Главные вкладки

    Урок развития речи в 5 классе. Подготовка к сочинению-рассуждению о маме по теме: «Мама, милая мама».
    план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

    Король Марина Юрьевна

    Цели урока:
    1. Актуализация знаний учащихся, полученных в начальных классах (типы текстов, особенности текстов описания, повествования, рассуждения).
    2. Формирование навыков в составлении текста-рассуждения.  
      3. Развитие устной и письменной речи.
      4. Привитие любви к русскому языку.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon sochinenie_o_mame.doc38 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок развития речи.   Подготовка к сочинению-рассуждению о маме по теме: «Мама, милая мама».

    Цели урока:
    1. Актуализация знаний учащихся, полученных в начальных классах (типы текстов, особенности текстов описания, повествования, рассуждения).
    2. Формирование навыков в составлении текста-рассуждения.  
      3. Развитие устной и письменной речи.
      4. Привитие любви к русскому языку.

    Оборудование урока: схема, тексты, раздаточный материал, опорные карточки 
    Опережающее обучение: типы речи (описание, повествование, рассуждение)
     Схема.

      1. ТЕЗИС – то, что надо доказать.
      2. 
    ДОКАЗАТЕЛЬСТВО – аргументы.
      3. 
    ВЫВОД - итог рассуждения.


     Пословицы о маме.
     

    1. Птица рада весне, а дитя - матери.
      2. Сердце матери лучше солнца греет
      2. Ближе матери друга нет.
      3. Материнская молитва со дна моря достаёт.
      4. С матерью жить – ни скуки, ни горя не знать.

    Раздаточный материал:
    Текст №1
          На солнце нельзя было смотреть. Лохматыми, ослепительными потоками оно лилось с вышины. По синему-синему небу плыли облака,  словно кучи нерастаявшего снега. По краям они золотились, разбрасывая по небу искорки. (А. Толстой)
     
      Текст 2:  
          Никита распахнул дверь и сел на крыльцо. К самым ногам подкатился ручеек, коснулся ног и побежал дальше по своим делам. Никита осторожно опустил в его воды кораблик-щепку и долго смотрел ему вслед. А потом резко встал, улыбнулся солнышку, ручейку. Боль отступила, и в душе запело стозвоном : “Весна пришла!”  (А. Толстой)  
      
      Текст 3: 

         Самое лучшее время года - весна. Тает снег, солнышко греет ласково, приветливо. Просыпается земля, пробуждается природа. Все цветет и ликует! Весну нельзя не любить!: Это рассуждение, так как в начале текста есть утверждение, затем его доказательство и вывод
       
      
      
                                                                               Ход урока

    I. Повторение пройденного о типах речи.
      Учитель. Какие вы знаете типы речи? 
      Ученик. Я знаю три типа речи: описание, повествование, рассуждение.
      Учитель. Что такое описание?
      Ученик. Описание — это текст, в котором названы признаки предмета (объекта речи). Описание отвечает на вопрос какой?
      Учитель. Что такое повествование?
      Ученик. Повествование - это тип речи, при помощи которого описываются события в их временной последовательности. Повествование отвечает на вопрос что произошло? 
      Учитель. Что такое рассуждение? 
      Ученик. Рассуждение - это тип речи, при помощи которого излагается, разъясняется, отрицается или подтверждается какая-либо мысль. Рассуждение отвечает на вопрос почему?
    Работа в группах.

      Учитель. Прочитайте тексты. 
    1 группа.

      Текст 1:  
          На солнце нельзя было смотреть. Лохматыми, ослепительными потоками оно лилось с вышины. По синему-синему небу плыли облака,  словно кучи нерастаявшего снега. По краям они золотились, разбрасывая по небу искорки.  (А. Толстой)
     
    2 группа.
                                                                                            
      
    Текст 2: 
       
         Никита распахнул дверь и сел на крыльцо. К самым ногам подкатился ручеек, коснулся ног и побежал дальше по своим делам. Никита осторожно опустил в его воды кораблик-щепку и долго смотрел ему вслед. А потом резко встал, улыбнулся солнышку, ручейку. Боль отступила, и в душе запело стозвоном : “Весна пришла!”  (А. Толстой)  
      
     3 группа.

      
    Текст 3: 
         Самое лучшее время года - весна. Тает снег, солнышко греет ласково, приветливо. Просыпается земля, пробуждается природа. Все цветет и ликует! Весну нельзя не любить!: Это рассуждение, так как в начале текста есть утверждение, затем его доказательство и вывод
     
     К какому типу речи относится каждый из этих текстов?
      Ученик. Первый текст относится к описанию.
      Учитель. Почему относится к описанию?
      Ученик. Потому что здесь описываются лохматые, ослепительные потоки солнца, синее небо, по которому плыли облака и к ним можно задать вопрос какой?
      Учитель. К какому типу речи относится второй текст?
      Ученик. Второй текст относится к повествованию.
      Учитель. Почему к повествованию?
      Ученик. Потому что здесь рассказывается о том, как Никита распахнул дверь, сел на крыльцо, потом опустил кораблик в ручеёк и долго смотрел ему вслед, а потом резко встал и улыбнулся солнышку и к этим словом можно задать вопрос что делал?.
      Учитель. К какому типу речи относится третий текст?
      Ученик. Этот текст относится к рассуждению, в начале текста есть утверждение, затем его доказательство и вывод.
     
     II. Объяснение нового материала. 
     
      Учитель. Сегодня мы с вами будем готовиться писать сочинение – рассуждение о маме. Из скольких частей состоит сочинение-рассуждение?
      Ученик. Сочинение-рассуждение состоит из трёх частей: тезиса, доказательства и вывода.
      Учитель. Что такое тезис?  
      Ученик. Тезис – это основная мысль текста, которую нужно доказать.
      Учитель. Что такое доказательство?
      Ученик. Доказательство – это примеры, доказывающие основную мысль текста.
      Учитель. Что такое вывод?
      Ученик. Вывод – это заключение рассуждения.
      Учитель. Любите вы свою маму и за что вы её любите?
      Ученик. Мама - самый светлый, самый лучший и дорогой для каждого из нас человек, который подарил нам жизнь. 
      Ученик. В трудную минуту мы всегда зовем на помощь маму.
      Ученик. Она раньше всех встает, позже всех ложится. 
      Ученик. Мама заботится о нас, радуется и горюет вместе с нами.
     Учитель. Какие пословицы сложили народы мира, говоря о маме, о материнской любви?
      Ученик. Материнская ласка конца не имеет.
      Ученик. Всякой матери свое дитё мило.
      Ученик. Птица рада весне, а дитя - матери.
      Ученик. Ближе матери друга нет.
      Ученик. Сердце матери лучше солнца греет.
       Ученик. Материнская молитва со дна моря достаёт.
      Ученик. С матерью жить – ни скуки, ни горя не знать.
      Учитель. У текста рассуждения есть особенные слова, которые помогают связать части рассуждения. 
     При составлении тезиса можно применить эти слова:
     
     - Докажем это…
      - Это можно доказать так…
      - Почему и вот почему…
      - Это объясняется следующим образом

     При доказательстве: 
     
     - Во-первых,…
      - Во-вторых,…
      - В-третьих,…
      - Допустим…

    При выводе:
     
     - Итак,…
      - Обобщим сказанное,,…
      - Таким образом,…
      - Следовательно,...


    Отработка структуры текста - рассуждения.
     Текст
     Мама – самое священное слово на земле! Человек рождается и умирает с этим словом. Хлебороб благодарно произносит: "Спасибо, кормилица-мать". Солдат, смертельно раненный, шепчет: "За Родину-мать!" Все самые дорогие святыни названы и озарены именем матери.
     
     Учитель. Прочитайте текст, выделите три основные части и вставьте специальные слова.
     
     
    Работа по опорным карточкам
     
     
    Части рассуждения Примеры
     1. 
    Тезис. Мама - самое священное слово на земле. Это можно доказать так. 
     2.
    Доказательства.

    1.Во-первых, человек рождается и умирает со словом мама.
    2.Во-вторых, хлебороб благодарит землю матушку. Называет её кормилицей.
    3.В-третьих, раненый солдат, умирая, шепчет: «За Родину-мать»

    3. Выводы. Таким образом, все самые дорогие святыни названы и озарены именем матери. 
     Учитель. Применять в тексте специальные слова вы научились. Попробуйте, применяя слова и языковые обороты, написать сочинение- рассуждение о маме. В своём сочинении вы можете использовать пословицы о маме 
     
    Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение по теме «При солнышке тепло, а при матери добро».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок развития речи. 6 класс. Подготовка к изложению.

    Данный урок является одним из многих в системе развития речи учащихся.  При помощи таких уроков формируются навыки написания изложения, отрабатываются основные умения по грамматике, орфографии; в...

    Урок развития речи 8 класс. Подготовка к сочинению - рассуждению по картине В.М.Васнецова «Витязь на распутье»

    Урок посвящен подготовке к сочинению-рассуждеию проблемного характера по картине....

    Урок развития речи по теме "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему" (подготовка к ОГЭ)

          Разработка урока поможет учителю подготовить учащихся 9 класса к написанию 3 части ОГЭ по русскому языку....

    Урок развития речи 6 класс. Подготовка к написанию сочинения-описания народного промысла.Процесс изготовления дымковской игрушки.

    Цели урока :·        Познакомить с историей возникновения дымковской игрушки.·        Развивать монологическую  речь учащихся...

    Урок развития речи по подготовке к написанию сочинения-рассуждения по тексту А.Старкова по русскому языку в 9 классе

    Урок развития речи по подготовкек написанию сочинения-рассуждения по тексту А.Старкова    по русскому языку в 9 классе...

    Урок развития речи. 7 класс. Подготовка к обучающему сжатому изложению текста с речевой характеристикой героя.Упражнение 252.

    В данной методической разработке представлен урок развития речи " Подготовка к обучающему сжатому изложению текста с речевой характеристикой героя".Цели:  развитие умений определять реч...