Главные вкладки

    Конспект урока для учащихся 10-11 классов. Подготовка к сочинению-рассуждению на тему «Неужели хамство – визитная карточка нового поколения?»
    план-конспект урока по русскому языку (10 класс) по теме

    Часто наблюдая за поведением учеников на переменах, в столовой, на улице, транспорте я прихожу к горестным размышлениям о их низких моральных ценностях, о бездуховности, о безнравственных и недостойных поступках . Задаю себе вопросы: ну почему они такие? Чего им не хватает? Почему они безнравственны?  

    Именно поэтому в своей работе я уделяю большое внимание нравственному воспитанию школьников и осуществляю его на уроках развития речи.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Конспект урока23.45 КБ

    Предварительный просмотр:

    Соловьева Елена Викторовна, учитель русского языка и литературы

    МБОУ СОШ № 32 им. С.А. Лавочкина города Смоленска

    Конспект урока для учащихся 10-11 классов. Подготовка к сочинению-рассуждению на тему «Неужели хамство – визитная карточка нового поколения?»

    В воспитательной деятельности важное место занимают вопросы нравственного становления личности учащихся .

    Нравственное воспитание осуществляется с помощью методов убеждения, единства процессов воздействия, комплексного подхода, использования конкретных примеров.

    Часто наблюдая за поведением учеников на переменах, в столовой, на улице, транспорте я прихожу к горестным размышлениям о их низких моральных ценностях, о бездуховности, о безнравственных и недостойных поступках . Задаю себе вопросы: ну почему они такие? Чего им не хватает? Почему они безнравственны?  

    Именно поэтому в своей работе я уделяю большое внимание нравственному воспитанию школьников и осуществляю его на уроках развития речи.

    Вот один из таких уроков для учащихся 10-11 классов. Подготовка к сочинению-рассуждению на тему:

    «Неужели хамство – визитная карточка нового поколения?»

    Цели урока:

    1. Развивать умение учащихся писать сочинение - рассуждение в публицистическом стиле.
    2. Подобрать материал к сочинению на тему: «Неужели хамство     – визитная карточка нового поколения?»
    3. Расширить понятие «хамство», развивать умение выразить в слове свое восприятие, видение проблемы.
    4. Воспитывать у учащихся нетерпимость к хамству, уважительное отношение к окружающим. Побудить школьников задуматься над сложностью человеческих взаимоотношений, проблемой ответственности человека перед другими людьми.

    Ход урока.

    1. Вступительное слово учителя.

    На сегодняшнем уроке мы будем готовиться к домашнему сочинению-рассуждению. Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и тему урока. Эту тему я выбрала неслучайно. Наблюдая за Вами, я не раз наблюдала проявление хамства по отношению друг к другу и даже ко взрослым людям, в том числе, учителям. Поэтому сегодняшний урок своевременный и злободневный.

    Наша задача – вникнуть в проблему хамства. Я надеюсь, что урок будет для Вас не только интересен, но и полезен.

    1. Подбор материалов к сочинению.

    Кто-нибудь знает, откуда взялось слово «хамство»? Вспомним Ветхий Завет. В семье, спасшейся от всемирного потопа, было три сына – Сим, Хам, Иафет. Их отец Ной начал возделывать виноградник. Когда виноград созрел, он собрал урожай, превратил виноград в вино, выпил и уснул обнаженным в своем шатре. Хам увидел наготу отца, вышел из шатра и, смеясь, рассказал братьям. Те взяли одежды, вошли в шатер и укрыли отца, не взглянув на него. Отец проснулся и, узнав о случившемся, опечалился. В сравнении с некоторыми поступками последующих времен, обозначаемых словом «хамство», поведение Ноева сына выглядит невинно, но если вдуматься, оно страшно: в нем основа будущих преступлений сыновей против родителей, в нем зерна тех сорняков, что мешают нам сегодня жить полнокровной и яркой жизнью.

    1. Проведем небольшое исследование: запишите слово «хамство» в тетради. Посмотрите на него. Произнесите про себя, вслух.

    Какие ассоциации вызывает это слово? На слух? Запишите ассоциации. Хам – гам – звучит уже как ругательство, лай. На вкус? Горько-соленый, что-то гнилое, жуешь шерстяные нитки. Зрительные ассоциации (цвет) : язва, грязное белье, мусор…грязно-коричневый, ржавый, черно-серый. Скользкое, вязкое, теплое. Обонятельные (запах): неприятный, тошнотворный, зловонный, удушающий.

    Поменяйтесь тетрадями, запишите слова, которые понравились у соседа. (несколько записей читают вслух).

    Вывод: вы увидели это слово, почувствовали, ощутили, притронулись к нему. И теперь стало понятно, что это слово вызывает только негативные ассоциации, а значит, обладает особой отрицательной энергетикой. Даже само слово! А что уж говорить о том, что кроется за ним. Внесем в оболочку этого слово свое значение. Закончите фразу «Хамство» - это…, тем самым Вы  дадите понятие этого слова. А через две минуты произнесите вслух свое определение. А вот какое  понятие дает этому слову С.И. Ожегов в «Словаре русского языка»: «хамство - хамское поведение, хамский поступок.» «Хамский – свойственный хаму, грубый, наглый.

    1. Расширим понятие «хамство»: соотнесем его с понятием, противоположным

    по смыслу «вежливость». Произведем подбор семантического поля (слова, несущие в себе заряд данного слова).

    Хамство: грубость, наглость, неуважение, дерзость, вражда, злоба.

    Вежливость: нежность, ласка, уважение, учтивость, дружба, доброта, человеколюбие, любезность.

    1. Приведите примеры ситуаций, в которых мы можем встретиться с проявлением хамства.

    - А вот, допустим, вас в автобусе обозвали словом, обозначающим бородатое, двурогое, парнокопытное домашнее животное. Как Вы отреагируете? А как ответить, чтобы погасить в хаме агрессию? Ой, извините, что Вы сказали? – тон любезный.

    Ваши примеры показали, что хамство многолико и безгранично. Оно было во все века, есть сегодня и, увы, мало надежд на то, что бесследно исчезнет завтра. И особенно хамство присущее молодому поколению.

    1. А вот каковы причины хамства? У вас на партах находятся отпечатанные тексты. Это отрывок из книги академика Д.С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном». Этот отрывок поможет Вам ответить на этот вопрос. Прочитаем его.

    Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшеством в одежде, – распространеннейшее явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищенности человека, о его слабости, а вовсе не о силе. Говорящий стремится грубой шуткой, резким выражением, иронией, циничностью подавить в себе чувство страха, боязни, иногда просто опасения. Грубыми прозвищами учителей именно слабые волей ученики хотят показать, что они их не боятся. Это происходит полусознательно. Я уж не говорю о том, что это признак невоспитанности, неинтеллигентности, а иногда и жестокости. Но та же самая подоплека лежит в основе любых грубых, циничных, бесшабашно иронических выражений по отношению к тем явлениям повседневной жизни, которые чем-либо травмируют говорящего. Этим грубо говорящие люди как бы хотят показать, что они выше тех явлений, которых на самом деле они боятся. В основе любых жаргонных, циничных выражений и ругани лежит слабость. «Плюющиеся словами» люди потому и демонстрируют свое презрение к травмирующим их явлениям в жизни, что они их беспокоят, мучат, волнуют, что они чувствуют себя слабыми, не защищенными против них.

    По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонные слова. Ведь он уверен, что его слово и так весомо.

    - О каких причинах грубости говорит автор? Запишите в тетради.

    1. Психологическая  незащищенность человека.

    2. Подавление такими способами в себе чувства страха, боязни, иногда просто опасения.

    3. Прикрытие слабости, незащищенности против травмирующих ситуаций.

    1. Обсудим, какой вред наносит хамство обществу.

    а. Грубиян подает плохой пример младшим.

    б. Заставляет нервничать человека, которому нагрубил, а ведь «нервные клетки не восстанавливаются»

    в. Испорченное настроение, снижение работоспособности – нанесен ущерб экономике страны, а это уже затрагивает социальный и экономический факторы.

    8.        Попробуем выработать правила, которые помогут нам бороться с этой социальной проблемой.

    - начни с себя – каждый грешен – проследи природу своего хамства и найди силы противостоять себе самому.

    - никогда не отвечай на хамство хамством – так мы его только увеличим.

    - думай и чувствуй, как твои слова и поступки могут отразиться на душевном состоянии другого человека.

    - относись к людям так, как хочешь чтобы они относились к тебе.

    Ко всему сказанному хочу добавить, что люди в погоне за житейскими мелочами забывают , что жизнь у человека одна-единственная и не нужно ее растрачивать на злые слова и неблаговидные поступки.

    Через несколько месяцев Вы уйдете из школы. Подумайте, какую память Вы оставите в душах тех людей, которым Вы нахамили?

    А закончить беседу я хочу строками известного поэта Эдуарда Асадова:

            Какой же статистик за нас учтет

            Время ушедшее на раздоры,

            А на злые слова, на обиды, на споры?

            А жизнь ведь не поезд, она не ждет.

    1. Нам осталось вспомнить схему сочинения – рассуждения.

    - Тезис (то, что надо доказать).

    - Доказательства.

    - Вывод.

    В заключении сочинения поместите призыв, обращение к своему поколению.

    Приблизительный план сочинения:

    1. Истоки хамства.
    2. Причины возникновения хамства.
    3. Ваше отношение к хамству: за или против.
    4. Обращение к своему поколению.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект урока русского языка в 11 классе "Подготовка к сочинению-рассуждению по исходному тексту К.Г. Паустовского "Язык и природа"

    Урок призван помочь учащимся подготовиться к написанию домашнего сочинения-рассуждения по исходному тексту, способствует формированию важнейших языковых компетенций учащихся,развивает умение правильно...

    Конспект урока развития речи в 9 классе. "Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 часть 3)".

    Материал по методике подготовки учащихся к написанию сочинения -  рассуждения. Создание памятки написания сочинения  (задание 15.3 часть3 ОГЭ-2015)....

    Урок развития речи в 5 классе. Подготовка к сочинению-рассуждению о маме по теме: «Мама, милая мама».

    Цели урока:1. Актуализация знаний учащихся, полученных в начальных классах (типы текстов, особенности текстов описания, повествования, рассуждения).2. Формирование навыков в составлении текста-рассужд...

    Самоанализ урока русского языка в 9 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»

    Цели урока: - формирование у школьников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3);- формирование умения учащихся н...

    КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»

    Цели урока: - формирование у школьников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3);- формирование умения учащихся н...

    разработка открытого урока развития речи по русскому языку "Подготовка к сочинению - рассуждению на экологическую тему" (9 класс)

    Урок развития речи в 9 классе "Подготовка к сочинению-рассуждению на экологическую тему". Этот урок был приурочен к Году экологии. Хороший материал для подготоки к ОГЭ, задание 15.3...

    Урок русского языка в 7 классе. Подготовка к сочинению-рассуждению по теме:"Что такое доброта"

    Цель урока: сформировать у школьников навыки написания сочинения - рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3). Задачи: образователь...