Определенно-личные предложения
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) по теме

Салчак Ольга Очур-ооловна

Урок русского языка для 11 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opredelenno-lichnye_predlozheniya_.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Определённо-личные предложения

Цели  урока:  

  • дать понятие определенно-личных предложений как разновидности односоставных; формирование умений;
  •  находить определенно-личные предложения по их значению и структурным особенностям;
  •  использовать определенно-личные предложения в разных стилях речи;
  • заменять двусоставные предложения синонимичными односоставными определённо-личными;
  •  прививать любовь к русском языку.

 Оборудование: карточки

Ход урока:

1. Оргмомент

  • приветствие учащихся, настрой на урок;

2. Работа с предложениями

Редкие тучки разбегались по нежно голубому своду.

(Л. Толстой)

Стою один среди равнины голой.

(С. Есенин)

Из под стола бесшумно выползла большая светло рыжая собака.

(А. Гайдар)

Листья медленно падая шепчутся прощаясь навек.

(М. Пришвин)

Первые лучи солнца пробив сквозившую тучу блеснули в небе пробежав по земле и по небу.

(Л. Толстой)

Из за холмов неожиданно показалось пепельно седое кудрявое облако.

(А. Чехов)

Город утонул в мелово туманной тени.

(В. Короленко)

  - Прочитайте предложения. Объедините их попарно в зависимости от пропущенных знаков препинания. Составленные пары предложений напишите в порядке увеличения в них пунктуационных знаков.

  • В каждой паре предложений найдите и назовите слова с одинаковой орфограммой.

3. Изучение новой темы

-  Назовите предложение, которое осталось без пары. Скажите, что его объединяет с остальными шестью предложениями.

(Все предложения простые, повествовательные, невосклицательные, распространённые)

      -    Найдите разницу в данных предложениях.

 

   (Предложение Стою один среди равнины голой односоставное, так как в нем нет подлежащего, а остальные — двусоставные)

   -  Подлежащее в этом предложении действительно отсутствует. Но по форме сказуемого-глагола легко определяется лицо и число местоимения, которое могло бы выполнять в этом предложении роль подлежащего. Учитывая это обстоятельство, скажите, как называются такие предложения, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

  • Напишите неопределенно-личное предложение. Подчеркните в нем главный член. Определите, какой формой глагола он выражен.
  • А теперь напишите предложение «Не хотите ли чаю?»

           -  Сделайте вывод о том, какие предложения называются определенно-личными.

                 (Учащиеся составляют определение исследуемого вида предложений)

            - Почему в определенно-личных предложениях подлежащее не обязательно?

  • Скажите, в какой речи чаще встречаются определенно-личные предложения. Обобщите наши рассуждения и расскажите все, что вы узнали об определенно-личных предложениях.

      4. Закрепление изученного

Упражнение 1

  1. Дождь шумел гудел хлопал.

                (М. Шолохов)

[  ].

  1. Тяжелые холодные тучи лежали на вершинах огромных гор.

(М. Лермонтов)

[  ].

  1. Наряжу коня наточу булат затяну чекмень полечу в леса.

(А. Кольцов)

[  ].

Справка:     Дадим друг другу руки и вместе двинемся вперед.

              Вода бурлила клокотала пенилась.

             Огромная туча пролилась теплым летним обильным дождем.

-  Познакомьтесь с записью. Сформулируйте задание к упражнению.

(К предложениям под номерами 1,2,3 нужно подобрать по одному простому предложению из справки так, чтобы их характеристики совпадали. Вставить пропущенные знаки препинания.)

Упражнение выполняется коллективно.

Особое внимание должно уделяться определенно-личным предложениям. В них выделяется сказуемое-глагол и указывается его форма.

Повторяется материал об определенно-личных предложениях.

- Назовите орфограммы, которые есть в словах определенно-личных предложений, но они отсутствуют в двусоставных предложениях.

Упражнение 2

Смело вденешь ногу в стремя и возьмешь ружье.

(М. Лермонтов)

Что посеешь, то и пожнешь.

 Долго сидишь в темноте на корточках, потом становишься на колени и ждешь.

На острове, заросшем ивняком, кормились два лося.

(Д. Житенев)

Синеет даль с ее угрюмым лесом, окутанным синей мглой.

(Ф. Тютчев)

   Стояла густая, мрачная ночь.

   Что написано пером, того не вырубишь топором.

   Заберешься на дерево и ешь ягоды целыми горстями.

   Отношение к труду является важнейшим элементом духовной жизни человека.

(В. Сухомлинский)

- Прочитайте предложения. Составьте из них три группы по принципу «третий лишний» так, чтобы в каждой из них было по два определенно-личных предложения.

Задание выполняется в парах или группах. Возможный вариант:

  1. Смело вденешь ногу в стремя и возьмешь ружье.

Заберешься на дерево и ешь ягоды целыми горстями.

Стояла густая, мрачная ночь.

  1. Чего не сделаешь утром, вечером не нагонишь.

Что посеешь, то и пожнешь.

Отношение к труду является важнейшим элементом духовной жизни человека.

  1. Синеет даль с ее угрюмым лесом, окутанным синей мглой.

На острове, заросшем ивняком, кормились два лося.

Долго сидишь в темноте на карточках, потом становишься на колени и ждешь.

- Расскажите о написании слов с мягким знаком, предварительно сгруппировав их по орфограммам. Назовите слова, в которых количество морфем больше, чем в слове нагонишь.

Задание можно выполнить на соревновательной основе.

Упражнение 3

 [О-Л ].

Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами.

 [O-Л ].

Оказывается, что капли росы собрались в треугольных листках травы и блестят на солнце.

 [O-Л ].

Капелька скатится как шарик светлый, и проскользнет мимо стебля.

 [O-Л ].

Росинка эта вкуснее всякого напитка кажется.

(По Л. Толстому)

Справка:

Сорвешь такую чашечку, поднесешь ко рту выпьешь. Солнечным утром пойдешь в лес и увидишь алмазы. Неосторожно сорвешь листок с росинкой. Подойдешь ближе и разглядишь их.

-  Познакомьтесь с записью. Сформулируйте задание к упражнению.

Между двусоставными предложениями нужно расположить определенно-личные предложения из справки так, чтобы получился текст.

Задание выполняется сначала устно, затем записывается. Выделяются грамматические основы в предложениях.

Задания к упражнению:

  1. Скажите, что объединяет все определенно-личные предложения этого текста.
  2. Составьте цепочку слов с орфограммами, о которых мы не говорили на сегодняшнем уроке. (Задание выполняется в парах на соревновательной основе.)
  3. Назовите слова, в которых корень состоит из двух букв.

5. Итог урока

  - С каким видом односоставных предложений вы познакомились сегодня?

 ( Мы познакомились с определенно-личными предложениями)

-  Расскажите об определенно-личных предложениях.

Один ученик рассказывает теоретическую часть, примеры приводят все учащиеся класса.

- Дома составьте рассказ, в котором было бы не менее четырех определенно-личных предложений. Выделите в них основу. Укажите форму сказуемого-глагола.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: Виды односоставных предложений. Определенно-личные предложения.

Данный урок представлен в разделе « Синтаксис. Пунктуация. Культура речи» На данном уроке предполагается изучение и закрепление новой темы....

Односоставные предложения. Понятие об односоставных предложениях. Определенно-личные предложения.

Презентация к уроку русского языка  в 8 классе "Односоставные предложения. Понятие об односоставных предложениях. Определенно-личные предложения"...

Урок по теме "Односоставные предложения. Определенно-личные предложения."

Урок по теме "Односоставные предложения. Определенно-личные предложения."...

Односоставные предложения. Определенно-личные предложения.

Урок усвоения новых знаний к учебнику М.М.Разумовской....

Односоставные предложения. Определенно-личные предложения.

Урок для учащися 8 класса. Программа М.М.Разумовской. Урок выполнен в системно-деятельностном подходе....