"Главные члены предложения"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Коновалова Надежда Александровна

Урок носит метапредметный характер.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_5_klasse.docx32.32 КБ

Предварительный просмотр:

               Тема урока: Главные члены предложения.

Тип урока: Изучение нового материала

Цели урока: 1) образовательные:

  • Создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации
  • Перевести знания и умения в навыки определять грамматическую основу предложения
  • Создать условия для применения знаний в различных лингвистических ситуациях

                   2) воспитательные:

  • Воспитывать умение общаться друг с другом и в коллективе
  • Воспитывать ответственность и аккуратность в работе

                   3) развивающие:

  • Развивать познавательный интерес и мотивы, направленные на изучение данной темы
  • Развивать навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками, умение находить выход из спорных ситуаций
  • Развивать потребность в речевом общении
  • Развивать память и логическое мышление

   4) метапредметные:

  • Умение определять и формулировать тему урока
  • Умение слушать собеседника и вести диалог
  • Умение слушать, наблюдать и делать самостоятельные выводы
  • Овладевать действиями сравнения, анализа. Синтеза, обобщения, построения рассуждений
  • Развитие способностей к творческому мышлению
  • Оформлять свою мысль в устной и письменной речи
  • Совместно работать в парах

План урока.

I Оргмомент

  • Какой раздел лингвистики изучаем?
  • Что изучает синтаксис?
  • Над какой темой синтаксиса работаем?
  • Что называется предложением?

II Актуализация

Запись на доске:

В зелёной траве

Жёлтой акации

Заливались цикады

Похожей на шёлк

Дикого крыжовника

В кустах акации

6-1=5

  • Посмотрите на запись на доске, рассмотрите схему к записи, сформулируйте задание.

(Из 6 групп слов  исключить одну)

  • По какому признаку будем исключать слова?

( 2 слова не являются словосочетанием, это подлежащее и сказуемое)

III Формулирование учащимися темы и целей урока

  • Исходя из своих заключений, сформулируйте тему урока.

(Подлежащее и сказуемое-это главные члены предложения, значит, тема урока - главные члены предложения)

  • Отталкиваясь от темы, поставьте  цели урока.

(Узнать, что выражают подлежащее и сказуемое, какими частями речи они могут быть)

IV Первичное усвоение материала

  • Используя все словосочетания, записанные на доске, и то сочетание слов, которое словосочетанием не является, составьте предложение и запишите его.

(В зелёной траве, похожей на шёлк, в кустах жёлтой акации и дикого крыжовника заливались цикады.)

  • Выделите в предложении подлежащее, поставьте к нему вопрос.
  • Что обозначает подлежащее в предложении?
  • Чем выражено подлежащее?
  • Найдите сказуемое. Поставьте к нему вопрос.
  • Что обозначает сказуемое?
  • Какой частью речи выражено?

V Осознание и осмысление учебной информации

  • Обобщите свои выводы о подлежащем и сказуемом в порядке ваших рассуждений.
  • Проверьте свои выводы по учебнику, параграф 32, 33

  • Найдите в предложении слова, в которых встретились согласные, не имеющие пары по твердости-мягкости.

(Й, Ж, Ш, Ц)

  • Объедините слова из предложения по видам орфограмм.
  1. Безударное окончание прилагательных: зелёной, похожей, жёлтой.
  2. И после Ц: акации, цикады.
  3. О-Ё после шипящих: шёлк, желтый, крыжовник.

  • Найдите в этом предложении слово, в морфемах которого одинаковое количество букв.

(дикого)

VI Первичное закрепление учебного материала

  • Прочитайте пары предложений в упражнении №1, рассмотрите схему, сформулируйте задание.

Упражнение 1.

  1. И.В.Мичурин всю жизнь работал в саду, изучал растения, выводил новые сорта. Им была выращена смородина  с вишню.
  2. В Древней Греции ветры называли «птичьими». Во время перелёта все небо было покрыто массой птиц.

(Преобразовать предложения так, чтобы дополнения стали подлежащими. Определить, какой частью речи они выражены.)

  • Самостоятельна работа:

Запишите предложения в тетради.

VII Словарная работа

  • Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом. Это слово в 1-ом предложении. В нем есть ярко выраженный признак русского языка.

(Смородина)

  • Это слово образовано суффиксальным способом от слова «смород». Назовите его славянское звучание. Что оно обозначает?

(Смрад.  Сильный запах.)

  • Обобщите свои наблюдения. Составьте устно словарную статью по этому слову.

  • Посмотрите на запись на доске. Определите, что здесь записано, ориентируясь на тему урока.

Смородина – ягода.

Мы знаем.

Ягода вкусна и полезна.

Смородина растёт.

(Это главные члены предложения.)

  • Запишите предложения, подчеркните грамматическую основу. Правильно задайте вопрос к сказуемому. Определите, какой частью речи оно выражено.
  • Проверьте работы в парах.
  • Сделайте вывод: какой частью речи может быть выражено сказуемое? Обсудите свои выводы в парах, подготовьте монологический ответ.

VIII Самостоятельная работа

  • Посмотрите на схему, сформулируйте задание.

Смородина – ягода.

Мы знаем.                                  + втор.чл.пр. =Т

Ягода вкусна и полезна.

Смородина растёт.

(Составить текст, добавив второстепенные члены предложения).

  • Запишите свой вариант.

IX Итог урока

  • Подведём итог урока. Что изучали на уроке?
  • Что является главными членами предложения?
  • Чем могут быть выражены подлежащее и сказуемое?

X Информация о домашнем задании

Домашнее задание по выбору:

  • Упражнение 163
  • Упражнение 2 на карточке.
  • Рассмотрите запись на карточке, сформулируйте задание.

Упражнение 2.

  1. Утро  имя прилагательное, имя прилагательное.                            Т
  2. Воздух  краткое прилагательное и краткое прилагательное.     Зимнее
  3.  Снег  глагол.                                                                          утро
  4. Деревья  глагол.
  5. Зима – существительное.

(Составить текст «Зимнее утро», учитывая схемы и то, чем выражено сказуемое.)

XI Рефлексия

  • Составьте предложение о том, какие эмоции, чувства испытывали вы на уроке, не забывая о теме. Запишите в тетрадь.
  • Спасибо за работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предложение. Главные члены предложения.

Цели урока: 1. Познакомить с главными членами как грамматической и смысловой основой предложения. 2.Формирование  навыков  нахождения и применения в устной и письменной речи ...

Тест по теме "Предложение. Главные члены предложения" 5 класс

Тест для проверки знаний в 5 классе по теме "Предложение. Главные члены предложения" (по программе М.Разумовской)...

Контрольная работа по русскому языку 8 класс "Словосочетание. Предложение. Главные члены предложения".

Контрольная работа по русскому языку 8 класс "Словосочетание. Предложение. Главные члены предложения". ...

контрольная работа в 11 классе по теме "Главные члены предложения. Однородные члены предложения".

Контрольная работа в 11 классе по теме "Главные члены предложения. Предложения с однородными членами."...

Задание 8 ОГЭ Грамматическая основа предложения — это главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) — задание 8 ОГЭ по русскому языку

Задание 8 ОГЭГрамматическая основа предложения — это главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) — задание 8 ОГЭ по русскому языкузадание 8 ОГЭ теория:Подлежащее — ...