ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА для учащихся 11 класса «Исключительный русский» (Подготовка к ЕГЭ)
элективный курс по русскому языку (11 класс) на тему

Программа предназначена для подготовки ЕГЭ по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zinchenko_natalya_aleksandrovna.docx30 КБ

Предварительный просмотр:

Зинченко Наталья Александровна, МКОУ «Тундутовская СОШ», Р.Калмыкия,с. Тундутово.

Предмет:русский язык

Класс: 11

                        ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА для учащихся 11 класса

                                                   «Исключительный русский» (Подготовка к ЕГЭ)

                                   

                                 

                                                                 ЗАПИСКА

     Элективный курс  может быть использован в качестве обобщающего учебного курса по русскому языку для учащихся 11 классов  при подготовки в ЕГЭ. Содержание курса опирается на знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в основной школе. Содержание программы предполагает расширение и углубление теоретического материала, позволяющее формирование практических навыков выполнения тестовых заданий  на ЕГЭ.

     ЦЕЛИ КУРСА: освоение учащимися 11 классов норм русского литературного языка, подготовка старшеклассников к выполнению заданий экзаменационной работы на более высоком качественном уровне, формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ, а также пользования нормированной устной и письменной речью в различных сферах дальнейшей  жизни. Главная цель курса – обеспечить поддержку освоения  содержания учебного предмета «Русский язык» учащимися средней школы, сформировать умения и навыки выполнения тестовых и коммуникативных заданий на уровне, позволяющем и учителю, и ученику прогнозировать положительные результаты выполнения экзаменационной работы.

     Задачи курса:

     - совершенствование языковой грамотности учащихся, формирование умения выполнять все виды языкового анализа;

     - дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки;

     - обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов при выполнении тестовых заданий;

     - освоение стилистического многообразия и практического использования художественно-выразительных средств русского языка;

     Программа элективного курса рассчитана на 34 часа (1 раз в неделю)

      Материал программы предполагает использование его для расширения и углубления содержания учебного предмета «Русский язык» на базовом уровне.

     Формы изучения курса, которые могут быть использованы в процессе  освоения,

обусловлены его практической направленностью:  работа с нормативными документами, с учебными пособиями по подготовке к ЕГЭ,  с тестами и текстами, тренинг, практикум,  мини-исследования содержания и языковых средств конкретных текстов.

     Последовательность освоения содержания предлагаемого курса обусловлена в основном композиционной структурой тестовых и коммуникативных заданий экзаменационной работы и логикой изложения учебного материала в примерной программе изучения русского языка в основной и средней школе.

     Проектная деятельность учащихся может быть представлена разработкой  мини-исследовательских работ (разработка и представление собственных алгоритмов выполнения конкретного задания, комплекса заданий).

     Программа предполагает совершенствование умений и навыков, сформированных содержанием  курса  изучения русского языка в 5-10 классах, акцентируя внимание прежде всего на развитии умений и навыков выполнения  заданий повышенной и высокой трудности.  

Элективный курс обеспечивает к концу его изучения овладение следующими умениями:

     - умение оценивать речь с точки зрения языковых норм  русского литературного языка (орфоэпических, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических);

     - умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;

     - умение соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка;

     - умение адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую) письменного сообщения (текста, микротекста).

     

                                       СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

          Языковые нормы. Литературный язык.  Нормированность речи. Типы норм Словарь трудностей русского языка.

     Орфоэпическая норма, основные правила орфоэпии. Акцентологическая норма (нормы ударения).

     Лексическая норма. Лексическое и грамматическое значения слова. Лексическое многообразие лексики русского языка: омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика,  устаревшие и новые слова. Фразеологизмы.  Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение.

      Грамматические нормы (словообразовательная, морфологическая, синтаксическая нормы).

      Словообразовательная норма.  Способы словообразования.  Ошибочное словообразование. Предупреждение ошибок при словообразовании и словообразовательном анализе.

     Морфологические нормы. Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. Морфологический анализ слова. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение.

     Синтаксические нормы. Словосочетание. Виды словосочетаний. Построение словосочетаний. Лексическая сочетаемость слов в словосочетаниях.  

     Предложение.  Порядок слов в предложении. Виды предложений.  Интонационная норма. Нормы согласования. Нормы управления. Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота. Синтаксическая синонимия.Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их предупреждение.

     Нормы письменной речи: орфографические и пунктуационные нормы.

     Орфографическая грамотность. Использование алгоритмов при освоении орфографических правил. Трудные случаи русской орфографии: правописание –Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи; правописание корней. Правописание приставок; правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени; правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-); правописание НЕ и НИ; слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов).

     Пунктуационная грамотность. Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи  пунктуации. Пунктуация в простом  предложении. Сложное предложение с разными видами связи.

          Текст: структура, языковое оформление.  Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.

      Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи.

      Функциональные стили, их характеристика. Специфика отдельных стилей речи. Предупреждение ошибок при определении стиля текста, его фрагмента.

      Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры.        

      Обобщающее повторение.                

                    КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

занят.

 

   Дата

провед.

             

                                 Тема занятия

к-во

час.

форма занятия

                  11 класс – 34 часа

1

Литературный язык. Языковые нормы. Типы норм.

   1

лекция

2

 Основные правила орфоэпии. Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне.

   1

работа с тестами  

 А1

3

 Основные правила орфоэпии. Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне.

    1

работа с тестами  

 А1

4

 Многообразие лексики русского языка. Фразеология.

Речевые ошибки на лексическом уровне.  

   1

5

 Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы (эпитет, метафора)

   1

практикум  

А2, А11

6

   Тропы. Умение находить их в тексте.

  1

работа с тестами  

В1

7

Стилистические фигуры, их роль в тексте.

   1

работа с тестами  

В1

8

Правила образования форм слов разных частей речи.

   1

практикум  

А3

9

   Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне.

   1

исслед.работа

  А10, В2

10-11

   Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне.

   2

самост.работа  

 А10

12-13

   Использование алгоритмов при написании –Н- и –НН- в суффиксах разных частей речи.  

   2

практикум

А12

14-15

   Правописание корней и приставок.

   2

практикум  

А13, А14

16-17

   Правописание личных окончаний глаголов и суф-фиксов причастий настоящего времени.

   2

исслед.работа  

 А15

18

   Правописание суффиксов различных частей речи

(кроме –Н- и –НН-).

   1

тренинг  

 А16

19

Предупреждение ошибок при написании НЕ и НИ.

   1

работа с тестами  

А17

20-21

   Слитное, дефисное и раздельное написание омони-мичных слов и сочетаний слов.

   1

исслед.работа  

А18

22-23

   Самостоятельная работа по проверке навыков орфографической грамотности.

   2

самост.работа

24

   Синтаксические нормы. Словосочетание, виды словосочетаний, их построение.  

   1

тренинг  

А5, В3

25

   Предложение. Порядок слов в предложении. Грамматическая  основа предложения.

   1

практикум    

А8

26

    Простые и сложные предложения.  Односоставные предложения. Неполные предложения.

  1

практикум  

А9, В4

27

    Нормы согласования (согласование сказуемого с подлежащим, согласование определений с определяемым словом)  

   1

тренинг  

А5

28

   Нормы управления. Построение предложений с однородными членами.

   1

практикум

А5, А19, А20

29

   Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота.

   1

практикум

   А4

30

   Синтаксическая синонимия.

   1

самост.работа    

А26

31

   Знаки препинания в простом предложении.

  2

работа с тестами

А19,А20, А22

В5, В6

32

   Знаки препинания в сложноподчиненных и бес- союзных предложениях

   1

практикум  

 А23, А24

33

   Знаки препинания в сложноподчиненных и бес- союзных предложениях

   1

практикум  

 А25

34

   Итоговая зачетная работа по тестам А1-А26, В1-В7 (с само- и взаимопроверкой по окончании работы)

   1

                                                    Литература для учителя

 1. Методическое пособие, изд. «Дрофа», серия «ЕГЭ. Практикум».

 

 2. Методическое пособие Подготовка к ЕГЭ. изд. «Дрофа»

 3.  Д.Э.Розенталь. Справочник по орфографии и пунктуации. Издание разных лет

 4.  Секреты хорошей речи. И.Б.Голуб, Д.Э.Розенталь. Издания разных лет.

 

Литература для учащихся

   1.  Исходные тексты, комментарии, упражнения и задания к ним.

   3. Учебные пособия серии «ЕГЭ. 100 баллов» и др. изд. «Дрофа»

   5. Учебные пособия серии «ЕГЭ. Тестовые задания». изд. «Дрофа»

Учебно – методическое обеспечение

  1. Таблицы
  2. видеопрезентации
  3. Наборы текстов для практикумов и самостоятельной работы

                                                                 

                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса для учащихся 11 класса "Подготовка к ЕГЭ"

Программа элективного курса "Подготовка к ЕГЭ" для учащихся 11 класса....

Программа элективного курса для 9 класса «Деловой русский язык»

Пояснительная записка Элективного курса для 9 класса «Деловой русский язык» рассчитан на 17 часов. Цели предпрофильного обучения школьников по курсу делового русского языка состоят в следую...

Рабочая программа элективного курса «Деловой английский» для организации профильной подготовки учащихся 9 класса по предмету «Английский язык»

г. Лабинск 2014год Пояснительная записка В это стремительно развивающееся и меняющееся время, ко¬гда наша страна перешла на рыночные отношения, по¬следовал подъем деловой активности и установлени...

Программа элективного курса для 9 класса «Деловой русский язык»

Программа элективного курса для 9 класса «Деловой русский язык» Учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №24» г. СаранскИконникова И.М.Пояснительная записка Элективного курса для 9 ...

Рабочая программа элективного курса для 11 класса "Нормы русского литературного языка"

Рабочая программа и тематическое планированеи элективного курса для 11 класса "Нормы русского литературного языка"...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)

РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...

Рабочая программа элективного курса для 11 классов " Стилистика русского языка"

Рабочая программа " Стилистика русского языка" будет способствовать углублению знаний по лингвистической теории, совершенствованию навыуов устной речи, овладению коммуникативной компетенцией...