Разбор теоретического материала и тестовые задания по B-8
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему

Кардаева Ольга Ивановна

Разбор теоретического материала и тестовые задания по B-8

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon v-8.zip341.18 КБ

Предварительный просмотр:

10. Прочитайте текст и выполните задания A28–A30; B1–B8.

(1)Я никак не могу понять, почему эта книга дается мне с таким трудом. (2)Казалось, что более десяти лет я регулярно пишу о состоянии современного русского языка, выступая, как бы это помягче сказать, с позиции просвещенного лингвиста. (3)Эта позиция заключается в том, что для русского языка не страшны ни поток заимствований и жаргонизмов, ни вообще те большие и, главное, быстрые изменения, которые в нем происходят. (4)Русский язык «переварит» все это, что-то сохранив, что-то отбросив, выработает, наконец, новые нормы, и на место хаоса придет стабильность. (5)Кроме того, даже в хаосе можно найти положительные стороны, поскольку в нем ярко реализуются творческие возможности языка, не сдерживаемые строгими нормами.
(6)В этот раз откровенно ничего не получалось, пока я не понял, что просто не хочу писать, потому что не хочу снова вставать в позу просвещенного лингвиста и объяснять, почему русскому языку особые беды не грозят. (7)Не потому, что эта позиция неправильная. (8)Она правильная, но она не учитывает меня же самого как конкретного человека, для которого русский язык родной. (9)А у этого конкретного человека имеются свои вкусы и предпочтения, а также, безусловно, свои болевые точки. (10)Отношение к родному языку не может быть только профессиональным, потому что язык — это часть нас всех, и то, что происходит в нем и с ним, задевает нас лично, меня, по крайней мере. (11)Точнее всего об этом сказал Николай Глазков:

Я на мир взираю из-под столика:
Век двадцатый, век необычайный.
Чем он интересней для историка,
Тем для современника печальней.

(12)Чтобы наглядно объяснить разницу между позициями лингвиста и обычного носителя языка, достаточно привести один небольшой пример. (13)Как лингвист я с большим интересом отношусь к русскому мату, считаю его интересным культурным явлением, которое нужно изучать и описывать. (14)Кроме того, я уверен, что искоренить русский мат невозможно ни мягкими просветительскими мерами (то есть внедрением культуры в массы), ни жесткими законодательными. (15)А вот как человек я почему-то очень не люблю, когда рядом ругаются матом. (16)Таким образом, я как просвещенный лингвист отношусь к нему с интересом, пусть исследовательским, и с определенным почтением как к яркому языковому и культурному явлению, а вот как обыватель мат не люблю и, грубо говоря, не уважаю. (17)Вот такая получается диалектика.
(18)Вообще, как и любой обыватель, я больше всего ценю спокойствие и постоянство. (19)А резких и быстрых изменений, наоборот, боюсь и не люблю. (20)Но так уж выпало мне — жить в эпоху больших изменений. (21)Прежде всего меняется, конечно, окружающий мир, но брюзжать по этому поводу как-то неприлично, тем более что есть и приятные изменения. (22)Может ли язык оставаться неизменным, когда вокруг меняется все: общество, психология, техника, политика?

(М.А.Кронгауз)

*М.А. Кронгауз — лингвист, профессор, доктор филологических наук, директор Института лингвистики РГГУ, автор монографий и учебников.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания А28–А30, В1–В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. 

Размышляя о трудностях, возникших в процессе написания книги «Русский язык на грани нервного срыва», автор использует такое сильное синтаксическое средство выразительности, как (А)___ (предложение 22). Кроме того, чтобы выразить мысль ярче и убедительнее, он прибегает к (Б)___ (предложение 11). На лексическом уровне авторская мысль подчеркивается использованием (В)___ («поток заимствований и жаргонизмов», предложение 3) и  (Г)___ («мягкие меры», «яркое явление», предложения 14, 16).

Список терминов:

  1. цитирование
  2. метафора
  3. гипербола
  4. риторический вопрос
  5. парцелляция
  6. лексический повтор
  7. противопоставление
  8. эпитеты
  9. контекстные синонимы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация теоретического материала для выполнения задания А3 ЕГЭ по русскому языку

Теория о морфологических нормах русского языка отдельными "горошинами" рассеяна по всему курсу русского языка 5-9 классов. В данной презентации я собрала и систематизировала данный материал. Он поможе...

Тестовые задания по русскому языку для 7, 8 класса. Тестовые материалы по литературе 6 класс по учебнику "Год после детства" авторов Р.Н Бунеева и Е.В Бунеевой. Набор предложений для синтаксического разбора 5 класс.

Тестовые задания по русскому языку для 7, 8 класса. Тестовые материалы по литературе 6 класс по учебнику "Год после детства" авторов Р.Н Бунеева и Е.В Бунеевой. Набор предложений для синтаксического р...

Материал для подготовки с заданию С1 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)

Материал для подготовки с заданию С1 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)...

Теоретический материал к выполнению задания №21 ЕГЭ

Необходимая информация для подготовки к  выполнению задания 21...

Презентация теоретического материала для выполнения задания № 12 ЕГЭ по русскому языку

Презентационный материал содержит теоретические сведения, позволяющие выпускнику повторить способы образования причастий и правила правописания гласных в суффиксах причастий и личных окончаниях глагол...

Теоретический материал 5-го задания ОГЭ по русскому языку

Теоретический материал 5-го задания ОГЭ по русскому языку...

Теоретический материал для выполнения задания 23 ЕГЭ

Теоретический материал для выполнения задания №23 ЕГЭ 2023...