Урок развития речи в 5 классе. Подготовка к сочинению-рассуждению о маме по теме: «Мама, милая мама».
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Король Марина Юрьевна

Цели урока:
1. Актуализация знаний учащихся, полученных в начальных классах (типы текстов, особенности текстов описания, повествования, рассуждения).
2. Формирование навыков в составлении текста-рассуждения.  
  3. Развитие устной и письменной речи.
  4. Привитие любви к русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sochinenie_o_mame.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи.   Подготовка к сочинению-рассуждению о маме по теме: «Мама, милая мама».

Цели урока:
1. Актуализация знаний учащихся, полученных в начальных классах (типы текстов, особенности текстов описания, повествования, рассуждения).
2. Формирование навыков в составлении текста-рассуждения.  
  3. Развитие устной и письменной речи.
  4. Привитие любви к русскому языку.

Оборудование урока: схема, тексты, раздаточный материал, опорные карточки 
Опережающее обучение: типы речи (описание, повествование, рассуждение)
 Схема.

  1. ТЕЗИС – то, что надо доказать.
  2. 
ДОКАЗАТЕЛЬСТВО – аргументы.
  3. 
ВЫВОД - итог рассуждения.


 Пословицы о маме.
 

  1. Птица рада весне, а дитя - матери.
    2. Сердце матери лучше солнца греет
    2. Ближе матери друга нет.
    3. Материнская молитва со дна моря достаёт.
    4. С матерью жить – ни скуки, ни горя не знать.

Раздаточный материал:
Текст №1
      На солнце нельзя было смотреть. Лохматыми, ослепительными потоками оно лилось с вышины. По синему-синему небу плыли облака,  словно кучи нерастаявшего снега. По краям они золотились, разбрасывая по небу искорки. (А. Толстой)
 
  Текст 2:  
      Никита распахнул дверь и сел на крыльцо. К самым ногам подкатился ручеек, коснулся ног и побежал дальше по своим делам. Никита осторожно опустил в его воды кораблик-щепку и долго смотрел ему вслед. А потом резко встал, улыбнулся солнышку, ручейку. Боль отступила, и в душе запело стозвоном : “Весна пришла!”  (А. Толстой)  
  
  Текст 3: 

     Самое лучшее время года - весна. Тает снег, солнышко греет ласково, приветливо. Просыпается земля, пробуждается природа. Все цветет и ликует! Весну нельзя не любить!: Это рассуждение, так как в начале текста есть утверждение, затем его доказательство и вывод
   
  
  
                                                                           Ход урока

I. Повторение пройденного о типах речи.
  Учитель. Какие вы знаете типы речи? 
  Ученик. Я знаю три типа речи: описание, повествование, рассуждение.
  Учитель. Что такое описание?
  Ученик. Описание — это текст, в котором названы признаки предмета (объекта речи). Описание отвечает на вопрос какой?
  Учитель. Что такое повествование?
  Ученик. Повествование - это тип речи, при помощи которого описываются события в их временной последовательности. Повествование отвечает на вопрос что произошло? 
  Учитель. Что такое рассуждение? 
  Ученик. Рассуждение - это тип речи, при помощи которого излагается, разъясняется, отрицается или подтверждается какая-либо мысль. Рассуждение отвечает на вопрос почему?
Работа в группах.

  Учитель. Прочитайте тексты. 
1 группа.

  Текст 1:  
      На солнце нельзя было смотреть. Лохматыми, ослепительными потоками оно лилось с вышины. По синему-синему небу плыли облака,  словно кучи нерастаявшего снега. По краям они золотились, разбрасывая по небу искорки.  (А. Толстой)
 
2 группа.
                                                                                        
  
Текст 2: 
   
     Никита распахнул дверь и сел на крыльцо. К самым ногам подкатился ручеек, коснулся ног и побежал дальше по своим делам. Никита осторожно опустил в его воды кораблик-щепку и долго смотрел ему вслед. А потом резко встал, улыбнулся солнышку, ручейку. Боль отступила, и в душе запело стозвоном : “Весна пришла!”  (А. Толстой)  
  
 3 группа.

  
Текст 3: 
     Самое лучшее время года - весна. Тает снег, солнышко греет ласково, приветливо. Просыпается земля, пробуждается природа. Все цветет и ликует! Весну нельзя не любить!: Это рассуждение, так как в начале текста есть утверждение, затем его доказательство и вывод
 
 К какому типу речи относится каждый из этих текстов?
  Ученик. Первый текст относится к описанию.
  Учитель. Почему относится к описанию?
  Ученик. Потому что здесь описываются лохматые, ослепительные потоки солнца, синее небо, по которому плыли облака и к ним можно задать вопрос какой?
  Учитель. К какому типу речи относится второй текст?
  Ученик. Второй текст относится к повествованию.
  Учитель. Почему к повествованию?
  Ученик. Потому что здесь рассказывается о том, как Никита распахнул дверь, сел на крыльцо, потом опустил кораблик в ручеёк и долго смотрел ему вслед, а потом резко встал и улыбнулся солнышку и к этим словом можно задать вопрос что делал?.
  Учитель. К какому типу речи относится третий текст?
  Ученик. Этот текст относится к рассуждению, в начале текста есть утверждение, затем его доказательство и вывод.
 
 II. Объяснение нового материала. 
 
  Учитель. Сегодня мы с вами будем готовиться писать сочинение – рассуждение о маме. Из скольких частей состоит сочинение-рассуждение?
  Ученик. Сочинение-рассуждение состоит из трёх частей: тезиса, доказательства и вывода.
  Учитель. Что такое тезис?  
  Ученик. Тезис – это основная мысль текста, которую нужно доказать.
  Учитель. Что такое доказательство?
  Ученик. Доказательство – это примеры, доказывающие основную мысль текста.
  Учитель. Что такое вывод?
  Ученик. Вывод – это заключение рассуждения.
  Учитель. Любите вы свою маму и за что вы её любите?
  Ученик. Мама - самый светлый, самый лучший и дорогой для каждого из нас человек, который подарил нам жизнь. 
  Ученик. В трудную минуту мы всегда зовем на помощь маму.
  Ученик. Она раньше всех встает, позже всех ложится. 
  Ученик. Мама заботится о нас, радуется и горюет вместе с нами.
 Учитель. Какие пословицы сложили народы мира, говоря о маме, о материнской любви?
  Ученик. Материнская ласка конца не имеет.
  Ученик. Всякой матери свое дитё мило.
  Ученик. Птица рада весне, а дитя - матери.
  Ученик. Ближе матери друга нет.
  Ученик. Сердце матери лучше солнца греет.
   Ученик. Материнская молитва со дна моря достаёт.
  Ученик. С матерью жить – ни скуки, ни горя не знать.
  Учитель. У текста рассуждения есть особенные слова, которые помогают связать части рассуждения. 
 При составлении тезиса можно применить эти слова:
 
 - Докажем это…
  - Это можно доказать так…
  - Почему и вот почему…
  - Это объясняется следующим образом

 При доказательстве: 
 
 - Во-первых,…
  - Во-вторых,…
  - В-третьих,…
  - Допустим…

При выводе:
 
 - Итак,…
  - Обобщим сказанное,,…
  - Таким образом,…
  - Следовательно,...


Отработка структуры текста - рассуждения.
 Текст
 Мама – самое священное слово на земле! Человек рождается и умирает с этим словом. Хлебороб благодарно произносит: "Спасибо, кормилица-мать". Солдат, смертельно раненный, шепчет: "За Родину-мать!" Все самые дорогие святыни названы и озарены именем матери.
 
 Учитель. Прочитайте текст, выделите три основные части и вставьте специальные слова.
 
 
Работа по опорным карточкам
 
 
Части рассуждения Примеры
 1. 
Тезис. Мама - самое священное слово на земле. Это можно доказать так. 
 2.
Доказательства.

1.Во-первых, человек рождается и умирает со словом мама.
2.Во-вторых, хлебороб благодарит землю матушку. Называет её кормилицей.
3.В-третьих, раненый солдат, умирая, шепчет: «За Родину-мать»

3. Выводы. Таким образом, все самые дорогие святыни названы и озарены именем матери. 
 Учитель. Применять в тексте специальные слова вы научились. Попробуйте, применяя слова и языковые обороты, написать сочинение- рассуждение о маме. В своём сочинении вы можете использовать пословицы о маме 
 
Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение по теме «При солнышке тепло, а при матери добро».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи. 6 класс. Подготовка к изложению.

Данный урок является одним из многих в системе развития речи учащихся.  При помощи таких уроков формируются навыки написания изложения, отрабатываются основные умения по грамматике, орфографии; в...

Урок развития речи 8 класс. Подготовка к сочинению - рассуждению по картине В.М.Васнецова «Витязь на распутье»

Урок посвящен подготовке к сочинению-рассуждеию проблемного характера по картине....

Урок развития речи по теме "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему" (подготовка к ОГЭ)

      Разработка урока поможет учителю подготовить учащихся 9 класса к написанию 3 части ОГЭ по русскому языку....

Урок развития речи 6 класс. Подготовка к написанию сочинения-описания народного промысла.Процесс изготовления дымковской игрушки.

Цели урока :·        Познакомить с историей возникновения дымковской игрушки.·        Развивать монологическую  речь учащихся...

Урок развития речи по подготовке к написанию сочинения-рассуждения по тексту А.Старкова по русскому языку в 9 классе

Урок развития речи по подготовкек написанию сочинения-рассуждения по тексту А.Старкова    по русскому языку в 9 классе...

Урок развития речи. 7 класс. Подготовка к обучающему сжатому изложению текста с речевой характеристикой героя.Упражнение 252.

В данной методической разработке представлен урок развития речи " Подготовка к обучающему сжатому изложению текста с речевой характеристикой героя".Цели:  развитие умений определять реч...