"Главные члены предложения"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Урок носит метапредметный характер.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Главные члены предложения.
Тип урока: Изучение нового материала
Цели урока: 1) образовательные:
- Создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации
- Перевести знания и умения в навыки определять грамматическую основу предложения
- Создать условия для применения знаний в различных лингвистических ситуациях
2) воспитательные:
- Воспитывать умение общаться друг с другом и в коллективе
- Воспитывать ответственность и аккуратность в работе
3) развивающие:
- Развивать познавательный интерес и мотивы, направленные на изучение данной темы
- Развивать навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками, умение находить выход из спорных ситуаций
- Развивать потребность в речевом общении
- Развивать память и логическое мышление
4) метапредметные:
- Умение определять и формулировать тему урока
- Умение слушать собеседника и вести диалог
- Умение слушать, наблюдать и делать самостоятельные выводы
- Овладевать действиями сравнения, анализа. Синтеза, обобщения, построения рассуждений
- Развитие способностей к творческому мышлению
- Оформлять свою мысль в устной и письменной речи
- Совместно работать в парах
План урока.
I Оргмомент
- Какой раздел лингвистики изучаем?
- Что изучает синтаксис?
- Над какой темой синтаксиса работаем?
- Что называется предложением?
II Актуализация
Запись на доске:
В зелёной траве
Жёлтой акации
Заливались цикады
Похожей на шёлк
Дикого крыжовника
В кустах акации
6-1=5
- Посмотрите на запись на доске, рассмотрите схему к записи, сформулируйте задание.
(Из 6 групп слов исключить одну)
- По какому признаку будем исключать слова?
( 2 слова не являются словосочетанием, это подлежащее и сказуемое)
III Формулирование учащимися темы и целей урока
- Исходя из своих заключений, сформулируйте тему урока.
(Подлежащее и сказуемое-это главные члены предложения, значит, тема урока - главные члены предложения)
- Отталкиваясь от темы, поставьте цели урока.
(Узнать, что выражают подлежащее и сказуемое, какими частями речи они могут быть)
IV Первичное усвоение материала
- Используя все словосочетания, записанные на доске, и то сочетание слов, которое словосочетанием не является, составьте предложение и запишите его.
(В зелёной траве, похожей на шёлк, в кустах жёлтой акации и дикого крыжовника заливались цикады.)
- Выделите в предложении подлежащее, поставьте к нему вопрос.
- Что обозначает подлежащее в предложении?
- Чем выражено подлежащее?
- Найдите сказуемое. Поставьте к нему вопрос.
- Что обозначает сказуемое?
- Какой частью речи выражено?
V Осознание и осмысление учебной информации
- Обобщите свои выводы о подлежащем и сказуемом в порядке ваших рассуждений.
- Проверьте свои выводы по учебнику, параграф 32, 33
- Найдите в предложении слова, в которых встретились согласные, не имеющие пары по твердости-мягкости.
(Й, Ж, Ш, Ц)
- Объедините слова из предложения по видам орфограмм.
- Безударное окончание прилагательных: зелёной, похожей, жёлтой.
- И после Ц: акации, цикады.
- О-Ё после шипящих: шёлк, желтый, крыжовник.
- Найдите в этом предложении слово, в морфемах которого одинаковое количество букв.
(дикого)
VI Первичное закрепление учебного материала
- Прочитайте пары предложений в упражнении №1, рассмотрите схему, сформулируйте задание.
Упражнение 1.
- И.В.Мичурин всю жизнь работал в саду, изучал растения, выводил новые сорта. Им была выращена смородина с вишню.
- В Древней Греции ветры называли «птичьими». Во время перелёта все небо было покрыто массой птиц.
(Преобразовать предложения так, чтобы дополнения стали подлежащими. Определить, какой частью речи они выражены.)
- Самостоятельна работа:
Запишите предложения в тетради.
VII Словарная работа
- Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом. Это слово в 1-ом предложении. В нем есть ярко выраженный признак русского языка.
(Смородина)
- Это слово образовано суффиксальным способом от слова «смород». Назовите его славянское звучание. Что оно обозначает?
(Смрад. Сильный запах.)
- Обобщите свои наблюдения. Составьте устно словарную статью по этому слову.
- Посмотрите на запись на доске. Определите, что здесь записано, ориентируясь на тему урока.
Смородина – ягода.
Мы знаем.
Ягода вкусна и полезна.
Смородина растёт.
(Это главные члены предложения.)
- Запишите предложения, подчеркните грамматическую основу. Правильно задайте вопрос к сказуемому. Определите, какой частью речи оно выражено.
- Проверьте работы в парах.
- Сделайте вывод: какой частью речи может быть выражено сказуемое? Обсудите свои выводы в парах, подготовьте монологический ответ.
VIII Самостоятельная работа
- Посмотрите на схему, сформулируйте задание.
Смородина – ягода.
Мы знаем. + втор.чл.пр. =Т
Ягода вкусна и полезна.
Смородина растёт.
(Составить текст, добавив второстепенные члены предложения).
- Запишите свой вариант.
IX Итог урока
- Подведём итог урока. Что изучали на уроке?
- Что является главными членами предложения?
- Чем могут быть выражены подлежащее и сказуемое?
X Информация о домашнем задании
Домашнее задание по выбору:
- Упражнение 163
- Упражнение 2 на карточке.
- Рассмотрите запись на карточке, сформулируйте задание.
Упражнение 2.
- Утро имя прилагательное, имя прилагательное. Т
- Воздух краткое прилагательное и краткое прилагательное. Зимнее
- Снег глагол. утро
- Деревья глагол.
- Зима – существительное.
(Составить текст «Зимнее утро», учитывая схемы и то, чем выражено сказуемое.)
XI Рефлексия
- Составьте предложение о том, какие эмоции, чувства испытывали вы на уроке, не забывая о теме. Запишите в тетрадь.
- Спасибо за работу на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/30/picture-168166-1572453899.jpg)
Предложение. Главные члены предложения.
Цели урока: 1. Познакомить с главными членами как грамматической и смысловой основой предложения. 2.Формирование навыков нахождения и применения в устной и письменной речи ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/24/picture-84583-1493045843.jpg)
ТЕСТ ПО ТЕМЕ "ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ"
Закрепление изученного материала...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/24/picture-84583-1493045843.jpg)
Тест по теме "ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ"
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА...
Тест по теме "Предложение. Главные члены предложения" 5 класс
Тест для проверки знаний в 5 классе по теме "Предложение. Главные члены предложения" (по программе М.Разумовской)...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/05/picture-703586-1449340885.jpg)
Контрольная работа по русскому языку 8 класс "Словосочетание. Предложение. Главные члены предложения".
Контрольная работа по русскому языку 8 класс "Словосочетание. Предложение. Главные члены предложения". ...
контрольная работа в 11 классе по теме "Главные члены предложения. Однородные члены предложения".
Контрольная работа в 11 классе по теме "Главные члены предложения. Предложения с однородными членами."...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/03/picture-1159578-1567493340.jpg)
Задание 8 ОГЭ Грамматическая основа предложения — это главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) — задание 8 ОГЭ по русскому языку
Задание 8 ОГЭГрамматическая основа предложения — это главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) — задание 8 ОГЭ по русскому языкузадание 8 ОГЭ теория:Подлежащее — ...