Урок по теме «Деепричастие как часть речи» . 10 класс.
презентация к уроку по русскому языку (10 класс) по теме

Баженова Наталья Вячеславовна

Урок по теме «Деепричастие как часть речи» разработан в соответствии с программой курса по русскому языку для 10-11 классов (Авторы Н.Г.  Гольцова, И.В. Шамшин, М.А.Мищерина) для общеобразовательных учреждений, а также в соответствии с особенностями контингента обучающихся  МБОУ ВСОШ при ФКУ ИК-16.

На изучении темы «Деепричастие как часть речи» в 10 классе отводится 1 час.

Урок построен по типу: повторение и обобщение ранее изученного.

Форма урока: комбинированный.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, подготовленная в Microsoft Office PowerPoint; учебник. Русский язык.10-11 классы. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.; доска;  тематические учебные листы для каждого учащегося, карточки с заданием.

Цели урока:

1.Обучающие:

обобщить и систематизировать знания о деепричастии:

 ― повторить морфологические особенности деепричастий, способы образования деепричастий совершенного и несовершенного вида;

 ― формировать навыки выделения запятыми деепричастий и деепричастных оборотов;

 ― повторить правила правописания деепричастий;

 ― активизировать самостоятельную деятельность обучающихся по обобщению сведений о деепричастии и деепричастном обороте.

2. Развивающие:

 ― развивать монологическую речь учащихся, мышление.

3. Воспитательные:

 ― воспитание культуры общения, уважительного отношения к культурам других народов, совершенствование духовно-нравственных качеств личности.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Деепричастие как глагольная форма 10 класс Автор: Баженова Н.В, учитель русского языка и литературы МБОУ ВСОШ при ФКУ ИК-16

Слайд 2

Деепричастие как глагольная форма Цель урока: обобщить и систематизировать знания о деепричастии как глагольной форме. План урока: 1. Повторение знаний о деепричастии. 2. Закрепление знаний. Подготовка к самостоятельной работе. 3. Самостоятельная работа. 4. Подведение итогов урока.

Слайд 3

Картина Себастьяна Вранкса «Орфей и животные», 1 595 .

Слайд 4

Картина Якопо дель Селлайо «Орфей и Эвридика», 15 век .

Слайд 5

Картина Коро «Орфей, ведущий Эвридику из царства теней», 1861.

Слайд 6

Деепричастие как глагольная форма неизменяемая форма глагола обозначает добавочное действие Признаки Глагола: 1. Имеет вид, возвратность. 2. Что делая? Что сделав? 3. Управляет зависимыми словами. Наречия: 1. Не изменяется. 2. В предложении является обстоятельством. 3. Управляет зависимыми словами.

Слайд 7

Суффиксы деепричастий Совершенный вид: -вши -в -ши -а (-я) Несовершенный вид: -а (-я)

Слайд 8

Вид деепричастий Совершенный: 1. Законченное добавочное действие. 2. Что сделав? 3. Суффиксы: -вши, -в, -ши, -а (-я). Несовершенный: 1. Незаконченное добавочное действие. 2. Что делая? 3. Суффиксы: -а (-я).

Слайд 9

Правописание деепричастий Не с деепричастиями Частица НЕ с деепричастиями пишется раздельно. Н е зная (дееприч. ) Некоторые деепричастия без не не употребляются, поэтому пишутся слитно . Негодуя (без не не употр.) Правописание суффиксов деепричастий совершенного вида В деепричастиях совершенного вида перед суффиксами –В, –ВШИ пишется та же буква, что и перед ТЬ в инфинитиве. Куп и в (куп и ть)

Слайд 10

Проверь себя! 1.Сов.в.: брос и в – брос и ть, услыш а в – услыш а ть, закричав; нес.в.: ломая, не р азбирая (деепр.)

Слайд 11

Деепричастный оборот Деепричастие зависимые слова Орфей ушёл от людей и целые дни проводил один, скитаясь в лесу и изливая в песнях свою тоску .

Слайд 12

Проверь себя! Ключи к тесту. 1 - в 2 - г 3 - в 4 - г

Слайд 13

Проверь себя! Ключи к цифровому диктанту. 1-2 2-2 3-1 4-2 5-1 6-3

Слайд 14

Творческое задание. Эссе. Образец написания. Как вы напишите НЕ в словосочетаниях: не коснувшись, не опечалены? В данных выражениях я напишу НЕ со всеми словами раздельно. Во-первых, эти слова употребляются без НЕ: коснувшись, опечалены. Во-вторых, деепричастия и краткие причастия пишутся раздельно, если употребляются без НЕ.

Слайд 15

Домашнее задание § 52, упр. 274.

Слайд 16

Ресурсы http://www . romeo-juliet-club. ru. h ttp://www . artchive. com/artchive/ftptoc/corot_ext. html. Проект «Виртуальный художественно-исторический музей» http:// www . impressionist--paintings . com. Малюшкин А.Б.Учебные таблицы. 5-11 классы. А.В.Владимирова. Русский язык. Орфография и пунктуация в алгоритмах.



Предварительный просмотр:

Тема  урока: Деепричастие как часть речи..

Цели  урока:

  • познакомиться с деепричастием и его грамматическими признаками;
  • научиться отличать деепричастие от других языковых категорий, правильно использовать его в устной и письменной речи;
  • прививать любовь к изобразительному искусству и искусству слова.

 Оборудование: фотография с изображением сирени, скандинавская сага, древнегреческий миф, картина Врубеля «Пан», презентация.

         Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Повторение пройденного и введение нового материала.

- Запишите предложение, объясните знаки препинания и выполните его синтаксический разбор.

     Лось испугался шороха и выбежал на опушку, заросшую кустарником.

- Скажите, какой частью речи  выражены сказуемые во второй части предложения,  какие действия обозначают эти слова: однородные или неоднородные? Ответ обоснуйте.

Сказуемые во втором предложении выражены глаголами. Они обозначают однородные действия. Между ними есть союз.

- Измените это предложение так, чтобы вместо второго и третьего глаголов появились слова, обозначающие  неоднородное, добавочное действие и отвечающие на вопрос  что делая?

Эти слова являются деепричастиями.

Беседа по вопросам.

- Что такое деепричастие?

- Признаки каких частей речи совмещены в деепричастии?

- Какие признаки глагола имеет деепричастие?

- Какие признаки наречия имеет деепричастие?

- Назовите общее грамматическое значение деепричастия.

- Каковы морфологические признаки деепричастий?

- Назовите морфемные признаки деепричастий.

- Каковы синтаксические признаки деепричастий.

IV. Закрепление изученного. Работа с текстом. (Слайд №2).

  1. Найдите в тексте деепричастия, выпишите их, укажите вид, обозначьте суффиксы деепричастий.

                                                                                     Открывая окно, увидал я сирень,

                                                                                     Это  было весной – в улетающий день…

                                                                                                                                А.Блок                                                                  

 В скандинавской саге рассказывается о том, как солнце в сопровождении весенней радуги шло над землей и лучи его, перемешиваясь с переливами радуги, падали на землю, превращаясь в цветы – желтые, оранжевые, красные, синие, белые. Когда же солнце достигло Севера, у радуги оставались лишь два цвета – лиловый и белый. Лиловый цвет, смешавшись с солнечными лучами, упал на маленькие кустарники, и те покрылись сиреневыми цветами. А белый цвет, рассыпанный над землею, дал белую звездчатую сирень…

Повторение правописания деепричастий.

1.(не)расклеить-     2(не) растаять-     3 (не) построить-   4 ненавидеть- 5 (не) зависеть

  1. Знакомство с деепричастным оборотом. Попутное повторение  знаков препинания при сравнительном и причастном оборотах, вводных конструкциях.Работа с текстом. (Слайд №3).

     …Бог лесов и полей Пан с пеленок был безобразен – рогат и бородат. Да к тому же он еще родился с козлиными копытцами. Но, как говорится, сердцу не прикажешь. Влюбился молодой Пан в прекрасную, как майское утро, лесную нимфу Сирингу. Всюду бродил Пан, преследуя красавицу. Однажды, издали увидев Сирингу в дремучем лесу, он захотел догнать ее. Тогда нимфа в ужасе взмолилась Артемиде, дочери Зевса, богине деревьев и растительности: «Спаси меня от позора!» Та превратила нимфу в душистый куст сирени, расцветающий каждую весну. А безутешный Пан, отломив ветку сирени, сделал из нее свирель (сиринкс) и уже никогда с нею не расставался. Когда в часы тихой грусти или буйного веселья Пан начинал играть на свирели, в лесу замолкали птицы, а в поле утихал ветерок. И казалось, в этот миг можно было услышать трепетное дыхание самой земли, когда она, чистая, нежная, просыпается под лучами солнца. На этот сюжет Врубель написал свою знаменитую картину: опечаленный Пан держит в руках свирель, и кажется, никогда уже не будет ему счастья и никто не разделит с ним безутешное горе, не осмелится подать надежду…

  1. Цифровой диктант. Напишите цифрой количество деепричастий

 в предложениях.

Черная птица, промчавшись над песками, скрылась во мраке.

Спотыкаясь, цепляясь за лавки и стулья, Яшка стал бродить по избе, разыскивая старые штаны и рубаху.

А заря, лениво обходя кругом, обсыпает ветки новым серебром.

Хорошо, когда, радуя глаз, светит солнце, когда, перегоняя друг друга, плывут по чистому небу облака.

Почувствовав свое превосходство, он очень скоро заставил относиться к себе с уважением.

V. Отработка навыков употребления деепричастий в речи.

  1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения. (Слайд 4).

Готовясь к экзаменам,

1) выучите сначала теорию.

2) преподаватели провели консультации.

3) требуется много времени.

4) у вас должны быть конспекты.

Пользуясь толковым словарем,

  1. сначала читается вступительная статья.
  2. меня поразило богатство нашего языка.
  3. обратите внимание на иллюстративный материал.
  4. многие слова покажутся вам неизвестными.

  1. К предложенным  фразеологическим оборотам подберите подходящие фразеологические обороты из слов для справок. (Слайд №5).

  1. скрепя сердце - ………………………………………………….
  2. через пень-колоду - …………………………………………….
  3. сломя голову - …………………………………………………..
  4. засучив рукава - ………………………………………………..
  5. как сыр в масли катается - …………………………………….
  6. лежать на боку - ………………………………………………...

Слова для справок: не покладая рук, стиснув зубы, спустя рукава, очертя голову, высунув язык, не разгибая спины, продавать глаза, собак гонять, сидеть сложа руки, валять дурака, живет припеваючи.

VI. Подведение итогов урока. Обобщение изученного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по теме "Деепричастие как часть речи"

Данный урок проводится в 7 классе по учебнику под редакцией М.Т.БАРАНОВА.  Это первый урок с системе "Деепричастие". Он включает в себя изучение нового материала, первичное закрепление работу с т...

Урок на тему Деепричастие как часть речи

Урок на тему Деепричастие как часть речи в 7 классе с технологической картой по программе Предметная линия учебников Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов и др. Урок включает в себя мотивацию к действию, групп...

Урок по теме "Деепричастие как часть речи. Деепричастный оборот"

Цель урока: повторить тему "Деепричастие как часть речи. Деепричастный оборот и знаки препинания при деепричастном обороте"...

Разработка урока по теме "Деепричастие как часть речи"

В материале даны поурочный план и наглядная презентация для изучения новой части речи - деепричастия в 7 классе....

Презентация к уроку по теме: "Деепричастие как часть речи"

Дидактический материал для урока в 7 классе по теме: "Деепричастие как часть речи"...

Открытый урок по теме " Деепричастие как часть речи "

1) что такое деепричастие; основные признаки деепричастия; типичные суффиксы деепричастий;2) признаки глагола и наречия, свойственные деепричастию....

Урок по теме "Деепричастие как часть речи"

Урок-закрепление по теме "Деепричастие как часть речи"  в форме игры-путешествия...