План проведения Недели русского языка
методическая разработка по русскому языку по теме

Токарева Наталья Викторовна

В предлагаемом материале даётся подробный (ежедневный) план проведения Недели русского языка среди учащихся 5-11 классов, а также разработки внеклассных мероприятий для каждого дня Недели русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_provedeniya_nedeli_russkogo_yazyka.docx42.66 КБ

Предварительный просмотр:

План

проведения недели русского языка

(2012-2013 учебный год)

Девиз Недели:

"Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык!"

(И. С. Тургенев).

 

Первый день. Конкурс тематических классных газет на тему: «О великий, могучий, правдивый и свободный…» (5 – 11 классы).

Второй день. Игра «Путешествие в страну Фразеологию» (5-7 классы).

Третий день. Брейн-ринг «Перед вами громада – русский язык»

(8-9 классы).

Четвертый день. Игра «Путешествие в страну Филологию» (10-11 классы).

Пятый день. Интеллектуальный ринг «Лексика делового человека»

(9-11 классы)

ЦЕЛИ

 

1. Привить любовь к великому русскому языку.

2. Повысить общую языковую культуру, развить интерес к языку как учебному предмету.

3. Повторение изученного материала на уроках с целью подготовки к ЕГЭ.

4. Воспитание бережного отношения и интереса к языку, культуре, этнографии родного края.

5. Обогащение словарного запаса учащихся за счет местной лексики и фразеологии.

 

Задачи:

 

1. Углубить языковые знания, совершенствовать умения и навыки, получаемые учащимися на уроках.

2. Научить детей самостоятельно работать с книгой и другими пособиями и добиться того, чтобы они полюбили и язык и книгу как источник знания.

3. Развивать творческие способности учащихся.

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 9 станицы Баговской

 муниципального образования Мостовский район

Сценарий

воспитательного мероприятия

для учащихся 8-9 классов

к Неделе русского языка

Провела

учитель русского языка и литературы 

Н.В.Токарева

2012 год

Оборудование: плакаты с высказываниями о русском языке, подписанными под портретами авторов, словари (орфографические, толковые, иностранных языков, фразеологизмов).

Русский язык в умелых руках и в опытных устах - красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.

А.И.Куприн

Перед вами громада - русский язык. Наслажденье глубокое зовет вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его.

 Н.В.Гоголь

Русский язык создан русским народом, яркий как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью

 А.Н. Толстой

Цели:

  • Актуализировать знания по русскому языку;
  • Научить логическому, творческому мышлению;
  • Научить быстро и правильно выполнять задания;
  • Привить чувство любви к русскому языку.

Проведение игры "Брейн - ринг"

Заранее подготовленные чтецы декламируют стихи.

Чтец 1:

Выучи русский язык.
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,-
Выучи русский язык!

Чтец 2:

Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познание кручи-
Выучи русский язык!

Чтец 3:

Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый рудник
Блещут зеркальностью русского слова.
Выучи русский язык!
(С.Абдулла, узбекский поэт.)

Ведущий: Сегодня в нашем зале встречаются сильнейшие игроки - представители 8 и 9 классов. Посмотрим, какая команда быстрее разгадает мудрые языковые загадки; мы определим самых умных, мудрых и находчивых любителей русского языка.

Девиз нашей игры: Выучи русский язык, и ты откроешь перед собой весь мир!

Недаром о русском языке написано столько хороших, задушевных строк, стихотворений. Послушаем отрывок стихотворения о Русском языке нашего земляка, замечательного пистеля и поэта Семена Петровича Данилова:

Я ко всем наукам ключ имею!
Я со всей вселенною знаком!
Потому что я владею
Русским всеохватным языком!

Итак, дерзайте, думайте, размышляйте!

Правила игры: Игра состоит из трёх туров. В каждом туре игра идет до трех очков. Время размышления над вопросом - одна минута. Команда, не ответившая на 3 вопроса, выбывает из игры. Победителем будет признана команда, набравшая наибольшее количество очков.

После жеребьевки команд начинается игра.

Первый тур:

О каких знаках препинания идет речь?

Когда слова гремели и блистали,
Я в моде был, я был на пьедестале!
Однако время новое настало -
Оно меня и свергло с пьедестала.
(Восклицательный знак)

Что о себе сказать могу?
Согнула жизнь меня в дугу.
За свой характер я плачу -
За то, что много знать хочу.
(Вопросительный знак)

Известно миру с давних пор,
Что знак я немаловажный
И не окончен разговор:
И начинает думать каждый.
(Многоточие)

Он очень вежлив:
Не любит споров он и драк.
Он всем старается помочь,
Он в слове, "мать" и в слове "дочь"
И в тихом лунном слове "ночь"
Чтоб никого не огорчать,
Он все старается смягчить.
(мягкий знак)

2. Какая буква русского алфавита всегда стоит под ударением? (Буква ё)

3. Составьте предложение из 6 (минимум) слов, начинающихся на букву -П или -О

Например: Прасковья Петровна пригласила Порфирия Петровича поужинать пирогами.

4. Что означают эти выражения? Когда мы их употребляем?

  • Шиворот на выворот ("Совсем наоборот");
  • Спустя рукава ("Трудиться неохотно");
  • Точить лясы ("ничего не делать", "без пользы проводить время за разговором").

5. Подберите пословицы и поговорки, связанные с временами года или отдельными месяцами, и закончите их.

  • Весна красна цветами,:(а осень снопами)
  • Весною час упустишь - : (годом не наверстаешь)
  • Осень прикажет, а : (весна свое скажет)
  • Декабрь год кончает, а : (зиму начинает)
  • В зимний холод : (всякий молод)
  • Ни в марте воды, : (ни в апреле травы)
  • Лето припасает, а : (зима поедает)
  • Где в апреле река, : (там в июле лужица)

6. Объясните написанные словосочетания:

  • Грамотный инженер - ("обладающий знаниями в инженерии")
  • Грамотное сочинение - ("не содержащее ошибок")
  • Грамотный чертеж - (выполненный со знанием дела)
  • Грамотный ученик - (умеющий правильно, без ошибок, писать и говорить)

За правильный ответ в этом туре - 1 балл.

Второй тур: 

  1. Перечислить по порядку с помощью наречий пять дней недели, не называя ни числа, ни названия дня. (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)
  2. Превратите слово "мел" в мелкое место, угол - в топливо, шест - в число (сделать конечный согласный мягким).
  3. Являются ли однокоренными слова гимнаст, гимн, гимназист, гимнастерка? Используйте толковый словарь. (Гимн - торжеств. песня-символ, гимназист - учащийся гимназии, гимнаст - спортсмен, гимнастерка - верхняя рубашка. Данные слова не являются однокоренными)
  4. Определите, где предлоги, а где наречие.

Вокруг стояла тишина;

Туристы расположились вокруг костра;

Не мешай слушать, после расскажешь;

После небольшого отдыха все запели.

5. Укажите существительное женского рода.

Профессор, шампунь, вермишель, шимпанзе, тополь. (вермишель)

За правильный ответ на 1 вопрос - 2 балла.

Третий тур:

Задание творческого характера: разработать (придумать) игровую речевую ситуацию по данному тексту и инсценировать. То есть каждый игрок выбирает себе одну роль (роли можно добавить) и озвучивает.

Лучшая игровая ситуация - 10 баллов.

Карандаш и резинка.

Поженились Карандаш и Резинка, свадьбу сыграли и живут себе спокойно. Карандаш то остер, да Резинка мягка, уступчива, ладят.

Дружки Карандаша, Перья, донимают его его в мужской компании:

- сплоховал ты, брат! Резинка тобою как хочет вертит. Ты и слова сказать не успеешь, а она его стирает. Где же твое мужское самолюбие?

А подружки Резинки, бритвы ее донимают:

- много воли даешь своему карандашу. Гляди наплачешься с ним из-за своей мягкости.

Такие наставления в конце концов сделали свое дело. Карандаш, чтобы отстоять мужское самолюбие, стал нести всякий вздор, а Резинка, в целях самозащиты, пошла стирать все, что карандаш напишет. И разошлись Карандаш и Резинка не прожив и месяца.

Перья и бритвы очень остро переживали разлад в семье Карандаша. Единственным утешением доя них было то, что все случилось так, как они предсказывали.

Итог игры:

Подсчет набранных баллов.

Определение победителя.

Вручение призов.

Ведущий: Надеемся, что сегодняшняя игра не только доставила вам удовольствие, но и повысила вашу грамотность, приобщила к богатству русского слова, вызвала интерес к русскому языку вообще.

Закончим наш вечер словами А.И.Герцена о русском языке:

"Наш русский язык боли всех новых, может быть, способен приблизиться к языкам классическим по своему богатству, силе, свободе расположения, обилию форм. Но чтобы воспользоваться всеми его сокровищами, нужно хорошо знать его, нужно уметь владеть им"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 9 станицы Баговской

 муниципального образования Мостовский район

Разработка внеклассного мероприятия

 к Неделе русского языка.

Игра “Путешествие в страну филологию” (для учащихся 10-11 классов)

2012 год

Выбираются две команды знатоков русского языка из учащихся 10-11-х классов. Команды выбирают капитанов. Остальные учащиеся - болельщики. Жюри и ведущий.

Конкурс-разминка “Знаешь ли ты…?”

Угадай слово по шутливой характеристике:

1) Не цветы, а вянут; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые люди. (Уши)

2) Её толкут, носят решетом, в неё прячут концы нечестные люди. Что это? (Вода)

3) Он в голове у несерьёзного человека, его советуют искать в поле, когда кто – нибудь бесследно исчез; на него бросают деньги и слова. Это… (ветер)

4) Его вешают, приходя в уныние; всюду суют, вмешиваясь не в своё дело; им клюют; его задирают; на нём ставят зарубки; его натягивают, стремясь кого – нибудь одурачить. Что это? (Нос)

5) Его проглатывают, за него тянут или дёргают, настойчиво заставляя высказываться. Что это? (Язык)

6) Его иногда приходится держать, не занимая руки; за ним можно лезть в карман. Что это? (Слово)

Объясни значение фразеологизмов

1) Водой не разольёшь (неразлучные друзья).

2) Как в воду опущенный (грустный человек).

3) Толочь воду в ступе (бесполезная работа).

4) Седьмая вода на киселе (дальний родственник).

5) Набрал в рот воды (молчаливый человек).

6) Как в воду глядел (предсказал).

7) Как две капли воды (очень похожи).

8) Прошли огонь и воду (всё испытали).

Конкурс “В стране Грамматики”

1. Изменив в слове только одну букву, получить как можно больше новых слов.

Бак (бок, бык, бук, бал, лак, мак, рак, бар, бас и т.д).

Дом (ком, лом, сом, том, дым, дог, ром и т.д).

Кот (бот, пот, рот, кит, код, кок, кол, ком, кон и т.д.).

Бочка (дочка, кочка, ночка, почка, точка, мочка и т.д.).

2. Помогите восстановить загадочную надпись.

Однажды ветер решил пошутить. Над дверью школы он заметил плакат плакат. Ветер налетел и сорвал все согласные буквы. Когда утром в школу пришли ребята, то увидели такую надпись: …о…о …о…а…о…а…ь! (Добро пожаловать)

3. Прочтите ребус.

Прежде, чем 7я 05 сядет за 100л, пре2рительно вы3 клеёнку.

4. Образуйте уменьшительно – ласкательные формы от женского имени Елена. (Еленка, Елка, Аленка, Аленушка, Ленушка, Ленуся и т.д.)

5. Кто больше вспомнит слов с начальной буквой Э? (Экватор, экскаватор, экскурсия, экспедиция, экран, эмигрант и т.д. можно 22 и больше)

Конкурс “В редакции”

1. Объясните загадочные знаки.

Рассказывают, что французский писатель В.Гюго в день выхода в свет своей новой книги, желая узнать ,как идут дела с распродажей, послал записку своему издателю, в которой стоял только “?” Издатель ответил остроумно и коротко: “!”

2. Выполните корректуру предложений, правильно перестроив их.

Пастух увидел наш костёр, заночевавший в горах.

Подгоняемая лодка волнами неслась по реке.

Выглянув в окно, шум привлёк моё внимание.

Самолёт сел на аэродром, вылетевший из Москвы.

Выбирая подарочную книгу, мне бросилось в глаза великолепное качество репродукций.

Потребляя небольшое количество воды, становится невозможным быстрый рост растений.

Конкурс “Поэтический”

  • Закончите строфу, назовите стихотворение и его автора
  • “Ягненок в жаркий день….”
  • “Волк ночью, думая залезть в овчарню…”
  • “Под голубыми небесами…”
  • “Играют волны, ветер свищет…”
  • “Скажи – ка, дядя, ведь недаром… ”
  • “Белая береза под моим окном…”

Конкурс “Блиц-турнир”

1 команда

  • Какими видами искусства, помимо литературы, увлекался М.Ю.Лермонтов в юности? (Живописью, лепкой, музыкой)
  • Самое лучшее привидение в мире. (Карлсон)
  • Как звали внука сына Абрама Петровича Ганнибала? (А.Пушкин)
  • Имя подлого труса. (Леопольд)
  • Имя Вырина (Самсон)
  • Синоним преувеличения (Гипербола)
  • Возраст Тараса Бульбы (60 лет)
  • В кого превратился гадкий утенок? (В лебедя)
  • Автор стихотворения “Тучи” (М.Ю.Лермонтов)
  • Сколько детей было у Дуни? (Трое)
  • Имя и отчество купца Калашникова (Степан Парамонович)

2 команда

  • Город, в котором родился Пушкин (Москва)
  • Кто ходит в гости по утрам? (Винни-Пух)
  • Возраст Остапа (22 года)
  • Образное определение (Эпитет)
  • Автор стихотворения “Узник” (А.С.Пушкин)
  • С кем дрался купец Калашников? (С опричником Кирибеевичем)
  • Перечислите Бременских музыкантов. (Кот, Пёс, Петух, Осёл, Трубадур)
  • Как погибли А.С.Пушкин и М.Ю.Лермонтов? (На дуэли)
  • Национальность пленной служанки прекрасной панночки. (Татарка)
  • Кто воспитывал М.Ю.Лермонтова в детские годы? (Бабушка Елизавета Арсеньева)
  • В какой деревне жили дядя Фёдор и кот Матроскин?

Конкурс “Болельщиков”

1. Ответьте на вопросы.

Что находится между рекой и берегом? (Союз “и”)

Какой русский город летает по воздуху? (Орёл)

Что стоит посредине Земли (Буква “М”)

Какой город у моря состоит из одного мужского и ста женских имён? (Севастополь)

Какие четыре моря носят название цвета? (Черное, Красное, Желтое, Белое)

Каким поясом не подпояшешься? (Климатическим)

2. Отгадайте загадки.

Четыре брата бегут, друг друга не догонят. (Колёса)

Какой год продолжается один день? (Новый)

Сколько яиц можно съесть натощак? (Одно)

С помощью наречий перечислите по порядку пять дней недели. (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)

У семи братьев по одной сестрице. Много ли сестер? (Одна)

Шли рядком: сын с отцом, да дед с внуком. Сколько их? (Трое)

Один льёт, второй пьёт, третий зеленеет да растёт (Дождь, земля, рожь)

Земля белая, а птицы на ней чёрные. (Бумага и буквы)

Чёрные, кривые, от рождения немые, станут в ряд – сразу заговорят. (Буквы )

Какие два местоимения мешают транспорту? (Я - Мы)

Какую часть слова можно в земле найти? (Корень)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 9 станицы Баговской

муниципального образования Мостовский район

Интеллектуальный ринг

“Лексика делового человека”

для учащихся 9–11-х классов

        

2012 год

Участвуют три команды, ведущий и жюри.

Ведущий говорит о том, что современный русский язык активно пополняется новыми лексическими единицами. Новые слова отражают изменения, происходящие в жизни общества, и старшеклассники скоро станут активными участниками политической и экономической жизни общества. Поэтому они должны знакомиться со значением новых слов и учиться употреблять их.

1. Первая номинация “Орфоэпический и орфографический тест”.

Задание.

Вставьте пропущенные буквы, расставьте ударение.

А) Кр…сивее; ист…кший; повс… местный; мед… каменты;.

Пр…говор; ход…тайство; киб…рнетика; к….талог; нам…рение; к…мпенсация; зал…жить; дог…ворные (цены).

Б) Добыча, свекла, обеспечение.

Договорённость, приобретение, нефтепровод.

Аналог, вандалы, бутик.

2. Вторая номинация “Речевое мастерство бизнесмена”.

Задание 1. “Переводчик”

Замените исконно русские слова, данные списком и в тексте, иноязычными, наиболее часто употребляемыми в современном языке.

Изъян -

Записки о прошлых событиях -

Довод, служащий основанием доказательства -

Воодушевление -

Человек, политический деятель, слепо действующий по чужой воле -

Прогулка -

Слова для справок: дефект; мемуары; аргумент; энтузиазм; марионетка; променад.

Уважаемые друзья (коллеги, сотрудники, работники), курс зеленых (долларов) на следующий день составляет 23 рубля 30 копеек. Нам удалось заключить сделку (контракт, договор), взаимовыгодную для нас и наших товарищей (партнёров). Результатом совместной работы станет навар (прибыль), благодаря которому мы сможем вернуть долг нашим кредиторам. Одну третью часть навара (прибыли) пустим на покупки (приобретение товара) для проведения успешного обмена (бартерных сделок), оставшуюся сумму используем для проведения праздничной вечеринки (банкета, корпоративного вечера). Адрес и счёт нашего банка изменились, о чём сообщалось в газетах, журналах (в прессе).

3. Третья номинация “Консультируемся со словарями”.

Задание 1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и дайте подробное толкование словам.

Деб…тор, к…нтракт, кр…дитор, пр…дюсер, т..варооб..рот.

Макл… р, н…минал, п…ритет, с…ртификат, т…раж.

Аб…нент, в…львация, барт…рные сделки, инфляц…я.

Задание 2. Назовите слова (термины), имеющие следующие толкования.

Владелец или совладелец договора с государством на эксплуатацию промышленных предприятий, природных богатств (концессионер)

Лицо, обладающее местом на бирже и осуществляющее сделки от своего имени и за свой счёт (маклер)

Лицо или организация, выступающая в качестве поручителя, устроителя финансирующей стороны (спонсор).

Равенство, равноправие сторон (паритет).

Денежная стоимость, обозначенная на товаре, на ценных бумагах (номинал).

Торговая сделка на основе натурального обмена (бартер).

Документ, удостоверяющий права держателей акций (сертификат).

Задание 3. Что такое паронимы? Объясните лексическое значение паронимов и составьте с ними словосочетания.

Адресат - адресант;

Сытый - сытный;

Праздный - праздничный;

Эффективный - эффектный;

Невежа - невежда;

Фамильный - фамильярный

Абонент - абонемент

Задание 4. Подберите синонимы или синонимичные словосочетания к данным словам.

Предприниматель -

Приватизация -

Мэр -

Бартер -

Дебаты -

Брокер -

Рейтинг -

Слова для справок: бизнесмен, передача в частную собственность, градоначальник, сделка, обмен, прения, обсуждение, посредник, показатель популярности.

Задание 5. Подберите антонимы к словам.

Возвышаться -

Грубость -

Действительный -

Добродетель -

Естественный -

Закон -

Заключать (договор) -

Закономерность

Слова для справок: унижаться; корректность; мнимый; порок; искусственный; беззаконие; расторгать; случайность.

Блиц-турнир

Объясните лексическое значение слова. Отвечайте быстро, чётко, кратко.

Абонемент - право пользования телефоном, книгами и т.д.

Абонент - лицо, пользующееся абонементом.

Блицтурнир (или блиц) - очень быстрое соревнование.

Брокер - посредник при заключении сделок на бирже.

Вальвация - определение стоимости иностранной валюты.

Дебитор - должник.

Дефект - изъян.

Импорт - ввоз товара из-за границы

Инаугурация -– торжественное вступление в должность.

Ипподром - место для соревнований по конному спорту.

Кулуары - помещение вне зала заседаний.

Квота - доля, норма чего-нибудь допускаемого

Лавировать - действовать хитро, искусно.

Маклер – посредник при заключении торговых сделок.

Номинал - обозначенная стоимость.

Паритет - равенство, равноправие сторон.

Префектура - орган управления.

Приватизация - передача в частную собственность.

Продюсер - лицо, которое организует производство кинофильма, осуществляя финансовый и идейно-художественный контроль.

Рейтинг - степень популярности.

Тариф - система ставок.

Фитнес-клуб - спортклуб.

Экспорт -вывоз товара за границу.

Электорат - избиратели.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 9 станицы Баговской

муниципального образования Мостовский район

Игра

“Путешествие в страну Фразеологию”

(для учащихся 5-7 классов)

Учителя:

Н.Н.Чуенко,

Н.В. Токарева

2012 год

1. Разминка (хоровые ответы).

Дружнее этих двух ребят
На свете не найдёшь.
О них обычно говорят
Водой … (не разольёшь).
Мы исходили городок
Буквально вдоль и … (поперёк)

И так устали мы в дороге,
Что еле … (волочили ноги).

Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь …(медвежью услугу).

Фальшивят, путают слова,
Поют кто в лес, … (кто по дрова)

Ребята слушать их не станут:
От этой песни уши … (вянут).

2. Что означает …

  • Кожа да кости (худой)
  • Дырявая память (плохая)
  • На всех парусах (быстро)
  • Перемывать косточки (сплетничать)
  • Хоть кровь из носу (обязательно)
  • Сбить с толку (запутать)
  • Кот наплакал (мало)
  • Комар носа не подточит (идеально)
  • Клевать носом (дремать)
  • Пускать пыль в глаза (обманывать)
  • Как снег на голову (неожиданно)
  • Человек с головой (умный)
  • Набить оскомину (надоесть)
  • Задать стрекача (удрать)

3. Восстановите фразеологизмы.

  • Его вешают, приходя в уныние, его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело.
  • Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека.
  • Его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит.
  • Её заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлебывают, распутывая это дело; её не сваришь с тем, с кем трудно сговориться; её просит рваная обувь; она в голове у путаников.
  • Её толкут в ступе или носят в решете те, кто занимается бесполезным делом; её набирают в рот, когда молчат; ею нельзя разлить неразлучных друзей.
  • Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные.

4. Найдите русский аналог иностранной пословице.

  • Неторопливый слон раньше достигнет цели, чем резвый жеребец. (Тише едешь - дальше будешь)
  • Тот не заблудится, кто спрашивает. (Язык до Киева доведёт)
  • В каждом стаде есть своя черная овца. (В семье не без урода)
  • Лучше яйцо сегодня, чем курица завтра. (Лучше синица в руке, чем журавль в небе)
  • Жена и муж - словно палочки для еды: всегда парой. (Муж и жена - одна сатана)
  • Если у одной плиты хлопочут два повара, обед пригорает. (У семи нянек дитя без глаза)
  • Нечего ругать кошку, когда сыр съеден. (После драки кулаками не машут)

5. Шуточные вопросы.

  • Из какого фразеологизма марсиане могли бы заключить, что у человека не две ноги, а больше? (Бежать со всех ног)
  • Что общего в словах дуга, бараний рог и три погибели? (Фразеологизмы со словом “гнуть”)
  • В каком фразеологизме упоминается действие из таблицы умножения? (Как дважды два)

6. Перевертыши.

Каждое слово замените антонимом и получите известную фразу.

  • Во дворе мух ловили (По улицам слона водили)
  • Искусство проигрывать (Наука побеждать)
  • С грохочущего мелководья ангелы убегают (В тихом омуте черти водятся)

7. Фразеологизмы-синонимы.

  • Кот наплакал (с гулькин нос, капля в море, раз-два и обчелся).
  • Во всю прыть (со всех ног, во весь дух, сломя голову, на всех парусах).
  • Видимо-невидимо (тьма-тьмущая, пруд пруди, как собак нерезаных, конца краю нет).

8. Игра “Кто быстрее?”

Подберите фразеологизмы, начинающиеся глаголами.

Встать (с левой ноги, поперек горла, в тупик, поперёк дороги).

Выйти (сухим из воды, из терпения, в люди, из себя).

Держать (в ежовых рукавицах, себя в руках, порох сухим, ухо востро).

Дать (слово, голову на отсечение, по шапке, жару, задний ход).

Взять (себя в руки, быка за рога, за горло, в оборот)

9. Назовите известные фразеологизмы из басен И.А. Крылова.

10. Кто больше?

Назовите фразеологизмы со словами:

НОС (водить за нос, клевать носом, зарубить на носу, задирать нос и др.)

ГЛАЗ (мозолить глаза, хлопать глазами, с глазу на глаз, хоть глаз выколи др.)

ЯЗЫК (язык проглотил, тянуть за язык, прикусить язык, найти общий язык)

НОГА (сбиться с ног, встать на ноги, унести ноги)

ЗУБ (ни в зуб ногой, зубы заговаривать, зуб на зуб не попадает, положить зубы на полку)

11. Сказочные фразеологизмы (закончите хором).

Поди туда - не знаю куда ... (принеси то, не знаю что).

Скоро сказка сказывается (... да не скоро дело делается).

Это всё присказка (... сказка будет впереди).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План проведения недели русского языка и литературы

План проведения недели русского языка и литературы...

План проведения недели русского языка и литературы-2012

План в проведения недели включает мероприятия с учителями и с учащимися....

план проведения недели русского языка и литературы

В материале представлен план проведения недели русского языка и литературы,может быть интересенкак учителю, так и руководителю МО гуманитарных предметов....

План проведения недели русского языка и литературы

«Мы любим литературу и изучаем великий русский язык»...

План проведения недели русского языка «Великое русское слово», посвященной Году культуры в России

Приобщение  учащихся, педагогов к истории развития русского языка и осознанию его  как культурного феномена и языка русской нации....

План проведения Недели русского языка и литературы в ГКУЗ МНПЦ борьбы с туберкулёзом ДЗМ Филиал Детское отделение

"Цель проведения предметной недели:воспитание у учащихся бережного отношения к родному слову;развитие интереса к глубокому изучению русского языка, как на уроках, так и во внеурочное время;повыш...

План проведения Недели русского языка

Основная цель – повышение интереса учеников к предметам, формирование познавательной активности, расширение кругозора знаний....