Урок русского языка в 6 классе "У каждого слова душа своя"
план-конспект урока (русский язык) по теме

Петрова Елена Анатольевна

  Данный материал - урок одного слова.  В ходе урока проводится исследование слова на лексическом, этимологическом, синтаксическом, фонетическом, словообразовательном уровнях.  Обучающиеся приобретают умения и навыки работы со словарной статьей, сравнения словарных статей различных словарей; анализируют авторский текст и создают свой.  Такая форма работы предполагает погружение в слово.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_odnogo_slova.docx27.84 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: «У каждого из слов душа своя …» (концепт «родина»).

Тип занятия: урок-исследование

Цели урока:

- прививать навыки исследовательской работы;
- развивать умение пользоваться словарями;
- расширять лингвистический кругозор обучающихся;
- воспитывать эстетическое отношение к слову как основной единице языка;

- развивать  речевую интуицию, речевое творчество обучающихся.

        

  1. Оргмомент
  1. Подготовка к восприятию темы урока в ходе беседы. Сообщение темы урока.

- Ребята есть у вас любимая книга? А любимая песня? Певец? Какой цвет вы любите?

(Ответы учеников)

- А есть ли у вас любимое слово? Назовите его.

(…)

-  Оказывается, ко всему в мире мы можем выразить своё отношение, сказать, любим мы это или не любим, нравится нам это или нет. Ко всему, кроме слов. Потому что  слова мы воспринимаем как нечто естественное и вечное, привычное до такой степени, что мы не задумываемся над ними.  Вы согласны со мной?

( Ученики соглашаются: да, действительно, мы просто говорим, не задумываясь над словами)

- Я хочу познакомить вас с отрывком из стихотворения Юрия Синицына «Слова».

Чтение стихотворения учителем (текст выводится на экран)

                Каждое слово имеет свой вкус.

                Одни слова –

                Горьки, как полынь.

                Другие –

                Слаще абхазских дынь.

                Те свежестью радуют нас особенной,

А эти –

Давно набили оскомину.

Есть слова,

Как приправы у горцев.

А есть и такие слова,

Что морской воды солоней и горше.

Есть и безвкусные,

Как трава.

Всякие есть у людей слова…

        - Ребята, что вас поразило в этом стихотворении?

        (То, что автор не просто задумался о словах, а почувствовал «вкус» слова).

        - Давайте и мы попробуем слова на вкус. Назовите «горькие» слова. А какие слова, по-вашему, сладкие?

        (-Перец, лекарство, болезнь, боль, обида, предательство, горе, смерть, одиночество, беда / сахар, конфета, шоколад, радость, любовь, мама, дружба, ласка, тепло).

        А какими ещё могут быть слова?

(Тёплые и холодные, светлые и тёмные, тяжёлые и лёгкие и т.п. – дети, попробовав слова «на вкус», начинают видеть цвет, форму, вес и т.д.)

        - Видите, какие интересные ассоциации у нас возникают, стоило только начать задумываться о словах. Давайте не будем на этом останавливаться и продолжим работать над словом. Сегодня у нас урок одного слова. Мы с вами исследуем слово «родина».

        Ребята, а что значит «исследовать»?

        (Изучить)

        - Правильно, изучить. И не просто изучить, а изучить всесторонне. Итак, приступаем к исследованию слова «родина».

         

  1. Исследование слова

- Ребята, цель нашей исследовательской работы – глубокое, всестороннее изучение слова  «родина». Ведь, как сказал польский поэт Юлиан Тувим,

                Мало видеть слово. Надо точно

                Знать, какая есть у слова почва,

                Как росло оно и как крепчало,

                Как его звучало зазвучало,

                Чем должно набухнуть и налиться,

                Прежде, чем в названье превратиться,

                В званье, в имя или в кличку просто…

                Прелесть слова – в летописи роста.

Основные этапы исследования представлены в таблице[1] (таблица выводится на экран,  каждый из обучающихся получает бумажный вариант[2]). Просмотрите, пожалуйста, таблицу. Что нам потребуется для проведения исследовательской работы?

 

(Словари)

- Какие именно?

(-Толковый, словообразовательный, словарь синонимов, словарь антонимов).

Далее работа ведётся по плану, обозначенному в таблице[3]с одновременным её заполнением. Пункты 1-9 – характеристика самостоятельного слова в языковой системе – затруднений у обучающихся не вызывают. Работа по данным пунктам ведётся коллективно. В п.2 необходимо пояснить, что слово «родина» может писаться и с прописной, и со строчной буквы. При заполнении пунктов 1-9 необходимо повторить теоретические  понятия (транскрипция, морфема,  лексика, лексическое значение слова, однозначные и многозначные слова и т.д.) Пункты 10-15 – описание слова с нравственно-эстетической, человеческой точки зрения. Именно работа по  этой, второй, части таблицы направлена на развитие речевой интуиции, развитие детского речевого творчества. Поэтому  работа по ним  ведётся каждым обучающимся самостоятельно.  Затруднения может вызвать п.12

  1. Подведение итогов урока

- Итак, ребята, на сегодняшнем уроке мы с вами преодолели 13 ступенек на пути к постижению одного- единственного слова. Оставшиеся две ступеньки мы преодолеем на следующем уроке. Ведь для того, чтобы по-настоящему почувствовать слово, проникнуть в его глубинный смысл, обрести способность «жить» в слове и со словом необходимо преодолеть все ступеньки этого совсем непростого, но увлекательного пути.

  1. Д/З: Подобрать пословицы или фразеологизмы со словом «родина» (на выбор).


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

1

2

ПРАВИЛЬНО

произношу

СЛОВО

записываю

3

Записываю слово в транскриции

4

Проникаю в ТАЙНУ (лексическое значение слова)

5

Определяю слово

а)по количеству лексических зна-чений (однозначное или многозначное)

б)по происхожде-нию (исконно рус-ское или заимст-вованное)

Тайна происхождения (этимология) слова

в)по употреблению (общеупотребительное, устаревшее (архаизм или историзм), малоупотребительное (неологизм, профессионализм,  термин, жаргонизм, просторечное)

6

Выделяю морфемы слова

7

Записываю слова-родственники

8

Синонимы

9

Антонимы

10

Размышляю о «характере», «душе» слова

11

Слово и рифма

12

Слово и образ

13

ВООБРАЖАЮ,

что СЛОВО-магнит.

Какие слова оно притягивает?

+

-

14

Текст

15

Даю характеристику тексту:

1)общий дух текс-та(настроение, чувства автора и читателя;

2) тема;

3) идея;

4)тип текста;

5) стиль речи

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ 2[4]

1

Никто не возьмется перечислить всего, что стоит за емким словом Отечество.

Родина – это очень много. Это и тропинка через лес, и пространство в одну шестую всей земной карты. Это и Москва, и малые, в десять дворов, деревеньки, это имена людей, названия машин, которым неистово хлопают во всех городах Земли.

Много говорим о красоте Земли, но бережем плохо то, что надо непременно беречь. Грустно признать, но на «клочке земли, припавшем к трем березам», частенько видишь кучу бетонного мусора, или забытую ржавую сеялку, или нетленную кучу полиэтиленовых мешков из-под удобрений. И как-то неловко уже после всего этого говорить о некоторых тонкостях восприятия человеком пейзажа.

Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. Но всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветер. Корни питают дерево, связывают его с землей. Корни – это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история.

Народ, не имеющий таких глубоких корней, - бедный народ, сколь ни быстры его самолеты, сколь ни высоки его дома.

Без прошлого невозможно ни понять хорошо, ни оценить по достоинству настоящего. Давайте будем помнить об этих корнях!

В.Песков

                                           2                                  

                                           

                                      Родина

Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.

Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья,

Но я люблю — за что, не знаю сам —

 Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее, подобные морям;
Проселочным путем люблю скакать в телеге
И, взором медленным пронзая ночи тень,
Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
Дрожащие огни печальных деревень.

 Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи ночующий обоз
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез.           

С отрадой, многим незнакомой,           

Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно;
И в праздник, вечером росистым,
Смотреть до полночи готов
На пляску с топаньем и свистом
Под говор пьяных мужичков.

                                                 М.Ю.Лермонтов

3

… Если у человека нет матери, нет отца, но есть родина, он ещё не сирота. …Всё проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда-никогда не проходит и не гаснет тоска по родине…

В.П.Астафьев


[1] Синицын В.А. Путь к слову/ Из записок учителя.  Пособие  по  развитию  речи  для  преподавателей русского языка, учителей начальных классов и их учеников/ - 2 изд. исправл. и дополн. М.: АО «Столетие», 1997 – 416 с.

[2] См. Приложение 1

[4]  Этапы работы на этом уроке – анализ текстов и творческая работа – создание  собственного текста о родине. Д/з - провести анализ самостоятельно выбранного слова по данному плану.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка по теме:"Сложные слова. Урок новых знаний"для учащихся 7 класса коррекционной школы 8 вида.

В данной презентации представлен материал для проведения урока новых знаний по теме : "Сложные слова", 7 класс коррекционной школы 8 вида....

Урок русского языка 11 класс "Порядок слов в предложении. Инверсия". (Подготовка к ЕГЭ)

Цель и задачи  урока:- обобщить и закрепить знания обучающихся о понятиях «прямой и обратный порядок слов в предложении», законах инверсии и логического ударения;-развить навык логического ...

Урок русского языка 11 класс "Порядок слов в предложении. Инверсия". (Подготовка к ЕГЭ)

Цель и задачи  урока:- обобщить и закрепить знания обучающихся о понятиях «прямой и обратный порядок слов в предложении», законах инверсии и логического ударения;-развить навык логического ...

Урок русского языка 11 класс "Порядок слов в предложении. Инверсия". (Подготовка к ЕГЭ)

Цель и задачи  урока:- обобщить и закрепить знания обучающихся о понятиях «прямой и обратный порядок слов в предложении», законах инверсии и логического ударения;-развить навык логического ...

Презентация к уроку русского языка на тему "Вводные слова"

Данная презентация поможет учителю доступно и интересно познакомить учеников 8 класса с новой темой, покажет особенности расстановки энаков препинания при вводных словах....

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок русского языка. Основные способы образования слов в русском языке

Урок русского языка по теме "основные способы образования слов в русском языке"...