Главные вкладки

    Рабочая программа по русскому языку в 9 классе Спецкурс "Орфография"
    рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

    Глазина Елена Александровна

    0, 5 часа в неделю, 17 уроков в год

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon spetskurs_-_orfografiya_9_klass.doc78 КБ

    Предварительный просмотр:

    Комитет по образованию администрации города Барнаула

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа № 62»

    Рассмотрено

    на заседании МО

    протокол №_1_______

    от «15» августа 2014г.

    СОГЛАСОВАНО

    Заседание МС

    протокол №___6_____

    от «18» августа 2014 г.

    УТВЕРЖДАЮ

    Директор МБОУ «СОШ № 62»

    _______________Е.В.Вологодская

    Приказ №_01-12__________

    от «29» августа 2014 г.

                                           

              РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    спецкурса «Орфография»

    Трудные вопросы орфографии (9 класс А)

    Срок реализации данной программы – 2014 – 2015учебный год.

    Программа курса «Орфография» составлена в соответствии с программой по русскому языку (авторы М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов) и на основании Единых требований к знаниям выпускников средних общеобразовательных школ.

                          Составитель: Глазина Е.А.,  

                                             учитель русского языка и литературы,

          высшая категория

    г.Барнаул

    2014г.

    Пояснительная записка

    В последние годы много говорится о необходимости модернизации содержания языкового образования. Причем, все сознают, что цель школьного курса — изучение языка и развитие речи. Но на деле мы сталкиваемся с тем, что количество часов гуманитарного цикла сильно урезано. Спецкурсы, которые предлагаются ученикам — единственная возможность преподнести свой предмет в более полном объеме, содействовать более гармоничному развитию учеников.

    Данный курс имеет коммуникативную направленность, способствует становлению у детей учебной самостоятельности, развивает интерес к изучению русского языка и письменную связную речь, совершенствует орфографическую зоркость учащихся.

    Одна из основных проблем современного преподавания русского языка – это орфографическая грамотность учащихся. Причин несколько. Здесь и абстрактность предмета, и несформированная орфографическая зоркость, и низкий уровень чтения. Ещё одной особенностью орфографии является то, что данный раздел изучается на протяжении всего курса русского языка в школе, но не как единый блок. Это во многом оправдано самой структурой программы. Но к концу 8-го класса, когда практически все основные орфографические правила изучены, грамотность письма оставляет желать лучшего. Тем более, что в 8 и 9 классах основным содержанием программы является синтаксис и пунктуация. Возникает необходимость регулярного повторения орфографии. Данный курс предлагает это делать комплексно и целенаправленно, ведь многие орфографические правила, изучаемые разрозненно, имеют общую основу и могут быть представлены в едином блоке, что упрощает их понимание и, следовательно, запоминание. Например, написание не с разными частями речи изучается в соответствующих разделах морфологии. Но правописание не с существительными прилагательными, наречиями практически идентично. И при повторении целесообразно представить это одним правилом. В этом случае правописание не с причастием, отличающееся всего одним пунктом, даётся в сравнении и таким образом также воспринимается легче.

    Некоторые темы, требующие подробного разбора, вынесены в отдельные занятия, например, «Одна и две буквы н в суффиксах причастий».

    Тема курса выбрана с учетом лингвистических интересов учеников, откликнувшихся на анкетирование. Основная цель курса — систематизировать знания в области русского языка, полученные учащимися в 5-8 классах, особое внимание уделить темам повышенной сложности.

    Программа не допускает учебных перегрузок для школьников, т.к. домашние задания предполагается совмещать с работами учащихся по литературе. При изучении курса реализуются межпредметные связи (русский язык — литература).

    Программа курса «Орфография» составлена в соответствии с программой по русскому языку (авторы М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов) и на основании Единых требований к знаниям выпускников средних общеобразовательных школ.

    Цели:

    • Повторить теорию школьного курса русского языка.
    • Выявить пробелы в знаниях учащихся и ликвидировать их путем практических занятий.
    • Повысить интерес учащихся к русскому языку.
    • Расширить активный и пассивный словарный запас учащихся.
    • Помочь учащимся в подготовке к ГИА по русскому языку.
    • Развивать творческий и интеллектуальный потенциал школьников.

    Перед учениками ставится ряд задач:

    • Знать нормы литературного языка.
    • Владеть приемами лингвистического анализа.
    • Уметь применять свои знания при анализе текстов и языкового материала.

    В результате изучения данного курса обучающиеся должны уметь:

    • Орфографически и пунктуационно грамотно оформлять письменные работы (диктанты, изложения, сочинения).
    • Анализировать языковые явления, проводить самостоятельные лингвистические исследования.
    • Применять полученные теоретические знания на практике.

    Программа носит ориентировочный характер, а значит, предполагает варьирование, которое может быть связано как с творческим индивидуальным подходом учителя к решению отдельных теоретических и практических вопросов, так и с конкретными условиями ее реализации.

    Методическое обеспечение.

    Занятия построены в виде уроков-практикумов с промежуточным и итоговым тестированием, которое оценивается по пятибалльной системе.

    Содержание курса

    1. Вопросы орфографии.

    Орфографическое правило. Условия выбора правильных написаний (фонетические, словообразовательные, морфологические, синтаксические, смысловые). Группы орфограмм.

     

    2. Безударные гласные в корне слова. Согласные в корне слова.

    Теория. Сильная и слабая позиция гласных, оглушение и озвончение согласных. Орфограммы, определяемые правилами (проверяемые ударением, чередующиеся), орфограммы, не проверяемые правилами.

    Практика. Отработка алгоритма применения правила.

    Задания. Подбор примеров.

    3. Гласные и согласные в приставках.

    Теория. Условия выбора гласных и согласных.

    Практика. Отработка алгоритма применения правила.

    Задания. Подбор примеров. Подготовка слов для словарного диктанта.

    4. Гласные о-е-ё после шипящих и ц. Гласные и-ы после ц.

    Теория. Условия выбора гласной.

    Практика. Отработка алгоритма применения правила.

    Задания. Упражнения. Самостоятельное составление алгоритма для орфограммы «Гласные и-ы после ц».

    5. Гласные (не после шипящих) в суффиксах существительных, прилагательных, глаголов и причастий.

    Теория. Условия выбора гласной.

    Практика. Выбор алгоритма в зависимости от части речи. Отработка правила.

    Задания. Подбор примеров к каждому пункту правила.

    6. Гласные в окончаниях слов.

    Теория. Гласные е-и, о-а. условия выбора гласной.

    Практика. Выбор правильного написания.

    Задания. Упражнения.

    7. Буквы н и нн в суффиксах прилагательных и наречий.

    Теория. Условия выбора орфограммы.

    Практика. Применение алгоритма выбора орфограммы.

    Задания. Подбор примеров, упражнения.

    8. Одна и две буквы н в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.

    Теория. Правило выбора орфограммы.

    Практика. Применение алгоритма выбора орфограммы.

    Задания. Написание слов по предложенному алгоритму.

    9. Не с существительными, прилагательными, наречиями.

    Теория. Общие условия выбора написания.

    Практика. Наблюдение, составление и применение алгоритма.

    Задание. Распределительное упражнение.

     10. Не с причастием.

    Теория. Правописание не с причастием.

    Практика. Составление опорного конспекта.

    Задания.  Графические, распределительные, контрольные.

    11. Дефис между частями самостоятельных слов, между словами, в служебных словах.

    Теория. Условия выбора написания.

    Практика. Дефисное написание наречий, сложных прилагательных, слов с пол-.

    Задание. Упражнение комбинированное.

    12. Частицы не и ни.

    Теория. Значение частиц не и ни. Случаи употребления частиц не и ни.

    Практика. Выбор частицы.

    Задания. Упражнения на выбор частицы.

    Список литературы:

    1. Воителева Т.М., Войлова К.А. и др. Большой справочник «Русский язык для школьников и поступающих в ВУЗы». — М.: Дрофа, 2005.
    2. Голуб М.Б., Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русской орфографии и пунктуации. — М., 2005.
    3. Книгина М.Г. Русский язык. Подготовка к государственному централизованному тестированию. 9 класс. — М., 2009.

           4. Рахимкулова Г.Ф. и др. Пособие для подготовки к Единому государственному   экзамену и Централизованному тестированию по русскому языку. — Ростов-на-Дону,

    Поурочно-тематическое планирование

    предмет – спецкурс по русскому языку

    класс –

    учитель – Е. А. Глазина

    Количество часов:

    Всего 17 часов;  1 час в   2 недели (из расчёта 34 недели в год)

    п/п

    Тема

    Кол-во часов

    Контрольные работы

    Лаборат.

    работы

    Практические работы

    1

    Вопросы орфографии

    1

    2

    Безударные гласные в корне слова

    1

    3

    Согласные в корне слова

    1

    4

    Гласные и согласные в приставках

    1

    5

    Буквы о- ё после шипящих и ц

    1

    6

    Гласные и-ы после ц

    1

    7

    Гласные в суффиксах существительных, прилагательных

    1

    8

    Гласные в суффиксах глаголов и причастий

    1

    9

    Гласные в окончаниях слов

    1

    10

    Буквы н-нн в суффиксах прилагательных и наречий

    1

    11

    Одна и две н в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных

    1

    12

    Одна и две н в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных

    1

    13

    Не с существительными, прилагательными и наречиями

    1

    14

    Не с причастием

    1

    15

    Не с причастием

    1

    16

    Дефис между частями самостоятельных слов, между словами, в служебных словах

    1

    17

    Частицы не - ни

    1


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по русскому языку 6 класс по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др. "Русский язык 6 класс"

    Рабочая программа по русскому языку по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой, Л.Т. Григорян «Русский язык 6 класс», Москва, «Просвещение», 2012 г....

    Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

    рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

    Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.

    Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а  класса  составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...

    Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013

    Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...

    Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.

    Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

    Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...