Развитие речи. Сочинение-рецензия на литературное произведение
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Константин Владимирович Ярушин

Сочинение-рецензия на литературное произведение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_sochinenie-retsenziya_na_liter.docx21.68 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ РЕЧИ. СОЧИНЕНИЕ-РЕЦЕНЗИЯ НА ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ

Педагогические цели

Способствовать развитию умений самостоятельно писать сочинение-рецензию, учитывая композиционные особенности данного жанра, составлять план сочинения, передавать последовательность микротекстов, использовать выразительные средства языка, соблюдая литературные нормы

Тип и вид урока

Урок развития речи / сочинение

Планируемые

результаты

(предметные)

Овладевают основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и используют их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний; понимают коммуникативно-эстетические возможности лексической и грамматической синонимии и используют их в собственной речевой практике

Личностные

результаты

Осознают эстетическую ценность русского языка; проявляют уважительное отношение к родному языку, гордость за него; испытывают потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; проявляют стремление к речевому самосовершенствованию

Ключевые

компетенции

Коммуникативная: написание сочинений различных видов. Языковая и лингвистическая (языковедческая): употребление форм слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Употребление синтаксических конструкций в соответствии с нормами русского литературного языка. Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания. Соблюдение основных орфографических норм. Употребление пунктуационных знаков. Культуроведческая: отражение в языке культуры и истории народа

Метапредметные результаты

Владеют всеми видами речевой деятельности. Говорение и письмо: проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражают свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, прочитанному, услышанному, увиденному; владеют различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение, сочетание разных видов монолога); осуществляют коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания; овладевают национально-культурными нормами речевого поведения

Основное

содержание темы

Ч. Айтматов «Материнское поле». Сочинение-рецензия. Композиционные особенности жанра. План сочинения. Структура отзыва о прочитанном произведении: тезис (основная мысль, которую необходимо доказать в работе); доказательства; вывод

Характеристика основных видов деятельности

Пишут сочинение-рецензию на прочитанное произведение, учитывая композиционные особенности данного жанра. Составляют план сочинения; передают последовательность микротекстов. Используют выразительные средства языка, соблюдая литературные нормы

Образовательные ресурсы

Презентация «Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм». URL: http://www.myshared.ru/slide/803647/; дополнительная информация об особенностях сочинения-рецензии; образец сочинения-рецензии

Сценарий урока

Этапы урока

Формы, методы,

методические
приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма
и методы

контроля

Осуществляемые действия

Формируемые УУД

I. Усвоение знаний и способов действий.

1. Сочинение-рецензия

Фронтальная форма. Словесный метод. Методический прием – рас-сказ учителя

Знакомит с особенностями сочинения-рецензии.

              Рассказ учителя

Что такое сочинение-рецензия?

Сочинение-рецензия – это разновидность критической статьи, наиболее глубокое высказывание о произведении искусства (книге, спектакле, кино).

В работе нужно дать анализ, суждение, отзыв об этом произведении.

Что такое отзыв? Какова структура отзыва о прочитанном произведении?

Отзыв включает в себя:

1. Тезис (основная мысль, которую необходимо доказать в работе).

2. Доказательства:

а) аргументы;

б) …;

в) … .

3. Вывод.

В сочинении-рецензии повествование должно сочетать в себе обоснованные, логичные суждения с привлечением ярких эпизодов, картин, размышлений героев.

Вступление  в  рецензии  может  начинаться  ярким эпизодом из текста (яркой текстовой заставкой).

Сначала  необходимо  кратко  сообщить  об  авторе,  истории  создания произведения; показать тему и основные проблемы, волнующие художника.

Все вышесказанное должно подвести к выводу о художественном своеобразии данного произведения.

Слушают рассказ учи-
теля

Коммуникативные: слушают и понимают речь других

Фронтальная. Наблюдение

2. Образец сочинения-рецензии на книгу
Ч. Айтматова «Материнское поле»

Фронтальная форма. Словесный метод. Методический прием – чтение сочинения

Читает образец сочинения-рецензии на самостоятельно прочитанную книгу.

          Сочинение-рецензия

     «Рекомендую прочитать»

Не один раз за долгую трудную жизнь уходила Толгонай одна в поле, чтобы рассказать ему о радостях и бедах, чтобы посоветоваться… И вот снова пришла великая труженица к немому свидетелю всех событий своей жизни… Ее драматический рассказ и составляет сюжет произведения киргизского писателя, лауреата Ленинской премии Чингиза Айтматова «Материнское поле».

Написано оно в прозе, носит подзаголовок «повесть». Так сам автор охарактеризовал жанр. Но за эпический размах, драматизм событий, величаво-народную манеру повествования, высокую героику и лиризм его хотелось бы назвать поэмой, поэмой в прозе.

Поле в повести Айтматова не просто часть степи, обрабатываемая когда-то кетменем, а теперь трактором. Нет, это образ, ставший символом народной жизни. Земля – теплая, родная; земля, одетая цветами, снопами, политая кровью и по́том, лежит вокруг человека-труженика… Вторая мировая война ворвалась в наполненную трудами и счастливыми заботами жизнь Толгонай и отняла у нее всех близких людей: мужа и троих сыновей.

Старая женщина и ее невестка Алиман долго жили надеждой на возвращение младшего, пропавшего без вести. Но он не вернулся. Обе женщины работали в колхозе. Толгонай стала бригадиром.

Дальнейшая жизнь Алиман сложилась несчастливо: новая любовь обманула ее… Она умирает от родов, и Толгонай воспитывает ее сына Жанболота.

Вот в самом сжатом виде основные события повествования. Через эти события Чингиз Айтматов показывает мудрость народную, жизненный опыт человека-труженика.

Придя на свое любимое поле, Толгонай говорит: «Земля, ты держишь всех нас на своей груди: если ты не дашь нам счастья, то зачем тебе быть землей и нам зачем рождаться на свет? Мы твои дети, земля, дай нам счастья, сделай нас счастливыми!»

Несмотря на то, что сбылось главное, о чем мечтали Толгонай и ее муж Суванкул: они пахали свою, народную землю, сеяли свой хлеб, Толгонай пришлось пройти воистину тернистый путь страданий и горя. Война опалила ей душу и закалила сердце. И образ матери трех погибших сыновей вырастает в символ Родины.

Толгонай хорошо понимает, что «материнское счастье идет от народного счастья, как стебель от корней», что «нет материнской судьбы без народной судьбы».

Вот один из самых волнующих эпизодов повести. Мимо родного полустанка мчится поезд. Он увозит среднего сына Толгонай на фронт. «Ветер растрепал ему волосы, полы шинели бились, как крылья, в лице и глазах – радость, и горе, и сожаление, и прощание…» «Скажи, земля родная, – спрашивает Толгонай, – когда, в какие времена так страдала, так  мучилась  мать,  чтобы  только  один  раз,  только  мельком  увидеть своего сына?.. Пусть буду я последней матерью, которая так ждала своего сына. Не приведи Бог обнимать железные рельсы и биться головой о шпалы».

Высоким трагизмом и правдой потрясает сцена получения Толгонай и ее невесткой Алиман известия о гибели сына и мужа. Алиман глубоко переживает горе. Ее судьба – это судьба многих женщин, в молодости ставших вдовами…

Земная, яркая жизнь, цветы, запахи трав и хлеба врываются в поэму Чингиза Айтматова. А Толгонай, как когда-то, рвет в поле цветы… «Только тогда косынка на ней была красная, а цветы белые, а теперь она повязана черным платком, а в руках держит красные цветы». Радужное многоцветье мира распалось на простейшие составные цвета.

Черная косынка и красные цветы – символ скорби. Потеряв последнего близкого человека – Алиман, Толгонай ушла по дороге, укрыв ребенка на груди. И белый снег на земле ей казался черным.

Последний аккорд поэмы звучит утверждением новой жизни, которая вечно обновляется: в свет приходит новый хлебороб, сын Алиман – Жанболот.

Слушают образец сочинения-рецензии на книгу
Ч. Айтматова «Материнское поле»

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров

Фронтальная. Наблюдение

II. Применение знаний
и способов действий:

сочинение-
рецензия на прочитанную книгу

Фронтальная, индивидуальная формы. Словесный, практический методы. Ме-тодические приемы – беседа, сочинение-рецензия

Организует обсуждение прослушанного.

– Подумайте и предложите свою версию сочинения-рецензии
на прочитанную книгу

Вступают в беседу по прослушанному сочинению. Предлагают свою версию сочинения-рецензии на прочитанную
книгу

Познавательные: осознанно
и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме.

Регулятивные: принимают
и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения

Фронтальная, индивидуальная. Устный опрос, сочинение-рецензия

III. Рефлексия

Фронтальная форма. Словесный метод. Методический прием –
беседа

– Закончите предложения:

•• Я был удивлен… (разочарован…)

•• Мне пригодится в жизни … потому, что…

•• Я не знал…

•• Теперь я знаю…

Заканчивают предло-
жения

Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества

Фронтальная. Устный опрос

IV. Информация о домашнем задании

Фронтальная форма. Словесный метод. Методический прием – сообщение учителя

Дописать сочинение-рецензию на прочитанную книгу

Воспринимают задание, уточняют

Регулятивные: принимают цель, содержание и способы выполнения домашнего задания

Индивидуальная. Сочинение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи в 6 классе по произведению Ч. Айтматова "Первый учитель"

Тема: Сез иң гүзәл кеше икәнсез.(Ч. Айтматовның “Беренче мөгаллим” әсәре буенча6 нчы сыйныфта сөйләм теле үстерү дәресе)     ...

Особенности работы по развитию интонационно-мелодической стороны речи в процессе изучения литературного произведения учащимися школы-интерната 5 вида

В статье рассказывается о системе  работы над интонацией на уроках литературы в школе-интернате для детей с тяжёлыми нарушениями речи....

Развитие воображения младших школьников на уроках изобразительного искусства в процессе иллюстрирования литературных произведений

Проблема развития творческого воображения школьников является актуальной в современном мире. Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активн...

Методическая разработка. Развитие речи 6 класс. Пейзаж в литературном произведении

Создание сочинения-описания на основе  произведений разных видов искусств....

«Развитие познавательного интереса учащихся к изучению русского языка на уроках развития речи посредством опоры на нестандартное использование произведений живописи с учетом расширения форм работы и социокультурное наследие региона»

«Живописное полотно, воздействуя на чувства учащихся яркими, запоминающимися образами, способствует развитию у них  духовно ориентированного мышления, обогащению их словарного запаса. Это особенн...

Обобщение педагогического опыта «Развитие познавательного интереса учащихся к изучению русского языка на уроках развития речи посредством опоры на нестандартное использование произведений живописи с учетом расширения форм работы и социокультурное наслед

Обобщение педагогического опыта «Развитие познавательного интереса учащихся к изучению русского языка на уроках развития речи  посредством опоры на нестандартное использование  произведений ...