Программа по русскому языку 11 класс(базовый уровень). Учебник А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова, Н.А.Николина
рабочая программа по русскому языку (11 класс)

Рабочая программа для 11класса предусматривает изучение русского языка на базисном уровне. Рабочая программа составлена  на основе Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 10-11 классы. Москва, «Просвещение» 2011г. Авторы: А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова, Н.А.Николина

Количество учебных часов по предмету – 34 часов (1 час в неделю). В том числе для контрольных работ – 5 часов, развитие речи – 3 часа, практическая работа -1час.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11_russkiy.docx32.84 КБ

Предварительный просмотр:

1. Цели и задачи изучения учебного предмета «Русский язык» 11 класс

•  расширение знаний о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира; приобщение через изучение родного языка к ценностям национальной и мировой культуры; понимание роли русского языка в развитии ключевых компетенций, необходимых для успешной самореализации, для овладения будущей профессией, самообразования и социализации в обществе;

 • овладение основными понятиями и категориями практической и функциональной стилистики, обеспечивающими совершенствование речевой культуры, коммуникативными умениями в разных сферах общения; выявление специфики использования языковых средств в текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;

 •  формирование активных навыков нормативного употребления языковых единиц в разных сферах общения; совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; воспитание способности к самоанализу и самооценке на основе наблюдений за речью; совершенствование навыков чтения, аудирования, говорения и письма;

 •  приобретение опыта анализа текста с точки зрения явной и скрытой, основной и второстепенной информации; овладение разными способами информационной переработки текста;

• расширение круга используемых языковых и речевых средств; формирование умений активного владения синонимическими средствами языка (лексическими, грамматическими) для точного и свободного выражения мыслей, знаний, представлений и чувств в соответствии с содержанием, условиями и сферой речевого общения;

 •  развитие языкового вкуса, потребности в совершенствовании коммуникативных умений в области родного языка для осуществления межличностного и межкультурного общения; осознание роли русского языка в получении высшего образования по избранному профилю, готовности использования разных форм учебно-познавательной деятельности в вузе.

2.Количество учебных часов

Количество учебных часов в год

Количество учебных часов в неделю

Контрольных работ

Развитие речи

Практических работ*

Резервных часов

34

1

5

3

1

0

3. Требования к уровню подготовки освоения учебного предмета

Личностными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы программы базового уровня по русскому (родному) языку являются:

1) осознание феномена родного языка как духовной, культурной, нравственной основы личности; осознание себя как языковой личности; понимание зависимости успешной социализации человека, способности его адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде, готовности к самообразованию от уровня владения русским языком; понимание роли родного языка для самореализации, самовыражения личности в различных областях человеческой деятельности;

2) представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания;

3) увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств.

Метапредметными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы программы базового уровня по русскому (родному) языку являются:

 1) владение всеми видами речевой деятельности в разных коммуникативных условиях:

 • разными видами чтения и аудирования; способностью адекватно понять прочитанное или прослушанное высказывание и передать его содержание в соответствии с коммуникативной задачей; умениями и навыками работы с научным текстом, с различными источниками научно-технической информации;

 • умениями выступать перед аудиторией старшеклассников с докладом; защищать реферат, проектную работу; участвовать в спорах, диспутах, свободно и правильно излагая свои мысли в устной и письменной форме;

 • умениями строить продуктивное речевое взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми, учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию, договариваться и приходить к общему решению; осуществлять коммуникативную рефлексию;

•   разными способами организации интеллектуальной деятельности и представления ее результатов в различных формах: приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умениями определять цели предстоящей работы (в том числе в совместной деятельности), проводить самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать ее; способностью предъявлять результаты деятельности (самостоятельной, групповой) в виде рефератов, проектов; оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

2) способность пользоваться русским языком как средством получения знаний в разных областях современной науки, совершенствовать умение применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

3) готовность к получению высшего образования по избранному профилю, подготовка к различным формам учебно-познавательной деятельности в вузе;

4) овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе индивидуальной, групповой, проектной деятельности.

Предметными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы программы базового уровня по русскому (родному) языку являются:

1) представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира, об основных функциях языка, о взаимосвязи языка и культуры, истории народа;

2) осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа, как одного из способов приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

 3) владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение:

  • адекватное понимание содержания устного и письменного высказывания, основной и дополнительной, явной и скрытой (подтекстовой) информации;
  • осознанное использование разных видов чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) в зависимости от коммуникативной задачи;
  • способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы;
  • владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов; говорение и письмо:
  • создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
  • подготовленное выступление перед аудиторией с докладом; защита реферата, проекта;
  • применение в практике речевого общения орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка; соблюдение на письме орфографических и пунктуационных норм;
  • соблюдение норм речевого поведения в социальнокультурной, официально-деловой и учебно-научной сферах общения, в том числе в совместной учебной деятельности, при обсуждении дискуссионных проблем, на защите реферата, проектной работы;
  • осуществление речевого самоконтроля; анализ речи с точки зрения ее эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; владение разными способами редактирования текстов;

4) освоение базовых понятий функциональной стилистики и культуры речи: функциональные разновидности языка, речевая деятельность и ее основные виды, речевая ситуация и ее компоненты, основные условия эффективности речевого общения; литературный язык и его признаки, языковая норма, виды норм; нормативный, коммуникативный и этический аспекты культуры речи;

5) проведение разных видов языкового анализа слов, предложений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка; анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; проведение лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности; оценка коммуникативной и эстетической стороны речевого высказывания.

4. Содержание учебного предмета

Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции

 Раздел 1. Речь. Речевое общение

1. Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо. Культура чтения, аудирования, говорения и письма.

Речевое общение и его основные элементы. Виды речевого общения. Сферы речевого общения.

 2. Совершенствование основных видов речевой деятельности. Адекватное понимание содержания устного и письменного высказывания, основной и дополнительной, явной и скрытой информации. Осознанное использование разных видов чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) в зависимости от коммуникативной установки. Способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы. Владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов.

Создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения.

Овладение опытом речевого поведения в официальных и неофициальных ситуациях общения, ситуациях межкультурного общения. Анализ речевых высказываний с точки зрения их соответствия виду и ситуации общения, успешности в достижении прогнозируемого результата, анализ причин коммуникативных неудач, предупреждение их возникновения. Употребление языковых средств в соответствии с ситуацией и сферой речевого общения.

Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенции

Раздел 2. Функциональная стилистика

1. Функциональная стилистика как учение о функционально-стилистической дифференциации языка.

Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка.

Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка, научного, публицистического, официально-делового стилей.

Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления.

Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.

Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья, рецензия, реферат и др.), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк и др.), официально-делового (резюме, характеристика и др.) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа, спор).

Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи.

Основные изобразительно-выразительные средства языка.

2. Выявление особенностей разговорной речи, языка художественной литературы и функциональных стилей. Сопоставление и сравнение речевых высказываний с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств.

Создание письменных высказываний разных стилей и жанров: тезисы, конспект, отзыв, письмо, расписка, заявление, автобиография, резюме и др. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, дискуссиях с использованием разных средств аргументации.

Наблюдение за использованием изобразительно-выразительных средств языка в публицистических и художественных текстах.

Проведение стилистического анализа текстов разных стилей и функциональных разновидностей языка.

Раздел 3. Культура речи

1. Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. Коммуникативная целесообразность, уместность, точность, ясность, выразительность речи. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление.

Языковая норма и ее функции. Основные виды языковых норм: орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, грамматические (морфологические и синтаксические), стилистические нормы русского литературного языка. Орфографические нормы, пунктуационные нормы.

Нормативные словари современного русского языка и справочники.

Уместность использования языковых средств в речевом высказывании.

2. Применение в практике речевого общения орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка; соблюдение на письме орфографических и пунктуационных норм.

Осуществление выбора наиболее точных языковых средств в соответствии со сферами и ситуациями речевого общения.

Оценка точности, чистоты, богатства, выразительности и уместности речевого высказывания, его соответствия литературным нормам.

Соблюдение норм речевого поведения в социальнокультурной, официально-деловой и учебно-научной сферах общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем, на защите реферата, проектной работы.

Способность осуществлять речевой самоконтроль, анализировать речь с точки зрения ее эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач, владеть разными способами редактирования текстов.

Использование нормативных словарей русского языка и справочников.

Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции

1. Взаимосвязь языка и культуры. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта; историзмы; фольклорная лексика и фразеология; русские имена. Русские пословицы и поговорки.

Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. 2. Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значений с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и др.).

Использование этимологических словарей и справочников для подготовки сообщений об истории происхождения некоторых слов и выражений, отражающих исторические и культурные традиции страны.

Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.

5.Тематический поурочный план учебного предмета

№ урока

№ п/п

Тема урока

Всего часов

Примечание

Официально – деловой стиль. (4ч.)

1.1

Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки официально-делового стиля.

1

1.2

Лексические, морфологические, синтаксические особенности делового стиля.

1

1.3

Основные жанры официально – делового стиля.

1

1.4

Практическая работа

1

Синтаксис и пунктуация. (6ч)

2.1

Обобщающее повторение синтаксиса.

1

Мет/р 1тема стр.11

2.2

Нормативное построение словосочетаний и предложений разных типов.

1

2.3

Интонационное богатство русской речи.

1

2.4

Принципы и функции русской пунктуации.

1

2.5

Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.

1

2.6

Контрольный диктант с лексико-грамматическими заданиями

1

Публицистический стиль речи. (6ч)

3.1

Особенности публицистического стиля.

1

Мет/р 2тема стр.11

3.2

Средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле.

1

3.3

Жанры публицистики. Очерк, эссе.

1

3.4

Устное выступление. Доклад. Дискуссия.

1

3.5

Ознакомление с правилами деловой дискуссии, с требованиями к ее участникам.

1

3.6

Использование учащимися средств публицистического стиля в собственной речи.

1

Разговорная речь. (4ч)

4.1

Разговорная речь, сферы ее использования, назначение. Основные признаки разговорной речи.

1

4.2

Невербальные средства общения. Культура разговорной речи.

1

4.3

Особенности речевого этикета в официально - деловой, научной и публицистической сферах общения.

1

4.4

Сочинение на одну из тем (по выбору учащегося)

1

Язык художественной литературы. (6ч)

5.1

Общая характеристика художественного стиля.

1

Мет/р 3тема стр.11

5.2

Язык как первоэлемент художественной литературы, один из основных элементов структуры художественного произведения.

1

5.3

Источники богатства и выразительности русской речи.

1

5.4

Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова.

1

5.5

Анализ художественно-языковой формы произведений русской классической и современной литературы,

1

5.6

Контрольная работа:

1

Общие сведения о языке. (4ч)

6.1

Язык как система. Основные уровни языка.

1

Мет/р 4тема стр.12

6.2

Нормы современного русского литературного языка, их описание и закрепление в словарях и грамматиках, учебных пособиях, справочниках.

1

6.3

Роль мастеров художественного слова в становлении, развитии и совершенствовании языковых норм.

1

6.4

Контрольный диктант с лексико – грамматическими заданиями.

1

Повторение. (4ч)

7.1

Итоговая контрольная работа

1

Мет/р 5тема стр.12//12часов

7.2

Итоговая контрольная работа

1

7.3

 Защита реферата, проекта

1

7.4

Защита реферата, проекта

1

Тематический поурочный план

учебного предмета «Русский язык» 11 класс

индивидуального обучения на дому

Количество учебных часов

Количество учебных часов в год

Количество учебных часов в неделю

Контрольных работ

Развитие речи

Практических работ*

Резервных часов

34

1

5

3

1

0

   №

урока

пп

          Тема урока

Кол-во

часов

  Примечание

1

1.1

Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки официально-делового стиля.

1

Работа по таблице

2

1.2

Лексические, морфологические, синтаксические особенности делового стиля.

1

Работа с текстом

3

1.3

Основные жанры официально – делового стиля.

1

Составление деловых бумаг

4п/р

1.4

Практическая работа

1

Тестовые задания

5

2.1

Обобщающее повторение синтаксиса.

1

Комментированное письмо

6

2.2

Нормативное построение словосочетаний и предложений разных типов.

1

Объяснительный диктант

7

2.3

Интонационное богатство русской речи.

1

Комплексный анализ текста

8

2.4

Принципы и функции русской пунктуации.

1

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений

9

2.5

Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.

1

Конструирование и реконструирование предложений

10к/р

2.6

Контрольный диктант с лексико-грамматическими заданиями

1

Контрольный диктант

11

3.1

Особенности публицистического стиля.

1

Составление тезисного плана статьи

12

3.2

Средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле.

1

Работа с текстом

13

3.3

Жанры публицистики. Очерк, эссе.

1

Составление подробного плана

14

3.4

Устное выступление. Доклад. Дискуссия.

1

Анализ газетных материалов

15

3.5

Ознакомление с правилами деловой дискуссии, с требованиями к ее участникам.

1

Составление устного рассказа

16

3.6

Использование учащимися средств публицистического стиля в собственной речи.

1

Подготовка тезисов для участия в дискуссии

17

4.1

Разговорная речь, сферы ее использования, назначение. Основные признаки разговорной речи.

1

Работа со словарем

18

4.2

Невербальные средства общения. Культура разговорной речи.

1

Анализ текста

19

4.3

Особенности речевого этикета в официально - деловой, научной и публицистической сферах общения.

1

Орфоэпическая работа

20

соч

4.4

Сочинение на одну из тем (по выбору учащегося)

1

Сочинение.

21

5.1

Общая характеристика художественного стиля.

1

Работа со словарем

22

5.2

Язык как первоэлемент художественной литературы, один из основных элементов структуры художественного произведения.

1

Составление подробного плана и воспроизведение содержания текста по нему.

23

5.3

Источники богатства и выразительности русской речи.

1

Работа с текстом.

24

5.4

Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова.

1

Комплексный анализ текста

25

5.5

Анализ художественно-языковой формы произведений русской классической и современной литературы,

1

Комплексный анализ текста

26к/р

5.6

Контрольная работа:

1

Контрольная работа

27

6.1

Язык как система. Основные уровни языка.

1

Составление тезисного плана

28

6.2

Нормы современного русского литературного  языка, их  описание и закрепление в словарях и грамматиках, учебных пособиях, справочниках.

1

Работа со словарем

29

6.3

Роль мастеров художественного слова в становлении, развитии и совершенствовании языковых норм.

1

Комплексный анализ текста

30к/р

6.4

Контрольный диктант с лексико – грамматическими заданиями.

1

Контрольный диктант

31к/р

7.1

Итоговая контрольная работа

1

Контрольная работа

32к/р

7.2

Итоговая контрольная работа

1

Контрольная работа

33р/р

7.3

Защита реферата, проекта

1

Творческая работа

34р/р

7.4

Защита реферата, проекта

1

Творческая работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета "Русский язык" среднего общего образования (авторы:А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова)

Рабочая программа предмета "РУсский язык" для среднего общего образования. Предназначена для учителей русского языка, работающих  на 3 ступени образования....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс по учебнику Л.М.Рыбченковой, 70 ЧАСОВ ( по индивидуальному чебному плану)

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому яз...

Рабочая программа по русскому языку 6 класс по учебнику Л.М. Рыбченковой

Рабочая программа по русскому языку 6 класс по учебнику Л.М.Рыбченковой в объеме 6 часов в неделю....

Рабочая учебная программа по русскому языку 10-11 классы ( Учебник А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой)

Рабочая учебная программа по русскому языку среднего общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по русскому языку...

Рабочая программа по русскому языку 10-11 класс. УМК: А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. по предмету «Русский язык», 10 класс. ... по русскомуязыку для средней. (полной) школы (профильный уровень). А.И....

Рабочая программа по русскому языку 10 класс авторы учебника Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова и др. /базовый уровень/

Рабочая программа по русскому языку 10 класс. Учебник Русский язык. 10-11 классы: базовый уровень/ авторы Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова и др....