Методическая разработка. Развитие речи 6 класс. Пейзаж в литературном произведении
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему
Создание сочинения-описания на основе произведений разных видов искусств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока развития речи ( 6 класс).
Тема: Пейзаж в литературном произведении.
Цель: Создание пейзажа на основе наблюдений над произведениями живописи, музыки и литературы.
Ход урока.
1.Сообщение темы урока. Работа со словарной статьёй:
Пейзаж- 1 . Общий вид какой – нибудь местности.
2 . Рисунок , картина, изображающая виды природы. А также описание природы в литературном произведении.
- Прочитайте словарную статью из «Толкового словаря русского языка» под редакцией Ожегова. Составьте два предложения , чтобы в одном из них слово «пейзаж» имело значение «описание местности», а в другом – «вид живописи или описание природы в литературном произведении».
- Проверка нескольких работ.
2.Сообщение цели урока.Работа с репродукциями осенних пейзажей художников 19 –20 веков (Шишкин,Грицай,Жуковский,Фёдоров):
- Какое время года изобразили художники?
- Расположим репродукции в соответствии с изменениями ,происходящими в природе с наступлением осени. Докажите свою точку зрения.
- Что ещё объединяет эти пейзажи?
- Если художник создаёт пейзаж при помощи кисточки и красок, то в нашем распоряжении другие средства. Что нам поможет нарисовать яркую картину природы?
- Перечислите прилагательные цвета и эпитеты, которые создают своеобразную палитру данных картин.
3.Создание собственного текста из трёх – четырёх предложений к любой из репродукций, главное условие – выделить отличительные черты пейзажа, которые помогут узнать описанную картину среди других.
- Проверка нескольких работ.
- Для создания эмоционального, выразительного описания недостаточно использовать только слова – цвета. Что ещё для этого нужно?
- Вспомните определения эпитета, сравнения, метафоры, приводите свои примеры.
4.Работа с текстами известных писателей : Сладкова, Горького, Тургенева, Паустовского.
- Прочитайте , найдите выразительные средства языка ,определите их вид.
- Опираясь на собранный материал, дополните свои сочинения. Используйте собственное воображение или материал писателей . Проверка.
5.Теперь наполним наши пейзажи запахами и звуками. Вспомните, какие запахи можно почувствовать в осеннем берёзовом лесу? Что можно услышать?
6. Создавая свои осенние пейзажи нельзя забывать о том, что природа не бывает статичной, она всё время меняется, уловить эти перемены нам поможет отрывок из симфонии № 8 Людвига Ван Бетховена.
- Послушайте музыку. Какое природное явление изобразил композитор в этом музыкальном фрагменте? Какое изменение удалось уловить Бетховену?
- Какая часть речи поможет придать движение вашему описанию?
- Подберите глаголы, передающие жизнь природы.
6.Составление плана. Создание собственных сочинений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности работы по развитию интонационно-мелодической стороны речи в процессе изучения литературного произведения учащимися школы-интерната 5 вида
В статье рассказывается о системе работы над интонацией на уроках литературы в школе-интернате для детей с тяжёлыми нарушениями речи....
Методическая разработка: "Развитие речи на уроках математики"
В методической разработке обосновывается необходимость развития грамотной математической речи. Предложены различные приемы, пзволяющие работать над данной проблемой....
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/08/picture-332937-1596881984.jpg)
Методическая разработка урока создания анимационного фильма по литературным произведениям
Суть содержания предлагаемой разработки. Данная методическая разработка отражает новое видение урока в системе внедрения ФГОС ООО в организацию урочной деятельности. Показывает особенность постр...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/07/picture-1134807-1554630094.jpg)
Методическая разработка : Развитие речи. Повествование. Обучающее изложение с элементами описания ( по рассказу К.Г. Паустовского «Шкатулка» )
Цель урокаразвивать навыки устного и письменного изложения текста ( написание изложения);Тип урокаурок развития речиПланируемые образовательные результатыПредметные - иметь общие представления о стиля...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/06/picture-1369554-1638747882.jpg)
Методическая разработка "Развитие речи, мышления и творческого воображения детей дошкольного возраста посредством использования ТРИЗ-технологии"
Методическая разработка для выступления на Всероссийской Научно-практической конференции "Педагогическое мастрество и педагогические технологии"...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/12/picture-261114-1618253590.jpg)
Методическая разработка "Развитие речи на уроках швейного дела", 2022г.
В данном материале указаны основные приемы развития речи на уроках швейного дела....
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/29/picture-1509171-1706543660.jpg)
Развитие речи. Сочинение-рецензия на литературное произведение
Сочинение-рецензия на литературное произведение...