ЕГЭ 2015 по русскому языку Теория задания 7
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) по теме

В файле вы найдете информацию, необходимую для сдачи ЕГЭ по русскому языку в новом формате

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Задание 731.87 КБ

Предварительный просмотр:

Теория задания 7

ЗАДАНИЕ: Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.  В 1ом столбце под буквами А) Б) В) Г) Д) даются примеры, во 2ом столбце под цифрами 1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) даются обоснования грамматических ошибок.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.      

Как должен выглядеть ответ:

А

Б

В

Г

Д

6

4

1

5

7


  1. неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
  • В задании с буквой ищем производные предлоги (обычно предложение начинается с них) и проверяем падеж существительного, стоящего после предлога. Все следующие предлоги сочетаются только с Дательным падежом существительного:
  • Согласно (кому? чему?)
  • Благодаря  (кому? чему?)
  • Вопреки  (кому? чему?)
  • Подобно  (кому? чему?)
  • Наперекор  (кому? чему?)
  • Также в предложении могут быть предлоги, сочетающиеся с существительным в Родительном падеже:
  • в меру (чего?)
  • в течение (чего?)
  • в продолжение (чего?)
  •  в силу (чего?)
  • в заключение (чего?)
  •  в виде (чего?)
  • по причине (чего?)
  • наподобие (чего?)
  • Например: Благодаря повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей.

  1. нарушение связи между подлежащим и сказуемым
  • Ищем в заданиях с буквой  конструкцию «все, кто…», «те, кто…», «тот, кто…» и т.д., необходимо проверить согласование подлежащего и сказуемого (ед./мн. число) в главном и в придаточном предложениях.
  • Все,            кто        смотрел         на него, не могли не заметить…

мн.ч           ед.ч               ед.ч.                                      мн.ч.

  • Например: Все, кто читал пушкинского «Бориса Годунова», помнит бродягу Варлаама.

ИЛИ  

Все, кто читали пушкинского «Бориса Годунова», помнят бродягу Варлаама.

  1. нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
  • В задании с буквой должны быть кавычки
  • Например: Горячо любящим родную культуру предстаёт перед нами Д.С. Лихачёв в книге «Письмах о добром и прекрасном».
  • Объяснение: приложение – это определение, выраженное существительным.
  • Объяснение:
  • Если перед кавычками стоит родовое название (книга, газета, журнал, картина и т.д.), название в кавычках должно стоять в Им.п.   Например,  роман «Евгений Онегин»; картина «Осень»; песня «Дубинушка».
  • Если перед кавычками нет родового названия, название в кавычках склоняется. Например, в «Евгении Онегине»; в «Осени» Левитана; в «Дубинушке».

  1. ошибка в построении предложения с однородными членами
  • Если в предложении есть однородные члены предложения, соединенные союзом «и», после которых идет общее зависимое слово (слова), необходимо проверить, согласуется ли первый однородный член предложения с эти общим зависимым словом.

Например, в предложении «мы надеялись и верили в победу» первый однородный член предложения «надеялись» не согласуется с «в победу», поэтому в данном предложении есть грамматическая ошибка.

  • в качестве однородных членов предложения не могут быть использованы слова разных частей речи

Например, «я люблю рисовать и живопись»

  • Если в предложении однородные члены связаны двойными союзами «не только – но и», «как – так и», «если не – то», необходимо проверить, стоят ли однородные члены предложения непосредственно после этих союзов. Например, в предложении «Мы ждали не только Машу, но и Ваню» союзы стоят правильно. Если мы поменяем место одного из них: «Мы не только ждали Машу, но и Ваню», в предложении появится грамматическая ошибка.

  1. нарушение однородности понятий
  • в качестве однородных членов предложения не могут быть использованы слова разных частей речи

Например, «я люблю рисовать и живопись»

  1. нарушение однородности синтаксических элементов
  • Недопустимо нарушать однородность синтаксических элементов предложения. Не могут выступать в качестве однородных синтаксических элементов причастный оборот и придаточная часть сложноподчиненного предложения.
  • Например, в предложении «Иван, учившийся в 9 классе и который принял участие в конкурсе, …» допущена ошибка.  

  1. неправильное построение предложения с деепричастным оборотом  
  • Задание с буквой начинается с деепричастного оборота
  • Например: Получив начальное домашнее образование в Москве, Радищева зачислили в петербургский Пажеский корпус.
  • Деепричастия отвечают на вопросы: что делая? что сделав?
  • Объяснение: деепричастие выражает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом. Лицо, совершающее оба действия, должно быть одно и то же. В предложении действие «зачислили»  совершают «они, какие-то люди» (неопределенно-личное предложение), а действие «получив» совершает Радищев.
  • Объяснение: деепричастный оборот чаще всего нельзя использовать вместе с безличными предложениями, кроме тех случаев, когда  действие выражено словами «можно, нельзя»

  1. нарушение в построении предложения с причастным оборотом    
  • Ищем в заданиях с буквой причастный оборот
  • Причастие отвечает на вопросы: что делающий? что сделавший? что сделанный?
  • Примеры причастий:  работающий, сомневающегося, приехавшему, написанного и т.д.
  • Например: Одному из героев романа, ищущим смысл жизни, открывается путь к внутренней свободе.
  • Объяснение: Если в предложении есть причастие, его форма (окончание) должна быть согласована с определяемым существительным.  Для этого задаем от определяемого слова вопрос к причастию. Например, «было много ребят, (каких?) приехавшИХ в лес». Окончание причастия должно совпадать с окончанием вопроса к нему.

  1. неправильное построение предложения с косвенной речью
  • Нельзя смешивать прямую и косвенную речь. Недопустимо использовать в придаточной части предложения в косвенной речи местоимения «Я, МЫ, ТЫ, ВЫ».
  •  Например, «Дима признался, что я сегодня не готов к уроку».

  1. Ошибки, связанные с нарушением порядка слов в простом предложении

 

 Вид ошибки

 Пример

1)

Подлежащее занимает место, не соответствующее закреплённому общепринятому порядку. 

О проблемах гуманизма и милосердия в своей статье рассуждает автор. 

2)

Дополнение находится в отрыве от слова, которое им управляет. 

Мы не можем согласиться в его отношении к проблеме с автором. 

3)

Определение находится в отрыве от определяемого слова. 

Величественное и красивое его поразило здание театра, расположенного справа. 

4)

Обстоятельство занимает место, не соответствующее общепринятому порядку. 

В Ленинград он возвратился позже, после войны, из госпиталя. 

5)

Ошибочное местоположение предлога. 

Через часа два спор закончился (часа через два) 

6)

Ошибочное местоположение составного союза. 

Так как вчера и сегодня эта проблема остаётся важной. 

7)

Ошибочное местоположение частицы бы. 

Он хотел полететь бы в космос или бы стать путешественником. 

  1. Ошибки в употреблении предлогов


 Вид ошибки

 Пример

1)

Смешение предлогов
из и с (со)
в и на
от и с
через и из-за 

Когда он приехал с деревни в город, то многому удивился.
Вернувшись 
со школы, он сразу сел за уроки.
Солдаты, принимавшие участие 
на войне, вернулись к мирной жизни.
Настоящий героизм проявился 
при боях за Москву.
От утра до вечера он трудился в своей редакции.
Он чуть не погиб 
через предательство друга. 

2)

Отсутствие предлога. 

Нельзя не приклоняться его героизмом

3)

Наличие ненужного предлога. 

Автор описывает о событиях послевоенного времени. 

КЛАССИФИКАЦИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК:

  1. неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
  2. неправильное употребление падежной формы существительного
  3. нарушение связи между подлежащим и сказуемым
  4. нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
  5. ошибка в построении предложения с однородными членами
  6. нарушение однородности понятий
  7. нарушение однородности синтаксических элементов
  8. неправильное построение предложения с деепричастным оборотом  
  9. нарушение в построении предложения с причастным оборотом    
  10.  неправильное построение предложения с косвенной речью
  11.  нарушение порядка слов в простом предложении
  12.  ошибки в употреблении предлогов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЕГЭ 2015 по русскому языку Теория задания 4

В файле вы найдете информацию, необходимую для сдачи ЕГЭ по русскому языку в новом формате...

ЕГЭ 2015 по русскому языку Теория задания 5

В файле вы найдете информацию, необходимую для сдачи ЕГЭ по русскому языку в новом формате...

ЕГЭ 2015 по русскому языку Теория задания 6

В файле вы найдете информацию, необходимую для сдачи ЕГЭ по русскому языку в новом формате...

Методические рекомендации подготовки к ЕГЭ - 2015 по русскому языку .Теория к заданию 6

Здесь я предлагаю теоретический материал по подготовке к ЕГЭ 2015 задание 6. Материал изложен в виде таблиц,  используются и правила-помощники для запоминания некоторых сведений....

Задание 7 ЕГЭ 2015 по русскому языку (теория)

Представленный теоретический материал поможет учащимся подготовиться к выполнению довольно сложного задания 7 ЕГЭ 2015 по русскому языку....

Теория ЕГЭ, русский язык. 6 задание

Теория ЕГЭ, русский язык. 6 задание...

Задание 8 ЕГЭ по русскому языку. Теория

Теоретическая информация для подготовки к выполнению задания 8 ЕГЭ по теме "Ошибки в построении предложений с однородными членами"...