Рабочая программа объединения «Подготовка к ГИА по русскому языку» 9 класс
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
68_chasov_.doc | 120 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Пристенская основная общеобразовательная школа»
Валуйского района Белгородской области
«Согласовано» Заместитель директора школы по УВР _____________ Грачёва Т.И. «____»____________2013 г. | «Утверждаю» Директор МОУ «Пристенская ООШ» _____________Даньшина Г.П. Приказ № ___ от «___»____2013г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Ветренко Лидии Леонидовны,
II квалификационная категория
объединения «Подготовка к ГИА по русскому языку»
9 класс
2013- 2014 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ГИА в 9 классе проверяет умения писать сжатое изложение, используя различные способы компрессии текста, читать текст и анализировать его содержание, выполнять тестовые задания, проверяющие знания и умения в разных областях школьного курса русского языка, то есть выполнять комплексный анализ текста.
В программах основной школы по русскому языку на отработку этих навыков отведено минимальное количество времени, а некоторые темы и термины не включены в программу средней школы. Например, определение микротем, ключевых выражений, определения главной и второстепенной информации, формирование умения абзацного членения текста. Поэтому необходим специальный дополнительный курс, основной целью которого является подготовка учащихся к новой форме сдачи экзамена (ГИА) и преодоление трудностей в изучении русского языка.
Задачи объединения:
- систематизация ЗУН, проверяемых в ходе проведения ГИА;
- совершенствование умения излагать текст в сжатой форме с использованием разных способов компрессии текста;
- совершенствование умения создавать собственное высказывание (сочинение) на заданную тему.
Главные принципы, на которых строится курс, - научность, системность, доступность. Это позволит школьникам лучше подготовиться к экзаменам.
Информационный материал сочетается с активными формами работы, которые позволят обучающимся повысить уровень ЗУН, необходимых для успешной сдачи экзаменов, и с промежуточным контролем ЗУН
Рабочая программа объединения рассчитана на 34 часов (1час в неделю).
На I полугодие: в неделю – 1ч.: всего - 16 ч.
На II полугодие: в неделю – 1ч.: всего - 18 ч.
На занятиях используются:
- Лекции учителя с различными видами заданий;
- Составление обобщающих таблиц и опорных схем;
- Самостоятельная работа обучающихся (наблюдения над языковым материалом, их анализ, выводы);
- Самостоятельный отбор материала;
- Работа в группах;
- Работа с пакетами КИМов;
- Написание изложений и сочинений.
В результате изучения курса обучающиеся должны:
-систематизировать полученные в ходе изучения русского языка знания;
-уметь писать сочинения-рассуждения на заданные темы;
-уметь писать сжатые изложения
ЗНАТЬ:
нормы литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические).
В процессе подготовки к итоговой аттестации необходимо уделить внимание обязательному обобщению и повторению следующих тем:
- текст как речевое произведение;
- смысловая и композиционная цельность, связность текста;
- функциональные стили и функционально-смысловые типы речи;
- средства связи предложений в тексте;
- звуки и буквы, звукобуквенный анализ слова;
- лексическое значение слова и фразеологического оборота;
- морфемно-словообразовательный анализ слова;
- основные способы словообразования;
- морфологический анализ знаменательных частей речи;
- морфологический анализ служебных частей речи;
- словосочетание, способы подчинительной связи в словосочетаниях;
- простое предложение: главные и второстепенные члены;
- двусоставные и односоставные предложения;
- сложносочиненное предложение;
- сложноподчиненное предложение;
- сложное бессоюзное предложение. Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения;
- сложные предложения с разными видами связи между частями;
- синтаксический анализ простого предложения;
- синтаксический анализ сложного предложения.
Календарно-тематический план
№ п/п | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Дата проведения | Примечание | ||||
план | факт | |||||||
1 | Введение. Постигаем тайны ГИА | 1 | 06.09 | |||||
2 | Виды изложений Особенности сжатого изложения | 1 | 13.09 | |||||
3 | Текст как единицы языка. | 1 | 20.09 | Содержательный анализ текста | ||||
4 | Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста | 1 | 27.09 | |||||
5 | Главная и второстепенная информация в тексте | 1 | 04.10 | |||||
6 | Способы и приемы компрессии текста | 1 | 11.10 | |||||
7 | Сжатое изложение с использованием приема сокращения | 1 | 18.10 | Сжатое изложение | ||||
8 | Сжатое изложение с использованием приема обобщения | 1 | 25.10 | Сжатое изложение | ||||
9 | Адекватное понимание письменной речи. Текст как речевое произведение.. Смысловая и композиционная целостность текста. (А1) | 1 | 01.11 | |||||
10 | Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. (А2) | 1 | 15.11 | |||||
11 | Выразительность русской речи.. Выразительные средства лексики и фразеологии. | 1 | 22.11 | |||||
12 | Выразительные средства грамматики | 1 | 29.11 | |||||
13 | Анализ средств выразительности (А3) | 1 | 08.12 | тест | ||||
14 | Фонетика. Звуки и буквы. Фонетический анализ слова. (А4) | 1 | 13.12 | |||||
15 | Грамматические нормы. Правописание корней, словарных слов,корней с чередованием (А5) | 1 | 20.12 | |||||
16 | Правописание приставок Слитное, дефисное, раздельное написание (А6) | 1 | 27.12 | Тест | ||||
17 | Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-) (А7) | 1 | 10.01 | |||||
18 | Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи. | 1 | 17.01 | |||||
19 | Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени. (А7) | 1 | 24.01 | Тест | ||||
20 | Практикум | 1 | 31.01 | Лингвистический анализ текста | ||||
21 | Лексика и фразеология. Синонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению (В1 | 1 | 07.02 | |||||
22 | Синтаксические нормы. Словосочетание Типы подчинительной связи в словосочетаниях (В2) | 1 | 14.02 | |||||
23 | Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. (В3) | 1 | 21.02 | |||||
24 | Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Типы сказуемых (В3) | 1 | 28.02 | Тест | ||||
25 | Простое осложнённое предложение. Правильное построение предложений с обособленными членами В4 | 1 | 07.03 | |||||
26 | Пунктуационный анализ. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения (В5) | 1 | 14.03 | |||||
27 | Синтаксический анализ сложного предложения (В6, В8) | 1 | 21.03 | |||||
28 | Знаки препинания в сложносочинённом предложении (В7) | 1 | 04.04 | тест | ||||
29 | Знаки препинания в сложноподчинённом предложении (В7) | 1 | 11.04 | тест | ||||
30 | Сложные предложения с разными видами связи (В9) Практикум | 1 | 18.04 | |||||
31 | Структура сочинения-рассуждения. Алгоритм написания сочинения – рассуждения на лингвистическую тему С2.1 речевые клише. | 1 | 25.04 | |||||
32 | Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему С2.1 | 1 | 08.05 | сочинение | ||||
33-34 | Репетиционный экзамен в формате ГИА | 2 | 16.05 23.05в |
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. Постигаем тайны ГИА. Знакомство с целями, задачами, содержанием объединения «Подготовка к ГИА по русскому языку», со спецификой ГИА, со структурой и содержанием экзаменационной работы, с критериями оценивания экзаменационной работы. Знакомство с демоверсией.
I. Подготовка к выполнению части 1 - С1, написанию сжатого изложения
Слушание. Адекватное понимание устной речи. Изложение. Виды изложений Способы и приемы компрессии текста. Написание сжатого изложения и его анализ. Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема и способы их определения и формулирования. Композиция, логическая, грамматическая структура текста. Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Представление об абзаце как о пунктуационном знаке. Главная и второстепенная информация в тексте. Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации. Способы компрессии (сокращения) текста: грамматические, логические, синтаксические. . Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста) С1
II. Подготовка к выполнению части 2, заданий А1 - А7: А1 - А3 – содержательный анализ текста, А4 - А7 –лингвистический анализ.
Адекватное понимание письменной речи. Текст как речевое произведение. Анализ текста. Смысловая и композиционная целостность текста. Тестовые задания. (А1). Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Понятие о контексте. Слово в контексте. Группы слов по происхождению и употреблению. Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением – важное условие речевого общения. Лексическая сочетаемость. Смешение паронимов. Жаргонизмы. Речевая избыточность и речевая недостаточность. Лексический анализ. Тестовые задания. (А2) Выразительность русской речи. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения. Выразительные средства лексики и фразеологии. Выразительные средства грамматики. Разграничение понятий «тропы, фигуры речи, приемы» Анализ средств выразительности. Тестовые задания. (А3). Фонетика. Звуки и буквы. Фонетический анализ слова. (А4) Правописание корней , словарных слов, корней с чередованием. (А5). Правописание приставок Слитное, дефисное, раздельное написание. (А6) Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-). Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени. (А7) (Тест)
III. Подготовка к выполнению части 2, заданий В1 - В9
Лексика и фразеология. Синонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению (В1) Синтаксические нормы. Словосочетание Типы подчинительной связи в словосочетаниях Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний. (В2) Тест Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Типы сказуемых. (В3) Простое осложнённое предложение. Правильное построение предложений с обособленными членами. Знаки препинания в простом осложнённом предложении (В4) Практикум. Пунктуационный анализ. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения (В5) Синтаксический анализ сложного предложения (В6) Пунктуационный анализ. Знаки препинания в сложносочиненном и в сложноподчиненном предложении (В7). Синтаксический анализ сложного предложения (В8) Сложные предложения с разными видами связи (В9). Тесты. Работа с пакетами КИМов.
IV. Подготовка к выполнению части 3, заданий С2.1
Сочинение-рассуждение. Структура сочинения-рассуждения. Алгоритм написания сочинения – рассуждения С2.1. Как начать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении. Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи: тезис – аргументы – вывод. Средства межфразовой связи. Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему С2.1
Итоговое занятие. Работа с бланками ответов.
Перечень учебно-методических средств обучения
Егораева Г.Т. Русский язык: 9 класс. ГИА (в новой форме). Практикум по выполнению типовых тестовых заданий. –М.: «Экзамен», 2013.
Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка – М.: Просвещение, 1989
Крючков С.Е. Русский язык в таблицах. 5-9 классы. - М.: Айрис-пресс,2004.
Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка – М.: ООО «А ТЕМП», 2008
Скиргайло Т.О, Ахбарова Г.Х. Сочинения на лингвистическую тему. Русский язык. 9 класс: пособие для учащихся.-Казань: Изд-во МОиН РТ,2013.
Русский язык 9 класс Подготовка к ГИА: Учебно-методическое пособие/ под ред. Н.А.Сениной.- Ростов н/Д:: Легион, 2013.-374 с
Павлова Т.И., Раннева Н.А. Сочинение- рассуждение на итоговой аттестации по русскому языку в 9-11 классах: учебно-методическое пособие /изд. 2-еРостов н/Дону: Легион,2011. 95 с.
Русский язык: в таблицах и схемах для подготовки к ЕГЭ/ сост. Н.И.Миронова. – М.: Эксмо, 2012
Материалы, размещенные на сайтах
-www:fipi.ru:
- документы, регламентирующие разработку КИМов для государственной итоговой аттестации по русскому языку 2013 г. (кодификатор элементов содержания, спецификация и демонстрационный вариант экзаменационной работы);
- учебно-методические материалы для членов и председателей региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ выпускников 9-х классов 2013 г.;
- перечень учебных изданий, рекомендуемых ФИПИ для подготовки к экзамену.
- www1.ege.edu.ru/gia
- www.seznaika.ru/russkiy/ege
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку по программе С.И. Львовой, 9 класс
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку по программе С.И. Львовой, 9 класс...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку 7 класс
Рабочая программа разработана на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 5-9 классы» под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н. М. Шанского, М: «Просв...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку 8 класс
Рабочая программа разработана на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 5-9 классы» под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н. М. Шанского, М: «Просв...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку 10 класс
Рабочая программа разработана на основе авторской государственной программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образовани...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку по программе Т.А.Ладыженской 5 класс
Рабочая программа по русскому языку в 5 классе по программе Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова на 204 ч( 6 уроков в неделю) и календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку в 8 классе по программе Т.М.Баранова и Т.А.Ладыженской
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование в 8 классе по русскому языку на 136 часов( 4 урока в неделю)....
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков русского языка 8 класс ( по программе Е.А. Быстровой)
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков русского языка 8 класс ( по программе Е.А. Быстровой)...