Здоровье сберегающие технологии на уроках русского языка.
статья по русскому языку на тему

Зотова Лилия Анатольевна

Научная статья о здоровьесберегающих технологиях на уроках русского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка

Сегодня состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу. Лишь один из пяти российских первоклассников является ... здоровым. По окончании школы, полностью здоровыми оказываются вдвое меньше подростков (2,5%), а хроническими заболеваниями страдают 70 процентов выпускников.

Такие данные привел главный педиатр РФ, академик РАМН профессор Александр Баранов на Европейском Конгрессе по вопросам школьной и университетской медицины в Москве. По данным врача, за последние 10 лет заболеваемость детей в возрасте до 14 лет увеличилась на 34%, а детей в возрасте 15-17 лет - на 65 процентов.

Менее 22% детей, приходящих в первый класс школы, "ПРАКТИЧЕСКИ" здоровы - такие внушающие опасения цифры прозвучали на Европейском Конгрессе по вопросам школьной и университетской медицины, состоявшемся в Москве в июне 2011 года. К концу обучения показатели сокращается почти в 10 раз - здоровых выпускников в России лишь 2,5%.

По данным Российской академии медицинских наук, за время обучения в школе число здоровых детей значительно снижается.

К 15-17 годам до 70% школьников страдают хроническими заболеваниями.

"Свыше 30% детей имеют отклонения в физическом развитии, - отмечает главный педиатр РФ академик РАМН Александр Баранов. За последние 15 лет эта цифра постоянно увеличивается, и это крайне тревожная тенденция. Подростки стали менее сильными, лишь половина 17-летних мальчиков и девочек способны выполнить возрастные нормативы физической подготовки".

Согласно статистике, за последние 10 лет заболеваемость детей в возрасте до 14 лет увеличилась на 34%, детей в возрасте 15-17 лет - на 65%.

Хронические патологии нарушения здоровья обнаружены у 30% школьников средних и старших классов.*[1]

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования.  К сожалению, здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в современном обществе.  Педагоги приходят к тому факту, что необходимо научить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Чем может помочь в этой ситуации, например, учитель русского языка?

 Изучая синтаксические и орфографические правила на уроках, дети могут ненавязчиво, через контекст выполняемой работы, (во время написания диктанта), акцентировать внимание на проблемах сохранения здоровья, гигиены, пропедевтики. Различаются слуховые, зрительные, свободные, творческие, выборочные, комбинированные, объяснительные, предупредительные и другие виды диктантов. Письмо диктантов может сопровождаться различными дополнительными грамматическими и орфографическими заданиями. Тексты диктантов со здоровьесберегающим содержанием дают возможность каждому учителю не только проверить грамотность своих учеников, но и научить ребенка быть здоровым душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы.

Примеры текстов для диктантов:

ОСАНКА(5 класс)

Осанка – это то, как мы сидим или стоим. Во-первых, осанка влияет на формирование фигуры. Человек с плохой осанкой всегда будет казаться ниже ростом, чем он есть на самом деле. Когда мы стоим прямо, то выглядим гораздо выше, чем когда сутулимся.

Во-вторых, правильная осанка полезнее для здоровья. Если с детства приучить себя держаться прямо, тогда в более старшем возрасте тебя не будут мучить боли в спине. Человек с неправильной осанкой не сможет стать хорошим спортсменом или танцором.

Сохранить правильную осанку помогут гимнастика и занятия спортом.

(89 слов)

ЧТО ТАКОЕ ЗДОРОВЬЕ? (10-й КЛАСС)

Древнегреческий поэт и философ Симонид писал: «Лучшее благо человека – это здоровье, а затем уже красота, честным путем приобретенное богатство и, наконец, возможность предаться радостям молодости в кругу друзей».

В такой лаконичной форме выражена программа поведения разумно мыслящих людей. Надо просто осознать тот факт, что для нас нет ничего превыше здоровья. Но до сих пор отношение людей к своему здоровью оставляет желать лучшего. Прочтите внимательно строки, которые были написаны много лет назад, и наверняка они будут созвучны с сегодняшним нашим временем: «…Хотя все мы хорошо осознаем всю важность здоровья для нашего счастья и благосостояния, но большинство из нас не хочет взять на себя малейший труд или прибегнуть к незначительным жертвам ради поддержания своего здоровья. Громадное большинство людей даже как бы сознательно губит свое здоровье и обрекает себя на преждевременную смерть или же подготавливает себе старость, полную страдания».

Здоровье – такое состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие.

Здоровые люди производительно работают. Они предрасположены к творчеству. Им свойственны общительность и чувство юмора. Здоровый человеческий организм обладает изумительной способностью извлекать новые резервы своей жизнедеятельности.

(153 слова)

(В.М. Шепель)

ЧТО ЗНАЧИТ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ(11-й класс)

Человек должен быть духовно и физически здоровым. Вести активный, а не пассивный образ жизни. Одним из способов укрепления здоровья является физкультура. Каждый человек сознает благотворную роль физических упражнений. Но не для всех еще они стали постоянными спутниками жизни. Систематическое и рациональное использование средств физической культуры способствует укреплению здоровья, повышению общей работоспособности, приспособляемости организма человека к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды.

Чтобы быть здоровым, необходимо соблюдать правильный режим питания. Еда, которую употребляет человек, должна быть вкусной, полезной и разнообразной. Наш организм должен получать как можно больше витаминов и других необходимых веществ. При правильном питании у человека появляется больше энергии и сил для запланированных дел.

Существует много вредных привычек, которые вредят здоровью человека. Курение, алкоголь, наркотики совсем несовместимы с понятием «здоровый образ жизни». Человек, который хочет быть здоровым, найдет в себе силы устоять или отказаться от вредных привычек. Люди должны заботиться об окружающей среде, о природе, потому что они являются частью ее. Все неблагоприятные условия влияют на самого человека.

Абсолютно все люди хотят быть здоровыми, красивыми, сильными, счастливыми, то есть вести здоровый образ жизни; но мало кто прилагает усилия, чтобы добиться этого.

(180 слов) 

  Предлагая  эти тексты, учитель ставит перед собой учебную цель и воспитательную: формирования у учащегося позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение своего здоровья и расширения знаний и навыков по гигиенической культуре.

 В решении проблемы состояния здоровья детей, обучающихся в образовательных учреждениях, необходим комплексный подход, включающий усилия как системы образования, так и здравоохранения.

Учитель русского языка и литературы Зотова Л.А.

Использованная л-ра:

  Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье.- М., 1990.

  Доклад о состоянии здоровья детей в РФ: По итогам Всероссийской диспансеризации 2002 года.- М., 2003.

  Кучма В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий.- М., 2001.

  Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе.- М., 2005


[1] По материалам 7sky.eu


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровье сберегающие технологии на уроках английского языка

Современный человек обязан с детства учиться быть здоровым,овладевать для этого различными умениями. навыками и хорошими привычками. Задача учителя- помочь ему в этом.Здоровое поколение - здоровая Рос...

Реализация здоровье сберегающих технологий на уроках русского языка и литературы.

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.От жизнедеятельности, бодрости детей зависит ихдуховная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»В....

Игры, стихи и песни, как обязательные элементы здоровье сберегающей технологии на уроках иностранного языка в начальной школе.

1. Введение.2. Теоретическая часть. Научно-методологические основы педагогических ресурсов здоровье сберегающих технологий и места игровой технологии в сохранении здоровья учащихся.2.1. Теоретич...

Использование здоровье сберегающих технологий на уроках английского языка

Здоровье сберегающие технологии используются для снятия напряжения  на уроках....

Доклад для МО учителей иностранного языка по теме: Использование здоровье – сберегающих технологий на уроках английского языка в начальных классах.

Доклад. В нем рассматриваются проблемы здоровья детей, психические особенности школьников, проблема здоровьезбережения....

Здоровье сберегающие технологии на уроках русского яыка и литературы"

Докла содержит методические материалы  по здоровье сберегающим технологиям...