищены.

8. В каких предложениях выделенные слова – предлоги?

А. Все ушли, благодаря хозяйку за праздник.

 Б. Ребята не пошли в лес ввиду ненастья.

В. Земля вращается вокруг солнца.

Г. Несмотря на дождь, мы пошли в поход.

Д. Впереди шел командир отряда.

9. Какую букву нужно вставить? Задание, аналогичное заданию 2:

                                               а)        б)        в)        г)

в течени.. каникул                      и        е        е        и

в продолжени.. суток                      е        и        е        и

в продолжени.. романа        и        е        и        е

в продолжени.. часа                      е        и        е        и

10. Назови предложение, в котором бы пишется раздельно:

А. Он думал о том, что(бы) ему нарисовать. Б. Мы делали все, что(бы) праздник запомнился.

 В. Что(бы) ребенок не плакал, ему дали игрушку.

11. Укажите предложения, в которых выделенные слова – союзы и пишутся слитно.

А. Молодые сыны его то(же) оглядывали себя.            Б. Я благодарил друга за(то), что он мне помог.

 В. Было холодно, при(том) и тучи появились.              Г. Он узнавал время по(тому), как двигалось солнце.

12. Укажите, в каких предложениях бы – частица.

А. Что(бы) вы ни делали, вы вспомните обо мне.    Б. Что(бы) это могло быть?

В. Что(бы) хорошо исполнить танец, ребята много репетировали. Г. Что(бы) их примирить, понадобились усилия.

13. В каком предложении на месте точек пишется не?

А) Как н.. старался, не мог взять высоту.

Б) Куда н.. посмотри, всюду море.

В) Он н.. разу не был в Москве.

Г) Петя не мог н.. приехать на торжество.

14. Спишите предложения, расставив знаки препинания. Сделайте схемы:

1.Свет заполнил комнату увешанную картинами.

2. На стене горела масляная плошка а у стены стоял удивительной красоты сундук окованный  медными листами. 3. Голый бугор с редкими недавно посаженными тополями был усеян низенькими домишками.  

4.Вода разлившись метра на три в ширину бойко журчала по каменистой россыпи.

5. Все трое стали быстро спускаться по склону раздвигая руками густые ветки кустарника.

Выполните синтаксический разбор 5 предложения.



Предварительный просмотр:

Итоговая контрольная работа за курс 7 класса.

Вариант 2.

1. Выберите НЕВЕРНЫЕ утверждения:

А) Союз – самостоятельная часть речи, которая связывает части сложного предложения.

Б) Причастие – самостоятельная часть речи, обозначающая добавочное действие.

В) Деепричастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие.

Г) Частица – служебная часть речи, которая придает дополнительный оттенок предложению.

2. Какие морфологические признаки отсутствует у деепричастий:

А) время                    Б) вид                     В) спряжение                  Г) возвратность

3. Выберите правильный ответ. Укажите столбик: а), б), в) или г), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в данных словах буквам:

                                             а)        б        в)        г)

стро..щийся дом                    ю        я        я        я

се..щий хлеб                                 я        я        ю        ю

пряч..щийся в кустах              у        у        у        а

стел..щийся по земле                  ю        я        ю        я

4. Выберите правильный ответ. Задание, аналогичное заданию 2:

                                              а)        б)        в)        г)

муч..мый сомнениями         и        е        и        е

прерыва..мое вопросами        е        и        е        и

слыш..мый вдали                     е        е        и        и

вид..мый в темноте                     е        и        и        е

5.  Н или нн? Задание, аналогичное заданию 2:

                                 а)        б)        в)        г)

кова..ая решетка         н        н        нн        н

неукраше..ая елка        нн        н        нн        н

прочита..ый рассказ          нн        нн        н        н

реше..ая задача         нн        н        нн        н

6. Что нужно вставить: н или нн в данных предложениях?

1. Купле..ая газета.  2. Хитросплете..ый сюжет. Выберите правильный ответ.

 А. В обоих случаях нужно вставить нн.                Б. В обоих случаях нужно вставить н.

 В. В 1-м случае нужно вставить н, во 2-м – нн.    Г. В 1-м случае нужно вставить нн, во 2-м – н.

7.В каких случаях  «не» пишется раздельно?

а) (не) знающий усталости   б) ещё (не) заселенный дом  в) (не) взволнованное, а успокоившееся море г) письмо (не) написано.

8. В каких предложениях выделенные слова – предлоги?

А. Вокруг было тихо.

 Б. Я проходил мимо школы.

 В. Они вышли навстречу друзьям.

 Г. Шел, (не)смотря под ноги.

 Д. Впоследствии он прочитал роман.

9. Какую букву нужно вставить? Задание, аналогичное заданию 2:

                                а)        б)        в)        г)

в течени.. лета         и        е        е        и

в течени.. ручья        и        и        е        е

в течени.. урока        и        е        е        и

10. Назови предложение, в котором же – частица.

А. Я то(же) писал сочинение.    Б. Я писал то(же) сочинение, что и ты.

11. Укажите предложения, в которых выделенные слова – союзы.

А. И так(же) неподвижно светил месяц.

 Б. Что(бы) мне сделать?

 В. Мы опоздали, за(то) посмотрели новый фильм.

 Г. Мы делали все, что(бы) праздник запомнился.

12. Укажите, в каких предложениях бы – частица.

А. Что(бы) сократить путь, мы пошли к реке.

 Б. Трудности существуют, что(бы) их преодолевать.

 В. Что(бы) мне сказать отцу?

 Г. Выполни во что(бы) то ни стало.

13. В каком предложении на месте точек пишется не?

1) Как н.. старался, не мог взять высоту.

2) Куда н.. посмотри, всюду море.

3) Он н.. разу не был в Москве.

4) Петя не мог н.. приехать на торжество.

14. Спишите предложения, расставив знаки препинания. Сделайте схемы:

1. Мы пошли через рожь по широкой меже  заросшей полынью и полевой рябинкой.

2. В день назначенный для отъезда к крыльцу подъехал тарантас запряжённый тройкой лошадей.

3. Проведенный без книг день потерян.

4. И опять самолет рванулся в небо раскалывая и дробя мерзлый воздух.

5.  Поздним вечером устроившись у окна ты ясно ощущаешь что кто-то пробирается к дому.

Выполните синтаксический разбор 2 предложения.



Предварительный просмотр:

Контрольная работа по теме «Деепричастие».

Вариант 2.

1. Найдите словосочетание с деепричастием:

а) закрытая дверь;     б) очищенный от грязи;        в) дописал доклад;   г) подготовив доклад;

2. Какие морфемы указывают на деепричастие?

а)   -евши;                 б)    -авший;              в)    -т-               г) –уч-

3. В каком случае не следует писать слитно?

а) (не) доумевая;       б) (не)  думая            в) (не) навидя;        г) (не) задумываясь;

4. Укажите деепричастия несовершенного вида:

а) легко скользя;    б) разбросав одежду;    в) подписав документ;     г) подстелив полотенце;

5. В каких словах следует писать е?

а) услыш..в;                 б)  постро..вшись;                   в) посе..в;                     г) обид..вшись;

6. Для написания какого слова необходима опора на спряжение глагола?

а) увид..вший;                 б)  зала..ла;                   в) бор..щийся;                     г) закле..нный;

7. Перепишите предложения, предварительно исправив ошибки:

Подъезжая к деревне, собаки залаяли. Я, взяв рюкзак, и надел кеды.

8. Спишите предложение, исправив ошибки, подчеркните грамматические основы, выделите обороты

Лось выбежал на опушку, заросшую кустарником, и не останавливаясь, направился к блестевшей в лучах заходящего солнца реке.

Строение какого из выделенных в предложении слов соответствует схеме: приставка + корень + суффикс + окончание?

9. Спишите предложения, расставив знаки препинания. Выделите деепричастные обороты. Подчеркните грамматическую основу предложения. Составьте схемы.

1. Электричка отъехала набирая скорость и я слившись с толпой двинулся к заливу. 2. Мы пересекли шоссе оставляя следы на раскаленном асфальте. 3. Расположившись на песчаном берегу и немного отдохнув я направился к воде. 4. Слегка покачиваясь над водой он подставлял солнцу свой алый бок. 5. Я заплывал все дальше с радостью преодолевая усталость.

Контрольная работа по теме «Деепричастие».

Вариант 1.

1. Найдите словосочетание с деепричастием:

а) проложенный геологами;     б) запер на замок;        в) написал письмо;   г) закрыв книгу;

2. Какие морфемы указывают на деепричастие?

а)   -л-                  б)    -яв              в)    -явший                 г) –нуть

3. В каком случае не следует писать слитно?

а) (не) построив;       б) (не)  рассчитывая;               в) (не) навидя;        г) (не) освещая;

4. Укажите деепричастия совершенного вида:

а) расплетая косы;    б) увлекая за собой;       в)думая о рассказе;     г) остановившись на ночлег;

5. В каких словах следует писать и?

а) увид..в;                 б)  зате..вши;                   в) посе..в;                     г) замет..в;

6. Для написания какого слова необходима опора на спряжение глагола?

а) леле..ла;                 б)  покле..нный;                   в) вид..мый;                     г) завис..в;

7. Перепишите предложения, предварительно исправив ошибки:

Саша, обидевшись на друга, и не захотел с ним разговаривать. Подъезжая к станции, с меня слетела шляпа.

8. Спишите предложение, исправив ошибки, подчеркните грамматические основы, выделите обороты.

Я не понимал, что все это значит, и стоя на одном месте, бессмысленно смотрел на медленно удаляющегося человека.

Строение какого из выделенных в предложении слов соответствует схеме: корень + суффикс+ суффикс+ окончание?

9. Спишите предложения, расставив знаки препинания. Выделите деепричастные обороты. Подчеркните грамматическую основу предложения. Составьте схемы.

1. Все всматривались в слепящую даль, надеясь увидеть приближающийся корабль. 2. Он плотно задернул шторы будто отгораживаясь от бурана и снова сел опустив руки. 3. Звуки голосов мешаясь под сводами превращались в густой и нестройный шум. 4. Ошалело мотнув головой освобождаясь от непрошенной ласки собака с ворчанием отбежала в сторону. 5. Птица свистнула и вспорхнула выше зацепив ветку крыльями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал по русскому языку для 9 класса

IвариантОзнакомьтесь с предложениями, выполните задания. A.  Встаньте лицом к волнам, и вы почувствуете свежесть утреннего моря.Б. Конец зимы и на деревьях без умолку кричат галки.B....

Дидактический материал по русскому языку в 9 классе

дидактический материал представлен карточками с заданиями по русскому языку, будет полезен учителям русского языка...

Дидактический материал по русскому языку в 7 классе

Дидактический материал для повторения темы "Наречие"...

Дидактический материал по русскому языку для 10-11 классов

Образец данного материала может быть использован и для контрольного индивидуального опроса, и для повторения при подготовке как к ГИА, так и к ЕГЭ....

Дидактический материал по русскому языку(диктант с грамматическим заданием) 5 класс.

Дидактичекий материал по русскому языку. Итоговая контрольная работа для 6 класса(диктант с грамматическим заданием)....

Дидактический материал по русскому языку по теме «Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по высказыванию И.С.Тургенева «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь

В методической разработке содержатся задания, предназначенные как для индивидуальной, так и для групповой работы с учащимися 11 класса на занятиях по написанию сочинения С1 по теме «Берегите наш язык,...

Дидактический материал по русскому языку по теме «Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по высказыванию И.С.Тургенева «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!»

В методической разработке содержатся задания как для индивидуальной, так и для групповой работы с учащимися 11 класса на занятиях по написанию сочинения С1 по теме «Берегите наш язык, наш прекра...