Урок развития речи. 7 класс. Подготовка к обучающему сжатому изложению текста с речевой характеристикой героя.Упражнение 252.
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

В данной методической разработке представлен урок развития речи " Подготовка к обучающему сжатому изложению текста с речевой характеристикой героя".

Цели:  развитие умений определять речевую задачу,анализировать использованные для создания речевого портрета языковые средства, писать изложение с заданной степенью свёрнутости.

Задачи:

образовательная: расширить знания учащихся о приемах сжатия текста.

развивающая: развивать навыки работы с текстом, развивать навыки использования приёмов сжатия текста (исключения и обобщения); развивать эмоциональную сферу учащихся посредством языковых явлений, организационные навыки самостоятельной деятельности в парах; развивать умение логически мыслить, сравнивать, обобщать.

воспитательная: воспитывать культуру общения, любовь и интерес к родному языку.

Планируемый результат

Личностные УУД:. Формирование объективного понимания текста на основе усвоения необходимого материала.

Регулятивные УУД: целеполагание и планирование деятельности; контроль в форме сличения с эталоном, коррекция: внесение необходимых дополнений и корректив; саморегуляция физического и психического состояния; способность к рефлексии

Познавательные УУД: работа с информацией, умение делать выводы работы с информацией; анализ и обобщение;

Коммуникативные УУД: умение анализировать, обобщать, делать выводы; умение строить устное высказывание с учетом сферы и ситуации общения; умение воспроизводить прочитанный текст с заданной степенью свернутости;

Основные понятия

Исключение, обобщение, замена

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, коллективная.

 

Используемые методы словесные; ролевая игра, наглядно-иллюстративные; ИКТ; элементы проблемного обучения; учебный и творческий практикум. Средства обучения: мультимедийные средства, учебник «Русский язык. 5 класс». Часть 2. Авторы: Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, А.В.Глазков, А.Г.Лисицын. (М.: Просвещение, 2014);

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_v_7_klasse._urok_razvitiya_rechi.docx28.56 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

по русскому языку в 7 классе

разработан в соответствии с требованиями ФГОС

с использованием современных образовательных технологий

(технология проблемного обучения, технология групповой деятельности, здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникационная технология)

Урок развития речи.

 Подготовка к обучающему сжатому изложению текста с речевой характеристикой героя

                                                                                            Разработала

                                                                                            Ибадлаева В.И.

 учитель русского языка

                                                                                             "Школа-гимназия №3"

                                                                                              города Армянска

Армянск 2019

Цели:  развитие умений определять речевую задачу,анализировать использованные для создания речевого портрета языковые средства, писать изложение с заданной степенью свёрнутости.

Задачи: 

образовательная: расширить знания учащихся о приемах сжатия текста.

развивающая: развивать навыки работы с текстом, развивать навыки использования приёмов сжатия текста (исключения и обобщения); развивать эмоциональную сферу учащихся посредством языковых явлений, организационные навыки самостоятельной деятельности в парах; развивать умение логически мыслить, сравнивать, обобщать.

воспитательная: воспитывать культуру общения, любовь и интерес к родному языку.

Планируемый результат

Личностные УУД:. Формирование объективного понимания текста на основе усвоения необходимого материала.

Регулятивные УУД: целеполагание и планирование деятельности; контроль в форме сличения с эталоном, коррекция: внесение необходимых дополнений и корректив; саморегуляция физического и психического состояния; способность к рефлексии

Познавательные УУД: работа с информацией, умение делать выводы работы с информацией; анализ и обобщение;

Коммуникативные УУД: умение анализировать, обобщать, делать выводы; умение строить устное высказывание с учетом сферы и ситуации общения; умение воспроизводить прочитанный текст с заданной степенью свернутости;

Основные понятия

Исключение, обобщение, замена

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, коллективная.

Используемые методы словесные; ролевая игра, наглядно-иллюстративные; ИКТ; элементы проблемного обучения; учебный и творческий практикум. Средства обучения: мультимедийные средства, учебник «Русский язык. 5 класс». Часть 2. Авторы: Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, А.В.Глазков, А.Г.Лисицын. (М.: Просвещение, 2014);

1.  Организационный момент. Эмоциональный настрой

- Добрый день, ребята, присаживайтесь, надеюсь на дружное, активное и творческое сотрудничество на уроке!

 2. Актуализация знаний. Сегодня у нас урок пройдёт в системе  развивающего обучения. На прошлом уроке вы познакомились с темой " Речевая характеристика героя."

Данный урок является продолжением изученной темы, но с постановкой новых задач и целей. И для определения темы, целей, задач урока я предлагаю вашему вниманию посмотреть небольшие ролевые игры.

Ролевая игра.1.  Николай Помяловский "Очерки бурсы"

Гороблагодатскому точно жаль было прекратить мучения  ненавистного  для

него Тавли.  Он  собрал  все  силы,  и  от  последнего  щипка  рука  Тавли

почернела.

   - Будет с тебя. Сыт ли?.. - спросил Гороблагодатский.

   Лишь только освободился Тавля, страх в душе его сменился  бешенством  и

злостью.

   - Подлец! - проговорил он. - Слышь, не задевай! в зубы съезжу!

   - Ты?

   - Я.

   - А вот и харя, съезди,  -  сказал  Гороблагодатский,  подставляя  свое

лицо...

   Тавля забылся в бешенстве и залепил оглушительную плюху  своему  врагу, но в ответ получил еще здоровейшую. Завязалась драка...

2. В 1967 году на экраны кинотеатров вышел художественный фильм "Дубравка". В главной роли девочка, Дубравкой, так ласково назвала её бабушка. В беседе с Радугой о любви мы слышим следующее:

РАДУГА говорит:

- За что ты меня любишь?

 - За то, что вы красивая. Говоря о любви, чувствуешь что-то непонятное. Даже страшно делается. Разве можно столько любви отдать одному человеку? Для меня - это что-то светлое, доброе, нежное...

- Ребята, исходя из представленных ролевых игр определите , пожалуйста, какую цель преследовали актёры? (Показать наиболее ярко речь героев)

 - Услышав речь человека можно ли судить о его качествах?  

- При выполнении какой работы мы стараемся отобразить речь человека?(при характеристике геоя, написании сочинений, изложений)

- Сформулируйте, пожалуйста, тему урока.

Учитель записывает под диктовку тему урока, пропуская место для слов: Обучающее сжатое  (Обучающее (сжатое) изложение текста с речевой характеристикой героя.

- Молодцы, ребята. Вы правильно определили тему урока. Но нужно внести небольшую корректировку.

- Какие виды работ изложения вы знаете? (подробное и сжатое)

 К  какому виду изложения  мы будем готовиться?

 ( Исходя из задания к упражнению 252 написано - напишите сжатое изложение)

- Итак, мы должны научиться писать изложение. Подберите к слову научиться синонимичный глагол настоящего времени- обучиться. От него образуйте  -  действительное причастие ( какое изложение?) Обучающее. Правильно!

 - Откройте тетради, запишите дату, тему урока: "Обучающее сжатое изложение текста с речевой характеристикой героя"

- Эпиграфом к нашему уроку станут слова персидского поэта и мыслителя XIII века Саади. Он писал:

                                                 

Умен ты или глуп.

Велик ты или мал,

Не знаем мы, пока

Ты слова не сказал!

- Как вы понимаете слова мыслителя? (Культура общения  - показатель общей культуры человека, его развития, его интеллекта)

3.Мотивация учебной деятельности.

 В классе у меня есть помощники. Напомните, пожалуйста, чьё творчество мы анализировали на прошлом уроке?

Помощник.

Ученик (предварительно подготовил краткую информацию)

- На предыдущем уроке мы говорили о творчестве известного советского писателя Викторе Петровиче Астафьеве. Его произведения отражают реальную жизнь, с реальными героями и событиями. Его рассказы, повести, романы заставляют задуматься о смысле жизни, о месте человека в обществе, об отношении людей к друг другу. В представленном отрывке из рассказа " Костёр возле речки"  автор затрагивает несколько проблем.

  • Поднимает проблему экологии, чистоты окружающей среды и что каждый человек может сделать для этого.
  •  Поднимает вопрос о непонимании окружающего мира тех людей, которые делают добровольную работу, помогающую сделать мир вокруг хоть немного лучше.
  • Степень воспитанности человека.

Проблемный вопрос.

- Спасибо. Ответьте, пожалуйста, на вопрос. Какую роль играет речевая характеристика героя? С какой целью использует писатель данный приём в рассказе? (это одно из важнейших средств раскрытия характера героя)

          (Слушая  разговорную речь шофёра складывается негативное впечатление о нём.      Именно из-за слов "чё","баба", "идиоты", "за поганцами" выявляется образ некультурного человека.)

- Молодцы. Теперь перейдём к практической части урока и постараемся теоретические знания применить на практике.

4. Постановка задач.

- Давайте вспомним, ребята, что такое изложение?

 (Изложение – это не только пересказ текста, но и передача языковых особенностей, стиля автора.)

- Какие виды изложения Вам знакомы?(Подробное и сжатое)

- Ребята, почему же изложение называется сжатым?(Текст при сжатом изложении передаётся не полностью, в краткой форме)

- Как же можно сократить, «сжать» текст?(Необходимо извлекать из текста второстепенную мысль, изъять из текста однородные члены предложения, причастные и деепричастные обороты, из сложных предложений составлять простые, слияние нескольких предложений в одно предложение)

- Молодцы, ребята.

- Ребята, существует ещё один приём сжатия текста – обобщение.

- Что можно обобщать, объединять? (Отдельные факты, действия, предложения)

- Что мы должны сохранить при сжатом изложении? (Основное содержание текста; тему и идею высказывания, т.е. общий смысл; главные мысли основных микротем)

- Итак, мы вспомнили с вами, что такое сжатое изложение, вспомнили приёмы сжатия текста. А теперь немного отдохнём.

Физкультминутка.

  «Бабочка»

Утром бабочка проснулась ,

Улыбнулась , потянулась!

Раз –росой она умылась,

Два –изящно покружилась ,

Три –нагнулась и присела ,

На четыре –улетела.

5. Работа над  материалом.

4.Подготовка к изложению, чтение текста, его анализ, составление плана.

Определите  тип речи данного текста ? Докажите (повествование с элементами описания)

К какому стилю относится текст? Докажите (художественный)

- Чем интересен стиль данного текста? (Автор использует изобразительно-выразительные средства)

- Как с помощью речевых средств создается характеристика героев?

- Что мы можем сказать о героях, исходя из того, как они говорят?

– Чтобы написать сжатое изложение, нужно определить микротемы. Что это такое? (Микротема – это часть большой темы)

– Как мы будем определять микротемы? (Читать по абзацам и выявлять основную мысль каждого)

– Можно ли объединять несколько абзацев в один? (Да, если в них говорится об одном и том же, то есть они раскрывают одну микротему)

Выполняя домашнее задание Вы должны были выделить абзацы, определить в них ключевые слова.

Красиво оформить на листочке ( в виде рисунка, словосочетания)

Первый ученик.

Чтение первого и второго абзацев. Составление плана. Выделение ключевых слов, фраз.

- О чём идёт речь?

- Как озаглавим?

- Выделите важные (ключевые) слова. (аэропорт, дача, мужчина и женщина, перчатки, мешок).

1. Встреча в Подмосковье.

Второй ученик.

Чтение третьего абзаца.

- О чём идёт речь в данном отрывке?

- Как его можно озаглавить?

- Ключевые слова(сбор ветоши - всё, чем сплошь сорИт. ОРФ-Я  СЕКУНДА. Ударение на И . Что делать? сорИть? В н.ф. уд-е падает на И, значит в 3 лице ед. числа в слове сорИт уд-е будет падать на И. Ошибочное мнение  брать за основу существительное “сор“.

- Как сократим фрагмент?( изымем из текста однородные члены предложения

( Обобщим словом мусор)

Сбор мусора. Красиво оформить на листочке ( в виде рисунка, словосочетания)

Третий ученик.

Чтение четвертого и пятого абзацев.

- О чём идёт речь в данном отрывке?

- Как его можно озаглавить?

- Выделите ключевые слова( злобное отношение шофёра к ПОЖИЛЫМ людям, речь водителя) 

- Как сократим фрагмент?

 Реакция шофера. Красиво оформить на листочке ( в виде рисунка, словосочетания)

Чтение шестого абзаца.

- О чём идёт речь в данном отрывке?

- Как его можно озаглавить?

- Выделите ключевые слова.(тихая радость, терпеливые люди. добровольная работа, уставшая земля)

- Как сократим фрагмент?

 Думы автора. Красиво оформить на листочке ( в виде рисунка, словосочетания)

- Итак, ребята, мы выделили ключевые слова в каждом абзаце, опираясь на определённую микротему.

6. Закрепление материала.

 - Внимание! Ребята, найдите, пожалуйста, в тексте  трудные орфограммы. Объясните правописание орфограмм. (Всё-таки, Подмосковье, аэропорт, Домодедово, вдоль даЧ (без ь) - в родит. пад. мн.числа, полиэтилен, неторопливо, о чём-то, ветошЬ. шофёр-таксист, вёзший, прочЬ, исчезли, костёр, необходимую).

- Молодцы, ребята.

- Кто попробует пересказать текст в сжатой форме? В качестве дополнительного материала служат рисунки, которые помогут Вам в устном изложении текста.

 ( Пересказ текста)

- Ребята, урок хотелось бы закончить призывом. Данный этап работы приветствуется в Президентском сочинении. Вспомните, пожалуйста пословицы и поговорки об отношении человека к природе, высказывания известных людей.

Антуан де Сент-Экзюпери в “Маленьком принце”вложил в уста главного героя такие слова:  “Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу приведи в порядок свою планету”.

Нет плохой земли, есть плохие хозяева.
Мала птица, а и та своё гнездо бережёт.

Защитная лесная полоса – наша гордость и краса.
Береги землю родимую, как мать любимую.

И у березки слезки текут, когда с нее корку дерут.

Ученики вкратце дают толкование высказываниям.

Вывод: Нужно изо дня в день беречь, хранить, любить планету, чтобы и будущее поколение людей любовалось красотами Земли.

- На этой позитивной ноте мы и заканчиваем урок. Мне бы очень хотелось, чтобы мы воспитывали в себе уважительное отношение к людям, к природе.

Запишите д/з.  Упражнение 252. Подготовиться к  написанию сжатого изложения.

7. Рефлексия деятельности.

Подведем итог нашей работе. (+ заполняем самооценку достижений)

Вспомним, какова была цель нашего урока? Достигли мы её?

Кто из вас  доволен своей работой на уроке?

Кому урок показался    интересным?

Чему мы научились на уроке?

Для кого материал урока  будет полезен?

Где в жизни могут пригодиться полученные на уроке знания?

8. Выставление отметок. Самыми активными были....

- На этом наш урок подошёл к концу. Всем спасибо за работу. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока в 9 классе «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА».

Урок вошел в систему уроков по развитию речи и подготовке к ГИА по русскому языку в 9 классе. Государственная итоговая аттестация по русскому языку в 9 классе включает несколько типов задан...

Развитие речи. 8 класс. Подготовка к написанию сжатого изложения (ГИА)

 Как подготовить выпускников 9 класса к написанию сжатого изложения? Есть определённая система такой подготовки. Не торопитесь давать учащимся прослушивать текст и писать по нему изложение...

Методическая разработка урока в 9 классе « Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ОГЭ»

Тип урока: урок общеметодической направленности.Форма работы: урок-практикум с использованием презентации.Методы и приемы обучения: практические, проблемные, частично-поисковые, репродуктивные, о...

Урок развития речи. 7 класс. Подготовка к обучающему сжатому изложению текста с речевой характеристикой героя.Упражнение 252.

Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОСс использованием современных образовательных технологий(технология проблемного обучения, технология групповой деятельности, здоровьесберегающие...

Конспект урока развития речи Тема: «Подготовка к подробному обучающему изложению «Заботливая канарейка»»

Конспект содержит в себе полный ход урока, хрономертажём и описанием речевой деятельности учителя и учеников....

Уроки развития речи по подготовке к сжатому изложению

Уроки развития речи по подготовке к сжатому изложению...